Особенности монографии, справочного учебного пособия, статьи как объекта рецензирования




Виды и уровни рецензий на монографию, статью, учебное пособие

Виды рецензий на монографию, учебное пособие, статью:

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;

2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;

3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи. [7]

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе [14].

Перед публикацией монография, пособие, статья обязательно проходят рецензирование. Это важный этап в процессе отбора и утверждения монографии, учебного пособия, статьи для печати.

Нередко вместе с рецензией могут запросить выписку с рекомендацией статьи к публикации из протокола заседания кафедры. Поэтому к работе рецензента следует подходить очень ответственно.

Для начала следует разобраться в том, что такое рецензия на научную статью. Несмотря на некоторую размытость термина, смысл этой процедуры достаточно прост. В процессе рецензирования статья подвергается тщательной проверке с точки зрения оформления, то есть рассматривается структура, наличие необходимых элементов, объем работы, правильность оформления ссылок, библиографических данных и содержания, где оценивается логичность информации, ее достоверность и обоснованность. Однако за кажущейся с первого взгляда простотой процесса стоит субъективное мнение рецензента. По этой причине при подготовке статьи на печать следует учитывать не только объективно-формальные требования, но и постараться увидеть статью с точки зрения самого рецензента. Кроме того, следует иметь четкое представление о том, что непременно должно быть отражено и как именно оформляется рецензия на статью. Данная информация может понадобиться не только при работе над статьей, но и при подготовке отзыва на статью вашего коллеги.

Порядок рецензирования рукописей, представляемых в научные издания, следующий.

Для кандидатов наук, аспирантов и соискателей материалы должны быть прорецензированы доктором наук по направлению исследований автора (авторов) и научным руководителем.

Для соискателей докторской степени – две рецензии докторов наук в данной области [4].

Полный текст рецензии представляется в научный отдел или в редакцию Журнала. Представляется также рекомендация кафедры, проводящей исследование.

Рецензия пишется в свободной форме. В начале указываются фамилия, имя, отчество (полностью), должность, ученая степень, ученое звание эксперта, его служебный адрес и телефон, а также дата написания рецензии. Кроме того, в рецензии должны быть отражены следующие положения:

- соответствие статьи профилю журнала;

- актуальность проблематики, степень новизны и уровень выполнения эксперимента;

- значимость полученных результатов;

- круг аудитории, заинтересованной в проведенных исследованиях;

- полнота цитирования имеющихся работ по теме статьи;

- замечания и рекомендации;

- решение рецензента о соответствии рукописи требованиям журнала и возможности публикации статьи [12].

Подпись рецензента заверяется печатью организации или учреждения, где работает рецензент. При отрицательном отзыве рецензента рукопись направляется на повторное рассмотрение.

Монография

Монография — научное произведение, в котором изложен итог всестороннего исследования определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами.

Наиболее эффективна следующая последовательность расположения основных текстовых элементов и справочно-сопроводительного аппарата:

Оглавление.

Предисловие.

Методические рекомендации.

Введение.

Основной текст.

Заключение.

Приложения.

Указатели.

Литература.

Методически оправданно расположение Оглавления в начале книги.

Предисловие должно отвечать следующим основным требованиям:

— характеризовать роль и значение дисциплины (вида занятий) в подготовке специалиста, показать место данного курса (его части) среди других дисциплин (предыдущих и последующих);

— содержать формулировку основных задач, стоящих перед студентом при изучении учебной дисциплины.

В Методических рекомендациях показывается, какие предшествующие знания являются основой для успешного изучения данной дисциплины, дается общая характеристика книги, ее структуры и содержания, дозировки учебного материала. Даются рекомендации по организации самостоятельной работы, пользованию справочно-сопроводительным аппаратом книги, использованию технических средств обучения.

Цель Введения — ориентировать студента в дальнейшей работе с книгой, подготовить его к усвоению основного текста. Введение представляет собой краткий исторический очерк, готовящий студентов к пониманию современного состояния проблемы изложения основных исходных понятий. Приводится обзор научных взглядов, литературных источников или экспериментальных данных, по­казывается преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин. Особое внимание должно быть уделено вопросам применения знаний, которые получит студент при изучении данной дисциплины, в решении практических задач [9].

Основной текст представляет собой дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, соответствующий учебной программе.

Общие требования к тексту:

— обеспечивать полное раскрытие программы учебной дисциплины с учетом последних достижений научно-технического прогресса;

— обеспечивать условия для самостоятельной творческой работы студента, формирования его идейно-теоретического и профессионального уровня;

— быть доступным для успешного усвоения, способствовать формированию творческих способностей и навыков;

— обеспечивать преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин;

— предусматривать возможность использования технических средств обучения, вычислительной техники;

— использовать возможности поясняющих и дополняющих текстов, сочетая их в обоснованном объеме с основным текстом;

— объем текста, его основной, дополнительной и поясняющей частей, разбивка на разделы, главы и параграфы должны соответствовать графику учебного процесса. Лучшим можно считать прием полекционного дозирования программного материала.

Важное место в учебных книгах занимают иллюстрации, которые авторами должны использоваться только в тех случаях, когда они дополняют или поясняют словесную информацию, содержащуюся в книге.

В Заключении, объем которого целесообразен от 0,5 до 1,0 листа, авторы подводят итог изложения учебного материала. Здесь следует отметить нерешенные вопросы той или иной отрасли знания, гипотезы, основные направления дальнейшего развития [8].

К печати монографии прилагаются следующие документы:

1. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием: присутствовали, слушали, выступили, постановили. В постановляющей части должен быть решен вопрос не только о возможности публикации, но и о рекомендуемом научном редакторе (если требуется).

2. Выписка из протокола заседания Редакционно-издательского совета с указанием: присутствовали, слушали, выступили, постановили. В постановляющей части должен быть решен вопрос не только о рекомендации работы в печать, но и о научном редакторе (если требуется).

2. Заключение ответственного (научного) редактора о научной ценности и новизне работы (если имеется ответственный (научный) редактор).

3. Две внешние рецензии:

а) кафедры одного из ведущих по данной специальности вузов;

б) крупного специалиста в данной отрасли науки и техники (доктора или кандидата наук). В качестве рецензентов не должны утверждаться кафедры или специалисты того вуза, где работает автор.

4. Ответ (справка) автора (авторов) на критические замечания рецензентов (этот документ не заверяется). В нем автор (авторы) сообщает Издательству о дополнительно проделанной работе, указывает, какие замечания им приняты, а какие отвергнуты, аргументируя собственную точку зрения [16].

Оценивая монографии, рецензент должен дать заключение по следующим основным вопросам:

является ли монография межвузовской;

в чем новизна монографии, актуальность поставленной проблемы;

выдержана ли тематика сборника, соответствует ли его название содержанию статей;

приемлема ли структура монографии;

выявлена ли научная и практическая значимость статей;

достаточен ли научно-теоретический уровень каждой статьи, монографии в целом;

достаточно ли высоко качество литературной обработки (ясность и четкость формулировок, логическая последовательность, форма изложения материала).

В заключительной части рецензии на рукопись по результатам ее анализа должна быть дана четкая рекомендация или о ее издании в представленном виде, или о необходимости ее доработки либо переработки (с конструктивными замечаниями).

В тех случаях, когда рецензия монографии рекомендации по доработке рукописи, автору следует написать ответ на замечания рецензента, в котором должны содержаться сведения о внесенных в рукопись соответствующих изменениях, а также мотивированные возражения рецензенту по тем замечаниям, которые автор не принял [15].

Если рукопись по рекомендации рецензента подверглась значительной авторской переработке, ее целесообразно направить на повторное рецензирование тому же рецензенту который сделал критические замечания.

В случае, если на рукопись получены разноречивые рецензии, ее следует направлять на дополнительное (контрольное) рецензирование.

 

Учебное пособие

 

Учебники и учебные пособия относятся к учебным изданиям.

Учебник — учебное издание, которое содержит систематизированное изложение определенной учебной дисциплины в соответствии с учебной программой и утверждено официальной инстанцией в качестве учебника.

Учебное пособие — учебное издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и утвержденное официальной инстанцией в качестве учебного пособия.

Учебник – учебное издание в котором систематически, в соответствии с учебной программой излагается содержание учебной дисциплины или ее части (раздела) и которое официально утверждено в качестве учебника (т. е. имеет гриф). – ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В учебном пособии допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы. Учебное пособие может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины. По форме изложения учебного материала учебное пособие может быть исполнено в виде различного рода лекций, хрестоматии, сборника задач, практикума и т. п.

Оптимальный объем учебника (учебного пособия) возможно получить за счет отказа от подробного изложения устаревшего, второстепенного для науки материала, за счет рационального определения главного в содержании дисциплины. Существенное сокращение объема книги может быть достигнуто путем сжатого изложения тех вопросов, о которых студенты уже имеют понятие из общих курсов. Здесь можно ограничиться ссылками и краткими формулировками для логической связи с излагаемым материалом. В учебнике (учебном пособии) также не должно быть материала, который понадобится позднее по другим дисциплинам [5].

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части. – ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание. – ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это необходимый для обеспечения учебного процесса набор разнообразных учебных и методических изданий, неопубликованных и рукописных материалов, а также нормативных, организационных и других документов. УМК является обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в университете, на факультете, кафедре, в институте. УМК составляется в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) ВПО, учебными планами реализуемых специальностей и направлений подготовки и нормативной документацией Министерства образования и науки Российской Федерации. Целью создания стандарта УМК является унификация документационного обеспечения учебного процесса и оптимизация трудовых и временных затрат руководителей учебных подразделений университета. (В УрГУ стандарт УМК введен 13 февраля 2006 г.) УМК кафедр хранятся на кафедрах.

Каждое учебное пособие должно иметь гриф – официальное утверждение в качестве данного вида издания (см. ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»). На сегодняшний день существует три уровня учебного книгоиздания.

Третий уровень– пособия по малоконтингентным специальным дисциплинам и спецкурсам. Учебным изданиям этого уровня присваивается собственный гриф вуза, даваемый редакционно-издательским советом (РИСО) данного вуза.

Второй уровень – учебники и учебные пособия по многоконтингентным специальным дисциплинам высшего профессионального образования, а также по курсам регионального характера, на языках народов России. Учебным книгам этого уровня присваивается гриф учебно-методического объединения (УМО) или научно-методического совета (НМС).

Первый уровень– базовые учебники и учебные пособия по гуманитарному, социально-экономическому, математическому, естественно-научному и общепрофессиональному циклам дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Учебным изданиям этого уровня присваивается гриф Минобразования России или другого федерального органа управления РФ [2].

К изданию учебного пособия прилагаются [4]:

1. Выписка из протокола заседания кафедры, на которой работает автор, с указанием: присутствовали, слушали, выступили, постановили. В постановляющей части должен быть решен вопрос не только о возможности публикации, но и о рекомендуемом научном редакторе.

2. Выписка из протокола заседания Редакционно-издательского совета с указанием: присутствовали, слушали, выступили, постановили. В постановляющей части должен быть решен вопрос не только о рекомендации работы в печать, но и о научном редакторе (если требуется).

3. Заключение ответственного (научного) редактора (если редактор утвержден Редакционно-издательским советом университета).

4. Две внешние рецензии:

а) кафедры одного из ведущих по данной специальности вузов;

б) крупного специалиста в данной отрасли науки и техники, имеющего ученую степень и ученое звание (доктор наук или кандидат наук, профессор или доцент). В качестве рецензентов не должны утверждаться кафедры или специалисты того вуза, где работает автор.

5. Аргументированный ответ автора (авторов) на критические замечания рецензентов, т.е. справка о доработке рукописи.

6. При необходимости Издательство может потребовать от автора справку учебной части вуза или деканата, обосновывающую необходимость издания и указывающую количество лекционных часов, отводимое на чтение данной дисциплины.

Рецензии на учебную книгу должны объективно оценивать рукопись и содержать всесторонний анализ ее методических достоинств и недостатков. Если рецензия дается на рукопись учебника или учебного пособия, необходимо указать, для какой конкретно специальности или групп специальностей вузов предназначена книга.

Оценивая учебную книгу, рецензент должен дать заключение по следующим основным вопросам:

1. Определить соответствие материала, изложенного в рукописи, содержанию программы курса (при наличии отступлений от учебной программы следует указать, чем они вызваны и целесообразны ли они) и требованиям государственного образовательного стандарта.

2. Оценить актуальность содержания рукописи: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки, техники и культуры.

3. Указать, чем отличается предлагаемое произведение от уже опубликованных на ту же тему.

4. Дать оценку рукописи с методической точки зрения и определить, отвечает ли она требованиям преподавания данной дисциплины.

5. Проанализировать полноту и качество дидактического аппарата будущего издания, определить, насколько методически верно подобраны контрольные вопросы и задачи.

6. Оценить эффективность использования будущей книги для самостоятельной работы студентов.

7. Указать, насколько полно представлены элементы справочно-сопроводительного аппарата (с учетом вида издания): предисловие, указатели, прикнижная аннотация (с читательским адресом), библиографические списки, списки сокращений и условных обозначений и др., а также такие элементы текста, как введение, заключение, приложения.

8. Дать качественную и количественную оценку приведенного в рукописи материала (фактического и иллюстрационного).

9. Оценить правильность и точность определений и формулировок.

10. Дать оценку использования в рукописи общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов и т.п.

11. В рукописях по специальным дисциплинам оценить соответствие обозначений величин, определений и понятий принятым в учебной литературе по общенаучным и общетехническим дисциплинам стандартам.

12. Дать оценку литературного стиля изложения материала.

13. Оценить возможность использования будущей книги для федеральных нужд.

14. Дать обоснованные выводы о рукописи в целом и при необходимости рекомендации по ее улучшению [6].

 

Статья

 

В статье излагаются результаты, полученные по конкретному вопросу, имеющему определенное научное и практическое значение. Статью публикуют в научных журналах или сборниках. Ее объем не должен превышать 8—10 машинописных страниц; графический или другой иллюстративный материал допускается в минимальном количестве, т. е. не более 2—3 рисунков.

Оформленная рецензия на статью подписывается рецензентом и затем заверяется печатью организации, в которой работает рецензент. Высланная по электронной почте копия не считается полноценным документом, по этой причине следует отправлять оригинал рецензии по почте в редакцию журнала [11].

1. Рецензирование (экспертная оценка) рукописей научных статей в редакции журнала осуществляется для поддержания высокого научно-теоретического уровня издания и в целях отбора наиболее ценных и актуальных (перспективных) научных работ.

2. Первичное рецензирование (экспертная оценка) осуществляется по указанию главного редактора, зам главного редактора и ответственного секретаря журнала.

Поступившие от авторов материалы проходят первичный контроль на комплектность и правильность оформления (3 дня).

3. К публикации в журнале статья принимается только при условии, что она соответствует требованиям к авторским оригиналам статей (материалов).

4. Статья должна носить открытый характер. Наличие ограничительного грифа служит основанием для отклонения материала от открытой публикации.

5. В редакцию представляется один тщательно вычитанный и подписанный автором/ами экземпляр статьи, справка об авторе/ах (анкета), письмо в редакцию, аннотация на русском и английском языках, ключевые слова на русском и английском языках и электронный вариант всех документов на электронном носителе либо по электронной почте.

6. Статья регистрируется ответственным секретарем в журнале регистрации статей с указанием даты поступления, названия, Ф.И.О. автора/ов, места работы автора/ов. Статье присваивается индивидуальный регистрационный номер. Указанные сведения так же вносятся в базу данных.

7. Главный редактор направляет статью на рецензирование члену редакционного совета, курирующему соответствующее направление / научную дисциплину. При отсутствии члена редсовета или поступлении статьи от члена редакционного совета главный редактор направляет статью для рецензирования внешним рецензентам.

8. Каждая научная статья должна иметь рецензию специалиста соответствующего научного профиля (доктора наук, профессора). Кроме этого аспирантами, соискателями ученой степени кандидата наук представляется также рекомендация кафедры.

9. Обязательное рецензирование проходят научные статьи и научные сообщения, присланные (переданные) в редакцию в инициативном порядке авторами, не имеющими ученой степени или имеющими ученую степень кандидата наук.

10. Рецензент должен рассмотреть направленную статью в течение двух недель с момента получения и направить в редакцию (по e-mail, почте) рецензию или мотивированный отказ от рецензирования.

11.Редакция рекомендует использовать при рецензировании типовую форму. Рецензент может:

- рекомендовать статью к опубликованию;

- рекомендовать к опубликованию после доработки с учетом замечаний;

- не рекомендовать статью к опубликованию.

Если рецензент рекомендует статью к опубликованию после доработки с учетом замечаний или не рекомендует статью к опубликованию, то в рецензии должны быть указаны причины такого решения.

12. Наличие существенной доли критических замечаний рецензента при общей положительной рекомендации позволяет отнести материал к разряду полемичных и печатать его в порядке научной дискуссии.

13. В рецензии (экспертном заключении), как правило, должны быть кратко оценены:

— общий научный уровень работы;

— название и его соответствие содержанию статьи;

— актуальность темы;

— научная новизна, теоретическая и практическая значимость представленных выводов;

— структура работы;

— наличие в работе дискуссионных и/или неверных положений;

— соответствие читательским интересам, а также высказано мнение рецензента (эксперта) о возможности либо невозможности опубликования рукописи:

— в авторском варианте;

— при условии углубленного научного и/или литературного редактирования;

— после доработки рукописи (с указанием перечня недоработок);

— после кардинальной переработки рукописи и дополнительного рецензирования (с указанием принципиальных направлений переработки).

14. После получения рецензий на очередном заседании редакционного совета рассматривается вопрос о поступивших статьях и принимается окончательное решение на основе оценки рецензии об опубликовании или отказе в опубликовании статей. Решение редакционной коллегии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов голос главного редактора является решающим. Кворум для принятия решения устанавливается на уровне 50% от общего числа членов редакционной коллегии. На основе принятого решения автору/ам направляется письмо (по e-mail, почте) от имени ответственного секретаря о решении редакции. Если статья нуждается в доработке с учетом замечаний рецензента, то в письме даются рекомендации по доработке / снятию замечаний. Если статья не принимается к опубликованию, то указываются причины такого решения.

15. При достаточных на то основаниях статьи могут направляться на дополнительное или анонимное рецензирование. Основаниями для повторного рецензирования являются:

— заявленная экспертом(ами) недостаточная квалификация в вопросах, рассматриваемых в рукописи;

— недостаточно высокий уровень первоначального экспертного заключения;

— острая дискуссионность положений, высказанных в рукописи.

16. При наличии принципиальных причин, препятствующих публикации, статью исключают как несоответствующую требованиям, в том числе и рекомендациям ВАК.

17. Статья, направленная автором в редакцию после устранения замечаний, рассматривается в общем порядке. В регистрационном журнале делается отметка о дате поступления новой редакции статьи.

18. Привлечение внешних рецензентов возможно в следующих случаях: когда отсутствует член редсовета, курирующий определенное направление (научную дисциплину); член редакционного совета не имеет возможности подготовить рецензию; редакционный совет не соглашается с мнением, высказанным в рецензии члена редсовета; поступает статья от члена редакционного совета. На очередном заседании редакционного совета принимается решение об обращении с просьбой о рецензировании к ученому, имеющему научные работы по проблематике, заявленной в статье. От имени редакционного совета такому ученому направляется письмо с просьбой о рецензировании. К письму прилагаются статья и рекомендуемая форма рецензии.

19. Рецензирование материалов, представленных в редакцию журнала, осуществляется с соблюдением конфиденциальности и имя рецензента(ов) автору(ам) не сообщается.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: