Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
История. Педагогика. Социология. Философия. Психология. Политология.
Философские науки – помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления
Анатомия и физиология – они составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических ее особенностей, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Психология – изучает закономерности развития психики. С учетом новых психологических знаний педагогика проектирует более эффективные воспитательные системы, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в обучении, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция их привела к возникновению педагогической психологии и психопедагогики.
Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о внеземных цивилизациях помогает пониманию педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.
Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др.
|
Современная педагогика является разветвленной научной системой, в которой педагогика начальной школы занимает важное место, поскольку процессы воспитания наиболее интенсивно идут в детском возрасте и ими необходимо квалифицированно руководить. Разрабатывая свои проблемы, педагогика опирается на данные целого ряда наук.
Потребность в различных педагогических знаниях привела к появлению соответствующих направлений в развитии педагогической мысли.
В настоящее время мы имеем целую систему педагогических наук:
Соц. педагогика – занимается вопросами воспитания, обучения, детей оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Коррекционная педагогика – занимается воспитанием детей с проблемами здоровья.
(Тифлопадагогика – нар.зрения; Сурдопедагогика – слух; Олигофренопед.-ка – нарушение ум.и псих.разв.; Логопедия – нарушение речи)
Воен.пед. – военные педагоги, воен.психологи.
Сравнительная педагогика – наука которая занимается обучением зарубежом (сравнивает школы)
Общая педагогика - исследует основные закономерности воспитания, изучает законы и закономерности обучения, образования и воспитания подрастающего поколения, всех иных возрастов, а также общие основы обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях всех типов.
Возрастная пед. – дошк.пед., пед.шк., пед.вз.
Этно. педагогика – пед.которая заним. восп.и обуч. в какой-то этно культуре (север/аляска).
Семейная пед. – пед.кот.заним.опекой детей.(воспит.родит.)
История пед. – рассматривает различные школы пед.
|
Частные методики (разл.направл.)
1. Общая педагогика, которая исследует основные закономерности воспитания, изучает законы и закономерности обучения, образования и воспитания подрастающего поколения, всех иных возрастов, а также общие основы обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях всех типов, включает в себя такие основные разделы, как: а)общие вопросы (предмет, задачи, методы исследования, цепь и задачи воспитания, развитие и воспитание личности, система воспитания); б)дидактика (теория обучения и образования); в)теория воспитания; г)школоведение, (система знаний об управлении и руководстве школой). В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в самостоятельные отрасли знаний. Такими отраслями стали частные методики (методика преподавания математики, музыки, литературы, географии и т.д.). По отношению к ним дидактика рассматривается как общая методика. В то же время методика преподавания математики по отношению к методике преподавания алгебры, геометрии и т.п. является общей, а последняя по отношению к первой – частной методикой. Так что такое деление следует считать условным.
2. Возрастная педагогика, предметом исследования которой является выяснение особенностей воспитания и обучение детей на разных возрастных этапах развития: преддошкольная (наука об обучении и воспитании детей преддошкольного возраста); дошкольная (изучает особенности обучения и воспитания дошкольников); педагогика школы (воспитание и обучение детей школьного возраста); педагогика взрослых.
|
3. Специальная педагогика (дефектология). Она состоит в свою очередь из таких отраслей: а) сурдопедагогика, которая занимается вопросами воспитанием и обучения глухонемых и глухих детей; б) тифлопедагогика, занимающаяся вопросами обучения и воспитания слепых и слабо видящих; в) олигофренопедагогика, которая изучает особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей; г) логопедия, изучающая особенности обучения и воспитания детей с различными расстройствами речи.
4.Методики преподавания отдельных дисциплин, которые исследуют специфику проявления общих педагогических законов и закономерностей педагогики в преподавании отдельных дисциплин (частные дидактики).
5. История педагогики, представляющая собой анализ и оценку хода развития педагогической мысли и практики обучения, воспитания и образования в разные периоды жизни народа, начиная от возникновения человеческого общества и завершая современным этапом.
В последнее время активно развиваются такие отрасли педагогики, как профессиональная, военная, педагогика средних специальных учебных заведений, педагогика высшей школы педагогика непрерывного образования и др. Отдельно следует отметить интенсивное развитие педагогики детских и юношеских организаций, педагогики семейного воспитания, культурно-просветительской, социальной и др. Каждая наука может развиваться успешно только в том случае, если четко определена область ее исследования.
Вместе с тем процесс отпочковывания все новых и новых наук не означает их полной изоляции и независимости друг от друга, а, наоборот, процесс распространенного взаимопроникновения, развитие комплексного подхода к изучению педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками, использование ею для своего развития данных смежных наук.
Будучи наукой общественной, педагогика тесно связана с друга ми общественными науками, такими как философия, история, этика, эстетика, экономика, социология, логика, медицина и др. Разрабатывая учение о целях и задачах воспитания, о все стороннем развитии личности, педагогика пользуется данными таких наук, как психология, история, философия, экономическая теория, социология и др. При исследовании принципов и методов обучения и воспитания и разработке практических методических рекомендаций, она широко использует результаты открытий возрастной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности.
Педагогика пользуется данными социологии, которая изучает общество как сложную целостную систему с различными подсистемами, социальными процессами, происходящими в них. Раскрывая тенденции развития современной семьи, трудовых коллективов, общественных организаций, социология предоставляет педагогике важный фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания коллективов и отдельных индивидов. Конкретно-социологические исследования в области педагогики дают возможность увидеть недостатки в обучении и воспитании молодых людей, зависимость производительности труда от уровня развития и подготовки тру-ч шпиков, наметить пути улучшения обучения и воспитания.
Педагогика тесно связана с психологией. Знание типов нервной системы, особенностей конкретного и абстрактного мышления и условий их протекания дают материал педагогике для разработки методов и принципов обучения, дифференцированного подхода к учащимся в процессе воспитания. Современная психология – наука многоплановая. И педагогика пользуется достижениями разных ее разделов.
Возрастная и педагогическая психология, общая и педагогическая, социальная психология, специальная психология дают в руки воспитателя и исследователя много ценных материалов для успешных исследований и практической деятельности. Педагогика широко использует данные школьной гигиены, предоставляющей в ее распоряжение определенные нормативы условий учебного труда, требования к учебным помещением, их оборудованию, определяющей санитарно-гигиенические условия деятельности учащейся молодежи.
Языковая деятельность становится элементом педагогической технологии и сильным фактором и средством саморазвития. В систему педагогических наук сегодня вполне вписываются такие ее направления, как телеология педагогики, онтопеда-гогика, инвайронментальная педагогика. В кратком варианте данные направления педагогической науки можно представить следующим образом.
Телеология педагогики – педагогика успеха. Об этом впер-вые заговорил детский психиатр (психоаналитик) из Италии Л.Менегетти. В своих лекциях, адресованных родителям, и в своих научных докладах на научных конференциях он справедливо ставит вопрос о подготовке детей и подростков к жизни. Он говорит, что дети должны знать и уметь, как в этой жизни добиться успеха. И с этим трудно не согласиться. Детей необходимо готовить к «выбору» путей, способов деятельности, которые ведут к успеху. И элементы такой педагогики можно найти в работах многих творчески работающих учителей и ученых. «Учить победно» (В.Ф. Шаталов), овладевать «полезными», «положительными» знаниями (И.И. Мечников), учить оптимистично (А.С. Макаренко) – все это элементы телеологической педагогики.
Онтопедагогика (педагогика личности) и инвайронментальная педагогика (наука об обучении и воспитании детей и подростков на позициях согласия личности с окружающей средой и самой собой, с опорой на положительные мотивы поиска гармонии, гармонизации и сотрудничества), что ведет воспитанника к успеху, а общество – к социальному прогрессу. Задача педагогики и педагога учить и воспитывать человека как носителя идей гармонии и доброжелательности.