Статья Reassessing Privatization Strategies 25 Years Later: Revisiting Perry and Babitsky’s Comparative Performance Study of Urban Bus Transit Services («Переоценка стратегий приватизации 25 лет спустя: пересмотр сравнительного анализа Перри и Бабицкого в области городского общественного транспорта») была опубликована в журнале Public Administration Review в номере за сентябрь-октябрь 2009 года (Volume 69, Issue 5, pages 855–867). Индекс цитирования в базе ISI Web of Knowledge 3. Индекс цитирования в базе Scopus 6.
Авторами статьи являются Сюзанн Леланд (Suzanne Leland) и Ольга Смирнова (Olga Smirnova). Леланд является ассистентом-профессором политических наук в Университете Северной Каролины в Шарлотте (The University of North Carolina at Charlotte), где она преподает курсы по государственной и местной политике, городской политике и межгосударственным отношениям. Смирнова работает доцентом кафедры политических наук в Университете Восточной Каролины (The East Carolina University).
В данной работе авторы дают оценку различным видам предоставления городских транспортных услуг, которые существуют в соединенных Штатах, и ищут ответ на вопрос, какой же из существующих способов является наиболее эффективным[1]. Леланд и Смирнова выделяют три существующих вида: 1) privatization (приватизация), 2) contracting out (предоставление услуг по контракту; разновидность приватизации, при которой государство устанавливает определенные стандарты, но при этом оставляет за компаниями право на выбор способа производства благ) и 3) public provision (государственное предоставление).
Работа основана на опубликованной в 1986 году (за 25 лет до проведения исследования Смирновой и Леланд, которое проходило в 2004-2005 годах) научной статье Джеймса Перри (James Perry) и Тимлинна Бабицкого (Timlynn Babytsky) “Comparative Performance in Urban Bus Transit: Assessing Privatization Strategies”[2] (Сравнительная эффективность городского общественного транспорта: оценка стратегий приватизации). Перри и Бабицкий оценивают эффективность приватизации в сфере городского общественного транспорта. Проблема приватизации и предоставления услуг по контракту не потеряла своей актуальности и по сей день, так как горожане по-прежнему заинтересованы в получении качественных услуг по низким ценам. Это обусловило проведение настоящей работы.
|
Итак, Леланд и Смирнова повторили исследование Перри и Бабицкого 25-тилетней давности и проверили его актуальность по сей день. В статье были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Ввиду рыночной конкуренции, даже спустя 25 лет системы общественных перевозок, находящиеся в частной собственности, все также более эффективны, чем государственные агентства.
2. Агентства общественных перевозок, предоставляющие услуги по контракту, за 25 лет не повысили свою эффективность, вследствие трансакционных издержек и отсутствия конкуренции.
3. Многоцелевое управление является более эффективным в сфере предоставления услуг по контракту, чем специализированное управление. Это объясняется тем, что так как транзитные услуги для первых не являются приоритетными; таким образом, трансакционные издержки при многоцелевом управлении значительно ниже.
В 1986 году Перри и Бабицкий в своем исследовании использовали факторный анализ, в котором были задействованы 25 показателей, например, общее количество миль в процентах от операционных расходов, общее количество миль, пройденное транспортным средством. Современные авторы дублируют метод и технику прошлого исследования, при этом за 25 лет изменилась доступность только двух показателей: безопасности и статистики занятости, на смену которым пришли показатели-субституты. При этом следует отметить, что для достижения наиболее объективного измерения произошедших в данной сфере изменений Леланд и Смирнова ограничили число используемых величин до 8, как у их предшественников.
|
После сбора и анализа эмпирических данных (основным источником которых являлась Национальная транcпортная база данных США (US National Transit Database)) и проведения сравнительного анализа, авторы приходят к выводу о том, что эффективность частных транспортных агентств больше не превосходит эффективность государственных. Одной из причин может выступать отсутствие конкуренции в отрасли, в результате чего частные агентства действуют в условиях монополии, что и уравнивает два сектора экономики. Кроме того, авторы выделяют такую тенденцию как увеличение трансакционных издержек, что лишает частные предприятия прибыли, а, следовательно, все больше и больше компаний покидает отрасль. Таким образом, гипотеза 1 отвергается.
Вторая гипотеза подтверждается. Агентства, занимающиеся обеспечением общественных перевозок по контракту, больше не являются столь же эффективными, как и 25 лет назад. Причинами том могут служить, увеличение трансакционный издержек, отсутствие конкуренции, а также неполнота информации, которая опять же ведет к росту издержек. Однако авторы отмечают необходимость проведения дальнейших исследований по данному вопросу.
|
Третья гипотеза подтвердилась. По мнению авторов, это вызвано тем, что трансакционные издержки могут быть поделены между различными департаментами компании, если они не являются ее основной деятельностью.
В заключение следует отметить, что исследование показало, что эффективность и поведение фирмы не зависит от типа управления ею и от того, предоставляет ли она услуги на контрактной основе. Тип управления влияет только на выручку и уровень издержек.
Таким образом, за время, прошедшее с прошлого исследования, понизилась эффективность частных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. При этом, предоставление услуг по контракту в значительной степени распространилось, а вот количество частных предприятий в отрасли снизилось. Кроме того, в заключение, авторы призывают исследователей использовать эмпирические данные для оценки эффективности транспортной системы, когда это возможно.
[1] Leland, S. and Smirnova, O. (2009), Reassessing Privatization Strategies 25 Years Later: Revisiting Perry and Babitsky's Comparative Performance Study of Urban Bus Transit Services. Public Administration Review, 69: 855–867. doi: 10.1111/j.1540-6210.2009.02035.x - P. 855.
[2] Comparative Performance in Urban Bus Transit: Assessing Privatization Strategies. James L. Perry and Timlynn T. Babitsky. Public Administration Review. Vol. 46, No. 1 (Jan. - Feb., 1986), pp. 57-66
Article Stable URL:https://www.jstor.org/stable/975443