(тема занятия)
Наименование модуля /дисциплины русский язык
Подготовил педагог Гофман Л.Ю.
«6» ноября 2020г.
1. Общие сведения | |
Курс, группа | 1,1П-3 |
Тип занятия | |
2. Цели и задачи | 10.1 – прогнозировать содержание текста по обсуждаемой в нем проблеме; определять роль жестов, мимики, позы в выражении содержания, основной мысли сказанного; 10.2 – определять признаки, языковые особенности статьи, пресс – релиза. |
2.1 Перечень профессиональных умений, которыми овладел обучающийся в процессе учебного занятия | Знать признаки производных предлогов, узкоспециальных терминов, глаголов с абстрактным значением; жанровые особенности пресс – релиза, заметки, статьи, эссе, очерка, конспекта: Уметь отличать предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи; прогнозировать содержание текста по обсуждаемой в ней проблеме. Использовать лексику публицистического стиля в соответствии с ситуацией общения; знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. |
3. Оснащение занятия | |
3.1 Учебно – методическое оснащение, справочная литература | Русский язык,10 кл.,З. Сабитова,О. Алтынбекова, Мектеп:2019г., программы интернет, ноутбук, айфон, карточки, презентация. |
3.2 Техническое оснащение, материалы | Программa интернет (edupag), ноутбук, айфон. |
4. Ход занятия | Начало урока. Студенты записывают тему урока и эпиграф к уроку. «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию» М. Монтень Беседа. Ответить на вопросы: 1. Что понимается под научным потенциалом физики? 2.Что такое технический потенциал? Назовите технологии, инновации, которые появились благодаря физики. Мишель де Монтень (1533 – 1592) – французский писатель, философ эпохи Возрождения. Середина урока. Выполнение упражнения 74. Внимательно изучите инфографику. Расскажите по ней о достижениях человечества за последние 100 лет. Какова в этом роль физики? (запишите свой рассказ) Упражнение 75. Запишите предложения об открытиях в физике и вставить подходящие по смыслу вводные конструкции. 1. Вообразите, врачи и строители, путешественники и земледельцы, энергетики и машиностроители пользуются устройствами и технологиями, создание которых стало возможным благодаря знанию законов, открытых физиками. 2. Удивительное дело, изучение тепловых явлений привело к созданию тепловых двигателей, которые устанавливаются на автомобилях, мотоциклах, судах, самолётах, тепловых электростанциях и ракетоносителях. 3. Словом, когда физики открывали какое – нибудь явление, сразу же появились специалисты, в задачу которых входило нахождение способов практического использования этого открытия. 4. Само собой разумеется, всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате использования на практике физических открытий. Задание.Найдите сложные слова. Как они образовались? Объясните их правописание. Упражнение 76.Текст «Пароход Great Eastern – самое большое судно XIX века». План работы над текстом. 1) детальное чтение текста и анализ информации (определение стиля и типа речи, формулирование его темы и основной мысли) ДЕТАЛЬНОЕ (отфр. détail – подробность) ПОНИМАНИЕ. Уровень понимания текста, при котором достигается понимание не только общего содержания текста, но и его деталей. ДЕТАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Тоже, что изучающее чтение. 2) беседа по вопросам по тексту - Какие новшества применил инженер И. Брунель при строительстве парохода? - Можно ли назвать лайнер чудом того времени? Почему? - Почему причастие неисследованная (область) пишется с не слитно? - приведите примеры, в которых частица не будет написана с причастием раздельно. 3) формулирование вопросов, в ответах на которые можно использовать выделенные в тексте выражения; 4) анализ правописания причастий. «Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.). Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту. Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму. Понаблюдаем: · летящий самолет; · заржавевший гвоздь; · посеянная трава — трава посеяна; · рассыпанные листья — листья рассыпаны. Слитное написание «не» с причастиями в полной форме Правило Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-. Примеры: · ненавидеть — ненавидящий ложь; · недоумевать — недоумевающий пассажир; · негодовать — негодовавший покупатель; · невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда. С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы: · застроенный участок — незастроенный участок; · заселенная квартира — незаселенная квартира; · испорченный продукт — неиспорченный продукт. Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов. Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно: · недолюбливающий соседа; · недоговоривший о чём-то; · недооценивший его старания. Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова: · не доеденный мной ужин · не доконченное вчера письмо · не досказанные им слова · не досмотренный до конца фильм «Не» с причастиями пишется раздельно Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например: · не прочитанная дедушкой газета; · ещё не погасший костёр; · не боящийся высоты; · не поднятый матросами флаг; · давно не бритый подбородок. В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия: · никем не замеченная публикация; · нисколько не усвоенное правило; · ничем не оправданный поступок; · ничуть не замеченный жест. В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием: На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал. В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы. В-третьих, замечаем в предложении слова далеко, вовсе, отнюдь: · далеко не предусмотренное обстоятельство; · вовсе не исследованный район; · отнюдь не решённая задача. Образец выполнения Вопросы, в ответах на которые можно использовать выделенные выражения в тексте. 1. О чём мечтал И. Брунель? – Корабль станет «настоящим плавучим городом». 2. Что удалось сделать конструкторам судна Great Eastern? – Конструкторы судна разработали новые инструменты, новые технологии и новые методы строительства. И это было «путешествие в неисследованную область». 3. В чём заслуга И. Брунеля? – Разработки И. Брунеля «совершили революцию, давшую миру глобальную транспортную систему». Упражнение 77. Прочитайте стихотворения В.Брюсова «При электричестве». Поэт спел восторженный гимн Ж.Верну. – фантасту, предугадавшему будущее научно – технического прогресса. Основная мысль стихотворения заключена в строках «Свершились все мечты, что были так далеки». В Брюсов пишет о таких открытиях, как: новые лампы, «судно, громадней «Грейт – Истерна», электричество, автомобиль, подводные суда, аэроплан. Открытия, о которых мечтал поэт, описываются при помощи повторяющихся придаточных частей с союзом что. Он использует выражение тени вымысла плоть обретут, которое обозначает «вымысел (то, что создано, создаётся воображением, фантазией) станет реальностью, будет осуществлён, воплощён в жизнь». Конечно, эти открытия, которые поэту казались удивительными, невозможными для того времени, не удивляют нас, так как наука ушла так далеко, что эти открытия уже стали привычными или устарели. Обучающиеся анализируют аллюзию – стилистический приём, который содержит намёк на общеизвестные исторические события, культурные, биографические факты, литературные произведения и др. В стихотворении содержится указание на известного писателя – фантаста Жюля Верна, на общеизвестные факты: «Грейт – Истерн», «семья Титанников». Упражнение 78. Записать предложения с производными предлогами. Прочитать правило в рамке. По образцу студенты анализируют производные предлоги и омонимичные самостоятельные части речи: задают вопросы к выделенным словам, определяют каким членом предложения они являются, делают вывод о том, в каких словосочетаниях выделенные слова являются самостоятельной частью речи (наречием, деепричастием, существительным), а в каких – предлогом. Предлоги (благодаря достижениям физики, по мере накопления, с помощью математики) участвуют в образовании падежной формы существительного. Обратите внимание на то, что часто написание производных предлогов не совпадает с написанием омонимичных слов. Производные предлоги, образованные от существительного, наречия, деепричастия, не сохранили лексическое значение и морфологические признаки производящих слов: стали служебными частями речи, поэтому они служат для связи слов в предложении и не изменяются. Важным является умение различать омонимичные производные предлоги и самостоятельные части речи от которых они образовались. Следует обратить внимание на такие моменты: 1) самостоятельные части речи имеют лексическое значение, поэтому вопрос ставится к слову (существительному, деепричастию), предлоги имеют значение только в сочетании с существительным,, и вопрос ставится к сочетанию предлога с существительным; 2) предлоги можно заменить синонимичными непроизводными предлогами; 3) между непроизводным предлогом и существительным можно поставить определение (на ваш счёт в банке – насчёт работы). Образец выполнения 1. Окружающие нас технические приборы появились (почему?) благодаря достижениям физики. Благодаря – производный предлог, не имеет самостоятельного лексического значения, не является членом предложения (только вместе с существительным достижением является обстоятельством). 2. Полярное сияние возникает (почему?) в результате взаимодействия солнечного ветра (космического излучения) с верхними слоями атмосферы земли. 3) (когда?) По мере накопления знаний от физики отделились такие науки, как химия, география, астрономия. 4) Вода проводит электричество (каким образом?) за счёт ионов растворённых в них веществ. 5) (Каким образом?) С помощью математики физические законы могут сформулированы более точно. 6) (Несмотря на что?) Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы. Конец урока. Упражнение 80.Выполняют задания самостоятельно. |
5. Рефлексия по занятию | 1) Сегодня я узнал…. 2) Было трудно …. 3) Я понял (а), что 4) Я научился (ась)…. 5) Я смог (смогла) …. 6) Было интересно узнать, что… 7) Меня удивило … 8) Мне захотелось… |
Домашнее задание. | Упражнение 84 стр.82. |
|