и особенности ее исторического развития




План

1. Особенные черты русской философии

2. Зарождение и развитие русской философии (XIX –начало XX века).

3. Философия XX века в России.

 

1. Русская философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия Руси-России, что делает ее особым оригинальным образованием мировой философской мысли.

Первой особенностью русской философии является ее историософичность. Вопрос об исторической миссии России, о ее особом историческом пути всегда был характерен для русского философского сознания. Эта черта русской философии проявляется уже в средневековых летописях. Ее мы обнаруживаем в концепции «Москвы - третьего Рима», сформулированной в 17 веке.

Другой специфической особенностью русской философии является ее онтологизм. Если западная философия, начиная с Канта, интересуется преимущественно гносеологической и методологической проблематикой, то русская философия отдает примат бытию. Согласно русским философам, бытие предшествует познанию, а познание – это функция бытия.

Родовой чертой русской философии является ее антропологическая направленность. О чем бы ни размышляли русские философы, из поля их зрения никогда не выпадала проблема человека, его судьбы. Даже отвлеченные проблемы подводятся русскими философами под антропологическую проблематику.

Особенностью русской философии является также ее приверженность идее целостности. Эта идея пронизывает все направления русской философии. В религиозно-идеалистическом направлении она выражается в идее соборности, положительного всеединства, в материалистическом направлении – в идеях солидарности, взаимопомощи и т. д. Именно эта черта русской философии во многом объясняет увлечение русской интеллигенции идеей социализма.

Еще одной общей чертой всех направлений русской философии является антибуржуазность. Русские философы видели в буржуазности некую усредненность, отсутствие высоких творческих порывов, мещанский дух сытости и приоритет материальных ценностей над духовными.

Выделяют также такую черту русской философии, как религиозность, имея в виду ее эсхатологическую ( эсхатология религиозное учение о «конце света»)направленность. У философов материалистов эсхатологизм проявляется в идее конца истории и устремленности к новому светлому и справедливому будущему, в утопии построения коммунизма как царства Божьего на земле.

2. Временем появления философии в России можно считать 1755 г., год открытия Московского университета (эпоха Просвещения). Однако это не означает, что до этого времени философская мысль в России отсутствовала. Русская философская мысль ведет свое начало с X века, со времени Киевской Руси. В XI-XII вв. (эпоха средневековья) под воздействием византийской и болгарской философии русская философская мысль получает свое особенное развитие. В это период она развивается в форме философем, то есть отдельных философских рассуждений, символов, концепций, представленных в основном в религиозной литературе.

В XIV-XVIII веках русская философия еще не представляет собой четко оформленного идейного образования. Она еще остается связанной со своей религиозной почвой. В конце этого периода русские мыслители приобщались к философской культуре Запада (пример тому М. В. Ломоносов). Наиболее крупной философской фигурой этого периода является Г. С. Сковорода, поставивший в рамках христианской мысли общефилософские проблемы метафизики, этики, гносеологии, антропологии.

К первой трети XIX века отечественная философия обрела свое неповторимое лицо и свой особый путь. Виднейшим русским философом, оказавшим влияние на судьбу русской философии, был П. Я. Чаадаев. Именно он сформулировал антитезу «Россия – Запад», которая и по сей день не потеряла своей философской значимости. Чаадаев способствовал тому, чтобы русская философская мысль прониклась вопросом о настоящем, прошлом и будущем России. Он предвосхитил разделение русской интеллигенции на западников и славянофилов.

XIX век – это время философской культуры в России, что характерно для страны, находящейся в процессе глубокой экономической и духовной трансформации. В широких кругах общества интересовались философскими вопросами. Молодежь объединялась в философские кружки, где велись споры, выдвигались оригинальные философские идеи (кружок славянофильской направленности, собравшийся вокруг И. В. Киреевского, кружок западнической направленности И. В. Станкевича, А. И. Герцена). Именно в этот период русская философия рождает новые оригинальные идеи, дает свои оригинальные ответы на вопросы, поставленные западной философией.

Обсуждение будущего России вылилось в философскую дискуссию между славянофилами и западниками. Основоположниками славянофильского направления в русской философии были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский. В 30-е годы XIX столетия ими были заложены основы философии, в которой затем с наибольшей полнотой отразились черты русского национального сознания, особенности исторического пути, пройденного Россией. Славянофилы – Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин – были проповедниками православной культуры. Они выступали против разлагающего душу рационализма. Особое внимание уделяли духовной сфере человека, нравственной проблематике. Центральными принципами их философии были целостность и соборность (собор – это религиозная община, объединенная любовью к Богу). Философы славянофилы полагали, что истину нельзя познать через отдельные способности человека, будь то разум или чувство. Ее можно познать только через соединение разума и чувства, и при обязательном участии воли. Подлинное знание дается не отдельному человеку, а соборному сознанию, утверждали славянофилы. Важнейшей чертой славянофильской философии было противопоставление внутренней и внешней свободы, внутренней и внешней красоты.

Славянофильская философия получила свое развитие во второй половине XIX столетия в трудах Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева. Философы «неославянофилы» выдвинули идею уникальности, своеобразия каждого культурно-исторического типа. Они смотрели на культуру как на живой организм, проходящий в своем развитии 3 стадии: первоначальное формирование, наивысший расцвет и разложение. Как и основатели славянофильства, они полагали, что западная культура переживает период своего духовного разложения, и что ей на смену грядет восточнославянская культурная общность во главе с Россией.

Философы славянофилы отразили некоторые негативные стороны Западной цивилизации, ее фетишистскую природу, когда на первый план выдвигаются отношения, основанные на корысти и расчете, а на втором оказывается духовность человека. Славянофилы справедливо утверждали, что нельзя оправдывать поведение человека внешними обстоятельствами, что необходимо принимать во внимание внутреннее Я человека. Однако их прямое противопоставление правового регулирования социальных отношений и совести ошибочно, так как оно ведет к правовому нигилизму, расшатывающему социальный порядок.

Западническое, материалистическое направление в русской философии XIX столетия представлено творчеством таких философов, как М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Анализ европейской культуры обратил философов западников к постановке проблемы перспектив развития русского общества. Светлое будущее России они связывали с научно-техническим прогрессом, либеральной идеологией, политической революцией.

Представители этого направления рассматривали человека как природное существо, являющееся результатом многовековой эволюции природы и подчиняющееся законам природы. Наличие особой нематериальной природы человека, души, они отрицали. Аморальные поступки человека являются, согласно философам материалистам, следствием дурного социального строя, который необходимо изменить революционным путем. Их общественный идеал – социализм.

Вместе с тем философы западники не идеализировали Запад. Они видели пороки западного общества: расслоение на враждебные классы, сосредоточенность богатства в руках небольшой части общества, обнищание большинства людей.

XIX столетие – это время классического развития русской философии. Своей вершины русская философская мысль достигает в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьева. В их учениях важнейшее место занимает религиозно-нравственная проблематика. На их творчество оказали большое влияние христианские мотивы, представленные в славянофильской философии.

Непосредственным продолжателем славянофильской философии был Ф. М. Достоевский (1821-1881). Главной темой творчества Достоевского была тема человека, его способности к добру и злу. Гениальный писатель и философ показывает тупики безрелигиозного сознания, неспособного вывести человека на путь добра. Достоевский персоналист, он трактует человека как личность в ее метафизическом, духовном измерении. Человек для него – это бездна бытия, это тайна, которую невозможно до конца постичь. В своих произведениях Достоевский развертывает трагическую диалектику земной любви. Трагизм любви он видит в том, что она сталкивается с другой, не менее мощной, силой в человеческой личности – силой свободы.

Философия Л. Н. Толстого – это философия религиозного искания. Однако если Достоевский опирается на православное христианство, то Толстой стремится создать свою «рациональную » религию, построенную на принципах любви к Богу и «непротивления злу ». Религиозная вера Толстого – это вера в некий Абсолют, Бога, с которым человек может общаться напрямую, вне церкви. Его интерпретация христианства сродни протестантизму. Толстой относится нигилистически не только к церкви, но и к государству, полагая, что оно подавляет свободную человеческую личность. В своих произведениях гениальный мыслитель обращается к проблеме земной человеческой любви. Он не верит в возможность счастливой любви между мужчиной и женщиной. Достойны любви только народ и Бог, уверяет Достоевский. В этике Толстого остро ставится проблема соотношения добра и красоты. Он отвергает их внутреннее единство. У Толстого красота, будучи основанием всех наших пристрастий, удаляет нас от добра.

Завершающим синтезом основных тенденций русской религиозной философии является философия Вл. С. Соловьева (1853-1900). Философию выдающегося русского философа Соловьева называют «философией всеединства ». В ней он предпринял грандиозную попытку преодолеть односторонности гносеологизма, характерного для европейской философии, и синтезировать в едином цельном знании философию, науку и теологию. Главное в его учении – это идея Богочеловечества, то есть такого состояния человечества, в котором было бы полностью воплощено учение Христа. На пути к идеалу Богочеловечества человечество проходит, согласно Соловьеву, три стадии: первая – появление натурального (природного) человечества; вторая стадия – появление исторического человечества; и третья стадия –человечество приходит к Богу, достигая идеала Богочеловечества.

В своей работе «Смысл любви» Вл. С. Соловьев дает глубочайший философский анализ любви, начиная от всех ее земных проявлений, до ее божественной сущности. По Соловьеву, смысл любви заключается в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма.

Творчество Соловьева оказало большое влияние на развитие философской культуры в России. Под его воздействием сформировалась философия Серебряного века, представленная трудами П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова.

Серебряный век в русской философии был периодом небывало мощного развития отечественной философии. В этот период выдающиеся русские философы не просто входили в мировой философский процесс, они во многом меняли его направление, опережая развитие западной философии. Такие течения философской мысли, как экзистенциализм и персонализм формировались под влиянием русской философской мысли этого периода.

Первая особенность русской философии Серебряного века – глубокое осмысление кризиса западной культуры, включая ее философскую составляющую. Вторая особенность – предвосхищение антирационалистических, антисциентистских умонастроений в европейской культуре. Третья особенность – развитие темы объективно данного единства космоса, природы и человека. Четвертая особенность русской философии Серебряного века – стремление органически объединить гносеологию и онтологию со смысложизненными, этическими, эстетическими измерениями бытия. Пятая особенность – поиск иного синтеза индивидуального и общественного, отличающегося от того, что предлагали западный индивидуализм и коммунализм (направление западной социальной мысли, отдающее приоритет интересам общества перед интересами индивида). Русские философы были убеждены, что фундаментом человеческого общества является духовное начало.

Философия XX века в России проходила под знаком идей марксизма (Г.В. Плеханов, А, А. Богданов, В. И. Ленин). В этот период происходит становление диалектического и исторического материализма. Какое-то время в стране еще поддерживался достаточно высокий уровень марксистской философской культуры (Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский). Но вскоре наступил длительный период догматической интерпретации классиков марксизма. Философия стала рассматриваться как не как область культуры, а как форма выражения классовых или групповых интересов. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философский поиск в нашей стране не стоял в стороне от магистральных направлений западной философии. Попыткой ухода от идеологизации философской мысли явилась разработка отечественными философами историко-философской проблематики, вопросов гносеологии, логики, философии науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: