Средства, методы и формы дистанционного обучения




(в помощь педагогам дополнительного образования детей)

 

Дистанционное обучение включает в себя все присущие учебному процессу компоненты (цель, содержание занятия, методы, формы и средства организации), но отличительной чертой данного вида обучения является то, что взаимодействие педагога и воспитанников происходит на расстоянии. Данная особенность предполагает использование специфических средств обучения, основывающихся на передовых разработках отрасли информационных технологий.

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

· учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

· сетевые учебно-методические пособия;

· компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

· аудио и видео учебно-информационные материалы;

· дистанционные практикумы;

· тренажеры с удаленным доступом;

· базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

Одним из важнейших компонентов организации образовательного процесса, в частности, и дистанционного, являются методы обучения, без которых невозможно достичь цели занятия и усвоения содержания учебного материала.

При дистанционной организации образовательного процесса можно использовать практически все методы, присущие традиционному обучению, выбирая в Интернет-пространстве соответствующие технологии.

Таким образом, для дистанционного обучения актуальны следующие методы:

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· проблемного изложения;

· эвристический;

· исследовательский.

Кроме того, следует различать:

· методы взаимодействия обучающихся и педагога с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

· методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

· методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

В дистанционном обучении возможно использование традиционных форм обучения:

· лекций,

· семинаров,

· лабораторных занятий,

· зачетов,

· консультаций,

· самостоятельных работ.

Но для проведения занятий на расстоянии данные формы должны быть адаптированы с помощью информационно-коммуникационных технологий.

При реализации различных форм Интернет-обучения возможно комбинирование синхронных и асинхронных форм. Синхронное обучение, предполагает практически одновременный прием и передачу материала. Например, участие в вебинарах, видеолекциях, в рамках которых обучающиеся имеют возможность не только услышать информацию, получить материал, но и проявить собственную активность, тут же задать вопрос, уточнить некоторые детали. Асинхронное обучение – это процесс, который не привязан к конкретному времени или местоположению и предполагает самостоятельное изучение материалов, чтение книг и учебников, блогов, решение тестов, задач, просмотр обучающих презентаций и видеоуроков, прослушивание аудиоматериала.

 

Форма Синхрония (on-line) Асинхрония (off-line)
Лекция Видеоконференцсвязь Аудио- или видеозапись
Семинар Видеоконференцсвязь Форум
Индивидуальная работа - Электронная почта, блог, группы в социальных сетях
Групповые проекты Вики –веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом -
Обсуждение в виртуальной группе Чат Электронная рассылка
Консультация Видеоконференцсвязь Электронная почта, переписка в социальных сетях
Контроль знаний Видеоконференцсвязь, он-лайн тестирование Оф-лайн тестирование

 

Видeoкoнфeрeнция наиболее полно приближена к живому общению, а следовательно, и к очной форме обучения. Она позволяет в режиме реального времени (on-line) общаться и вести совместную работу при территориальной удаленности обучающихся и педагога. Существенным достоинством видеоконференцсвязи является возможность одновременно слышать и видеть своего собеседника на экране с созданием эффекта непосредственного общения. С помощью видеоконференцсвязи педагог получает возможность читать курсы лекций, проводить семинары и практические занятия, осуществлять контроль знаний.

 

Литература и источники:

1. Айдынбай Т.Ж., Шуйтенов Г. Ж. Вебинары и видеоконференции в системе дистанционного обучения. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinary-i-videokonferentsii-v-sisteme-distantsionnogo-obuchen

2. Баскаков Ю.А., О.М. Соболев Использование видеоконференцсвязи в учебном процессе// Казанский педагогический журнал. – №1. – 2010 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videokonferentssvyazi-v-uchebnom-protsesse/viewer

3. Методы дистанционного обучения: сайт Инфопедия. – URL: https://infopedia.su/3xca07.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: