Отражение природы в женском народном костюме.




 

В глубокой древности способность людей мечтать родила художественный символ – образ птицы.

Только сказочная птица могла преодолеть пространство и время с недоступной человеку быстротой и, владея этой тайной, делала счастливыми людей. Это воплощение мечты и счастья в образе птицы таинственными нитями связано со сложившимся в народе внешним обликом русской женщины.

Птица – древнейший символ добра, довольства, благополучия в славянской мифологии.

«Лебёдушка», «лебедь белая», «пава», «утушка» - вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин. И народное искусство художественными средствами воплотило этот образ в женском народном костюме.

Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами – компактным объёмом и мягким плавным контуром. Даже когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий, так привлекающую людей в движениях лебедя или гордой походке павлина. Этот характер движения был настолько органичен для образа русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах.

В народном костюме таится глубокое единство человека и природы. Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать, и мачеха, мы находим в народном костюме.

Когда с третьим пением петуха крестьянки спешили на луг, чтобы посмотреть, обильна ли росса на расстеленных холстах, не диск ли восходящего солнца наполнял их душу ощущением радости, полноты жизни – красным цветом?

Когда весной под тёплыми лучами солнца труд пахаря превращал чернозём в бархатное покрытие, не эти ли пашни воспроизводила крестьянка в своей чёрной поневе; разделяя её на клетки, подобно тому, как перемежались поля?

Когда северное сияние сполохами покрывало небо и необъяснимые радужные тона трепетали на его тёмном фоне, не к ним ли устремлялось воображение русских девушек Севера и в эти зарницы, в эти сказочные вечера одевали они себя в сновидениях в долгие зимние ночи?

«Мать сыра земля» растила людям особые краски и вместе со всей природой учила их искусству сочетать цвета в неповторимой и яркой гармонии, подобной русской песне.

Каждый цвет в русском костюме имел свой символ.

Красный цвет, олицетворяющий праздник и радость, в тёмных и тусклых оттенках получал значение символа скорби. В печальный день погребения умершего все близкие надевали соответствующую одежду. На Рязанской земле, в районе Курши, женщинам полагалось быть в поневе из ткани, покрашенной густым соком корня марены, который давал тёмный, красно-бурый цвет – цвет застывшей крови.

Цвет одежды человека эмоционально воздействует на людей. Тайна этого воздействия была раскрыта нашими предками. Сила женщины была в широте эмоционального мира. Все виды человеческих отношений, радость, горе – всё получало у неё поэтическую форму – форму песни, плача, причитания. И именно женский костюм всегда отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Шитые золотом, разноцветными нитями, жемчугом кички, кокошники, сороки венчали головы русских женщин. В самих названиях этих уборов сохранились корни древних, бытовавших у наших предков наименований птиц.

Во многих местностях женщины украшали свои уборы «пушками» из гусиного или лебединого пуха, селезневыми кудрями – самой красочной частью оперения селезня. Символичным было и декоративное решение рукавов в русской женской рубахе. Сочным красным цветом и строгим орнаментом, мерцанием золота, кружевной чёрной вязью на серебристом холсте или белым рельефным шитьём на прозрачной кисее украшали русские женщины рукава своих рубашек. Нашивали ли они куски цветной ткани или ткали их на тканине – всегда цветом, орнаментом выделялась больше всего верхняя часть рукавов – та, откуда начиналось движение рук. Рук или крыльев? Этим художественным приёмом народное искусство уподобляет руки крыльям птицы. Ведь когда в сказке девушка или обиженная жена в поисках любимого или спасаясь от преследования злых людей, от тяжкой доли превращалась в птицу, то руки её становились крыльями. И эти крылья уносили их в «тридевятое царство, в тридесятое государство», вдаль от жестокой действительности.

И каждая девушка, каждая женщина, надевая свою праздничную одежду переселялась в мир своих чаяний, надежд и сокровенных мечтаний. И все они становились прекрасными. И народ признавал за ними право на эту красоту и в щедрости своей украшал их всеми красками видимого мира.

 

Отправляясь в путешествие по векам, я хотела бы отразить основные элементы женской одежды и украшений. Так в период со 2 по 9 века женской нательной одеждой была рубаха или сорочка, Разновидностью верхней праздничной рубахи была долгорукавка. Обязательным атрибутом женской одежды была понёва, но в XIV – XVI вв. она стала вытесняться сарафаном или ферязем. В прохладную погоду женщины одевали поверх рубах нарядные навершники, запоны, зимой – меховые кожухи, а в особо сильные морозы могли одеть мужские порты. Для богатых и знатных женщин благодаря богатству привозных тканей: паволок, аксамита и разнообразных золотых вышивок, не было пределов в богатстве украшений.

В первый период X века женщины прятали свои волосы под повязками или головными уборами; в норманнский период девушки носили волосы распущенными, а женщины заплетали их в косы и оставляли свободно висеть вдоль спины. Русские женщины в монгольский период всегда закрывали свои волосы и носили дома на голове «волосники» или «повойники» или же повязывались платком, а выходя со двора, надевали кокошник или кику.

Женская крестьянская русская одежда состояла из рубахи, сарафана, душегреи, шубки, полусапожки и чепец.

Дьячки одевались подобно крестьянкам; девицы заплетали волосы в косу, голову повязывали лентой, а невесты перед свадьбой одевали фату.

Благородные женщины, называемые боярскими, носят шапку из золотой парчи, белые шляпы, различные украшения, из одежды покрывало, опашень, летник, ферязь, сапожки, платья, ферезеи, телогреи, душегреи. Княгиня носила множество украшений, плащи, юбки, сапоги, туфли, на голове – войлочный колпак или круглую меховую шапку.

Мода с X по XV век

Основу костюма древнерусских крестьянок в X – XV вв. составляла длинная, до щиколоток рубаха (сорочка) и набедренное одеяние (понева). Обязательной частью женской крестьянской одежды был пояс. Носили крестьянки серьги, бусы, привески, медные браслеты и перстни. Кожаная обувь X – XIII вв. – «поршни», мягкие туфли, полусапожки и сапоги без каблуков и жесткой основы – кроилась просто и грубовато, зато была яркой, цветной. Благодаря самим женщинам женские наряды становились подлинными произведениями искусства. Об этом пишет и летописец: «Обретши волну и лен творит благопотребная руками своими… Руце свои простираеть на полезьная, локти свои устремляеть на веретено… Сугуба одеянья сотворит…»

Мода XVIII века

На дамах XVIII века были парики и пышные платья.

Городские женщины носили всякого рода платья, блузки, юбки, душегрейки, кацавейки, капоты, салопы, бурнусы, роброны, ватерпруфы, мантильки, канзу, тальму, чепцы.

Крестьянские женщины носили: сарафан, понёву, кокошник или кичку. Волосы все время были покрыты.

Мода XIX века

Женщина – это игрушка, богато украшенная вывеска успехов и положения своего мужа. Её наряд был лишен всякой практичности: пышные формы, нагромождение отделки, богатые ткани. Стан заключен в длинный изящный корсет и, как стебель, опускается на чашечку юбки. Огромную роль в костюме играли аксессуары: шляпа, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).

 

Мода с XIX по XX век

В началеXIX в. число женщин в России, предпочитающих традиционному старинному платью причуды моды, стало расти с нарастающей быстротой. Русские модницы носили тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом. Шали, шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще во времена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничном гардеробе буквально всех женщин России. Женщины носили тонкие рубашки, платья из тяжелых и плотных материй, колоколообразную юбку, которую украшали буфами, бейками, рюшами, оборками; накидки, мантильи, манто, башмачки, чулки, коты, туфли на низком каблуке; аксессуарами были: сумочки, перчатки, зонтики, митенки, береты, тюрбаны, наколки, чепцы и сетки. За два века — XVIII и XIX-ый — костюм всех российских женщин, и богатых и незажиточных, заметно изменился. Европейская мода, которой вначале следовали лишь приближенные ко двору, завоевала тысячи приверженцев.

Мода ХХ века

Сколько существует женщина, столько существует и мода. Всегда в любом сословии женщина хочет и старается быть красивой, радовать себя и окружающих своей внешностью. Если обратить внимание на силуэт платьев — увидим очень сильно утянутую корсетом талию, длинную, похожую на цветок колокольчика юбку, которая заканчивалась обычно шлейфом. Моде были полудлинные жакеты с басками. Женская самостоятельность и раскрепощенность имевшая успех в 20-х, берет свое начало в 10-х годах ХХ века. Первым прорывом стало освобождение женщин от корсета. Волосы у девушек были волнистые и часто… стриженные. Туалеты дамы были либо прямого силуэта, либо свободного, приближенного к овалу. В качестве аксессуара дамы носили сумки-саквояж. В 20-х годах Юбка укоротилась до колен. Коко Шанель в 1924 году изобрела маленькое черное платье – эталон элегантности и сегодня. Самостоятельность женских путешествий ввела в моду пижаму. На ногах красавицы носили туфли-лодочки на устойчивом каблучке.

Кто же она, немного загадочная героиня 30-х? Она носит драпированные платья, плиссированные юбки, спортивные тапочки, шляпы с широкими полями, меховое боа, длинный шарф, туфли на платформе, а в дополнение всего изящную сумочку.

Героиня 40-х – это строгая, но очень элегантная дама. Основу ее гардероба составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский костюм: жакет приталенный, с жесткими небольшими подплечниками, прямой юбкой до колена. Про украшения можно вообще забыть, вместо них на шею повязывали платки или шарфы, шляпки, перчатки.

Юная девушка 70-х годов, с подчеркнутыми макияжем лучистыми глазами в повседневном наряде предпочитала блузу типа батника, гладкую или с растительным орнаментом, либо водолазку с узким воротом, обтягивающую фигуру. Самая популярная длина юбки – середина икры, лучшая модель клеш.

Женщина 90-х – это бизнес-вумен, она же «вамп», она же принцесса. В моду входят обтягивающие платья, мини, легинсы, широкие декольте. В повседневной одежде преобладают платье-труба или юбка-труба, а также широкие брюки, клетчатые костюмы (пиджак, мини-юбка), длинный свитер с плиссированной короткой юбкой. Из украшений – огромные серьги, большие браслеты, крупные цепочки. Обувь – в основном туфли-лодочки.

Женщины захотели стать очень похожими на мужчин. Все живое и изящное было придавлено грязными джинсами, рваными кроссовками и мятыми футболками. Какую одежду предпочитает девушка 90-х? это джинсы, которые на два размера больше ее собственного, большой свитер или балахон. На ножки она наденет огромные солдатские ботинки. В ее гардеробе можно встретить кожаные штаны, и даже кожаную майку, она предпочитает косметику темных тонов, например, черную помаду.

 

Мода 21 века

В моде 21 века присутствую разнообразные виды одежды. Майки на больших и маленьких лямках и вообще без лямок, футболки со стандартным рукавом и рукавом ¾, футболки с длинным рукавом, разнообразные кофты, пиджаки, блузы, рубашки, толстовки, а так же разные по длине шорты, легенсы, джинсовые штаны, и зауженные, и широкие и расклешенные, и классические штаны – все это есть в гардеробе современной девушки. И не только это. Также современные девушки носят разнообразные платья разных фасонов и размеров, юбки разной длины, туники, комбинезоны. Большое разнообразие имеется в обуви, есть и балетки, и шлёпки, и босоножки на каблуке и с плоской подошвой, и туфли, и кеды, и кроссовки, а так же полусапожки и сапоги. Не менее большой выбор имеет и верхняя одежда: кожаные куртки, пуховые куртки, пальто, шубы, дублёнки. И головных уборов много на прилавках: и шапки, и береты, и шапки с откидной макушкой, и шапки с козырьком, и бейсболки, и косынки, и палантин. На шеях носят шарфы и арафатки.

Большое разнообразие имеет мода 21 века, известные Кутюрье постоянное вводят в моду что-то новое, и нынешнее поколение пытается угнаться за всеми причудами моды. Изменения моды не зависят от того, какое время на улице: война, сильные морозы, или наоборот сильная жара, будут ли все поголовно богатыми или бедными. Мода изменялась, изменяется и будет изменяться всегда

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: