1.1. Существующее положение в отрасли. Конкуренция
Строительные организации в России постоянно не удовлетворяют потребности граждан в жилье, и тем более в комфортабельном. В последние пять лет происходит перераспределение рынка жилья и строительных материалов между строительными организациями.
Повышение спроса на жилье вызвано политико-демографическими, экономическими и социальными факторами. К политико-демографическим можно отнести вывод войск из Восточной Европы, миграцию населения из стран ближнего зарубежья, увеличение потока беженцев и вынужденных переселенцев. К экономическим - привлечение рабочей силы в районы Сибири и Крайнего Севера с гарантией строительства жилья в других пригодных для жизни районах России, повышение жизненного уровня определенной части граждан, стремящихся улучшить свои жилищные условия, развитие индивидуального и дачного строительства. К социальным - обеспечение жильем малоимущих и многодетных семей.
Имеющиеся правительственные и региональные программы по обеспечению жильем выполняются на 10-15%.
Объем ввода в действие жилых домов в Республике Башкортостан с 2010 года (2007 тыс. кв. м) также продолжает уверенно расти, что позволяет региону по данному показателю занимать место в первой пятерке субъектов Российской Федерации. Однако более половины введенной общей площади жилых домов в республике приходится на индивидуальных застройщиков.
По объемам жилищного строительства Республика Башкортостан сегодня является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации и по объему ввода жилья занимает 1 первое место в Приволжском федеральном округе.
В 2010 году населением за свой счет и с помощью кредитов было построено 1453,9 тыс. кв. м, что составило 72,4% от общего объема ввода жилья, в 2011 году - 1546,9 тыс. кв. м (73,3%), в 2012 году - 1616,8 тыс. кв. м (69,6%), в 2013 году - 1648,5 тыс. кв. м (66,3%). При плане ввода жилья на 2013 год 2470 тыс. кв. м введено 2484,6 тыс. кв. м жилья (106,9% к уровню 2012 года). Увеличение составило 166,8 тыс. кв. м.
|
Таким образом, выходом из данной ситуации может быть, в частности, снижение стоимости строительных материалов и затрат на строительство, что и обеспечивает предлагаемая технология производства строительных плит «Верто» и возведение жилья по новой технологии.
В настоящее время рынок строительных материалов разделен между производителями кирпича и бетонных элементов. С внедрением технологии «Верто» появится мощный конкурент строительным организациям, осуществляющим панельное домостроение, т.к. оно теряет свою ведущую позицию по качеству, экономичности и экологичности. Сварные соединения балок, панелей, колонн, блоков не надежно защищены от коррозии, и через 30-40 лет дома, построенные по такой технологии, могут стать аварийными. Кроме того, толщина наружных стен (250-300 мм) не может обеспечить достаточную (требуемую по новым СНиП) теплоизоляцию.
Кирпичное домостроение будет ограничено производительностью строительства и объемами производства кирпича и не предполагает значительного его расширения ввиду истощения природных ресурсов в регионе РБ.
Другими мощными факторами в пользу новой технологии строительства являются следующие:
- скорость сооружения «коробки» здания в 4 раза выше, чем кирпичного;
|
- не требуются мощные краны для монтажа перекрытий;
- толщина наружных стен из кирпича и бетона в РБ должна быть не менее 90 см (по новому СНиП) для достижения требуемой тепло- и звукоизоляции;
- стоимость строительства в 1,5 раза ниже, чем кирпичного здания;
- сейсмостойкость зданий (монолитные сооружения).
Имеющиеся в РБ строительные организации обладают достаточной мощностью для удовлетворения потребности граждан в жилье (в течение 5-7 лет), но преимущества новой технологии строительства слишком очевидны и достаточно сильно снизят их конкурентоспособность.
Рынки поставщиков
1.2.1. Сырье, материалы, энергия
Местное (российское) производство основного сырья и материалов и использование нескольких поставщиков на такие виды сырья и материалов, как лес и цемент, обеспечат потребность в них на перспективу не менее 25 лет.
Запасы сырья для производства цемента в карьерах области, и близость их местоположения к производству строительных плит, и запасы леса в России не вызывают сомнений.
Поставщиками цемента являются ООО «Уфимская Цементная Компания»,ООО «БашЦементСбыт».
Поставщиками лесоматериалов являются:ООО «Альпийский».
Поставщиками жидкого стекла являются ООО «Уралхиминвест».
Таким образом, трудностей и ограничений при использовании местных ресурсов как в настоящем, так и в перспективе не предвидится.
Производство строительных плит является безотходным и экологически безопасным, поэтому дополнительных инвестиций на это не потребуется.
1.2.2. Оборудование
Технологический комплекс будет поставлен фирмой «Верто» в качестве взноса в уставной капитал СП. В цену поставки включены:
|
- упаковка, транспортировка и страховка;
- шефмонтажные и пусконаладочные работы;
- обучение персонала СП на фирме.
Приобретение в России отечественного энергетического оборудования, оборудования вспомогательных служб и транспортных средств не представляет трудностей.
1.2.3. Наемный персонал
Подбор и наем на контрактной основе рабочих и служащих СП не представляет трудностей в условиях высокого кадрового потенциала г. Уфы и неполной занятости населения.
1.2.4. Возможность получения инвестиционных кредитов
В настоящее время получение долгосрочных и низкопроцентных кредитов в России практически невозможно.
По предварительному решению учредителей, инвестирование будет осуществляться из собственных капиталов.
1.3. Рынки посредников
1.3.1. Транспортные услуги
Имеются и совершенно доступны следующие виды транспорта:
- автомобильный;
- железнодорожный (АО «Новострой» имеет свои железнодорожные подъездные пути, разгрузочные рампы со средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- водный. Уфа имеет замерзающий речной порт, приспособленный для приемки и переработки грузов, что особенно важно для транспортировки больших объемов леса судами «река-море», являющихся самым дешевым видом транспорта.
- авиационный.
1.3.2. Страховка
Надежных венчурных страховых агентств в России пока нет, то есть страховка риска инноваций невозможна.
1.3.3. Реклама
Для осуществления рекламных компаний СП намерено обратиться к местным и московским рекламным агентствам.
Целевые рынки сбыта
Как было сказано выше, СП является самостоятельной частью комплексного проекта строительства жилья по новой технологии.
2.1. Целевыми сегментами рынка для СП являются:
- строительная организация жилых домов «под ключ» (сегментация по типам рынка);
- граждане Уфы, желающие самостоятельно (своими силами) построить жилые дома и дачные дома (сегментация по географическому признаку).
2.2. Позиционирование товара
Применение новой технологии строительства (монолитных) жилых домов на основе применения строительных плит «Верто» имеет явные преимущества, перечисленные ранее, и обеспечит не вызывающее сомнений, четко отличительное от других (кирпича, бетона), желательное место на рынке.
2.3. Предполагаемый спрос на продукцию СП
Основным потребителем продукции СП будет строительная организация, которая определила минимальный спрос на свою продукцию, основываясь на следующих соображениях.
Если предположить, что объемы ввода жилья в РБ на уровне 2007 года (т.е. 1070 тыс.м2или 19454 кв. в год), то острая потребность в жилье может быть удовлетворена в течение »15 лет.
Учитывая цель фирмы - завоевать минимум 10% рынка жилья - получим минимальный предполагаемый спрос 19454 квартиры ´ 0,1 = 1945 квартир средней жилой площадью 55 м2. Средний расход на одну квартиру составляет 200 плит.
Таким образом, минимальный предполагаемый среднегодовой спрос на продукцию СП составит 1945 ´ 200 = 389000 плит.
Расчет произведен с большим «запасом прочности», то есть осторожного входа в рынок, который должен оградить проект от неудач, так как он будет осуществляться в период неустойчивого состояния экономики. В случае быстрого роста спроса на продукцию СП возможно расширение производства с установкой 2-й и 3-й комплексной технологической линии по производству монтажных плит.
Комплекс маркетинга
3.1. Решения по товару
Монтажные плиты и комплекты стяжек выполняются в стандартном (одинаковом) исполнении для всех потребителей, т.е. используется принцип массового маркетинга, который соответствует в данном случае типу массового производства и функциональному назначению изделий.
Упаковка стопами, скрепленными упаковочной лентой, отличается количеством плит в стопах:
- для строительной организации - весом 5 т;
- для индивидуальных покупателей - в зависимости от заказа. СП бесплатно производит замену плит при случайном браке по вине СП с возмещением всех издержек за счет СП в гарантийный период, равный 5 годам.
3.2. Решения по цене
Среднеевропейская цена одной плиты с комплектом стяжек составляет 72 руб.
При назначении цены СП будет руководствоваться стратегией «глубокого проникновения на рынок», то есть установлением минимально возможной цены.
Успешная реализация программы строительства жилья по новой технологии, в условиях низкой платежеспособности граждан, возможна при снижении затрат на строительство по сравнению с традиционными методами. По заключению экспертов-консультантов, стоимость строительства желательно снизить в 1,4-1,5 раза. Исходя из этого условия, по расчетам АО «Новострой» отпускная оптовая цена одной плиты (без НДС) должна лежать в пределах 40-48 руб.
Предварительно до расчета издержек производства установим цену в размере 40 руб.
Стоимость доставки на условиях ФРАНКО-борт - транспорт потребителя.
3.3. Решения о методах распространения товара
Методы распространения монтажных плит определены ранее (см. рис. 6.3) и обуславливают минимальные издержки. (нет торговых посредников). Издержки СП - только на упаковку и погрузку стоп плит в транспорт покупателя.
3.4. Решения о методах стимулирования
Эффективность стимулирования (реклама, пропаганда, стимулирование сбыта, личные продажи) в нашем случае зависит от успешной деятельности объединения организаций (строительной организации, СП и фирмы по производству арматуры). Объединение разрабатывает и осуществляет мероприятия комплекса стимулирования на складочные средства участников.
Для формирования бюджета стимулирования принят метод «исчисления в процентах от полной себестоимости» продукции участников и составляет 1,5-2%.
План производства
План производства намечаем из следующих соображений:
- спрос - 389000 плит в год;
- мощности оборудования «Верто» (выпускается комплексное технологическое оборудование с мощностью 450 и 2500 плит в смену при 100% загрузке);
- режим работы СП (количество рабочих дней в году).
Выбираем комплексное технологическое оборудование для производства плит производительностью 450 плит в смену, так как годовая мощность его при 100%-ной загрузке, двухсменном режиме работы и пятидневной рабочей неделе (253 рабочих дня в году) составляет 227,7 тыс. шт. в год.
Режим работы и выпуск плит при различных режимах:
пятидневная рабочая неделя (40 часов работы), 253 рабочих дня в году.
Выпуск плит в год при 100% -ной загрузке оборудования:
односменный режим (8 рабочих часов) | 113850 шт. |
двухсменный режим (16 рабочих часов) | 227700 шт. |
трехсменный режим (22,75 часов) | 323760 шт. |
(продолжительность третьей смены 6 часов 45 минут - 6,75 часа) | |
двухсменный непрерывный режим по скользящему графику | 318780 шт. |
трехсменный непрерывный режим по скользящему графику | 453262 шт. |
Таблица 6.1
Годовое производство плит при различных режимах
работы и коэффициентах загрузки оборудования
Режим работы (количество рабочих смен, количество рабочих | Годовое производство плит (шт.) при коэффициентах загрузки оборудования | ||||
дней в году) | 0.9 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | |
1 - 253 рабочих дня | |||||
2 - 253 рабочих дня | |||||
3 - 253 рабочих дня | |||||
2н - 360 рабочих дней, непрерывный режим | |||||
3н - 360 рабочих дней, непрерывный режим |
По решению учредителей принимаем двухсменный режим работы (253 рабочих дней в году) при коэффициенте загрузки оборудования 0,7.
Таким образом, годовой план производства составит 270900 плит (с комплектом стяжек) с равномерной разбивкой по месяцам.
Варьируя режимом работы, СП может удовлетворять меняющийся спрос от min значений до »600000 шт. плит в год. Удовлетворение более высокого спроса потребует расширения производства с установкой дополнительного оборудования.