ПАРЕМИИ
Вечерня
1-я паремия — Быт. 1:1-13. Эта паремия читается четыре раза в году, причем в трех случаях — накануне самых значимых православных праздников: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, когда читается большое количество паремий. Это чтение, как уже было сказано, является началом Ветхого Завета и потому открывает собой ряд ветхозаветных чтений праздника, играет в первую очередь роль пролога. Вместе с тем с праздником Богоявления данная паремия имеет самую тесную связь. Во-первых, слово «вода» в тексте паремии уноминается 9 раз, то есть весьма часто. Во-вторых, особую актуальность в данной службе имеют слова паремии о том, что при творении мира «Дух Божий носился над водою». Нечто подобное представляет нам Евангельское сказание о крещении Христовом. И здесь, как и там, мы видим воду, и здесь, как и гам, является осеняющим ее Дух Святый, Который в виде голубя нисходил на Христа, когда Сей выходил из воды.
2-я паремия — Исх. 14:15-18, 21-23, 27-29. В этой паремии описывается переход Израиля через Чермное море. Кроме того, что здесь чудесное действие Божие совершилось в самой воде и ярко проявилась власть Господа над водной стихией, само по себе это ветхозаветное событие рассматривается Церковью как один из прообразов христианского Таинства Крещения; об этом ясно говорит апостол Павел (ср. 1 Кор. 10:1-4), и ему вторит святой Косма Маюмский: «Облак древле и море Божественнаго проображаху Крещения чудо, в нихже древний крестишася, исходящее, законии людие. Море же бе образ воды, и облак — Духа» (7-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь). Кроме наличия «образов воды и Духа», переход через Чермное море и по символическому смыслу подобен христианскому крещению. В водах Чермного моря умерло ветхое племя и родился народ Израиля (многие экзегеты признают, что момент перехода через Чермное море стал рождением Израиля как народа), так и мы во время крещения умираем и рождаемся для новой жизни.
|
3-я паремия — Исх. 15:22-27; 16:1. В этом кратком чтении говорится о чуде в Мерре, когда силой Божией вода из горькой превратилась в приятную для питья. Связь с содержанием праздника Богоявления — самая тесная. В Мерре произошло изменение вещества воды, она чудесным образом была очищена от вредных веществ и стала приятной и полезной для человека. Во время крещения Господня совершилось и совершается ежегодно сейчас освящение естества вод, вода качественно меняется и в физическом аспекте (обретает способность долго сохранять свежесть, не портиться со временем), и в духовном смысле, ибо обычная вода становится великой святыней («агиасмой»), могущей исцелять душу и тело человека.
Кроме того, в конце паремии говорится о 12 источниках вод (колодцах) в Елиме; добавление этого фрагмента к основному чтению вряд ли является случайным, упоминание воды здесь может иметь дополнительную связь с праздником.
4-я паремия — Нав. 3:7-8, 15-17. В этом кратком чтении описывается переход израильтян через Иордан. Это — первая из трех паремий, где местом действия является река Иордан — то же место, при котором произошло событие праздника Богоявления. Во-вторых, в Библии проводится множество параллелей между переходом через Иордан при Иисусе Навине и переходом через море при Моисее, так что отчасти 4-я паремия является повествованием, параллельным 2-й паремии, а ее значение сопоставимо с актуальностью 2-й паремии. И хотя переход через Иордан является менее явным прообразом Таинства Крещения (чем переход через Чермное море), праздничные песнопения иногда рассматривают его именно в этом ключе (см., например, 11 января, седален по 1-м стихословии).
|
5-я паремия — 4 Цар. 2:6-14. Основное содержание данной паремии — рассказ о вознесении пророка Илии на небо; однако связь с праздником Богоявления из всего отрывка имеют лишь начальная и заключительная части, где соответственно говорится о переходе Илии и затем пророка Елисея через Иордан. Здесь отмечаем и место действия (Иордан), и сам чудесный переход, который подобен прохождению Израиля через Чермное море; явным образом это сходство выражается фразой «разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху» (4 Цар. 2:8). Это событие, подобно переходам Израиля через Чермное море и Иордан (см. 2-ю и 4-ю паремии), воспринимается Церковью как прообраз Таинства Крещения, о чем сказано в тропаре предпразднства 5 января: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, вознесшуся Илии, и раздел я хуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие...».
6-я паремия — 4 Цар. 5:9-14. Здесь повествуется об исцелении от проказы (кожной болезни)[1] сирийского военачальника Неемана, который по совету пророка Елисея семь раз омылся в Иордане. С событием праздника Богоявления этот рассказ роднит не только общее место действия (река Иордан), но и способ исцеления, а также духовная сущность события. Обратим внимание, что Нееман исцелился после того, как он «погрузися в Иордане седмижды»; в греческом тексте употреблен глагол έβαπτίσατο — тот же самый глагол, который используется и при описании крещения Господня, и применительно к церковному Таинству Крещения, ибо само крещение называется βάπτισμα (буквально «погружение»). Можно сказать, что Нееман «крестился» в Иордане и благодаря этому получил исцеление. Наконец, «очищение Неемана в водах Иорданских было предызображением очистительной силы христианского крещения. По изъяснению отцов Церкви (преподобного Ефрема Сирина, святителей Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста), Нееман послан был на Иордан, как на место всеобщего врачевания рода человеческого. Грех есть проказа души. От сей проказы душа долженствовала очиститься крещением Христовым. Посему Нееман, очищенный от проказы душевной и телесной, предызобразил будущее очищение всех язычников банею возрождения, устроенною как бы на самом Иордане, ибо вода Иорданская означает начало крещения» [Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии. Т. 1. СПб, 1891. С. 553].
|
7-я паремия — Ис. 1:16-20 — та же, что на 3-м часе. В этой паремии буквально вода не упоминается, однако речь идет об омовении («измыйтеся, и чисти будете»), для чего наличие воды необходимо. Связь с праздником у этого чтения можно рассматривать сквозь призму христианского Таинства Крещения: пророк Исаия говорит о необходимости духовного очищения человека и обещает вследствие этого прощение грехов, а именно это и составляет сущность христианского крещения.
8-я паремия — Быт. 32:1-10. Здесь повествуется о возвращении Иакова в землю обетованную и его приготовлениях к встрече с Исавом. Общность с праздником Богоявления у этой паремии проявляется в основном из-за упоминания в ней реки Иордан (в заключительном слове). Кроме того, епископ Виссарион (Нечаев) видит еще параллель между упоминанием в тексте паремии Ангелов Божиих, полк которых встретил Иаков, и упоминанием в Мк. 1:13 Ангелов, которые служили Господу, когда Он после крещения удалился в пустыню (этот фрагмент читается на 6-м великом часе). Однако нам представленная связь кажется весьма натянутой, так что единственно бесспорным связующим звеном остается единичное упоминание Иордана в тексте паремии.
9-я паремия — Исх. 2:5-10. В этом чтении речь идет о спасении младенца Моисея из воды. Связь с праздником просматривается не только в самом упоминании воды, но и в том, что как в реке (пусть даже египетской) совершилось спасение Моисея от гибели (иначе он как еврейский мальчик должен был быть умерщвлен но приказанию фараона), так и крещение Господа в реке Иордан стало важным актом в деле спасения от смерти всего человечества.
10-я паремия — Суд. 6:36-40. В этой краткой паремии описывается чудо орошения шерсти: Гедеон перед сражением просил знамения у Бога, и сначала по просьбе Гедеона Господь сделал так, что шерсть к утру покрылась росой, в то время как окружающая площадка была сухой; затем наоборот: шерсть осталась сухой, а территория вокруг — влажной. В сущности, роса — это капли воды, то есть налицо упоминание о воде в тексте паремии; а акцент на том, что роса появляется как знамение, причем с нарушением законов природы, свидетельствует о полной власти Бога над водой. Но также важно учитывать символическое значение росы. В Ветхом Завете «роса небесная» упоминается в благословениях (Быт. 27:28,39; Втор. 33:13; Зах. 8:12), вместе с дождем роса является «выражением Божией щедрости и благости», а в переносном смысле с росой сравнивается истинное учение (Вт 32:2). Крещением началось общественное служение Христа, то есть на людей, которые ранее были подобны иссохшей почве, стала обильно изливаться роса Евангелия и милости Божией.
11-я паремия — 3 Цар. 18:30-39. Здесь повествуется о жертвоприношении пророка Илии на горе Кармил. Актуальность чтения — в многократном упоминании воды, которой пророк Илия сначала обильно полил свою жертву, а затем огонь Божий уничтожил всю воду вместе с приношением; в этом действии зримым образом проявилось всемогущество Божие, Его власть над водной стихией.
12-я паремия — 4 Цар. 2:19-22. Очень краткое чтение, в котором описано оздоровление пророком Елисеем источника в Иерихоне. Это чудо во многом похоже на исцеление воды в Мерре, так что и его связь с идейным содержанием праздника та же, что у 3-й паремии. Случившаяся в Иерихоне чудесная перемена качества воды стала прообразом того освящения естества вод, которое произошло при крещении Христа и актуализируется ежегодно в наш праздник Богоявления.
13-я паремия — Ис. 49:8-15 — та же, что на 9-м часе. В этом отрывке пророк обращается к иудеям, находящимся в рассеянии, и призывает к возвращению в землю обетованную, к новому исходу, во время которого Господь силен совершить те же знамения, что во время первого исхода. Здесь ключевой фразой является стих: «Милуяй их утешит их и сквозе источники вод проведет их» (ст.10), в котором, имея в виду конкретные исторические события, пророк говорит о власти Бога над водной стихией. Также обратим внимание на начальную фразу: «во время приятное послушах тя и в день спасения помогох тебе». И хотя апостол Павел толкует ее в расширенном смысле, прилагая к периоду апостольского благовестил (ср. 2 Кор. 6:2), можно сказать, что именно после крещения Господня наступило «время благоприятное и день спасения».
Кашкин А.С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов, 2017. С. 231-239.
[1] Экзегеты интерпретируют еврейский термин תעךצ (цараат), многократно употребляемый в Библии, как обозначение большого количества кожных заболеваний. Этот термин не следует отождествлять с современным понятием «проказа» — болезнь Гансена, лепра.