АРХАНГЕЛЬСК СТАРОООБРЯДЧЕСКИЙ




АРХАНГЕЛЬСК

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ

1666-2004

В.Н. Витков

г. Архангельск

2004 г

АРХАНГЕЛЬСК СТАРОООБРЯДЧЕСКИЙ

 

Поморский север с его огромной территорией, дремучими лесами и непроходимыми болотами стал тем местом, куда устремились, спасаясь от преследований, многие старообрядцы после церковного раскола в конце XVII века. Наибольшее распространение на севере получил Поморский толк (cогласие) - умеренное согласие в старообрядчестве, не имеющим священства, выработавшее свой брачный канон. Большое влияние имели Федосеевское согласие и Филипповское согласие (выделилось из Поморского), соблюдающие аскетизм и безбрачие.

В городе Архангельске сложилась иная обстановка. Сказывалась близость воеводского управления, находящегося в Холмогорах, переведённого в 1702 году в Архангельск. Власти, слабо контролирующие обширную территорию, компенсировали свои неудачи жесточайшими преследованиями старообрядцев в близлежащих городах и селениях.

Архангельская старообрядческая община была образована в 1667 году, когда возвращавшийся с церковного собора в Москве обратно на Соловки видный деятель старообрядчества архимандрит Никанор «отстал» от своих спутников и пробыл в Архангельске 6 дней. На соборе 1666-1667 г. г. старообрядцы были преданы анафеме, и Никанор подготавливал старообрядцев для длительной борьбы. 20 сентября он прибыл в Соловецкий монастырь, покаялся перед братией за свои отступления в соборе, был избран Настоятелем и в течение 8 лет руководил обороной монастыря от правительственных войск. После падения, в результате предательства, Соловецкого монастыря в 1676 году был казнён одним из первых (заморожен заживо). Чудом спасшиеся монахи разошлись по всему Поморью и стали самыми ревностными поборниками древлеправославного благочестия. В Холмогорах был подвергнут жестоким пыткам и затем сожжён Соловецкий монах Иоанн Похабный (прозвище дали противники церковных нововведений), который ходил по всему Поморью и заходил в Архангельск. Старообрядческим наставником в Архангельске в то время был Матвей, который придерживался крайних взглядов и предрекал гибель мира в 1691г.

В 1683 году начались раскольничьи волнения среди стрельцов Архангельского гарнизона. Лишь после того, как были схвачены и отправлены в Холмогоры расколоучители, волнения прекратились. Раскольники - официальное название старообрядцев в то время. В период правления царевны Софьи репрессии усилились ещё больше. Аресты, пытки и убийства старообрядцев стали обычным явлением. Многие для сохранения древлеправославного благочестия бежали из города в окрестные леса. Большинство старообрядческих скитов вокруг Архангельска возникло в этот период, и по их количеству Архангельский уезд превосходил другие уезды губернии.

Для борьбы с расколом на севере в 1682 году была создана Холмогорская и Важская епархия. Одним из первых шагов новоиспечённой епархии стала попытка упразднения почитания святого преподобного Евфимия Архангелогородского - небесного покровителя города Архангельска и его жителей. Преподобный был родом из деревни Вознесение и был игуменом Михайло-Архангельского монастыря в 16 веке. Его нетленные мощи были обретены в 1647 году, при этом обнаружили, что пальцы правой руки усопшего сложены в двуперстном крестном знамении. В 1650 году преподобный был причислен к Собору Святых земли российской. В1683 году церковные власти изъяли и отправили в Холмогоры житие преподобного, документы по канонизации, иконы с его изображением. Святой изображался с двуперстным знамением, что противоречило церковным нововведениям. Даже вывезли в Холмогоры кованую оградку с захоронения. Правда саму чудотворную могилу разрушить побоялись. Но деканонизация имела обратный эффект. Почитание преподобного ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье, чему способствовали многочисленные чудеса и исцеления у его захоронения. У чудотворного захоронения всегда было много архангелогородцев. Иконы с изображением святого продолжали писаться, но уже в старообрядческих скитах. Преподобный был включён в список почитаемых русских святых, составленный на Выге-центре старообрядчества. В 1748 году на месте деревянной церкви Происхождения Честных Древ Креста Господнего, где находилось захоронение, была построена каменная церковь Михаила Архангела. Так ранее назывался стоящий на этом месте монастырь, в котором преподобный Евфимий был 12-м игуменом. Чудотворная гробница была замурована в основании церкви и не была отмечена. Но архангелогородцы помнили о захоронении и паломничество продолжалось. До захвата власти большевиками-безбожниками преподобный Евфимий Архангелогордский оставался самым почитаемым местночтимым святым в городе Архангельске.

При царе Петре I (c 1721 года императоре) с 1716 года старообрядцы за приверженность к старой вере были обязаны платить двойной налог. Выявлением тайных раскольников, репрессии против которых не ослабли, обязаны были заниматься местные власти и православное духовенство.

В 1722-1723 годах в Архангельске записалось в раскол 79 человек (38мужчин, 41женщина). В 1746 году было 45 записных раскольников, плативших двойной налог. В 1747 году в городе Архангельске и Двинском уезде (земле) было 914 (358мужчин, 556женщин) записных раскольников. Розыском тайных раскольников занимались специальные воинские команды из совета Архангельского гарнизона, которые передавали пойманных для дальнейшего следствия духовным властям. Так в 1744 году в канцелярию епископа было передано 60 старообрядцев из разных скитов. В это же время в канцелярии архиепископа уже велось следствие по делу 58 ранее пойманных и переданных старообрядцев, проживающих в архангелогородском соборном приходе.

В этот период в Архангельске действовала сильная старообрядческая организация, способная отстаивать свои права. Так в 1726 году архангелогородские записные раскольники, исправно платившие двойной налог, подали в губернскую канцелярию доношение, в котором отказались платить дополнительный налог за ношение бороды. Доношение подписал Алексей Чирцов с товарищами. Дело рассматривал сенат и отказал. В 1727 году было подано новое доношение, подписанное Лукой Романовичем Пановым, Фёдором Савиновичем Прядуновым с товарищами, в котором они подтверждали свою приверженность старой вере, за что платили двойной налог, но также решительно отказывались от уплаты налога за бороду, заявляя, что являются записными раскольниками, а не записными бородачами. Иметь бороду им положено было по вере. В том же году была послана жалоба императору и направлен ходатай-старообрядец Соколов в Москву. Но, предпринятые меры вновь оказались безуспешными. 21 архангелогордский старообрядец продолжал стоять на своём, отказываясь платить налог на бороду, заявляя, что за свои убеждения готовы пойти на мучения и смерть. Их запугивали, арестовывали, выпускали на поруки.

Дело тянулось 25 лет и закончилось победой старообрядцев, отстоявших своё право на ношение бороды. В 1740 году Сенат косвенно признал их правоту, а в 1741 году все претензии к ним были сняты.

Во второй половине ХVIII века поморцы разделились на сторонников и противников брака. Среди известных защитников брака есть имя и архангелогородца Андрея Ивановича Крылова. Противники брака стали именоваться старопоморцами (в более поздних письменных источниках Старопоморским согласием иногда называются другие согласия, соблюдающие безбрачие). Сохранилось имя Амоса Корнилова - архангелогородского морехода. Это легендарная личность - выгорецкий раскольник, который 15 раз ходил на остров Грумант (о.Шпицберген), много раз там зимовал. На одном из островов Шпицбергена – острове Эдж действовал самый северный старообрядческий скит, вероятно открытый им. Там были две избы: большая изба (10 метров длины, 5 метров ширины) имела надпись: «Сия изба староверская». Были два креста с датами «1731» и «1809». За беспримерный подвижнический подвиг А.Корнилов был избран Наставником (Большаком) Выгорецкого монастыря. Умер в 1780 году.

В 1748 году в Архангельске и в 1764 году в Санкт- Петербурге в Морской российских флотов комиссии А.Корнилов подробно рассказал об особенностях походов на остров Грумант. Встречался он и с великим русским учёным М. В. ЛомоносовымК этому времени старообрядцы прошли Северным морским путём до Аляски. Результатом этих встреч стали два сочинения М.В. Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по северным морям» (1763 год) и «Прибавление о северном мореплавании на восток» (1764 год), в которых упоминается приезжавший к нему «архангелогородский мореходец» А. Корнилов. Разумеется никаких упоминаний старообрядцев и их походов в Сев. Америку там нет. Встречи А.Корниловас М.В.Ломоносовым не были случайными. Великий помор М.В.Ломоносов с 13 лет был приверженцем Поморского согласия, прошёл обучение в Выгорецком монастыре -центре старообрядчества, и его выход в Москву за знаниями был организован в интересах старообрядчества. После смерти наставников Андрея и Семёна Денисовых диалог Выга с императорским двором прекратился, что негативно отражалось на старообрядческих общинах. Основной целью встреч А. Корнилова была необходимость возобновления прерванных связей. Сейчас трудно сказать, какую помощь оказал М. В. Ломоносов, так как сам находился в «опале» и искал поддержки у фаворита Екатерины - II графа Г.Г.Орлова. Следующий фаворит князь Г.А.Потёмкин поддерживал старообрядцев.

При императрице Екатерине II Алексеевне с 1762 года значительно ослабли гонения на старообрядцев, и они получили возможность осуществлять свою деятельность более открыто. Двойной налог за верность древлеправославию был также отменён.

В 1822 году из Амбурского скита (основан до 1730 года семейством Хвиюзовых) вышел старшина скита Лаврентий Кыркалов и с Осипом Жучковым стал распространять «новый закон», составленный на основе устава Соловецкого монастыря и Выгорецкого общежительства.

В 1824 году в «именных списках» старообрядцев по Архангельскому уезду числилось: поморцев - 30 человек (14 мужчин, 16 женщин). В уезде 572 человека: федосеевцев (104 мужчин, 260 женщин), филипповцев (42 мужчин, 149 женщин), поморцев (6 мужчин, 11 женщин).

В то время в семье дочери Ирины Фёдоровны Ершовой в Архангельске проживала Матрёна Евсеевна Лопаткина - любимая племянница М.В.Ломоносова. В молодости она жила у дяди в Санкт-Петербурге на Мойке. Была воспитана матерью Марией Васильевной Головиной - сводной сестрой М.В.Ломоносова, в старообрядческий традициях и обучена костоправному искусству, которое также передала дочери М.Е.Лопаткина. Придерживалась Поморского согласия. Умерла в 1830 году и была похоронена архангельскими старообрядцами на старообрядческом кладбище.

При императоре Николае I гонения на сторонников древлеправославия снова возросли. В 1836 году Николай I высочайше одобрил постановление «О мерах к ослаблению раскола в Олонецкой и Архангельской губерниях». В 1848 году в Архангельске был учреждён «Секретный совещательный комитет по делам раскольников», в которой вошли: генерал-губернатор, архиерей, управляющий палатой госимуществ и жандармский начальник. Была начата компания по борьбе с архангельскими старообрядцами, опыт которой должен был использоваться в других губерниях. Но результаты не оправдали надежд и власти вынуждены были констатировать: «Из 252251 душ всего народонаселения (Архангельской губернии в границах того времени) за 1861 год 4428 записных раскольников, до 90000 непризнанных официально, но преданных расколу».

В Государственном архиве Архангельской области сохранилось несколько документов о численности старообрядцев по Архангельской губернии, составленных губернскими чиновниками.

По ведомости за 1843 год в городе Архангельске числилось старообрядцев разных согласий, не приемлющих священства: 49 человек (21 мужчина, 28 женщин). В Соломбале, которая стала частью города с 1863 года: 16 человек (приемлющих священства - 1 мужчина, 8 женщин; неприемлющих священство - 2 мужчин, 8 женщин). В Ненокоцком посаде (на Летнем берегу Белого моря) неприемлющих священства - 113 человек (33 мужчины, 80 женщин). В Архангельском уезде было 16 скитов (по ведомости: 3 скита, 1 хутор, 12 селищ). В четырех скитах: Ануфриеском, Ижмозерском, Большелахотскоми и Майденском хуторе находились старообрядцы приемлющие священство - 58 человек (10 мужчин, 48 женщин). В 12 скитах: Амбургском, Большекордском, Малокордском, Пертозерском, Белозерском, Залайском, Малахотском, Слободском, Сумозерском, Савинском, Поло.вом и Березовом находились старообрядцы разных согласий, не приемлющих священства - 411 человек (86 мужчин, 325 женщин).

По ведомости за 1846 год в Архангельске числилось старообрядцев - 69 человек (приемлющих священство - 8 мужчин, 10 женщин, не приемлющих священство 25 мужчин, 26 женщин), в Соломбале - 25 человек (приемлющих священство - 9 мужчин, 9 женщин). В уезде 689 - человек (приемлющих священство 30 мужчин, 139 женщин; не приемлющих священство 95 мужчин, 425 женщин). Осталось 14 скитов. Савинский скит - 6 человек, Майденский хутор - 20 человек. Вероятно, уже были закрыты.

Скиты архангельского уезда по ведомости за 1846 год по волостям: Федоровская волость (Березовый - 5 мужчин, 13 женщин); Сумозерский (4 мужчин, 28 женщин); Половой (1 мужчина, 13 женщин). Сумозерский находился на берегу Сумозера, недалеко от деревни Косково. Малахотский (8 мужчин, 21 женщина) мужской и женский скиты, основан в XVIIвеке на берегу Лахотского озера в 20 км от Архангельска. Блольшелахотский (4 мужчин,21 женщина) принял единоверие - признал главенство официальной церкви и распался. Слободской (3 мужчин, 40 женщин), находился на берегу Слободского озера, недалеко от деревни Кехта, разорён властями в конце XIXвека.

Соломбальская волость: Малокордский (1 мужчина, 33 женщины); Большекордский (24 мужчины, 81 женщина). Оба скита находились на берегу Кородского озера, недалеко от Двинской губы Белого моря. Ижмозерский (11 мужчин, 23 женщины), находился на берегу Ижмозера. Пертозерсий (3 мужчин, 7 женщин, мужской и женский скиты), основан семейством Буториных в 1730-1750 годах на берегу Пертозера (не следует путать с женским Пертозеским скитом в 15 км от деревни Сумской Посад в Онежском уезде, разорённом при Николае I). Белозерский (11мужчин, 16 женщин, мужской и женский скиты) основан семейством Марковых, одновременно с Пертозерским, на берегу Белого озера. Залайский (13 мужчин, 27 женщин, мужской и женский скиты) на берегу Лая.

Сюземская волость: Амбурский (7 мужчин, 67 женщин мужской и женский скиты) находился на берегу Амбурского озера в труднодоступном месте, где раньше находилось языческое капище. К скиту можно было добраться по узкой 2-х километровой тропе, проложенной по болоту деревянными плахами, скреплённых между собой цепями. Авторитет скита признавался по всему Поморью. В разное время проживали: Хвиюзовы, Корельские, Мамоновы. На Пинеге был старинный женский скит Филипповского согласия, разорённый в первой половине XIXвека монахами Красногорского монастыря. Скитницы сохранили иконы и книги,перешли к своим сторонникам в Кудьму, а затем в Амбурское, где построили молельню. Женский Амбрский скит славился на всё Поморье строгими порядками. В женском скиту не прижилась переписка книг. Поэтому имел небольшую библиотеку в начале XX века из 78 древних книг: два рукописных Евангелия в дорогих складах, рукописный служебник из Соловецкого монастыря, Апостол -первая печатная книга Ивана Фёдорова. После уничтожения в середине XIX века старообрядческого центра на Выге была предпринята попытка создать такой центр в Амбурском, но по разным причинам она не получалась. В XIX-XX веках Амбурское являлось центром Федосеевского и Филипповского согласий Архангельского уезда.

Золотицкая волость: Ануфриевский (15 мужчин, 65 женщин) образован в 1720 году старцем Ануфрием, бежавшим на север после разгрома старообрядческих скитов, принимающих священников на реке Керженец в Нижегородской губернии. Мужской и женский скиты. Находился на берегу Койдозера в верховьях рек Койды и Майды, где до этого были Зимнеостровские пустыни. В 1744 году скит был разгромлен властями, но восстановлен заново. Сначала признавал главенство Выга. Со второй половины XVIII века стал центром старообрядцев, приемлющих священство в Поморье. В 1847 году губернские власти переименовали скит в Ануфриевское селение. Позднее назвали Коптяковский выселок. Большая часть старообрядческий строений была разобрана. Старообрядцы перебрались в деревни на Зимнем берегу Белого моря.

В Холмогорском уезде на границе с Архангельским были два женских скита: Чернозерский и Сухозерский, в которых числились 56 человек (3 мужчин,53 женщины).

Всего в скитах Архангельского уезда было 12 моленных. Моенных не было в Пертозерском и Белозерском скита.

Всего по ведомости 1846 года в Архангельской губернии числились 12489 старообрядцев всех согласий, в том числе приемлющих священство 56 мужчин и 184 женщин.

В скитах преобладали федосеевцы, филипповцы, поморцы.

В 1869 году в Архангельском уезде (с городом) числилось 756 старообрядцев. В 1894 году 920 старообрядцев.

В 1896 году Архангельск посетил видный старообрядец-филипповец Симеон Гаврилов (Иван Гаврилович Квашнин), уроженец Черевковской волости. Он побывал в Амурском и расположенных рядом скитах. Симеон Гаврилов является автором четырех «Родословных старообрядчества», посвящённых истории старообрядчества в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях.

На протяжении второй половины XIX века архангельские старообрядцы находились под сильным давлением местных властей. Основной удар власти наносили по существующим скитам. Применялись административные и карательные меры: в скитах запрещали строить новые здания, рубить лес и ремонтировать обветшавшие постройки, запечатывались и разрушались часовни, арестовывались и высылались Наставники. Большой вред принёс Кузьмодерский единоверческий приход, образованный в 1887 году из «вернувшихся» из раскола в официальную церковь. Приход включал деревню Кудьмозеро и Амбурский, Большекордский, Малокордский, Пертозерский, Белозерский скиты. Грех единоверия нанёс огромный урон старинным старообрядческим центрам. Многие старообрядцы вынуждены были покидать скиты и селиться в близлежащих деревнях. В конце XIX-начале XX веков большинство скитов в уезде распались или были закрыты. При этом число старообрядцев в уезде не уменьшалось, а увеличивалось.

Царский манифест от 17 октября 1905 года и Высочайше утверждённые Николаем II год спустя правила о старообрядческих общинах позволили впервые с начала раскола открыто создавать старообрядческие общины и строить храмы.

В это время в Архангельске уже действовала старообрядческая община Поморского согласия, в которую входили и состоятельные горожане: Георгий Алексеевич Русинов - имел сапожную мастерскую, Яков Григорьевич Пярков - имел кожевенный завод по выделки замши. Было много старообрядцев в Соломбале, в том числе владелец мельницы Григорий Иванович Трубин. Общину возглавлял Н.И.Хомутинников. Он же от Архангельска участвовал в работе 1-го Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев брачного согласия. Собор проходил 1-12 мая 1909 года в Москве. Собралось более 500 старообрядцев. Решения Собора не потеряли значения и в наши дни.

На берегу Лахотского озера на месте Малолахотского скита в начале XX века образовалась старообрядческая деревня Лахта. В деревне был старинный старообрядческий храм в честь праздника перенесения Нерукотворного Образа и святых апостолов Петра и Павла с колокольней из 7 колоколов. Наставником поморцев был Шахнов. Общиной руководил Михаил Прокопьевич Шагин. Сохранилось несколько келий, где жили 5 стариц преклонного возраста.

Сохранился Залайский женский скит. На реке Лая стояли в небольшом удалении друг от друга пять старообрядческих строений. Была моленная.

Вблизи Архангельска в Заостровье находилась ещё одна старообрядческая деревня Левковка (Левковская, Гача). Рядом по реке Заостровке было около 10 небольших деревень, где проживали старообрядцы и сторонники официальной церкви. Наставником поморцев там был Михаил Григорьевич Селезнев из деревни Верхнее Ладино. Моленной служило просторное деревянное строение в деревне Левковка.

В Амбурском (70 км от Архангельска) сохранил свои позиции женский скит. Проживало более 50 старообрядок. Была моленная, колокольня и более 30 жилых и хозяйственных строений. В скит принимали поморок ни разу в своей жизни не отступивших от древлеправославия.

На месте Больше - и Малокордского скитов образовались две небольшие деревни, где жили старообрядцы и последователи официальной церкви. Наставником был о.Никанор. Общиной руководил о. Александр. Имелась моленная, стоящая в удалении от деревень.

Перед революцией на месте мужского и женского Пертозерского скита также сложилась старообрядческая деревня. Сохранилась моленная, но наставника уже не было. Признавалось главенство о. Никанора.

Выходцами из Белозерского скита была образована деревня Белое Озеро.

На летнем берегу Белого моря, который тогда входил в Архангельский уезд, имелась сильная старообрядская община Поморского согласия. Входящие в неё поморы имели крепкие хозяйства, промысловые суда и занимались рыбным и зверобойным промыслом.

В городе Архангельске и уезде имелось незначительное количество новоженов (выделились из Федосеевского согласия), аароновцы (выделились из Филипповского согласия, частично признавали брак), аристовцев (выделились из Федосеевского согласия).

24 февраля 1910 года в Арханегельске прошло Первое общее собрание поморцев, на котором собралось 30 членов общины (более 1/3 всех учредителей). Созданную общину назвали «Первая Архангельская община христиан старообрядцев поморцев, приемлющих брак». Тайным голосованием выбрали отца духовного (Наставника) общины Г.А.Русинова, 6 членов Совета общины и 2 члена ревизионной комиссии общины. Закрепили за общиной имущество и молитвенные дома в Лахтинском выселке и деревне Левковской. Утвердили круглую печать общины с двухперстным крестным знамением в центре и названием общины по окружности. На собрании вступили в общину 7 новых членов. Члены Совета общины – Андрея Матвеевича Корельского и товарица (заместителя) Председателя – Я.Г.Пяркого. Это была первая официально признанная старообрядческая община, включённая в реестр действующих религиозных организаций.

Силами общины на ул.Благовещенской между Новгородским и Костромским проспектами был построен храм во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы и Чуда Архангела Михаила (в ряде источников храм назывался - храм во имя Воскресения Пресвятыя Богородицы). Это было одноэтажное деревянное здание, один из торцов имел на двух уровнях помещения для приезжих, богадельни и школа.

Старостой храма выбрали Я.Г.Пяркова.

В 1912 году в Москве состоялся 2-й Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев брачного согласия, в работе которого приняли участие Г.А.Русинов и Шахнов (из дер.Лахта) как гость.

С установлением в Архангельске в 1920 году коммунистического режима положение старообрядческих общин значительно ухудшилось. Старообрядцы были причислены к сектантам, за ними велось наблюдение, деятельность тщательно контролировалась. Собственность общин, молитвенные дома были объявлены народной собственностью, и общины вынуждены были заключать унизительные договора с исполкомами советов народных депутатов на использование своих молитвенных зданий.

В 1920 году в деревне Лахта с соблюдением всех мер конспирации прошло совещание Наставников общин Поморского согласия. Собрались представители общин, действующих в окрестностях Архангельска, в том числе. Семён Тимофеевич Лапинцев из Верхней Тоймы, которая тогда входила в Северо-Двинскую губернию. Документы совещания не сохранились. После совещания произошли изменения в Архангельской общине Поморского согласия. Наставник общины Г.А.Русинов одновременно стал Председателем общины, а моленные в Лахте и Левковке перешли обратно в общины деревень. Мелкие общины имели больше шансов на сохранение в богобрческом государстве.

С началом коллективизации и раскулачивания на старообрядцев обрушились новые репрессии. Большинство поморцев имели большие семьи и крепкие хозяйства и оказались раскулаченными, высланными или отправленными в лагеря.

На 1 января 1927 года в Архангельской губернии (в границах того времени) имелась 301 зарегистрированная религиозная организация, в том числе 14 старообрядеских (беспоповцев - 8, поповцев - 5, неизвестного толка - 1). В Архангельске имелась одна старообрядческая организация (Первая Архангельская община Старообрядцев поморцев), насчитывающая 78 членов (38 мужчин, 40 женщин). По социальному положению: рабочих - 4, крестьян - 15, служащих - 8, домовладельцев и торговцев - 14, кустарей - 4, домашних хозяев - 27, неизвестных - 6. В течение 1926 году община увеличилась на 5 новых членов.

Согласно директиве ЦК ВКП(б) местные власти приступили к ликвидации религиозных организаций. В 1929 году Архангельской общине предложили заново зарегистрировать общину. Новая регистрация не спасла общину от разгрома. Сначала в старообрядческую церковь «подселили» адвентистов седьмого дня, чем лишили старообрядцев возможности проводить богослужения в собственном храме, так как по древлеправославным канонам подобные «совмещения» не допускались. О чём в Архангельский городской административный отдел было подано заявление, которое от имени 200 архангельских старообрядцев подписали Андрей Худяков (председатель) и Анна Крюкова (секретарь). В ответ в 1930 году власти отобрали здание церкви, где сначала разместилось общежитие сезонных рабочих, а затем детский сад (в 1950 году ещё добротное здание разобрали). Перед этим были арестованы и отправлены в лагеря руководители общины: Г.А.Русинов, Я.Г.Пярков и многие другие. Имущество осуждённых было конфисковано. Г.А. Русинова перед смертью в 1942 году выпустили из лагеря. Собираться старообрядцам стало опасно, да и негде. Дочь Г.А.Русинова Анна Егоровна (Георгиевна) до самой смерти в конце 60-х годов, как могла, поддерживала оставшихся членов общины. Место на Вологодском кладбище, где хоронили старообрядцев, сейчас засыпано мусором и «новые русские» там строят бизнес-центр.

В Соломбале поморцы стали тайно собираться в двухэтажном деревянном доме Самуила Георгиевича Григорьева на улице Прокушева 14. После кончины С.Г.Григорьева, а затем и его супруги Ирины Александровны, в конце 60-х годов, эти собрания прервались.

В Лахте Председателем общины оставался М.П.Шагин. Наставником после смерти в 20-е годы Шахнова стал Михаил Иванович (старец из скита), а позднее Иван Савельевич Елисеев. В 1932 году органы НКВД разорили оставшиеся три кельи, забрали проживающих там стариц: Марию Прокопьевну Шагину, Марию Фёдоровну Лазареву и Наталью Алексеевну Шагину. Был также разгромлен Залайский женский скит, захвачены и увезены находящиеся там страницы. Но на этом история скитов не закончилась, в разорённые кельи пришла женщина из деревни Лахта и жила тайно до своей смерти (имя её, к сожалению, не сохранилось). В 1937 году у общины отобрали здание церкви и построили из него общежитие в 2-х км от деревни Лахта, а затем здание разобрали ещё раз и брёвна сплавили по реке в неизвестном направлении. Службы стали проводиться в доме И.С.Елисеева до 1975 года, когда он уехал в Москву, где через год умер.

В 1932 году здание моленной в деревне Левковка было сожжено, а в 1933 году репрессировали и отправили в лагерь Наставника М.Г.Селезнёва. В 1938 году он вышел из лагеря, сумел выкупить конфискованный у него первый этаж двухэтажного дома в деревне Верхнее Ладино, и чтобы избежать новой конфискации, разобрал нижние ряды брёвен, превратив его в подвал. В этом доме тайно проводились старообрядческие службы, на клиросе пели: жена М.Г.Селезнёва Мария Михайловна и Домна Александровна Корельская. Дом сохранился до настоящего времени, и в нём иногда собираются старообрядцы. Председателем общины был Тимофей Иванович Худяков, умерший в 60-х годах.

После смерти в 1951 году М.Г.Селезнёва службы в его доме продолжились. Наставником стал Михаил Николаевич Мамонов, который в 1961 году перешёл в Старопоморское согласие и ушёл умирать в Амбурский скит. После него службы продолжились в деревне Левковка в доме вдовы старушки. Службы вели Тимофей Михайлович Худяков, умерший в 1982 году, и Владимир Михайлович Корельский из деревни Верхнее Ладино, безвременно умерший в 1980 году в сорокалетнем возрасте. Т.М.Худяков проживал в г.Северодвинске и приезжал на праздничные службы. В это же время начал вести службы Андрей Георгиевич Котцов (из семьи старообрядцев, рано потерял репрессированных родителей, воспитывался в семье дяди M.Г.Селезнёва), который в 1978 году был благословлён в Гребенщиковской общине г.Риги и стал Настоятелем Архангельских поморцев. Стали регулярно проводиться службы в деревне Левковка и посёлке Маймакса города Архангельска. А.Г.Котцов является Настоятелем по настоящее время.

В 1961 г. ЦК КПСС принял 20-летнюю программу построения «коммунистического рая на земле», в котором не было места для верующих. На старообрядцев обрушились новые административные репрессии. В послевоенное время побережье Белого моря стало пограничной зоной и о возобновлении там старообрядческой деятельности не могло быть и речи. Каким-то чудом теплилась жизнь в Амбурском женском скиту. Сохранилось два десятка старообрядческих строений - келий и хозяйственных построек. В моленной Филипповского согласия жили две старицы. В это же время пустующие здания стали занимать и перестраивать под дачи выходцы из «закрытого» г.Северодвинска - центра атомного судостроения. Место скита также входило в погранзону. Власти под предлогом, что старообрядки преклонного возраста и требуют ухода, в 1963 году захватили и вывезли Начетницу (Наставницу) Павлу Григорьевну Мамонову, разорили иконостас, забрали ценные вещи и книги в дорогих окладах. П.Г.Мамонову вывозили на вездеходе, выделенном пограничниками. Среди архангельских старообрядцев сохранилась легенда, что старообрядок вывозили в дом престарелых на вертолёте. Вторая старица (к сожалению, её имя не сохранилось) сумела спрятаться и жила в моленной до середины 70-х годов, когда захватили и вывезли в посёлок Белое Озеро и её. Оставшееся имущество, в том числе более 100 древних икон, уникальных, старинных рукописных и первопечатных книг, являющихся культурным достоянием, было растащено. Сейчас в музее города Северодвинска выставлена утраченная из Амбурского скита «Острожная библия» - первая полная напечатанная на славянском языке Иваном Фёдоровым в 1580-1581 годах библия. В настоящее время молитвенное здание (моленную) занимают охотники, приезжающие на сезон охоты. Сохранилась колокольня, с которой сбит крест, а в помещении хранится сельхозинвентарь и три полузаросших старообрядческих кладбища.

В деревне Пертозерской каких-либо строений не сохранилось, да и самой деревни уже нет. Здание моленной перевезено в деревню Волость и является храмом православной общины.

В деревне Белое Озеро проживает старообрядческая семья. Рядом с деревней сохранился восьмиконечный оберетный крест. В советский период в этом месте функционировал леспромхоз. Был построен рабочий посёлок с одноимённым названием и узкоколейная железная дорога, по которой вывозился лес в город Северодвинск. В результате деятельности леспромхоза всё, что осталось от Белозерского скита, уничтожено. Леспромхоз распался во время перестройки.

21- 22 ноября 1989 года в храме Московской Преображенской общины прошёл учредительный съезд старообрядцев-поморцев России. Собралось 68 делегатов и гостей из 38 общин. От Архангельских поморцев в работе съезда участвовал А.Г.Котцов. На съезде был образован Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (РС ДПЦ). Председателем РС ДПЦ избрали Олега Ивановича Розанова (г. Ленинград), секретарём РС ДПЦ Алексея Васильевича Хвальковского (г.Москва). Старообрядцы Поморского согласия вновь обрели координирующий и духовный центр.

Постепенно начала возрождаться Архангельская община Поморского согласия. В общину стали приходить молодые люди,стали восстанавливаться связи с районами области. После длительных споров и дискуссий о целесообразности 26 марта 2002 года Архангельская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви была зарегистрирована в Управлении министерства юстиции по Архангельской области. Председателем общины стал Никита Владимирович Заглядов. Силами общины небольшим тиражом выпущена брошюра «Первая Архангельская община христиан старообрядцев-поморцев, приемлющих брак. Страницы истории», в которой изложена история первой зарегистрированной в 1910 году общины поморцев в городе. Приложены списки учредителей и последние списки членов за 1929 год, на период ликвидации общины. Предприняты шаги по возобновлению почитания В Архангельске преподобного Евфимия Архангелогородского-небесного покровителя города и его жителей. Преданы гласности факты из жизни великого русского учёного М. В. Ломоносова, которые подтверждают его принадлежность к традиционному для севера направлению старообрядчества - Поморскому согласию. В 2002 году члены общины впервые за 30 лет открыто посетили Амбурский скит. Поклонились чудом сохранившимся творениям живших здесь старообрядцев, побывали на их кладбищах и помолились у могил самых ревностных поборников древлеправославного благочестия на севере России.

Несмотря на значительные трудности и огромные невосполнимые потери, старообрядчество на Поморском севере начинает восстанавливать утраченные позиции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: