ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО




Сведения о странах, лежавших на восточной окраине эллинистического мира (современные Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и северо-западные районы Индии), весьма скудны и отрывочны. Далеко расположенные от цивилизаций с развитой письменной исторической традицией, эти страны лишь изредка попадали в поле зрения как греко-латинских историков и географов, так и придворных историографов китайских императоров. Собственная же историческая традиция в этих странах если и была, то нам пока неизвестна. Поэтому особенно велика ценность прямых исторических свидетельств, поставляемых археологией, - будь то хозяйственные документы или монетные находки, памятники искусства или предметы вооружения, остатки ирригационных сооружений или развалины древних зданий. Все это в особенности приходится учитывать, рассматривая историю Греко-Бактрийского царства.

В середине III в. до х.э. (между 256 и 245 гг. до х.э.) одновременно с Парфией от Селевкидов "отложился и Диодот, наместник тысячи городов бактрийских, и приказал, чтобы его величали царем; следуя этому примеру, народы всего Востока отпали от македонян", пишет римский историк Юстин.

Ядро владений Диодота и его преемников составляла территория Северного Афганистана (столица Бактрии находилась около современного города Балх), однако точные границы царства определить трудно. Стремление греко-бактрийских царей распространить свою власть на север, очевидно, наталкивалось на сопротивление обитавших там народов. Насколько грозной силой были эти северные соседи, показывает эпизод, рассказанный историком Полибием и относящийся к 208-206 гг. до х.э., когда селевкидский царь Антиох III осаждал греко-бактрийского царя в его столице. Осада продолжалась два года и была снята только после того, как греко-бактрийский царь передал через посредника Антиоху III, что "положение их обоих становится небезопасным. На границе стоят огромные полчища кочевников, угрожая обоим: если только варвары перейдут границу, то страна наверняка будет завоевана ими".

Экспансия на юг оказалась менее трудным делом: уже в первой четверти II в. до х.э. греко-бактрийский царь Деметрий перешел Гиндукуш и стал "завоевателем Индии". На его монетах впервые наряду с греческими появляются и индийские надписи, а с середины II в. до х.э. такие двуязычные монеты чеканят все последующие правители (по этому признаку их отличают как "греко-индийские" от более ранних, собственно "греко-бактрийских").

В Греко-Бактрийском царстве поддерживалось четкое обособление греков [4] от местного населения с сохранением всех эллинистических институтов и традиций в социальной жизни, греческого языка и большинства других элементов культуры. Один из греко-бактрийских городов, раскопанный французскими археологами в Северном Афганистане (городище Айханум у впадения р. Кокча в Амударью), - это типично эллинистический город с характерными для него акрополем и агорой, регулярной планировкой и общественными зданиями, пропилеями и портиками, колоннадами и фортификационными сооружениями, надежно охранявшими обитателей этого островка греческой культуры среди "варварского" окружения. Этот город был основан в последней четверти IV в. до х.э., а прекратил существование в конце II или в I в. до х.э.

Чисто греческий облик столь же характерен и для монетной чеканки греко-бактрийских царей - от титулатуры и имен царей до весовой системы. Именно в Бактрии были отчеканены самые крупные в истории античного мира золотые (достоинством в 20 статеров - около 160 г) и серебряные (достоинством в 20 драхм - более 80 г) монеты. Портреты греко-бактрийских царей на монетах считаются одной из непревзойденных художественных вершин античного медальерного искусства. На оборотной стороне монет изображались греческие божества, покровительствующие царю, прототипом для которых служили лучшие каноны эллинистического времени.

В письменных источниках встречаются упоминания только о семи греко-бактрийских царях. Основателю Греко-Бактрийского царства Диодоту I наследовал (видимо, в 30-х годах III в. до х.э.) его сын Диодот II. В 20-х годах III в. до х.э. у власти уже находился царь Евтидем, выдержавший в 208-206 гг. двухлетнюю осаду Антиоха III. В самом конце III или в начале II в. до х.э. начал царствовать его сын Деметрий, прославившийся как завоеватель Индии. В 70-50-х годах II в. до х.э. Бактрией правит царь Евкратид, именующий себя на монетах "великим". Известно, что он был современником и, возможно, противником парфянского царя Митридата I; доблестно, но не всегда успешно вел многочисленные войны; совершил, как и Деметрий, поход в Индию. Погиб Евкратид от руки собственного сына, бросившего его труп без погребения и проехавшего по крови своего отца в колеснице. Еще два царя - Менандр и Аполлодот - упоминаются в связи с проникновением греко-бактрийских царей в Индию, что находит подтверждение и в их монетном чекане.

Наибольшую известность на Востоке получил Менандр. Рожденный близ эллинистического города Александрии, недалеко от нынешнего Кабула, он распространил свои владения далеко в глубь Индии, по-видимому проникнув в долину Ганга. Если верить индийской традиции, Менандр воспринял учение буддизма.

На этом список греко-бактрийских царей, который можно составить по письменным источникам, оказывается исчерпанным. И здесь обнаруживается, насколько неполны сведения античных авторов о греко-бактрийских и греко-индийских царях: их монетами засвидетельствовано существование еще не менее двадцати (часто, судя по титулам на монетах, тоже "великих") царей. Где они правили и когда - на эти вопросы исследователям пока приходится отвечать только гипотетически, исходя прежде всего из самих монет.

5. ТОХАРЫ(ЮЭЧЖИ) ТОХАРЫ(ЮЭЧЖИ) ТОХАРЫ(ЮЭЧЖИ)

Пришедшие из глубин Центральной Азии кочевники, которые в 20-х годах II в. до х.э. угрожали Парфянскому царству с востока, представляли еще более серьезную опасность для владений греко-бактрийских царей. Китайский историк Сыма Цянь рассказывает, что юэчжи двинулись на запад, потерпев в 70-х годах II в. до х.э. поражение от племен сюн-ну (гуннов). Очевидно, это была борьба за господство в степях Центральной Азии. Гунны помнили об этой победе и гордились ею; их вожди, сделав сосуд из черепа убитого предводителя тохаров, еще долго пользовались им в особо торжественных случаях (например, в 47 г. до х.э. вождь гуннов пил из него "клятвенное вино", заключая мир с послами китайского императора).

Пройдя через Давань (совр. Фергана), юэчжи вторглись в Среднюю Азию и подчинили себе значительную ее часть. В столкновении с Бактрией они, по словам китайского историка, одержали верх (возможно, это была одна из неудачных войн царя Евкратида) и "утвердили свое местопребывание на северной стороне реки Гуй-шуй" (Амударья). Там их и застал в 128 г. до х.э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь, оставивший краткое описание Средней Азии и Бактрии. По Чжан Цяню, западный сосед юэчжей - Парфия, южный - Бактрия, а границей между ними служит Амударья, У кочевников юэчжей в это время насчитывается "от 100 до 200 тыс. войска", но, "обитая в привольной стране, редко подверженной неприятельским набегам, они расположились вести мирную жизнь". В Бактрии, по словам Чжан Цяня, "народонаселение простирается до миллиона": "Там ведут оседлый образ жизни; имеют города и дома; в обыкновениях сходствуют с даваньцами. Не имеют верховного главы, а почти каждый город поставляет своего правителя. Войска их слабы, робки в сражениях. Жители искусны в торговле... столица называется Ланьши (Александрия?). В сем городе есть рынок с различными товарами... купцы их ходят торговать в Индию", где "большая жара" и "люди сражаются, сидя на слонах".

Почти ничего не добавляет к сведениям Чжан Цяня китайская хроника "История Старшей династии Хань" ("Цянь Ханыпу"), в которой описываются события до 25 г. х.э. В ней только перечислены пять "домов", на которые разделялись юэчжи, и среди них "дом" кушан (гуйшуан).

Примечания

[1] В частности, учетные документы, найденные в Михрдаткерте, видимо, относятся к царско-храмовым землям, которые обрабатывали зависимые люди и, возможно, арендаторы. - Примеч. ред.

[2] Т.е. Междуречья и Заречья. - Примеч. ред.

[3] В текстах обозначается арамейским написанием - малка.

[4] Имеются в виду люди, сохранившие греческий образ жизни и греческую культуру; они не обязательно были потомками только греков. - Примеч. ред.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: