СИСТЕМА НАЛОГОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ




ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а так же с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежными средствами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система в Российской Федерации была создана в 1991 году. В настоящее время ФНС России представляет собой единую, централизованную, вертикальную иерархированную систему государственных органов исполнительной власти. Деятельность налоговых органов как участников налоговых правонарушений регулируется нормами налогового законодательства.

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам производят все предприятия не зависимо от организационно-правовой формы. От того, насколько грамотно бухгалтер ведет учет данных расчетов, будут зависеть выплаты в бюджет и во внебюджетные фонды, формирование чистой прибыли организации.

Актуальность выбранной темы заключается в важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере конкретного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. рассмотреть теоретические основы налоговой системы Российской Федерации;

. проанализировать финансовое состояние исследуемого предприятия;

. изучить порядок исчисления и уплаты конкретных налогов организации;

. рассмотреть основные документы, раскрывающие информацию о расчетах с бюджетам по налогам и сборам в бухгалтерской и налоговой отчетности;

. на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать предложения в отношении учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Объектом исследования выступает ООО «САНРАЙЗ-Черкесс» города Черкесска.

В ходе подготовки к написанию данной работы было изучено значительное число нормативных актов, касающихся налогов и сборов, Положений по бухгалтерскому учету и литературы отечественных авторов, посвященных данному вопросу. Кроме того использовались данные синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности ООО «САНРАЙЗ-Черкесск» за период 2010-2012гг.

Были использованы следующие методы исследования: монографический, метод сравнения, расчета финансовых коэффициентов.


 

СИСТЕМА НАЛОГОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ И ПРОБЛЕМЫУЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ

 

В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27. 12. 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы» налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется слишком узким, так как в нем не все сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории РФ. В широком же смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы[9].

Экономические принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. Впервые они были сформулированы А.Смитом. К экономическим принципам можно отнести принципы[33]:

. хозяйственной независимости;

. справедливости;

. учета интересов;

. экономичности.

Принцип хозяйственной независимости предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика.

Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика.

Принцип соразмерности основан на взаимосвязи величины налоговой базы. Ставки налога и налоговых доходов бюджета.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки и время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности основан на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением результатов работы среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание. По сути принцип означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем - в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения[8]:

. нейтральности;

. установление налогов законами;

. отрицания обратной силы закона;

. сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений.

Принцип нейтральности предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых, конфессионных и иных критериев.

Принцип установления налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, он проявляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов и при возврате переплаченных сумм налога.

Некоторые авторы к юридическим относят также еще два принципа:

. приоритет налогового закона над неналоговым;

. наличие в законе существенных элементов налога.

Организационные принципы налогообложения включают в себя следующие принципы[17]:

. единства налоговой системы;

. подвижности (эластичности);

. принцип стабильности налоговой системы;

. исчерпывающего перечня налогов;

. гармонизации.

Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов. Прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы. Препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.

Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.

Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и с физических лиц как для федерального, так и для местного уровня государственного управления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.

Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

Налог - обязательный индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления части денежных средств в целях финансирования задач функций государства и органов управления муниципальных образований[18].

Сбор - обязательный взнос взимаемый с организаций и физических уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий со стороны государства, его уполномоченных органов и должностных лиц включая выдачу разрешений (лицензий)[18].

Функции налогов - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов[14].

Выделяют следующие функции налогов:

. фискальная;

. регулирующая;

. социальная;

. контрольная.

Основная функция налогов - фискальная - состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства. Аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д[8].

Регулирующая функция налогов проявляется через систему мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический прогресс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения). Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направленные на накопление производственных фондов, поэтому данная функция подразделяется на три компонента[17]:

¾ стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

¾ дестимулирующая подфункция имеет цель - повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны, ограничить развитие игорного бизнеса через повышение стовок налогов;

¾ воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. В настоящее время она реализуется, в частности, путем введения налога на добычу полезных ископаемых.

Контрольная функция налогов - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Налоговые санкции есть проявления контрольной функции, т.к. перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от проверки за качественными и количественными параметрами налогообложения[33].

Налогоплательщик или плательщик сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате налогов и сборов[18].

Налог - система, состоящая из самостоятельных, имеющих юридическое значение элементов налога.

Элементы налога:

. Обязательные элементы (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога).

. Факультативные элементы (порядок удержание и возврат неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы).

Данные элементы необязательны, но могут иметь место в законодательном акте.

. Дополнительные элементы (предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад, получатель налога).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

субъект налогообложения;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере[9].

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком[33].

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком[8].

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

) налог на прибыль организаций;

) налог на добычу полезных ископаемых;

) водный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

) налог на имущество организаций;

) налог на игорный бизнес;

) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

) земельный налог;

) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

) единый налог, в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

2) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

) единый сельскохозяйственный налог;

) налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах:

- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Российской налоговой системе присущи следующие недостатки[17]:

фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;

значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала[31].

Именно в этих, наиболее уязвленных, направлениях и следует совершенствовать налоговую систему РФ.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: