Приоритет материальных факторов над духовными явлениями.




Марксизм

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог и экономист. Родился в городе Трир в семье адвоката (крещёного еврея, в семье многие поколения предков были раввинами).

В 17 лет закончил Трирскую гимназию, учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университетов (изучал не только юридические науки, но и историю, историю искусств, философию).

1837г. – тайно обручается с Женни фон Вестфален, женится на ней только в 1843г. (прожили в браке почти 40 лет, имели 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте).

По окончании Берлинского университета (в 1841г.) в 1842г. – редактор демократической «Рейнской газеты», в газете много революционных идей и критики прусской монархии (газету закрывают). Изучает политическую экономию. В 1843 – переезд в Париж, затем – в Брюссель.

1844 – начало дружбы с Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Контактирует с представителями организаций рабочих. Вместе участвуют в работе международной организации «Союз коммунистов», для которой в 1848г. написали программу «Манифест Коммунистической партии».

1848г. издание «Новой Рейнской газеты». Маркс переезжает в Париж, затем – в Лондон, где живёт до конца своих дней. Жил с семьёй исключительно за счёт финансовой поддержки Ф.Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков.

1864 – Маркс организовал I Интернационал – Международное товарищество рабочих, целью которого было освобождение пролетариата от эксплуатации и создание нового, коммунистического общества.

1867 – «Капитал» (1 том) главный труд Маркса.

Научное становление начинал как младогегельянец, однако, с первых шагов пытался сделать из философии Гегеля практические, прежде всего революционные выводы. Учение носит ярко выраженный практический характер, направлено на преобразование общества. «Философы лишь различным образом объяснили мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».

Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей:

Диалектический материализм Исторический материализм
Учение о природе и познании Учение об обществе

 

Основные идеи диалектического материализма:

- Материя первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, при этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей (Бог, гегелевская Абсолютная идея и др.)

- Материя вечна, несотворима, неуничтожима, важнейшим её свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения без материи.

- развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики:

Закон Значение закона
1. Закон единства и борьбы противоположностей Указывает на внутренний источник всякого развития
2. Закон перехода количественных изменений в качественные Указывает на механизм развития
3. Закон отрицания отрицания Указывает на общее направление развития

 

Гносеология: теория отражения процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определённых впечатлений, приходящих в него извне.

Исторический материализм: общественное бытие понимается как совокупность материальных общественных интересов и отношений, существующих независимо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.

Теория отчуждения: частная собственность меняет характер труда, делает его принудительным. Результат противостоит рабочему как нечто чуждое, чем он не может распоряжаться по своему усмотрению. В результате господства частной собственности происходит отчуждение производителя от продуктов труда.

Товар

Потребительская стоимость Меновая стоимость
Полезность вещи, её способность удовлетворить ту или иную потребность человека Пропорция при обмене некоторого числа вещей одного вида на некоторое число вещей другого вида

В условиях рынка рабочий отчуждается не только от продуктов труда, но и от собственной трудовой активности, труд для рабочего лишь средство к существованию.

Маркс предложил оригинальный подход к истории и общественной жизни: он распространил материализм не только на природу, но и на общество.

Приоритет материальных факторов над духовными явлениями.

В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности, составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идеологическая надстройка. Единство производительных сил и производственных отношений задает способ производства, определяющий общественно-экономическую формацию. В истории человечества выделяются пять основных общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая (в будущем, первая её фаза - социалистическая)

Устаревшие производственные отношения начинают сдерживать развитие производительных сил, становятся их оковы. Наступает эпоха социальной революции: возникает необходимость смены производственных отношений, перехода к новой формации.

В каждой общественно-экономической формации Маркс выделил два основных противостоящих друг другу по своим интересам класса. «История всех до сих пор существующих обществ – была историей борьбы классов».

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Критика марксизма:

- абсолютизация экономики как единственного решающего фактора исторического развития

- принижение роли личности в истории

- неприменимость его теории общественно-экономических формаций ко многим обществам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: