Кашкин А.С. Литургика. Двунадесятые неподвижные праздники. Ч. 1. Саратов, 2017. С. 378-380.




Паремии.

Библейские чтения. В богослужении праздника читается три паремии, один Апостол и два Евангелия.

Все три паремии праздника выбраны на основании общих идей. Преображение Христа на горе было Богоявлением по существу, и здесь явились пророки Моисей и Илия; потому и чтения выбраны те, в которых речь идет о Богоявлениях на горе, причем в двух первых паремиях свидетелем Богоявлений является пророк Моисей, а в третьей — Илия. Моисей и Илия в Ветхом Завете видели славу Божию на Синае, причем в разных образах; теперь же им дано увидеть лик Самого Бога воплотившегося, увидеть Его славу в превосходнейшем свете, не «гадательно», а непосредственно, «лицом к лицу» (ср. 1 Кор. 13:12). Поэтому, переживая событие новозаветного Бо гоявления, мы в паремиях (да и в песнопениях) вспоминаем Богоявления ветхозаветные, бывшие тем же самым людям.

1-я паремия — Исх. 24:12-18. В этом отрывке говорится о восхождении Моисея на гору Синай для получения скрижалей завета; во время этого восхождения облако (которое было и образом Богоявления, и одновременно служило завесой) покрыло гору, так что Моисей находился внутри облака. Кроме самого факта Богоявления Моисею, текст этой паремии связан с событием Преображения присутствием облака при обоих событиях: вспомним, что во время преображения Христа явилось облако и осенило учеников Господа, также из облака они слышали глас Бога Отца. Святой Иоанн Дамаскин рассматривает Богоявление Моисею как прообраз преображения Христа на горе: «Осеняющая слава в сени первее и Моисееви беседующи, Твоему угоднику, образ бысть облиставшаго[1] неизреченно на Фаворе, Владыко, Твоего преображения» (3-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь).

2-я паремия — Исх. 33:11-23; 34:4-6,8. Здесь повествуется о другом Богоявлении Моисею, когда он увидел Бога «сзади». Это было явление апофатического характера: Моисей увидел славу Божию, но ему было дано понять, что сущность Божия (Его «лицо») непознаваема, Его можно видеть только в нетварных энергиях. Вот как своеобразно интерпретирует аналогию между этим Богоявлением и событием преображения епископ Виссарион (Нечаев): «Моисей мог видеть только задняя Бога, проходившаго над ним славою Своею, равно и Апостолы, хотя видели славу преображения, но видели настолько, насколько могли вместить,— она показана им в такой мере, чтобы не осле-пить их зрения». Кстати, при этом Богоявлении Бог также сошел к Моисею в облаке, то есть образ облака создает дополнительную параллель с празднуемым событием.

"Другую и очень интересную интерпретацию предлагает святитель Григорий Нисский, который разъясняет выражение увидишь Меня сзади посредством ссылок на евангельские тексты. Он приводит слова Христа если кто хочет идти за Мною (Лк. 9:23) и приходи, следуй за Мною (Лк. 18:22) и обращает внимание на то, что Христос требует следовать за Ним, а не «впереди Него». А так как тот, «кто следует за кем-либо, видит его спину», то и видение Бога сзади означает следование за Ним, то есть воплощение в своей жизни идеала, предначертанного Христом. При этом праведник должен всегда видеть Бога только сзади, ибо «ведомый не уклонится с правильного пути, если будет постоянно смотреть на спину ведущего». Напротив, человек не должен видеть лица Божия, ибо это означало бы движение в противоположную сторону, то есть противление Богу: «Ведь то, что направлено в сторону, противоположную благу, как бы смотрит ему прямо в лицо. Поэтому в лицо добродетели смотрит порок. Другая добродетель не будет направлена в противоположную сторону. Потому и Моисей не смотрел Богу в лицо, а видел Его только со спины»" [Григорий Нисский, свят. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 88][2].

3-я паремия — 3 Цар. 19:3-9,11-13,15-16. Здесь описано явление Бога пророку Илии на горе Синай в образе тихого ветра. Актуальность этого чтения в праздник Преображения Господня уже отмечена нами: в обоих событиях имеет место факт Богоявления на горе и участие пророка Илии. Интересно мнение епископа Виссариона (Нечаева): «Можно даже думать, что Илия созерцал на Хориве славу того же Самого лица, то есть Сына Божия, Который преобразился на Фаворе. Об этом тожестве можно заключить из слов 11-го стиха паримии: И рече Господь (Илии) изыди и станы пред Господем. Господь приглашает пророка стать пред Господом и говорит о Нем в третьем лице. Это значит, что Господь говорящий, и Господь, о Котором Он говорит, суть два лица. Кто же это последнее лице, как не Второе Лице Святой Троицы, Единосущный Сын Бога Отца?»

 


[1] Славянское слово «облистати» (часто употребляемое в песнопениях праздника) означает «просиять, воссиять».

[2] Кашкин А. С. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012. С. 295.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: