Т. е., на формирование индивидуального мировоззрения влияет коллективный и собственный жизненный опыт, занятая жизненная позиция.




Генезис и природа философии.

1. Понятие мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение.

Культурология ХХ века. - М.,1995 г./ Дильтей о мировоззрении

Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир, на место в нём человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации (т. е. картина мира, образ человека и аксиологические категории культуры и формы-принципы).

Основной корень мировоззрения – жизнь. Жизненные отношения исходят от человека по всем направлениям, так жизнь каждого индивида творит сама из себя свой собственный мир. На мировоззрение оказывает влияние и жизненный опыт, который зависит в том числе и от качеств человека. Жизненный опыт приводит к формированию некоего знания. Опыт жизни лежит и в основе обычая и традиции. В отличие от научного, жизненный опыт не может быть проверен и точные формулировки невозможны (нельзя здороваться через порог). Наука изучает, а миф и религия понимают. Основой эмпирического мировоззрения являются наше Я, связанное с другими людьми и предметами внешнего мира. Эти факторы являются предпосылками самой жизни и не могут быть изменены философским мышлением, т. к. корни их заложены в жизненном опыте бесчисленного множества поколений.

Но, не всё можно понять, например, смерть. Смерть непостижима. Поэтому у людей возникали фантастические представления, которые должны сделать этот факт понятным.

Строение мировоззрения: картина мира (возникает в результате закономерной и последовательной работы нашего познания) + ценности и принципы жизни, которые окрашивают всё, что происходит в жизни, на основе этого возникают суждения о всём. Закономерности формирования мировоззрения соответствуют логике развития культуры в целом: от остенсивных и императивных категорий культуры к аксиологическим и формам-принципам, поэтому, мировоззрение есть творение истории. На него влияют климат, рассы, нации, государственный порядок, взаимовлияние наций и т. д. Но, при всём при этом, у каждого человека индивидуальное мировоззрение.

Т. е., на формирование индивидуального мировоззрения влияет коллективный и собственный жизненный опыт, занятая жизненная позиция.

Мифологическое мировоззрение: формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку объяснить происхождение мира и т. д. Как правило начало – рождение порядка из хаоса. Возникает мир – небесный, земной и подземный (иногда подземного нет). В мифе содержались зачатки религиозных верований. Мировоззрение мифологично всегда, даже сейчас – ХХ век – коммунизм, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы над остальными. Со времён Возрождения авторы часто обращаются к теме мифа (по большей части – греческого).

Черты:

1. синкретизм

2. антропоморфизм

3. социоморфизм

4. символизм

5. объясняет абсолютно всё

Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического “мышления”, т. е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего “мы” онтологизируется, а “оно” персонифицируется. Так возникает мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу первенства сверхприродного перед природным (природа -результат организующей деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а реализация этой возможности - появление философии.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесен на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своем, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

 

Мифология и особенности мифологического мировоззрения.

Два взгляда на миф: теистический подход и материалистический подход.

- Теистический подход: социальный опыт, который трансформировался в опыт религиозного осмысления мира. С.Н. Булгаков, С.Л. Франка, А.Ф. Лосев, А. Мень. Миф – результат воздействия богов и их энергий. Лосев: то, что делает миф целостным, лежит вне тварного бытия. Миф восходит к откровению. Личность тесно связана с мифом. Миф без личности – агностицизм, личность без мифа – тоталитаризм. По Лосеву, миром управляют мифологические силы, а духовная и светская стороны истории – лишь 2 вершины одного и того же мифологического айсберга. Миф реален.

Материалистический подход: миф – фантастическое отражение реального мира, не идентичное ему. При этом он качественно ниже науки (в Античности ещё Тит Лукреций Кар «О природе вещей»). Маркс и Энгельс соглашались с тем, что миф обладает реальным содержанием: реальная действительность находит отражение в мифологических образах.

 

Особенности мифологического мировоззрения.

1. В мифе мир представлен образами, а не понятиями, поэтому его бесполезно сравнивать с наукой.

2. Единство чувственного образа и идеи создают символ, который всегда указывает не на себя, а на нечно др.

3. Миф не обладает функцией объективного познания. Задача мифа – охарактеризовать картину мира и определить место в нём человека, а так же сделать человека ответственным за сохранение мироздания (ритуалы). Миф нельзя подвергать сомнению.

4. Действуют не причинно-следственные связи, а принцип изоморфизма: золото – вечность, следовательно, молодильные яблоки – золотые, скарабей. Смысл вещи подобен её устройству, а устройство – происхождению.

Для первобытного сознания нет идеального без материального. Миф, в отличие от религии смешивает сакральное и земное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: