Кашкин А.С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов, 2017. С. 231-239.




ПАРЕМИИ

Вечерня

1-я паремия — Быт. 1:1-13. Эта паремия читается четыре раза в году, причем в трех случаях — накануне самых значимых православных праздников: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, когда читается большое количество паремий. Это чтение, как уже было сказано, является началом Ветхого Завета и потому открывает собой ряд ветхозаветных чтений праздника, играет в первую очередь роль пролога. Вместе с тем с праздником Богоявления данная паремия имеет самую тесную связь. Во-первых, слово «вода» в тексте паремии уноминается 9 раз, то есть весьма часто. Во-вторых, особую актуальность в данной службе имеют слова паремии о том, что при творении мира «Дух Божий носился над водою». Нечто подобное представляет нам Евангельское сказание о крещении Христовом. И здесь, как и там, мы видим воду, и здесь, как и гам, является осеняющим ее Дух Святый, Который в виде голубя нисходил на Христа, когда Сей выходил из воды.

2-я паремия — Исх. 14:15-18, 21-23, 27-29. В этой паре­мии описывается переход Израиля через Чермное море. Кро­ме того, что здесь чудесное действие Божие совершилось в самой воде и ярко проявилась власть Господа над водной стихией, само по себе это ветхозаветное событие рассматри­вается Церковью как один из прообразов христианского Та­инства Крещения; об этом ясно говорит апостол Павел (ср. 1 Кор. 10:1-4), и ему вторит святой Косма Маюмский: «Облак древле и море Божественнаго проображаху Крещения чудо, в нихже древний крестишася, исходящее, законии людие. Море же бе образ воды, и облак — Духа» (7-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь). Кроме наличия «образов воды и Духа», переход через Чермное море и по символиче­скому смыслу подобен христианскому крещению. В водах Чермного моря умерло ветхое племя и родился народ Израиля (многие экзегеты признают, что момент перехода через Чермное море стал рождением Израиля как народа), так и мы во время крещения умираем и рождаемся для новой жизни.

3-я паремия — Исх. 15:22-27; 16:1. В этом кратком чте­нии говорится о чуде в Мерре, когда силой Божией вода из горькой превратилась в приятную для питья. Связь с содер­жанием праздника Богоявления — самая тесная. В Мерре произошло изменение вещества воды, она чудесным образом была очищена от вредных веществ и стала приятной и полез­ной для человека. Во время крещения Господня совершилось и совершается ежегодно сейчас освящение естества вод, во­да качественно меняется и в физическом аспекте (обретает способность долго сохранять свежесть, не портиться со вре­менем), и в духовном смысле, ибо обычная вода становится великой святыней («агиасмой»), могущей исцелять душу и тело человека.

Кроме того, в конце паремии говорится о 12 источниках вод (колодцах) в Елиме; добавление этого фрагмента к основ­ному чтению вряд ли является случайным, упоминание воды здесь может иметь дополнительную связь с праздником.

4-я паремия — Нав. 3:7-8, 15-17. В этом кратком чте­нии описывается переход израильтян через Иордан. Это — первая из трех паремий, где местом действия является ре­ка Иордан — то же место, при котором произошло событие праздника Богоявления. Во-вторых, в Библии проводится множество параллелей между переходом через Иордан при Иисусе Навине и переходом через море при Моисее, так что отчасти 4-я паремия является повествованием, параллель­ным 2-й паремии, а ее значение сопоставимо с актуальностью 2-й паремии. И хотя переход через Иордан является менее явным прообразом Таинства Крещения (чем переход через Чермное море), праздничные песнопения иногда рассматривают его именно в этом ключе (см., например, 11 января, седален по 1-м стихословии).

5-я паремия — 4 Цар. 2:6-14. Основное содержание дан­ной паремии — рассказ о вознесении пророка Илии на небо; однако связь с праздником Богоявления из всего отрывка имеют лишь начальная и заключительная части, где соответ­ственно говорится о переходе Илии и затем пророка Елисея через Иордан. Здесь отмечаем и место действия (Иордан), и сам чудесный переход, который подобен прохождению Из­раиля через Чермное море; явным образом это сходство вы­ражается фразой «разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху» (4 Цар. 2:8). Это событие, подобно переходам Из­раиля через Чермное море и Иордан (см. 2-ю и 4-ю паремии), воспринимается Церковью как прообраз Таинства Крещения, о чем сказано в тропаре предпразднства 5 января: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, вознесшуся Илии, и раздел я хуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие...».

6-я паремия — 4 Цар. 5:9-14. Здесь повествуется об ис­целении от проказы (кожной болезни)[1] сирийского воена­чальника Неемана, который по совету пророка Елисея семь раз омылся в Иордане. С событием праздника Богоявления этот рассказ роднит не только общее место действия (река Иордан), но и способ исцеления, а также духовная сущность события. Обратим внимание, что Нееман исцелился после того, как он «погрузися в Иордане седмижды»; в греческом тексте употре­блен глагол έβαπτίσατο — тот же самый глагол, который исполь­зуется и при описании крещения Господня, и применительно к церковному Таинству Крещения, ибо само крещение назы­вается βάπτισμα (буквально «погружение»). Можно сказать, что Нееман «крестился» в Иордане и благодаря этому получил исцеление. Наконец, «очищение Неемана в водах Иорданских было предызображением очистительной силы христианского крещения. По изъяснению отцов Церкви (преподобного Еф­рема Сирина, святителей Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста), Нееман послан был на Иордан, как на место всеоб­щего врачевания рода человеческого. Грех есть проказа души. От сей проказы душа долженствовала очиститься крещением Христовым. Посему Нееман, очищенный от проказы душевной и телесной, предызобразил будущее очищение всех язычников банею возрождения, устроенною как бы на самом Иордане, ибо вода Иорданская означает начало крещения» [Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии. Т. 1. СПб, 1891. С. 553].

7-я паремия — Ис. 1:16-20 — та же, что на 3-м часе. В этой паремии буквально вода не упоминается, однако речь идет об омовении («измыйтеся, и чисти будете»), для чего наличие воды необходимо. Связь с праздником у этого чтения можно рассматривать сквозь призму христианского Таинства Крещения: пророк Исаия говорит о необходимости духовного очищения человека и обещает вследствие этого прощение грехов, а именно это и составляет сущность христианского крещения.

8-я паремия — Быт. 32:1-10. Здесь повествуется о воз­вращении Иакова в землю обетованную и его приготовлениях к встрече с Исавом. Общность с праздником Богоявления у этой паремии проявляется в основном из-за упоминания в ней реки Иордан (в заключительном слове). Кроме того, епископ Виссарион (Нечаев) видит еще параллель между упоминанием в тексте паремии Ангелов Божиих, полк кото­рых встретил Иаков, и упоминанием в Мк. 1:13 Ангелов, ко­торые служили Господу, когда Он после крещения удалился в пустыню (этот фрагмент читается на 6-м великом часе). Однако нам представленная связь кажется весьма на­тянутой, так что единственно бесспорным связующим звеном остается единичное упоминание Иордана в тексте паремии.

9-я паремия — Исх. 2:5-10. В этом чтении речь идет о спа­сении младенца Моисея из воды. Связь с праздником про­сматривается не только в самом упоминании воды, но и в том, что как в реке (пусть даже египетской) совершилось спасение Моисея от гибели (иначе он как еврейский мальчик должен был быть умерщвлен но приказанию фараона), так и креще­ние Господа в реке Иордан стало важным актом в деле спасе­ния от смерти всего человечества.

10-я паремия — Суд. 6:36-40. В этой краткой паремии описывается чудо орошения шерсти: Гедеон перед сражением просил знамения у Бога, и сначала по просьбе Гедеона Господь сделал так, что шерсть к утру покрылась росой, в то время как окружающая площадка была сухой; затем наоборот: шерсть осталась сухой, а территория вокруг — влажной. В сущности, роса — это капли воды, то есть налицо упоминание о воде в тек­сте паремии; а акцент на том, что роса появляется как знаме­ние, причем с нарушением законов природы, свидетель­ствует о полной власти Бога над водой. Но также важно учи­тывать символическое значение росы. В Ветхом Завете «роса небесная» упоминается в благословениях (Быт. 27:28,39; Втор. 33:13; Зах. 8:12), вместе с дождем роса является «выражением Божией щедрости и благости», а в переносном смысле с росой сравнивается истинное учение (Вт 32:2). Крещением началось общественное служение Христа, то есть на людей, которые ранее были подобны иссохшей почве, стала обильно изливаться роса Евангелия и милости Божией.

11-я паремия — 3 Цар. 18:30-39. Здесь повествуется о жертвоприношении пророка Илии на горе Кармил. Актуальность чтения — в многократном упоминании воды, которой пророк Илия сначала обильно полил свою жертву, а затем огонь Бо­жий уничтожил всю воду вместе с приношением; в этом дей­ствии зримым образом проявилось всемогущество Божие, Его власть над водной стихией.

12-я паремия — 4 Цар. 2:19-22. Очень краткое чтение, в ко­тором описано оздоровление пророком Елисеем источника в Иерихоне. Это чудо во многом похоже на исцеление воды в Мерре, так что и его связь с идейным содержанием праздни­ка та же, что у 3-й паремии. Случившаяся в Иерихоне чудес­ная перемена качества воды стала прообразом того освящения естества вод, которое произошло при крещении Христа и ак­туализируется ежегодно в наш праздник Богоявления.

13-я паремия — Ис. 49:8-15 — та же, что на 9-м часе. В этом отрывке пророк обращается к иудеям, находящимся в рассеянии, и призывает к возвращению в землю обетованную, к новому исходу, во время которого Господь силен совершить те же знамения, что во время первого исхода. Здесь ключевой фразой является стих: «Милуяй их утешит их и сквозе источники вод проведет их» (ст.10), в котором, имея в виду конкретные исторические события, пророк говорит о власти Бога над водной стихией. Также обратим внимание на начальную фразу: «во время приятное послушах тя и в день спасения помогох тебе». И хотя апостол Павел толкует ее в расширенном смысле, прилагая к периоду апостольского благовестил (ср. 2 Кор. 6:2), можно сказать, что именно после крещения Господня наступило «время благоприятное и день спасения».

 

Кашкин А.С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов, 2017. С. 231-239.

 


[1] Экзегеты интерпретируют еврейский термин תעךצ (цараат), многократно употребляемый в Библии, как обозначение большого количества кожных заболеваний. Этот термин не следует отождествлять с современным понятием «проказа» — болезнь Гансена, лепра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: