Глава III. «Титаны» Возрождения




 

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.[17]

Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искусствами. Наш соотечественник, замечательный знаток итальянского Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей и никогда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего малого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» (Муратов П. Образы Италии. — М., 1994. С. 109).[18]

Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. «Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс (Маркс К., ЭнгельсФ.-Соч-.Т.20. С. 346).[19]

Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан — титаны, жившие и создававшие произведения в период Высокого Возрождения.

Сандро Боттичелли

 

Творчество Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1444 -1510 гг.) отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Именно в это время осуществляются разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения.[20]

Сандро Боттичелли — художник другого периода (Высокого — В. Д.) эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражает щедростью, преизбыточностью художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия» (Н. А. Дмитриева). Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в живописи идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли изображал его, пропуская сквозь призму видения нарождающейся эпохи. Вместе с тем образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Однако не только единство пластического мастерства и духовного содержания творчества придает манере Боттичелли возрожденческий характер. Н. А. Бердяев отмечал: «Боттичелли — самый прекрасный, волнующе поэтический художник Возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигавший классической завершенности. Его Венеры всегда походили на Мадонн, как Мадонны походили на Венер».[21]

 

Леонардо да Винчи

 

Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «...Таланта... было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти» (Джорджа Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.-С.-Пб.,1992.С.197.).[22]

Леонардо да Винчи — самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Это был Homo universale (человек универсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен, элегантен, обходителен, красноречив. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочинял басни, сонеты, написал «Книгу о живописи». До нас дошло около пятнадцати его картин. Он оставил рисунки машин и механизмов с прообразами экскаватора, токарного станка, самолета, вертолета... В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: "Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа, 1478) и «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта, 1470-90 гг.). Особенности искусства мастеров кватроченто — интерес к психологическим решениям и пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению и, если художники ХV в. овладели перспективой, то Леонардо овладел пространством. Персонажи его картин уже располагались не на фоне далекой перспективы, а внутри пространства. Не было разрыва между передним и задним планами, персонажи не «наложены" один на другой, между ними чувствуется воздух. Мягкая, с переходами светотень — знаменитое леонардовское «сфумато».

Фреска «Тайная вечеря» — удивляет интеллектуальной силой художника, тем как продумана и разработана композиция произведения. Она написана на торцовой стене трапезной монастыря так, что иллюзорное пространство фрески кажется продолжением реального пространства интерьера, Христос и его ученики как бы сидят в той же трапезной, но на возвышении. Центральное положение Христа подчеркнуто тем, что точка схода перспективы совпадает с его головой. Художник поместил Христа в светлом проеме окна, отдалив простенком от апостолов. Новое, не традиционное решение темы дает Леонардо да Винчи: он впервые изображает конфликт, сам процесс драматического события.

Самое знаменитое произведение художника и, пожалуй, во всей мировой живописи «Портрет Моны Лизы», супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели передана жизнь души, само ее течение, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей,

чувств, ощущений. Леонардо говорил: «Хороший живописец должен писать две главные вещи — человека и представление его души». С «Джокондой» связано зарождение психологического портрета.[23]

Микеланджело

 

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт.[24] Микеланджело Буонарроти превыше всех искусств ставил скульптуру, хотел быть только скульптором, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, был также рисовальщиком, поэтом, инженером.

Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить и папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был «способен воплотить все добро и все зло человечества». Он стремился показать человека таким, каким он должен быть. Таков его «Давид». Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. Вазари писал, что статуя Микеланджело «…отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы. 40 лет жизни Микеланджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи.

Роспись потолка (1508–12 гг.) и алтарной стены («Страшный суд», 1536-41 гг.) Сикстинской капеллы в Ватикане также возложил Юлий II на Микеланджело. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343фигуры. Микеланджело изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог — вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Его люди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела.

Этот жизнеутверждающий пафос работы над росписью потолка капеллы сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской алтарной стены «Страшный суд». Площадь фрески «Страшного суда» 13,7 х 12,2 м. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни — и шире — образ всечеловеческой катастрофы. [25]

 

Рафаэль

 

Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.[26] Рафаэль — гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство — синтез достижений предшествующих художников. У Рафаэля человек совершенен, мир пребывает в гармонии. Образ Мадонны особенно близок искусству Рафаэля. Здесь наиболее полно он раскрывает представления свои о благородстве, совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна дель Грандука», «Мадонна с щегленком», «Мадонна садовница», «Мадонна Альба», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна» (1513-14 гг.). Высокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав, может быть, самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Одухотворенное лицо Мадонны, то, как она держит младенца, выражают и бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына, сознание ее неизбежности, и скорбную готовность принести его в жертву ради людей. Рафаэлю была поручена огромная работа — роспись четырех станц (комнат) в Ватикане (папский дворец).

Главные фрески станцы — «Диспуты» (апофеоз теологии), «Афинская школа" (апофеоз философии) и «Парнас» (апофеоз искусства) и «Мудрость, Мера и Сила» (олицетворение главных добродетелей правосудия). Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепным портретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнем величии. В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо (Ватиканский дворец) — Лоджии Рафаэля.

Ватиканские фрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело вершина монументальной живописи Возрождения.[27]

 

Тициан

 

Тициан (Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 – 1576 гг.) — знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса.[28] Он прожил долгую творческую жизнь, охватившую этапы Высокого и Позднего Возрождения в специфических условиях Венеции. Новаторство Тициана сказалось в самых разных формах и жанрах живописи. С его именем связаны утверждение станковой картины, создание монументальных алтарных полотен, выделение пейзаж в самостоятельный жанр, разработка различных типов портрета (художественно-парадный, камерный и др.). Тициана считают подлинным реформатором живописи — исключительным богатством и многообразием своих колористических достижений именно он показал огромные возможности цвета как средства художественной выразительности новой живописи. Создавая праздничные, жизненно полнокровные образы человека, умея ярко раскрыть его гармоническую связь с природой, Тициан в то же время обращался к образам, отмеченным глубиной проникновения во внутренний мир людей, в их психологию. Тематика его произведений исключительно широка и разнообразна: от полотен с персонажами античной мифологии («Венера Урбинская», «Вакх и Ариадна», «Даная») и аллегорических картин («Любовь земная и небесная») до грандиозных алтарных образов («Ассунта» — «Вознесение Мадонны») и драматизма поздних работ («Коронование терновым венцом», «Св. Себастьян»). Тициан создал целую портретную галерею своих современников («Юноша с перчаткой», «Ипполито Риминалъди», портреты императора Карла V, папы Павла III и др.). В позднем творчестве Тициана с особой полнотой проявился его дар художника-колориста: цветовая лепка форм сочетается здесь с тончайшей красочной нюансировкой, созданное кистью единое целое художник довершает, порой втирая краски в холст кончиками пальцев.[29]


 

Заключение

 

«Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф.Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни.

В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Особый интерес к личным качествам каждого человека – его уму и таланту, творческой энергии и чувству собственного достоинства, образованности и предприимчивости – вот основа понимания человека новой эпохи.

Возродив античные идеалы, оно в то же время отразило ренессансное представление о ценности личности, красоте окружающего его мира. Ценность человека ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и этического достоинства, в благородстве духа и красоте тела.

В работе я постарался показать общее значение итальянского Возрождения для мирового искусства, которое и в наши дни не теряет своей актуальности; нравственные, этические идеи, которые провозглашали итальянские гуманисты в эпоху Возрождения, не изменили своего содержания и сейчас.

Произведения искусства, воссоздавая мир в целостных наглядно-чувственных и типичных картинах, несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но обретают новые оттенки в осмыслении своего содержания, нравственно-эстетической проблематики. Художественные формы с позиции нового времени, общечеловеческие ценности, заключенные в них, волнуют человека во все времена и на всех континентах. Эти произведения обращены к человеку, они выражают доверие и любовь к нему, воспевают его духовное величие.

Таким образом, итальянское Возрождение, да и в целом вся эпоха Возрождения, означала огромный сдвиг в мировом искусстве, который не смог сделать ни одна из последующих эпох. Человек, вставший в центр этого искусства, по-новому научился понимать окружающий мир.


Список литературы

1. Бердников А. Заметки на полях переводов Петрарки. Web: https://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/berdnikow.txt

2. Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — 479 с.

3. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. — М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. — 712 с.

4. Драч Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. — 544 с.

5. Культурология: учеб. пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — 483 с.

6. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие / В.И.Полищук. — М.: Гардарики, 1999. — 446 с.

7. Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. —303 с.

 


[1] Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. — М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2002. — С. 374.

[2] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 185.

[3] Там же.

[4] Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие / В.И.Полищук. — М.: Гардарики, 1999. — С. 392.

[5] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 186.

[6] Драч Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч— Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. — С. 282.

[7] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 186.

[8] Драч Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч— Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. — С. 283.

[9] Там же — С. 283-284.

[10] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — с. 186.

[11] Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 21.

[12] Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 22.

[13] Там же — С. 22.

[14] Там же — С. 23.

[15] https://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/berdnikow.txt

[16] Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 23-25.

[17] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 189.

[18] Там же — С. 191.

[19] Там же — С. 191-192.

[20] Культурология: учеб. пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — С. 265.

[21] Драч Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Г. В. Драч— Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002. — С. 285-286.

[22] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 192.

[23] Культурология: учеб. пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — С. 266-267.

[24] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 192.

[25] Культурология: учеб. пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — С. 268-269.

[26] Радугин А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Радугин. — М.: «Центр», 2001. — С. 192.

[27] Культурология: учеб. пособие / Фомина Н. Н. [и др.]. — СПб.: СПБГУ ИТМО, 2008. — С. 267-268.

[28] Там же — С. 271-272.

[29] Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Л. М. Брагина. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 106-107.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: