Тема 11
Гипотезой исследовательского проекта принято считать научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения. При формулировании гипотезы своего индивидуального проекта учащийся строит предположение о том, каким образом он будет достигать поставленной цели проекта. В процессе исследования формулировка гипотезы может меняться и корректироваться.
В процессе проведения проектной деятельности выдвижение гипотезы необходимо для объяснения какого-то явления на основании предположения о взаимосвязи доказываемого явления с другим явлением. Для этого необходимо исследовать библиографические источники по исследуемой теме, проанализировать их и провести ряд практических опытов.
Построение гипотезы является основным методом развития научного знания, выражающегося в формулировании гипотезы индивидуального проекта и ее дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, подтверждающей или опровергающей ее.
Подтвержденная гипотеза исследовательского проекта становится фактом или теорией, а отрицательный результат сужает круг возможных теорий.
В заключении исследовательского проекта дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза работы истине.
Гипотеза исследовательского проекта школьника излагается во введении проекта после цели с задачами и перед методами исследования. Объем гипотезы составляет 2-3 предложения. Однако все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.
Как подготовить и сформулировать гипотезу проекта?
Гипотеза исследовательского проекта неразрывно связана с объектом и/или предметом исследования, также она взаимосвязана с целью, задачами и проблемой проекта (проблематикой).
|
Формулирование гипотезы ученического проекта основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были доказаны или опровержены в результате исследовательской или проектной деятельности. Для подготовки гипотезы исследовательского проекта необходимо логически сформулировать свое предположение и обосновать его.
Подготовка гипотезы проекта:
• Перед началом исследовательского проекта необходимо определиться с его темой. Тема должна соответствовать интересам ученика и быть перспективной для проведения исследования.
• Следующим этапом проведения исследования будет изучение всех доступных материалов, имеющих отношение к исследованию выбранной темы, проводится анализ научных работ и справочной литературы.
• Все материалы, представленные в ранее проведенных исследованиях, как недоказанные или имеющие форму вопроса без явного ответа, - могут быть выделены в качестве рабочей гипотезы и стать предметом нового исследовательского проекта.
• После выделения основных вопросов исследования автор приступает к изучению литературы и других источников информации, которые позволили бы найти ответы на поставленные вопросы, которые станут основанием для выдвижения гипотезы исследовательского проекта школьника.
• Гипотеза должна быть проверяемой.
• Выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными методами исследования, поэтому в ее формулировке не должны предполагаться очевидные и широко известные вещи, а также спорные предположения или размытые понятия. Сформулированная гипотеза исследовательского проекта не должна противоречить ранее полученным выводам по данной теме и личным результатам, полученным автором работы в ходе проведенного исследования.
|
Гипотеза в исследовательском проекте
Гипотеза исследовательского проекта сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении к исследовательскому проекту дается формулировка гипотезы, которая в процессе проведения исследования теоретической базы в первом разделе и практических работ и расчетов во второй части проекта доказывается или опровергается.
План работы с гипотезой исследовательского проекта
• Определение фактов и предположений, не выраженных ни в одной известной теории по теме проекта и вызывающих споры в обществе, требующих объяснения, доказательства или опровержения.
• Формулировка гипотезы исследовательского проекта учащегося.
• Изучение теоретической базы по гипотезе в справочной и научной литературе.
• Сравнительный анализ полученной информации по теме с собственными умозаключениями.
• Проведение практических работ и опытов с целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Анализ результатов и подготовка демонстрационного материала.
• Сравнение полученных результатов экспериментальной части исследования с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.
Практическая часть
В соответствии с представленными в таблице объектом и предметом исследования предложите тему и сформулируйте гипотезу проекта.
объект | предмет |
Предложения на английском языке | Правила грамматики английского языка |
Учащиеся класса | Зависимость от гаджетов |
Организм подростка | Влияние правильного питания на гармоничное физическое развитие подростка |
Чипсы | Влияние на здоровье |
Плоды яблок различных сортов | Концентрация витамина С в сортах яблок |
Пакетированные соки | Витаминный состав пакетированных соков |