Информационная война - это интенсивное противоборство в информационном пространстве с целью достижения информационного, психологического и идеологического превосходства, нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам и средствам коммуникаций.
Информационная война - это динамический процесс, происходящий в сложной самоорганизующейся системе. В ходе войны этаема или меняется, или исчезает, и вместо нее возникает новая.
Информационные войны быстро распространились в условиях глобализации, интернационализации производства и маркетинга, слияний и поглощений компаний. Эти войны позволяют предсказать поведение их участников, определить, что делают люди и чего от них можно ожидать, вести процесс обучения.
Главные цели информационных войн - овладение капиталом и властью. Например, предприятие должно привлекать капитал для выживания и успешного развития. В условиях рынка, для этого нужно удовлетворять потребности заказчиков, экономики, общества и государства. Таким образом, для развития и накопления капитала предприятие должно не только противодействовать информационным войнам, влияющим на поведение заказчиков и потребителей, но и быть готово их вести, учитывая макроэкономические тенденции, политэкономическую ситуацию в обществе и мире.
Существует два типа информационных войн.
Первый связан с влиянием на процесс саморазвития организаций, которые спо собны накапливать и использовать капитал, действуя по прин ципу положительной обратной связи. Их механизмы направлены на форми рование в сознании заинтересованных лиц представлений о неблагаприятных инвестиционном климате и среде, обеспечи вающих инвестиционную непривлекательность бизнеса, пред приятия, отрасли, региона, страны.
|
Второй тип связан с воздействием на механизмы, благода ря которым организация поддерживает определенный уровень работоспособности при изменении внешних и внутренних ус ловий. Речь идет о механизмах, действующих по принципу от рицательной обратной связи. Если ставится задача разруше ния организации, информационная война призвана заменить отрицательную обратную связь на положительную. Этот тип информационных войн широко используется в общественных организациях - относительно устойчивых совокупностях лю дей, имеющих общие ценности и нормы поведения.
На основе системного подхода определены объекты и субъекты информационных войн: органы управления, аген ты влияния и заинтересованные лица.
Объектом может быть частный предприниматель, менеджер, президент, министр или инженер, а также небольшая органи зация лиц, например, комитет, совет. Предполагается, что Объект дальновиден и развивает какое-либо Дело (например, бизнес или экономику страны). С помощью имеющихся в его распоряжении средств, Объект решает задачи самоорганизации и управления капиталом и властью, связанные с Делом.
Субъекты информационной войны являются органы управления информационным противоборством (центры), агенты влияния и заинтересованные лица.
Органы управления информационным противоборством. Информационная война может быть агрессивной и оборо нительной. Цель агрессивной войны -овладеть капиталом и властью Объекта, цель оборонительной - защитить их от посягательств. Соответственно, цели органов управления информационным противоборством (кратко -центров) - сохранить или приумножить капитал и власть. Цель органа управления агрессивной войной (агрессивного центра) - капитал и власть Объекта. Агрессивный центр стремится подавить Объект и обычно связан с его конкурентами. Такой центр может объединять заказчика-конкурента и исполнителя операций информационной войны. Цель органа управления оборонительной информационной войной (обороняющегося центра) противоположна – сохранить капитал и власть Объекта. Обороняющийся центр обычно связан с Объектом, и поддерживает его развитие. Остальные субъекты информационных войн, в первом приближении делятся на две категории: агенты влияния и заинтересованные лица.
|
Агенты влияния. Существуют исполнители планов органа управления информационной войной (Центра). Это личности или группы внутри или вне организации, которые претворяют в жизнь эти планы. Часто их называют агентами влияния. Они сделали ставку на ведение информационной войны, которая влияет на то, что они делают или будут делать. Они могут быть способными или неспособными выполнить миссию, действовать независимо или в команде.
Заинтересованные лица - термин, вошедший в научный оборот с середины 1960-х гг. для обозначения лиц или групп, без поддержки которых нельзя овладеть капиталом и властью. Заинтересованные лица получают выгоду или несут убытки от деятельности Объекта. В зависимости от этого, они за интересованы в ведении или прекращении информационной войны, в том или ином ее исходе. Реальным получателем выгоды может быть большая группа лиц, в частности все граждане государства или держатели акций корпорации. Это может быть часть коллектива организации, все, кто оказывает или может оказать влияние на Объект. Как правило, это те, кто жаждет успеха. Они могут быть многочисленными и организованными, равнодушными, сопротивляющимися, пытающимися оказать давление, тесно связанными или расколотыми на множество фракций.
|
Для овладения капиталом и властью в каждом конкретном случае информационной войны должен создаваться особый механизм.
Механизм информационной войны - это совокупность правил и процедур прогнозирования, планирования, выделения ресурсов и стимулирования ее ведения, направленных на достижение определенной цели. Для их исследования и разработки используются модели, формализующие основные правила ведения информационных войн. В их основе лежат дальновидность, самоорганизация, обучение и адаптация заинтересованных лиц. Общие и принципиально сходные механизмы применяются в разнообразных комбинациях на разных уровнях - от малой социальной группы до международного сообщества. Сами по себе механизмы информационных войн и производные от них (например, так называемые «политические технологии») нейтральны в той же мере, в какой нейтральна атомная энергия. Технологии информационных войн, как и ядерные технологии, имеют двойное назначение - они могут применяться во зло и на благо, быть наступательными и оборонительными. Подавляющие механизмы информационных войн приводят к упадку и разрухе. Развивающие механизмы могут стать надежной опорой индивидуального и общественного развития, повысить сопротивляемость, иммунитет граждан и общества к информационной агрессии.
Информационные войны ведутся на разных уровнях: от предприятия и корпорации до региона, государства и мира. Опыт показывает, что информационные войны почти одинаковы на корпоративном и государственном уровнях. Эффективные информационные войны используют одни и те же элементы: неудовлетворенность ситуацией, генерирование идеи, самоорганизацию, обучение, адаптацию и триумф.
Итог: Информационная война возникает, когда элемент социально-экономической системы не удовлетворен своим положением в ней. Чтобы перераспределить ресурсы в свою пользу или гарантировать безопасность, можно вывести систему из состояния равновесия и добиться своих целей в условиях конфликта. В XXI в. для этого широко используются информационные войны. Их альтернативой являются войны с привлечением войск, вооружения, военнои техники, которые ведут к колоссальному ущербу для сторон, но не гарантируют выигрыша агрессору. Информационные войны постоянно идут буквально во всех сферах человеческой деятельности.
Выводы:
1. Информационное противоборство идет в разных сферах человеческой деятельности, от бытовых до геополитических конфликтов. Человек может стать в нем победителем или жертвой, в зависимости от его готовности и умения вести информационную войну.
2. Участие в информационных войнах сопряжено с угрозами, ущербами и рисками. От участника требуется знание методов нейтрализации источников угроз и минимизации рисков.
3. На основе системного подхода определены объекты и субъекты информационных войн: органы управления, агенты влияния и заинтересованные лица.
4. Информационные войны ведутся на разных уровнях: от предприятия и корпорации до региона, государства и мира.
Литература:
Цыганов, В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический Проект, 2007
Доп:
Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны[ нет в источнике 979 дней ] было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.
Примеры:
В ноябре 2001 г. в Перми были распространены листовки и газеты «Уездная Пермь. которая ранее не издавалась. В них сообщалось, что за последние несколько дней в городе выявлено около двадцати случаев заражения людей острыми кишечными заболеваниями. Причиной заражения стало якобы пиво «Толстяк производства ОАО Пермская пивоваренная компания». Так же говорилось, что дизентерийная палочка попала в пиво вместе с плохо отфильтрованной водой, поступающей на пивоваренный завод из Камского водозабора. Вскоре после этого в кабинете генерального директора Пермской пивоваренной компании Сергея Митрнева раздался звонок. Мужской голос запросил 15 тыс. долл. в обмен на прекращение распространения негативной информации о «Толстяке». В результате проведения оперативных мероприятий шантажист был взят с поличным сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью. Им оказался житель Екатеринбурга Дмитрий Михайлов.
Во время обыска на съемной квартире подозреваемого оперативники обнаружили большое количество материалов, свидетельствующих о широкой, планомерной и целенаправленной кампании против пермского пива «Толстяк и его производителя с соответствующей стратегией расходов, а также папка с разработкой стратегии продвижения торговой марки пива «Патра», выпускаемого в Екатеринбурге, на 2001-2002 гг. и анализом деятельности конкурентов.
Осенью 1993 г. Эдуард Россель потерял пост главы администрации Свердловской области, но приобрел он имидж незаслуженно обиженного страдальца за народ [6]. Идея равенства всех субъектов Федерации, выразившаяся в форме провозглашения «Уральской Республики», была
поддержана на апрельском референдуме 1993 г
На волне сочувствия к гонимому властью Росселю, он легко победил 12 декабря 1993 г. на выборах в Совет Федерации, создал движение «Преображение Урала», а затем победил на выборах в областную Думу и в апреле 1994 г. стал ее председателем. В ходе активных переговоров с депутатами ему удалось объединить вокруг себя до 70 % законодателей. Получив статусный пост, Россель привлекал к себе союзников в элите, одним уже сегодня помогая решать их проблемы, а другим - обещая блага в случае своего возвращения в главное кресло области.
Для любого претендента вполне применяма стратегия Росселя - имиджевые дивиденды превращаются в статусную позицию, а та, в свою очередь, конвертируется в новые имидже вые дивиденды. Победа на одном из направлений позволяет получить более сильные позиции на другом.