Таисии Георгиевны Волковой




И

Предисловие

Когда Бог просветил меня верой, волею обстоятельств я попала в хор при Ленинградской духовной семинарии, состоящий из профессионалов и любителей. Чтобы совершенствоваться в новом для меня виде искусства, я занялась поисками хорошего вокального педагога. Первым моим учителем была светлой памяти Галина Владимировна Скопа-Родионова – преподаватель музкафедры Ленинградского Театрального института. Из-за ее занятости я занималась с ней недолго.

Через два года меня познакомили с Таисией Георгиевной Волковой – выпускницей Ленинградской Консерватории. В то время она работала вокальным педагогом в Ленинградской Капелле.

В течение восьми с лишним лет Таисия Георгиевна занималась со мной только вокальными упражнениями.

Т.Г. Волкова обучалась пению в Москве, в классе М. Мирзоевой, а затем в Ленинграде в классе Т. Лавровой. По словам профессора Петербургской консерватории К. Изотовой, у Волковой был «редкий, изумительной красоты голос» (в подготовке выпускной программы большую помощь ей оказала К.В. Изотова). Единственно, на что все жаловались, это на нелегкий характер Таисии Георгиевны.

С первых уроков меня интересовал вопрос – что происходит в организме при пении. Поэтому я с энтузиазмом восприняла рекомендацию Таисии Георгиевны вести записи вокальных уроков и своих певческих ощущений.

Через несколько лет мой дневник прочитала Волкова и похвалила. Воодушевленная одобрением педагога, я стала более подробно описывать свои певческие ощущения, сосредоточиваясь более на недостатках моего пения, чем на достоинствах.

Просвещенная верой, Волкова обучала технике вокала преимущественно певчих. Она работала и с выдающимися голосами, и с посредственными, и с больными. Несмыкание связок Волкова устраняла с помощью только вокальных упражнений за 3 месяца. После ее уроков улучшался не только вокальный голос, но и речевой. Поэтому ее методика представляет большой интерес именно для монашествующих певчих, которым приходится и читать, и петь.

В книге рассматривается только технический аспект вокала – необходимая основа художественного творчества. М. Маркези – ученица знаменитого вокального педагога М. Гарсиа – говорила, что всякое искусство слагается из двух частей: технико-механической и эстетической. Кто не преуспел в первой, тот ничего не добьется и во второй, будь он хоть гений.

Поэтому так важна первоначальная подготовка вокалиста. Это как зерно, брошенное в землю – самые мощные процессы происходят на невидимом уровне. А росток является уже результатом огромной черновой работы.

Таисия Георгиевна очень бережно относилась к голосу учеников и не позволяла его усиливать до тех пор пока не был выработан механизм пения. Этот механизм она формировала преимущественно на мецца-воче с акцентом на головное резонирование.

С чего начать обучение пению и чем закончить – вот основной вопрос, который сформулировал в свое время певец и педагог С. Юдин. Очень важный вопрос, от ответа на который зависит, как будет развиваться голос.

В вокальном дневнике отражено, как от абсолютного незнания певчая с годами постепенно продвигалась к относительному знанию практики и теории вокала. И все это делалось с единственной целью – найти органически удобный механизм пения, чтобы освобожденный голосовой аппарат мог передавать тончайшие душевные движения.

Практика всегда опережает теорию, и, поскольку единый метод обработки голоса не выработан (вокальные педагоги считают эту затею бесперспективной), теоретики вокала и исследователи вправе выдвигать гипотезы.

Рассуждая гипотетически (с позиций методики Волковой), певцов на мировом вокальном поле можно разделить на три типа:

1. певцы, у которых напряжение голосовых связок1 превышает силу дыхания;

2. певцы со смешанной манерой пения: в средней части диапазона дыхание сильнее, чем напряжение связок, а в верхней части диапазона – наоборот;

3. певцы, у которых сила дыхания превышает напряжение связок на всем голосовом диапазоне (обучение такой манере пения занимает много времени, так как дыхание развивается очень медленно).

В соответствии с этим различаются и вокально-телесные схемы певцов (термин введен певцом и теоретиком вокала Р. Юссоном).

Подобно тому, как в жизни христианина недосягаемый образец – Христос, так и для певчей планка вокального эталона должна быть самой высокой. Овладеть наиболее трудной манерой пения нужно стремиться потому, что во-первых, техника такого пения благоприятна для здоровья певчих, во-вторых, умение производить не звук, а отзвук как нельзя лучше согласуется с задачами церковного пения и, в третьих, в идеале пение и речь могут осуществляться одним механизмом (без перестройки голосового аппарата), что для монашествующих певчих жизненно важно.

Применение методики Волковой на практике позволило выдвинуть следующие гипотезы:

1. Головное резонирование – это ключ к овладению всем диапазоном голоса.

Для тех, кто начинает заниматься техникой вокала или желает изменить свой механизм пения (переменить атаку) или страдает несмыканием связок, нужно в течение продолжительного времени учиться заполнять носовые полости воздухом. Этот прием, во-первых, способствует освобождению гортани, рефлекторно вызывает певческое дыхание, во-вторых, активизирует носоглотку, оберегая глотку от чрезмерного растяжения и, в третьих, способствует приобретению умения переносить голос в голову.

2. Высокая позиция является следствием головного резонирования.

Когда воздухом заполняются не только носовые и головные полости, но и евстахиевы трубы, четко ощущается головной резонанс. Далее, по мере углубления дыхания, это ощущение гула в теле распространяется все ниже.

3. Дыхание развивается сверху вниз, а не наоборот. Углублять дыхание, не освободив прежде челюсть, язык, шею и плечи, нецелесообразно. В противном случае может возникнуть мышечный спазм.

4. И певческий, и речевой голос может производиться одним и тем же механизмом, но на пути к овладению этим трудным искусством они могут на определенных этапах расходиться.

Для вырабатывания голоса, при котором сила дыхания превышает силу напряжения голосовых связок, требуется продолжительное время, терпение и труд. Только таким нелегким путем приобретается способность минимальными средствами достигать максимального эффекта.

Методика Волковой для начинающих включает в себя три условных этапа обучения. В соответствии с этим и книга состоит из трех частей: 1-й этап обучения – комплексное восприятие учеником процесса пения; 2-й этап – разработка головного резонатора с постепенным подключением грудного; 3-й этап – совместная работа резонаторов с акцентом на расширение и углубление певческого дыхания.

Своеобразным продолжением вокального дневника автора являются записи уроков Волковой, сделанные в 1997-2000гг. регентом Татьяной Разанецкой.

 

Приводятся и несколько стенографических записей вокальных уроков Т.Г. Волковой.

 

Первый этап обучения

«Знания, приобретенные мною за долгие годы бесконечных исканий, не могут быть переданы за час, неделю, месяц и т.д. Это долгий, кропотливый труд».

Т.Г. Волкова

 

Хорошо помню мой первый вокальный урок. Таисия Георгиевна говорила, что пение – это психофизический процесс, а обучение пению - процесс взаимный: у педагога стремление научить, у ученика – вера в возможности педагога научить и желание научиться.

Три этапа обучения пению по методу Волковой можно уподобить трем условным периодам в жизни подвижника, на которые указывают отцы церкви. Первый – когда новоначальный получает от Бога благодать – благой дар, выражающийся в необычайном подъеме духовных и физических сил. Удивляясь этому, новоначальный дерзновенно думает: «если это начало, то каких высот я смогу достичь в будущем!» Но проходит время, и силы эти исчезают так же внезапно, как они появились.

Наступает второй период – условной богооставленности, когда для продвижения вперед на самую малость от человека требуется максимальное напряжение духовных и физических сил. Это время самое трудное и самое продолжительное.

И третий период – возможное возвращение благодати к подвижнику, который физически обессилел от всевозможных испытаний, но духовно окреп и никогда не терял надежды на Божью помощь. Возвращается ощущение легкости преодоления препятствий, но теперь уже без дерзновенных мыслей.

Подобным образом первый этап обучения пению – это относительно легкий и радостный труд и светлые мечты о будущем. Ученик воспринимает процесс пения во всей его целости и красоте. Он стремится подражать голосу педагога, и выполнять как можно точнее все его рекомендации. За короткое время ученик делает большие успехи. На этом свойстве подражания мастеру, когда включаются все силы ученика при сильнейшей концентрации внимания, основаны так называемые сверхскоростные методики обучения вокалу.

6 февраля 1984 года

Расслабить челюсть, плечи, шею, вздохнуть и из груди послать стон вверх тоненькой струйкой (в верхнее нёбо и нос), «зацепив» его за нос и опирая постепенно на грудь, плечи, спину. Звук должен идти как бы из груди и подаваться вперед. Проходы для него должны быть открыты. Грудь полна воздуха, расслаблена, гортань свободна, и звук льется тонкой струйкой, нигде не встречая препятствий, в направлении верхнего неба и носа.

18 февраля

Челюсть расслаблена и язык вялый. Звук должен быть собранным в вершине, а основу иметь крепкую, как бы упираться корнями в подмышки, спину, поясницу.

Таким образом, столб воздуха при пении имеет вид конуса с широким, могучим основанием. Должны одновременно вступать в действие два резонатора: головной и грудной. В какой точке звук зарождается, в той же он должен и заканчиваться.

21 февраля

Челюсть расслабить. Звук должен литься в пустоте, резонируя одновременно в носу и в груди. Гортань не должна тянуться вверх за звуком. Наоборот, она опускается. Воздух идет наверх, а гортань и все мышцы опускаются вниз и создают опору для звука. Горло должно быть широко открытым, а звук литься тоненькой струйкой, мягко переливаясь из одной ноты в другую. Корень языка должен быть, как в пуху, зоб воздушный. Звук надо вести не горлом, а ухом.

Таисия Георгиевна сказала, что у меня широкий диапазон. Красивый верхний резонатор и хороший грудной. Но работы – непочатый край.

На первых вокальных уроках педагог обыкновенно демонстрирует свой профессионализм. Ученик должен захотеть научиться петь так, как его наставник, или так же тонко слышать недостатки в своем голосе, как их слышит учитель (если педагог не певец, как например, знаменитый Ламперти). Доверие должно быть безусловным. Если доверия нет, это серьезное препятствие для органического развития голоса.

 

Начало формы

/ 4

Конец формы

записки певчей часть I, II.doc

Я стремилась подражать голосу Таисии Георгиевны, но никак не могла добиться соединения бархатной основы голоса с серебристым верхом, какое я слышала у нее. Голос моего педагога раздается в моей душе и сейчас и с этим нематериальным звуком я невольно сравниваю все, что слышу вокруг себя.

Я верила своему педагогу, как послушник доверяет советам своего старца, и, не задумываясь, выполняла все, что мне предписывали.

12 марта

10 марта пела весь день романсы. Вдруг почувствовала, что могу голосом что-то выразить. Т.Г. сказала, что это было искушение (в день причастия). Звук зарождается стоном в одной точке и не сходит с нее. Зарождается звук мягко на расслаблении, но уже со второй ноты он становится на распорку: тело все как бы раздувается, чтобы создать трубу, в которой тоненькой струйкой льется звук, не касаясь стенок этой трубы. Тело раздувается, грудь и плечи опускаются, происходит как бы погружение в зародившуюся точку звука.

19 марта

Глотка широкая, грудь полна воздуха, а звук узенький. Черпать пясточкой из груди и вести к носу, чтобы звук усиливался. Звук должен идти по широкой трубе так, как ведро в колодце – не задевая о стенки колодца, а ровненько и пряменько. Пение – это свет и радость. В груди должно быть светло.

Певец и теоретик вокала Р. Юссон писал, что наблюдение певца за своими ощущениями во время пения «ведет к прекрасному самоконтролю над звукообразованием и позволяет по ощущениям видоизменять вокальную технику».

Наш соотечественник Л.Д. Дмитриев (врач и певец) также высоко отзывался о певческих ощущениях: «Анализ ощущений – единственный способ судить о работе голосового аппарата и управлять его работой».

Вокальный педагог Н.М. Малышева, методику которой И. Архипова (солистка Большого театра) считает наиболее простой и понятной, так пишет о внутренних ощущениях: «В практической работе с учеником необходимо обращать его внимание на те мышечные ощущения, развитие которых позволит ему уверенно управлять голосом… Атака звука связками должна постоянно ощущаться как бы в одном фокусе».

Вот две совершенно противоположные методики: Волкова никогда не фиксировала внимания ученика на работе гортани; Малышева не боится этого делать. Однако у обеих критерием правильного пения является ощущение. У Волковой – ощущение при пении воздуха во рту, в носовой полости и в груди, у Малышевой – ощущение стабилизации гортани, чему, как она считает, «должна быть подчинена вся мышечная работа вокального аппарата».

Певческие ощущения, о которых мне говорила Таисия Георгиевна, реализовывались сначала только на уроках и то лишь частично. В пении я довольно быстро овладела посылом звука в носовую полость, а тело подключалось очень постепенно и с большим трудом. Через много лет практически все ощущения, которые предлагала мне Таисия Георгиевна в самом начале обучения, реализовались (в пределах моей небогатой природы).

Потому-то я и пишу эту книгу, чтобы убедить последователей Волковой не останавливаться на этапах, а идти до конца. Не считать этапные ощущения окончательными, убеждая себя в том, что у каждого они индивидуальны. Нужно иметь терпение пройти весь путь до конца, и только тогда мы поймем, что сокращение определенных мышц, согласно законам физиологии вызывает у всех одно и то же ощущение, подобно тому как зевок все ощущают одинаково. Физиологических индивидуальностей множество, но наука физиология – одна.

Другое дело, что вокально-телесные схемы могут быть разными. Я говорю только о вокально-телесной схеме Волковой.

И в душевной жизни действует тот же закон. В молодости мы пренебрегаем наставлением родителей, считая их советы элементарными и устаревшими, а в старости убеждаемся в правильности этих наставлений.

То же и в духовной жизни. Зачем бы нам читать и слушать духовные наставления подвижников, если бы мы не надеялись на их осуществление по совершении многих трудов.

24 марта

Вокальное искусство состоит в том, чтобы на широкой воздушной основе уметь концентрировать узенький звук. Он должен быть естественным, льющимся.

Имеется в виду не звук, выдавливаемый сжатой до предела гортанью, а воздух, озвучиваемый в носовых полостях, где проходы для воздуха настолько узки и малы, что звук по своей природе происхождения широким быть не может. Гортань при этом совершенно свободна.

На неумение петь тонким звуком сетовал еще в начале XX века артист Мариинской оперы, педагог, основатель Ташкентской консерватории В.Д. Карелин. Мнению В.Л. Карелина можно доверять, так как он в течение многих лет состоял в комиссии по прослушиванию певцов, желающих попасть в Мариинский театр. Ежегодно он прослушивал около 2 тысяч певцов, стекавшихся в Петербург со всей России. Так вот, в своей книге «Новая теория постановки голоса» (1912г.) он писал: «Широкий звук получается от нажима сверху не на переднюю часть гортани (вершину треугольника), а на заднюю - широкое основание голосовой щели... Обе дуги мягкого нёба вялы, расположены широко, язык лезет вперед, и голос певца всегда будет иметь характерное впечатление широкого звука, данного в рот....Такой звук не может быть усовершенствован....Вся красота голоса, развивающегося на принципе образования тонкого звука, совершенно не привита в России... Итальянские певцы, составляющие предмет нашей зависти, всегда поют тонким звуком, дающим впечатление звучного и полного голоса».

Упоминал В.Л. Карелин и о духовных хорах, где, по его мнению, «неправильный, глухой и широкий тон» и где среди теноров распространена манера петь «на перевернутой кадыком в глотку гортани».

2 апреля

Впервые почувствовала, как заработала поясница на звуках «о – у - и» (на одной ноте в малой октаве). Причем включилась она в работу после того, как я открыла глотку (а ощущение при открытии глотки такое, будто мне вставили в горло кол и проткнули насквозь).

Чем выше берется звук, тем ниже опускается тело (тем ниже должна быть опора звука). Зародив звук в груди, нужно донести его до носа; чтобы сохранить грудную бархатистость, звук надо «распереть» в груди, а для удержания концентрированности звука – «распереть» в носу.

При чтении этих выдержек из вокального дневника в голову могут придти такие мысли: «Зачем церковному человеку столько времени тратить на выпевание гласных?» В церковной службе главное – это слово и слову должно быть все подчинено. Это верно. Но для того, чтобы слово донести до слушателя, нужно научиться говорить его вокально (звонко и близко). А мы нередко или кричим, или мычим. В том и другом случае слово пропадает.

5 апреля

Гортань и язык не должны перемещаться за звуком, а оставаться в твердом покое, чуть-чуть даже опускаясь.

7 апреля

Не избавиться от зажатости. Челюсть будто в тисках. Расширяю грудь, а горло в это время сжимается. Таисия Георгиевна попросила не петь в хоре, т. к. я все порчу и все труды пропадают. Мне отказаться трудно, т. к. скоро Пасха. Но надо потерпеть, если хочу научиться сносно петь.

9 апреля

Зажатость патологическая. Челюсть расслабляется в редких случаях. Зажимается она в основном на звуке «и». Сегодня только пот, а успехов никаких. Это хорошо. Успехи портят все дело. Хочу заниматься.

Таисия Георгиевна говорит, что максимум напряжения должно быть в теле (спине, пояснице, боках, животе) и минимум – в горле (гортани, языке, челюсти). А в широчайшей трубе дыхания - узенький звук. Петь надо не горлом, а воздухом.

В книге «Голос и речь» доктора Гордона (1891г.) последовательно и аргументированно доказывается, что «… с каждым напряжением мышц соединяется так называемое мышечное чувство, т.е. сознание степени сокращения тех мышц, которые участвуют в данном движении. Благодаря этому мышечному чувству… человек и научается петь».

16 апреля

Сегодня первый раз ощутила тоненький лучик звука на широкой воздушной основе. Надо воздух держать телом и экономно его расходовать. Челюсть каменная, поэтому звук не проходит. Трудно, но уроки доставляют мне много удовольствия.

27 апреля

Запомнить:

1.​ Где звук начинается, в той же точке и заканчивается (не сходить с рельсов).

2.​ Не делать ступеней – звук нужно растягивать, как резину.

Мне нравились ее образные выражения. Именно они помогали мне в попытках воспроизвести требуемый звук. Критики изощряются в остроумии по поводу «птичьего языка» вокальных педагогов, но этот образный язык нужно стараться сохранять, дополнять и передавать как драгоценные находки. В образах заключен тот глубокий смысл, который никакими словами передать нельзя. И одним из первых на защиту этого своеобразного языка встал исследователь В.П. Морозов. Низкий ему поклон.

1 мая

Вчера, 30 апреля, почувствовала носовой резонатор. Поняла, что такое «зацепить звук крючком за нос».

2 мая

Нос вытаскиваю – увязает хвост. Если беру глубину, теряю носовой резонатор, а когда включаю нос, теряю глубину.

Я стремилась проникнуть во все тайны техники пения потому, чтобы при исполнении произведений об этой технике не думать, чтобы не напрягаться всем телом и бедными моими связками на высоких тонах, чтобы мой слух не страдал от резких визгливых горловых звуков, от беспомощного крика вместо пения, чтобы думать только о художественной выразительности.

Выразительности в пении, к которой я стремилась и которая давалась мне легко, препятствовала несовершенная техника пения.

 

7 мая

Кажется, что никогда ничего не получится. Опять зажатость. Звук не проходит через стиснутую челюсть. И петь не хочется. Но это муки поиска. Так нужно. Воздух должен просачиваться через все тело и озвучиваться.

При вдохе открыть зевком рот и в груди зевок и так оставить до конца пения. Площадь воздуха огромная, а звук тоненький, концентрированный.

Звук должен быть льющимся и нигде не притыкаться: ни внизу, ни вверху. Воздухом заполняется вся площадь груди и подается в нос тоненькой струйкой. Грудью совершаются такие же движения, как при гребле. Грудь как резонатор я еще не чувствую.

В бесконечности повторений педагогом очень важных для ученика певческих ощущений заложен глубокий смысл. Учитель напоминает ученику о мышечных приспособлениях и фонационных ощущениях до тех пор, пока эти слова-приказы не внедрятся в мысль ученика, не войдут в его плоть и кровь и не заставят работать нужные мышцы в нужном направлении.

31 мая

Надо выполнять упражнения так, будто я показываю, как надо петь. Взгляд должен быть приветливый, рот мягкий, с легкой улыбкой. Повторять, как эхо, внимательно вслушиваясь в звук и стараясь как можно точнее его воспроизвести. Таисия Георгиевна отпечатала и подарила мне «Перечень певческих ощущений».

 

Перечень ощущений, рекомендованных одной из артисток Капеллы:

- Заниматься самой как можно чаще

- Гласную и выпевать не менее получаса

- Зарождение тона должно быть легчайшим

- Сразу стараться соединять нить между грудной и носовой полостями

- Посыл струи снизу формируется в объеме, как бы черпаем из широкого резервуара, гортань при этом не поднимается

- Звук не обуживать мышцами, т.е. мышцы как бы обвисают

- Зародив тон, отпустить его вперед как бы парящим в полости носа, поддерживая легкой распоркой в груди

- Тон не должен притыкаться, только ощущение беспредельности и дали в подаче

- Постепенное погружение в глубину. Глотка при этом не интервалит. Все поется в одной точке при самых широких интервалах

- Упражнение или фраза подаются исходной точкой. Исходная точка как бы расширяется в груди и опускается в лопатки, где также идет в распорку

- В полости носа ощущение собранности тона, но также непременно в объеме, нос как бы расширяется воздушным стержнем

- Через кости носа воздух будто просачивается

- При зарождении тона представить колодец с ведром, двигающимся с помощью веревки, при подъеме стараемся как бы не расплескать воду

- Распорку туловища ощущать постепенно, погружаясь вниз

- Снизу усиливать подачу тона постепенно, расширяясь, но не нарушая собранности тона

- Ощущение трех точек: в носу, груди и спине

- Туловище - словно «меха гармоники. Внутри - будто медуза трепещущая

- Чем выше тесситура, тем ниже ощущение продоха и так называемой опоры /ощущение распорки в животе в спине, в копчике и т.д./

- Самый крайний верх - подача тона через грудь

- Верхняя полость носа - рупор

- Не забывать о захвате тона в верхней полости носа, как бы нанизывая на подачу стона снизу

- Очень легкая эластичная нижняя челюсть. Следить за тем, чтобы она расслаблялась во время подачи тона или когда звук тянется на одной ноте

- Распевание начинать всегда с одного звука, затем постепенно расширяя интервалы в пределах октавы, затем - второй. Начинать почти шопотом и не ширить, не форсировать звук

- Ощущать натянутую струну: нос - грудь - спина, но струна в просторе

- Тон черпаем глубоко снизу, но через грудь и обязательно стоном

- Вслушиваться в окраску тембра, особенно при спуске фразы. При спуске вниз слегка поддержать гортань в верхнем положении и снова опустить. Задирать её нельзя!, так как это вызывает утомление аппарата

- Искать предельного удобства и приятности ощущений

- Гласную и выпевать не менее получаса, а потом можно перейти к другим гласным

- При выпевании гласных стараться соединять их очень плавно, переливая одну в другую без толчков и ухабов

- Ощущение улыбки и света во всем облике, особенно при пении в верхнем регистре

- Постоянное ощущение перспективы в подаче звука. Следить за тем, чтобы нигде не было мышечного зажима

- Сначала подача воздуха, затем звук и слово; как бы вклиниваем в звуковую струю слово. Гласная льется, а согласная четко вклинивается и переводится на передний план подачи звука, т.е. на края губ, как бы вне рта

- Стаккато петь, словно отделив от тела облако дыхания, посылая его в полость носа

- Корень языка ощущать нельзя. Язык будто плавает в воздушном пространстве. Он, как в скафандре, окутан воздухом. А воздух как бы просачивается сквозь челюсть и грудь.

2 июня

Таисия Георгиевна миллион раз повторяет мне, что звук образуется из ничего, что зарождение должно быть мягким (почти шепотом), что ни давить, ни притыкать звук нигде нельзя, что челюсть должна быть отвисшей, как у идиота, что соединяются пустоты груди и носа, а все остальное пространство должно быть заполнено воздухом, что ступенек между звуками делать нельзя (надо, чтобы звуки были как можно теснее один к другому), что гортанью давить нельзя – не давать ей тянуться вслед за звуком, - что тембр должен быть ровным, т.е. в какой точке начинаешь петь, в той нужно и заканчивать, что при большой площади воздушной опоры звук должен быть концентрированным, что губами гласные формировать нельзя – поет воздух. Т.Г. велела записать это выражение: «звуковой стержень, погруженный в воздух». От точки зарождения разбегаются корешки во все стороны, тело как бы раздувается, заполняясь воздухом.

4 июня

Сегодня поддержала гласную «и» вверху, втянув в себя живот. И получилось. Т.Г. к глубине относится осторожно – она ведет к ней постепенно. Считает, что глубина без полного расслабления мышц челюсти и шеи опасна. Сегодня первый раз прорывались чистые и красивые звуки. Т.Г. повторяет, что искусство обучения пению – это неторопливая и ювелирная работа, неторопливая и ювелирная. Надо искать стон всей площадью груди к носу.

Сегодня, 6 июня, впервые: встав утром, заговорила так, что голос мой отдается в груди. Говорю и чувствую в груди гул.

Хочу обратить особое внимание на эту коротенькую запись. После уроков Таисии Георгиевны мой речевой голос значительно улучшался и высшей похвалой педагога, когда она была довольна достигнутыми на уроке результатами, была похвала моему речевому голосу: «Урок прошел хорошо, ты говоришь близко и звучно». В связи с этим осторожно выскажу предположение о том, что метод Т.Г. Волковой «ставит» и речевой, и певческий голос одновременно. Такой метод подходит именно певчим, которые и читают, и поют.

Начинающих обучаться пению всегда интересует вопрос, сколько времени нужно затратить на обучение.

В XVI веке в Италии ученики обучались в Консерватории 6-10 лет. В современной Италии Консерватории готовят хористов, а будущие солисты занимаются в основном частным образом. Маэстро заключает договор с перспективным учеником на 4-5 лет. Занимается с ним ежедневно по 2-3 раза в день.

Знаменитый певец Баттистини годы своего учения называл «восьмилетний войной». М. Малибран – дочь педагога М. Гарсиа – 10 лет шла к ми3, а колоратурное сопрано Л. Леман 10 лет вырабатывала трель.

Мария Каллас в одном из интервью говорила, что пение – «это тяжелый труд в начале, в середине и в конце. Нужна основательная подготовка, годы и годы работы, чтобы добиться полного владения голосом».

И когда читаешь в иных руководствах по вокалу о том, что голос «ставится за 3 месяца», то лишаешься дара речи.

Солистка Большого театра В. Давыдова так пишет о продолжительности обучения пению: «Если сроки овладения другими специальностями можно сокращать ценой упорства и стараний, то в обучении пению это неприменимо. Здесь фактор времени остается неизменным... Мышцы сразу не подчиняются и для того, чтобы отучить их от действий, которые для правильного пения противопоказаны, нужно кроме воли еще и время... К правильному звучанию ученик идет только через каждодневные упражнения, причем очень медленным темпом. Но в этой длительности закрепления навыка есть то преимущество, что когда ненужные мышцы отучаются принимать участие в формировании звука, эта закрепленная привычка превращается в рефлекс... Да, труден путь обучения правильному пению, и ученик должен это знать и не спешить, так как поспешность только вредит делу».

9 июня

Дыхание постепенно углубляется, но челюсть еще каменная. Звук иногда льется хорошо. Чувствую напор снизу и тогда горлу легко. Тело должно быть живым и отвечать на каждый звук, который должен просачиваться через него. Тело – как рессоры. Сегодня Т.Г. «набивала» мне носовой резонатор (в верхушке носа - колокольчик).

11 июня

Таисия Георгиевна мной довольна. Говорит: вот что значит не петь, а заниматься только упражнениями. Но челюсть все-таки в тисках и освобождается только к концу урока. Напряжение в шее и челюсти у меня не только на уроках, но и в жизни. Зажатость долголетняя, всюжизненная, так что уже чудо, что я к концу урока избавляюсь от нее.

Постепенно все то, что говорит педагог, реализуется в моих ощущениях. Теперь поняла, что значит петь «стержнем» в трубе, которая раздувается от напора воздуха. Нос держит этот «стержень». В носу тонко, а в груди должно быть широко.

21 июня

Таисия Георгиевна мной довольна. Ухожу от нее в поту, но она говорит, что это еще санаторий, то ли будет, когда начнется филировка звука. Говорит, что дает мне самые трудные упражнения, поэтому, если их освою, то дальше будет легче.

Поясню, что такое «трудные упражнения». Это упражнения в полутонах, которые М.И. Глинка считал самыми трудными, но и самыми полезными для голоса. Так вот, Таисия Георгиевна начинала с того, чем многие вокалисты заканчивают. Она требовала интонационной чистоты полутона, говоря, что именно полутон чаще всего берут фальшиво.

Для певчих умение брать верно полутон имеет огромное значение, поскольку многие песнопения построены на полутонах, не говоря уж об основе основ: «Господи, помилуй» и «Христос воскресе из мертвых…»

Сегодня много работали по прочистке резонаторных носовых полостей.

23 июня

Расстроена, потому что в течение всего урока челюсть была в тисках и звук вообще не проходил.

30 июня

Поет воздух, а воздух – это дух. Он неуловим. В каждой ноте должна быть бесконечность, как и во всем бесконечность, т.е. беспредельная возможность совершенствования. Все та же зажатость в шее и плечах и кажется, что она никогда не отпустит. Но нет, я уверена, я убеждена, что с Божьей помощью я освобожусь от нее, и тогда душа получит возможность петь.

Дыхание должно быть сильнее напряжения горла, подобно тому, как Дух должен главенствовать над плотью.

3 июля

Стоном воздух надо выталкивать в нос и как бы сверлить воздухом в носу. Когда у меня расслабляется челюсть и язык укладывается на место, то в носу от напора воздуха раздается треск(!)

Звук нельзя ширить («петь шляпой», как говорит Т.Г.), его нужно концентрировать в заносье3. Воздухом надо открывать глотку и в таком состоянии сохранять ее в продолжение пения. Зевок должен быть в носу, во рту, в груди, в животе.

Т.Г. объяснила, что значит концентрированный звук – тоненько напевать на широкой воздушной основе.

6 октября

Очень важно: для того, чтобы звук не притыкался, а был проточным, нужно в начале пения воздух пропустить через нос вперед, а потом озвучить его.

Много лет спустя, перечитывая свои записи вокальных уроков, я обнаружила несоответствие рекомендаций Т.Г. и спросила, почему в начале обучения она советовала мне подавать воздух снизу, а потом убеждала начинать петь сверху. Она ответила, что вначале нужно было «расшевелить неживую материю» и натренировать носовое дыхание. Как только включилось носовое дыхание, она и стала требовать перед началом пения пропускать воздух через нос. Без сильного носового дыхания рекомендация «петь верхом» не работает. Врач Ботей еще в 1900 году писал о том, что недостаток носового дыхания обнаруживается лишь на высоких звуках. Иными словами, если на высоких нотах воздух не проникает в носовые полости, голова не звучит. Высокий звук в этом случае производится сильным напряжением связок и сопутствующих мышц, т.е. голосовым капиталом (это гипотеза).

13 октября

Очень важен первый вдох, поскольку зажатость возникает с первой ноты и потом от напряжения избавиться трудно. Одеревенелость постепенно отступает, но с отчаянным сопротивлением.

Чтобы пояснить, как воздух следует проталкивать в нос, Т.Г. привела мне образ зайца, которого тянут наверх за уши, а он не хочет и упирается всеми лапами.

18 октября

Весь урок «сверлили» узкий проход в носовой полости. «И» туда еще втискивается, но «э» и «а» никак не засунуть.

Сейчас дело идет быстрее, как Т.Г. и говорила. 16 октября впервые сознательно заговорила с включением носового резонатора. Здорово! Голос так звучит! От вчерашнего «сверления» до сих пор сохраняется зевок в носу. Такое впечатление, будто мне там ершиком прочистили проходы.

Я еще не совсем понимаю слова моего педагога: «научитесь зарождать звук в пустоте!»

Пробуем гласные и слоги на легато.

12 ноября

При правильно взятом звуке «и» я ощущаю, как язык обволакивается воздухом. Положение языка и форма рта при этом – как у лягушки – плоское и расширенное. Т.Г. предлагает такое ощущение: представьте, что вы кого-то передразниваете.

15 ноября

Для того, чтобы не делать интервалов между звуками, а петь в одной точке, нужно делать внутреннюю раздвижку. Поддерживать звуковой стержень не мышцами челюсти, шеи и плеч, а ребрами, спиной, животом.

Заметила, что когда начинаю дышать носом (всеми полостями носа), то напряжение в челюсти ослабевает. Значит, при вдохе воздух идет вниз, раздвигая ребра, а также в носовую полость.

Т.Г. сказала, что необходимо представлять себе, как воздух просачивается через все тело, особенно через грудь и через нос.

19 ноября

Т.Г. сказала, что пора расширять диапазон (сейчас две октавы) и что хочет пройти со мной всю литургию.

22 ноября

Набиваем носовой резонатор. В прошлое воскресенье первый раз сознательно пользовалась носовым резонатором. Голос совсем по-новому звучит. Начинаю иногда чувствовать распорку в груди. Начинаю и говорить грудным голосом.

Некоторые вокальные упражнения Таисия Георгиевна просила петь с определенным настроением: светло, радостно, страдальчески. Я любила, когда она давала упражнения в миноре. Мне так нравился этот лад, что я почти не делала технических ошибок.

В эмоциональном плане урок проходил по возрастающей. Придешь иногда усталая, вялая, а с урока убегаешь радостная, в отличном тонусе.

24 ноября

Дела идут. Сегодня ощутила маленький пуховый шарик на кончике языка. Т.Г. предложила свой образ – колобок на язычке у лисички. Петь стало гораздо легче и, главное, приятно. Зажатость еще есть, но она постепенно отступает. Надо натренировать стон.

27 ноября

Т.Г. огорчилась, услышав, что я пою в любительском хоре. Говорит, что становление голоса займет более продолжительное время. И я опечалилась, что не в силах выполнить ее требование.

О продолжительности изучения даже любимого предмета я получила представление из высказывания специалиста по технике речи. Ему задали вопрос: в каком возрасте он понял, что в достаточном объеме владеет своим предметом. И он, с детства интересующийся техникой речи, занимающийся любимым предметом в школе, а затем и в Театральном институте, ответил: через 20 лет после окончания института.

1 декабря

Казалось, что нашла опору в груди, а сегодня опять челюсть была в тисках. Т.Г. ведет работу ювелирную. Мн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: