Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иероглифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.
Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры и вместе с ней исчезнувшая, прожила более долгую жизнь, чем независимое Египетское государство;
Различают литературы Древнего царства, Среднего царства, Нового царства и литературу демотическую. Принятая периодизация египетской литературы является вынужденной, поскольку она обусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг за шагом развитие самого литературного процесса.
Литература Древнего Египта, как и любая другая литература, неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в Древнем Египте религия была господствующей формой идеологии, неудивительно, что египетская литература испытывала на себе ее существенное влияние и религиозным мироощущением в различных его проявлениях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием. Наряду с переработанными народными сказками (сказки папируса Весткар, о двух братьях, об обреченном царевиче и др.) в ней есть и произведения, описывающие реальные события (рассказы Синухе и Ун-Амона), надписи царей и вельмож исторического характера, религиозные (гимны богам) и философские сочинения («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»); мифологические повествования («Борьба Хора с Сетхом»), басни, любовная лирика. Египтянам были известны и театральные представления, причем не только в форме мистерии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Существовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых поучений, содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.
|
Словом, как об этом с очевидностью свидетельствует египетская литература, египетское общество в древние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью. Памятники письменности, что дошли до нас от тех древних времен и хранятся в музеях всего мира, представляют собой лишь ничтожные остатки огромной литературы, к несчастью для нас погибшей. Но и они создают необычайно яркую, разнообразную картину.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО
В течение Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые вырабатывались в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства этого времени.
|
Художественное ремесло сыграло большую роль в развитии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; так, красота полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и общий рост городской жизни обусловили развитие художественного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сирией, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между этими странами.
|
Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометрических мотивов.
Погребальная утварь
Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии.
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Мумия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покоилась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обязанности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, грациозного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими каменными глазами всегда мог созерцать красоту богини.
Богатство и разнообразие погребальной утвари зависели, конечно, от средств хозяина гробницы.
Кроме саркофага в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову шакала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.
Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для мумий делали новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного лица: золотая маска для фараона и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршуна с распростертыми крыльями; одно или множество ожерелий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде многорядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подвешенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаменитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамления; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и статуэтки разных богов, которые вешали на шею или подвешивали к пекторали.
К этим украшениям и амулетам следует добавить огромное количество миниатюрных моделей всевозможных предметов: тростей, скипетров, оружия, царских и божественных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Камень
В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня, о чем свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели, благодаря засушливому климату, в гробницах и под толщей песка.
Использование твердых пород камня характерно для архаических эпох, в более поздние времена применялись мягкие породы. Минералы шлифовались с помощью цилиндрической трубки, заполнявшейся измельченным кварцем или наждаком. Некоторые сосуды, изготовленные из очень твердых материалов и великолепно отполированные, потребовали, должно быть, многих месяцев, а то и лет терпеливого труда.
Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изображал военные и охотничьи сцены; внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера.
Среди архитектурных элементов интересны украшенные рельефами двери. Сохранились немногочисленные образцы каменных оконных решеток. Мы знаем также образцы водосточных труб, заканчивающихся львиной головой, которые много веков спустя будут копироваться греками.
Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны.
Резьба по камню применялась не только в храмах, но также в гробницах, иногда в виде архитектурных элементов; влияние архитектуры ощущается также во многих других видах искусства.
Живопись
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошли лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
В этой живописи использовались следующие краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и черной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), желтая (охра желтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем (камедь из акации, или животный желатин, или же яичный белок) и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов. В небольшом количестве они дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.
Потолки усыпальниц декорированы тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Жекве перечисляет следующие мотивы эпохи XVIII династии: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, элементы растений, мотив бычьей головы, иероглифы. Он указывает на возможные воздействия других видов искусств на декоративную живопись. Так, например, прямые и ломаные линии воспроизводят мотивы тканей и плетеных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшение уже со времен Древнего царства. Ряд плафонов имел оригинальный декор: так, например, потолок гробницы Нефер-хотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхающими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпиграфический орнамент с именем и титулами усопшего. Фризы с растительным орнаментом воспроизводят веревки, на которые нанизывались кисти винограда и цветы лотоса (неизменно голубые), а иногда и другие растения. Росписи потолков и фризы исчезают к концу Нового царства.
Отметим в заключение первое появление живописи как книжной миниатюры — в «Книге мертвых». Рисунки иллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершим: бог взвешивает душу усопшего на больших весах; мы обнаружим этот сюжет впоследствии на порталах наших соборов.
7.3.Керамика
Египетская керамика весьма разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая.
Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой, а примерно с 3200 г. — на гончарном круге, с последующей полировкой внешней поверхности сосуда галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью.
Сосуды отличаются большим разнообразием форм, наиболее красивые — красные с белым рисунком и желтоватые с фиолетовым — относятся к энеолиту. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигурками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды — в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже в виде женской фигуры.
В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
Изделия из фаянса — одно из достижений художественных ремесел Египта. Уже со времени I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.
Кроме декоративных элементов архитектуры, египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия. В период Древнего царства производились полихромные ожерелья, канопы, статуэтки и, в частности, фигурки
для погребений из синей или зеленой эмали. Мы знаем также сосуды для благовоний.
Стекло
Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. На период Нового царства при XVIII династии приходится расцвет производства художественного стекла. Эта эпоха оставила нам многочисленные предметы: две чаши синего стекла с темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, прелестный поли-хромный флакон и др. Среди стеклянных изделий упомянем флаконы для глазных капель, сосуды для благовоний, амулеты, перстни, игральные пешки, подвески ожерелий, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.
Самое поразительное произведение, обнаруженное при раскопках в Амарне, это сосуд синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями.
Среди стеклянной скульптуры, достигающей порой довольно крупных размеров, самое выдающееся произведение — прелестная женская голова конца XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо — светло-синее, а парик — темно-синий, и это наводит на мысль, что изготовление скульптуры потребовало двух последовательных формовок и затем соединения их с помощью какого-то неизвестного нам метода, свидетельствующего о поразительной технической изощренности мастера.
Египтяне знали также мозаику из стекла. Разноцветные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длинных полосок. Некоторые мозаики изображают чисто египетские мотивы, например иероглифы, и отличаются удивительной тщательностью исполнения.
Ювелирное дело
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежали к числу художественных ремесел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Они и сами хорошо понимали достоинства своей продукции; на одной из гробниц Древнего царства изображен золотых дел мастер, который обращается к своему собрату с такими словами (воспроизведенными в надписи): «Какую славную вещь ты сработал!»
Из всех великих культур древности лишь долина Нила оставила нам достаточно предметов, относящихся к различным эпохам, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий.
В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли вир-туозного совершенства в технике, которое никогда впоследствии не было превзойдено. В некоторых отношениях невозможно не только превзойти их, но и сравняться с ними. Так, например, они были настоящими чеканщиками и умели достигать в двадцать раз более тонкого слоя металла, чем самым тонкий, которого достигают в наши дни. Они применяли литье, формовку, ковку (моделирование молотком). Для нанесения орнамента использовались насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление,окраска.
Ткани
От Древнего Египта, благодаря сухому климату страны, уцелело большое количество тканей. Лен обрабатывался уже в эпоху неолита и был единствен-ным широко бытовавшим у египтян видом текстильного сырья.Мы знакомы с процессом изготовления тканей и плетением циновок по многочисленным изображениям, также, узор плетения не раз служил декоративным мотивом в живописи.
Рассмотрим здесь же и изделия из кожи, которая обрабатывалась уже в додинастическом Египте. Кожи дубились и окрашивались преимущественно в красный или желтый цвет. Некоторые образцы очень декоративны. Сандалии из зеленой кожи с аппликациями из золотых листочков и коры украшены изображениями пленных сирийцев и нубийцев, как бы попираемых фараоном при каждом шаге.
Дерево
К числу деревянных изделий принадлежит прежде всего мебель и, кроме того, некоторые предметы туалета.
В период Нового царства дерево широко применялось для изготовления мелких предметов туалета, которые отличались необычайной утонченностью и изяществом. Сохранились гребни, ложечки для притираний в виде девушек, собирающих цветы, играющих на арфе или плывущих, и др.
Мебель
Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. На стенных фресках также можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев.
Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы». Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков, грязном полу и создали первую форму ложа.
Столярным ремеслом вначале занимались рабы и свободные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам.
Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.
Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки.
Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более лег кой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.
Первые конструкции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость.
Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.
Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами.
Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.), имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде.
Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное единообразие.
Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели. Влияние египетских форм нашло яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.
Металл
Наряду с благородными металлами египтяне обрабатывали медь и бронзу. Железо, известное им с начала Древнего царства, стало применяться только в греко-римскую эпоху.
В области декоративного искусства мы знаем медные сосуды прекрасной работы, относящиеся к I династии. От Древнего царства сохранились медные тазы.
Одним из самых интересных ранних бронзовых изделий является овальная жаровня с ажурным обрамлением, заключающим в себе надпись — имя фараона Хети.
Среднее и Новое царство оставили нам немало прекрасных образцов: церемониальные топоры с ажурным орнаментом, изображающим людей или животных.
Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонки или фигурки стоящей девушки. Эти изящные фигурки подводят нас непосредственно к рассмотрению бронзовых статуэток, дошедших до нас в большом количестве. Замечательное мастерство египетских бронзовщиков демонстрируют также статуэтки кошек. Лувр обладает выдающейся коллекцией изделий этого рода. Кошки изображаются сидящими или лежащими в величественной позе, некоторые из них словно ждут почестей. Природная грация животных передана с редким умением.
Заключение
Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводы.
Ведущим искусством Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее число архитектурных построек было связано с заупокойным культом.
Наряду с архитектурой успешно развивалась скульптура, живопись, и искусство рельефа
Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и других знаний.
Список литературы
1. Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.
3. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.– Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001.
4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.