курса каллиграфии (пропедевтика – 12 час.)




Методические рекомендации

«Обязательное и вариативное содержание Части 1

Умных прописей»

по отбору учебного содержания добукварного периода обучения грамоте при составлении

Календарно-тематического планирования уроков письма

(различные УМК по русскому языку)

с модулем по каллиграфии

в 1-м классе

Е.А. Суворина

 

Программа курса «Автодидактика: каллиграфия» предназначена для интегрирования в различные УМК по русскому языку для 1-го класса. Поскольку в различных УМК пропедевтический период составляет от 12 до 18 часов, в программе курса каллиграфии и, соответственно, в Умных прописях, учебное содержание представлено максимально, т.е. в количестве 18 часов.

Рассмотрим по разделам Части 1 Умных прописей, какие из уроков прописей являются обязательными для достижения целей и задач обучения, а какие могут быть сокращены за счет планирования.

Отметим, что пропедевтический добукварный этап в подготовке ребенка к безошибочному письму букв является определяющим. Именно в этот период ребенок получает необходимые опыт и знания, осваивает основные способы успешного и самостоятельного письма букв. Именно в этот период формируются графические и мыслительные предпосылки безошибочного письма и детской самостоятельности, закладывается база всего дальнейшего обучения каллиграфии. Поэтому рекомендуем учителям планировать пропедевтический добукварный период в пользу ребенка и с сохранением предлагаемого в Умных прописях количества уроков.

Цель пропедевтического этапа обучения каллиграфии: - подготовить ребенка к самостоятельному открытию и безошибочному письму новой буквы без помощи взрослого (10-12-ая буква) по третьему типу ориентировки.

Задачи добукварного периода:

1) Познакомить ребенка с вербализованными (имеющими названия) условиями письма букв.

2) Научить безошибочно писать простые элементы из прямых линий и плавных линий с первого раза (тренажер точности) с проговариванием своих графических действий.

3) Научить расставлять точки-опоры по контуру линий элементов по универсальному алгоритму «начало-поворот(ы)- окончание линии».

4) Научить безошибочно писать составные элементы из прямых и плавных линий с первого раза по точкам-опорам и целиком (тренажер точности) с проговариванием своих графических действий.

 

При традиционном обучении письму подобные сложнейшие дидактические цели и задачи не ставились и ставиться не могли, поскольку традиционные методики обеспечивают лишь первый тип обучения методом проб и ошибок. В то время как в автодидактике реализуется третий развивающий тип обучения, когда ребенок сначала отрывает для себя общие правила-алгоритмы письма, а затем самостоятельно применяет их для создания квази- собственного способа письма новой буквы.

Рассмотрим варианты полного (обязательное + вариативное) и сокращенного (обязательное) содержания пропедевтики. Для чего выделим в Части 1 Умных прописей обязательное содержание (без цвета) и его вариативную часть (выделена желтым цветом).

I. ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курса каллиграфии (пропедевтика – 18 час.)

№ урока Раздел 1. Учимся ориентироваться на листе тетради, в строках, в клетках
1. Знакомимся с помощниками Каллиграфии
2. Строки для письма: главная, верхняя и нижняя строки
3. Клетки для письма: главная, верхняя и нижняя клетки. «Домик» для буквы
4. Границы клетки: правая – левая, верхняя – нижняя границы
5. Точки на середине границ клетки
6. Точки на боковых границах клетки: треть сверху, треть снизу
7. Точки в углах и в центре клетки
Раздел 2. Учимся писать простые элементы букв из прямых линий, из плавных линий  
8. Простые элементы из прямых линий: «черта», «верхняя черта», «нижняя черта»
9. Простой элемент из плавных линий: «лодочка»
10. Простой элемент из плавных линий: «арка»
11. Простой элемент из плавных линий: «высокая арка»
12. Простые элементы из плавных линий: «лапка», «длинная лапка»
Раздел 3. Учимся писать составные элементы букв из прямых и плавных линий  
13. Как расставить в образце точки-опоры
14. Составной элемент «кораблик»
15. Составной элемент «месяц»
16. Составной элемент «шарик»
17. Составной элемент «верхняя петля»
18. Составной элемент «нижняя петля»
  ИТОГО

 

II. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ (СОКРАЩЕННОЕ) СОДЕРЖАНИЕ

курса каллиграфии (пропедевтика – 12 час.)

№ урока Раздел 1. Учимся ориентироваться на листе тетради, в строках, в клетках
1. Знакомимся с помощниками Каллиграфии
2. Строки для письма: главная, верхняя и нижняя строки
3. Клетки для письма: главная, верхняя и нижняя клетки. «Домик» для буквы
4. Границы клетки: правая – левая, верхняя – нижняя границы
5. Точки на середине границ клетки
6. Точки на боковых границах клетки: треть сверху, треть снизу
7. Точки в углах и в центре клетки
Раздел 2. Учимся писать простые элементы букв из прямых линий, из плавных линий  
8. Простые элементы из прямых линий: «черта»
9. Простой элемент из плавных линий: «лодочка»
Раздел 3. Учимся писать составные элементы букв из прямых и плавных линий  
10. Как расставить в образце точки-опоры
11. Составной элемент «кораблик»
12. Составной элемент «месяц»
  ИТОГО

 

Комментарии к сокращенному варианту планирования по Разделам пропедевтики

Раздел 1.

 

Раздел 1 не подлежит сокращению, т.к. обеспечивает ребенка языковыми средствами понимания пространственных и графических условий письма букв (см. темы уроков Раздела 1), что позволит ребенку свободно, осмысленно и самостоятельно ориентироваться в условиях письма и комментировать свои графические действия.

 

Отметим, что понимание условий при решении любых задач является в деятельностном подходе, во-первых, одним из главных предпосылок и условий решения самой задачи, как практической, так и теоретической, во-вторых, важным фактором формированием субъектности обучаемого.

Раздел 2.

Методическая задача по темам Раздела 2 - научить ребенка безошибочно писать простые элементы из прямых линий и из плавных линий с первого раза (тренажер точности) с проговариванием своих графических действий.

В Разделе 2 сохранено обучение письму двух простых элемента, которые можно найти в составе практически любой буквы. Это элементы «черта» и «лодочка» (вправо и влево). Освоение письма данных элементов является базой для письма последующих элементов, как простых, так и составных.

Другие элементы данного раздела («верхняя черта», «нижняя черта» «арка» «высокая арка» «лапка», «длинная лапка») придется изучать в рамках открытия (анализа) способа письма новой буквы.

Риски обучения по сокращенному варианту Раздела 2:

1). Ребенок не получает достаточного графического и мыслительного опыта для анализа и письма новых простых и, далее, составных элементов. Другими словами, ему трудно будет самостоятельно анализировать букву и увидеть в целом отдельные части – элементы.

2). У ребенка не будет графического опыта письма элементов, которые находятся в двух строках (главной и верхней, главной и нижней). И, главное, не будет графического опыта перехода из первой главной клетки во вторую верхнюю клетку («длинная лапка») с пересечением как горизонтальных, так и вертикальных линий наискосок. Как показывает практика, пропедевтическое письмо элемента «длинная лапка» также избавляет ребенка от трудностей обучения письму заглавной буквы А. Трудностей, которые будут нарастать, как снежный ком, если ребенок заранее не получит опыта письма «длинной лапки».

3). Полученного малого графического и мыслительного опыта ребенка будет недостаточно для дальнейшей рефлексии, осознания и формулирования ключевого для всего обучения универсального (общего) правила расстановки точек-опор, что является определяющим условием формирования навыков самостоятельного анализа и открытия способа письма нового элемента/буквы и дальнейшего их письма.

Раздел 3.

Методические задачи по темам Раздела 3:

· Научить расставлять точки-опоры по контуру линий элементов по общему алгоритму начало- поворот(ы)- окончание линии.

· Научить безошибочно писать составные элементы из прямых и плавных линий с первого раза по точкам-опорам и целиком (тренажеры точности) с проговариванием своих графических действий.

Урок «Как расставить в образце точки-опоры» является ключевым для формирования способностей ребенка к самостоятельному безошибочному письму новой буквы. В основе данной способности лежит опыт анализа кривизны контура линии буквы и расстановки точек начала-поворота(ов)-окончание линии контура элемента/буквы.

При анализе контура линии буквы важным детским открытием является место (точка) соединения прямой и плавной, плавной и прямой линии. Требуется определенная графическая зоркость ребенка для определение точки перехода прямой линии в плавную и наоборот. Данное умение является необходимым при анализе контура линии составного элемента/буквы. Поэтому данному уроку и рефлексивному выращиванию ключевого алгоритма следует уделить особое внимание.

 

Обязательным является последующее изучение двух типовых элементов «кораблик» и «месяц», где уже используется для анализа и конструирования составных элементов алгоритм расстановки и воспроизведения в новых клетках точек-опор.

Отметим, что по составу графических и мыслительных действий/операций открытие и письмо составного элемента – это полный алгоритм открытия новой буквы. Другими словами, ребенок работает по готовому алгоритму анализа составного элемента (второй тип обучения по П.Я. Гальперину), приобретая и постепенно, от урока к уроку, накапливая мыслительный и графический опыт для рефлексии и построения алгоритма ОНБ (открытия новой буквы).

Риски обучения при уменьшении количества изучаемых тем Раздела 3:

1) Ребенок не получает достаточного графического и мыслительного опыта для анализа контура линии составных элементов и не тренирует графическую зоркость, необходимую для расстановки точек-опор.

 

2) Полученного малого графического и мыслительного опыта ребенка будет недостаточно для дальнейшей рефлексии, осознания и формулирования общего алгоритма ОНБ, который позволит ребенку открывать способы письма любой буквы, что является определяющим условием детской самостоятельности, внутренней мотивации и третьего развивающего типа обучения по П.Я. Гальперину.

 

3) В букварном периоде неизбежны трудности ребенка при письме новых букв, поскольку в новых буквах большинство выделенных от 2-х до 4-х элементов будут для ребенка не известными, а новыми.

 

Вывод:

С учетом обозначенных рисков рекомендуем учителям планировать пропедевтический период в пользу ребенка и с сохранением предлагаемого в Умных прописях количества уроков, с осторожностью сокращая уроки пропедевтики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: