Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.




Семинарское занятие ЮФ 31.10.2018

Эллинистическая философия

 

Основные понятия: эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия.

 

Общие вопросы:

  1. Остаток с прошлой пары:

1. Философия Платона: «Мир идей» и «Мир вещей»; учение о душе и познании, теория анамнезиса; модель идеального государства.

2. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? (Обоснуйте свой ответ).

3. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, логика и гносеология, этика и политика.

4. В чем суть расхождений Платона и Аристотеля?

2. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?

3. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. Атомизм Эпикура.

4. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?

Гедонизм и его отличие от эпикуреизма.

6. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона.

7. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет.

Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.

9. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.

10. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи?

11. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию.

При подготовке и в процессе ответа использовать логоидеограммы В.Я. Кисиля(см. Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы),

Работа с первоисточниками:

Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луциллию» (письма I-XX)

1. В чем основная идея каждого из писем? Какое произвело впечатление и почему.

2. Сенека говорит: «Кто везде – тот нигде». Что он имеет ввиду? Как вы понимаете это выражение?

3. Что имеет в виду Сенека, когда говорит «…они и жить не могут, и умереть не умеют»?

4. Согласны ли вы с мыслью Сенеки «То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка»? Приведите какой-нибудь пример, подтверждающий вашу точку зрения.

5. Как Сенека объясняет выражение «Мудрому никто, кроме него самого, не нужен»?

6. Как Сенека характеризует философию?

Сообщения (коротко! 5 минут):

А.Ф. Лосев о философии Платона.

Работы Аристотеля как начало современной западной системы знаний.

Система категорий у Аристотеля.

Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика.

Принцип наслаждения в этике Эпикура. Гедонизм и его отличие от этикуреизма.

Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.

Философия Боэция – «последнего римлянина».

 

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976, 2001.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. с. 46-55.

Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд., испр. – М.: Издательство "Мысль", 1986.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луциллию.

Рассел Б. История западной философии (Любое издание)

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Том 2. СПб.: Петрополис,1994г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: