29. Выберите правильный ответ. Создание условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации называется …
а) адаптация; в) социальная работа;
б) социальное воспитание; г) педагогическая деятельность.
30. Выберите правильный ответ. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, - это…
а) преподавание; в) обучение;
б) образование; г) воспитание.
31. Выберите правильный ответ. Принципы воспитания обусловлены _________ воспитания
а) средствами; в) результатами;
б) методами; г) закономерностями.
32. Выберите правильные ответы. К методам наказания следует отнести…
а) поручение; г) выговор;
б) приучение; д) общественное порицание.
в) замечание;
33. Выберите правильный ответ. Кому принадлежат слова: «Образование человека нужно начинать в весну жизни, то есть в детстве, ибо детство отображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость – зиму»?
а) Я.А.Коменскому; б) К.Д.Ушинскому; в) И.Г.Песталоцци.
34. Установите соответствие:
1. Воспитание – процесс объективный | А) Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием |
2. Воспитание – процесс многомерный | Б) Воспитание не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия |
3. Воспитание – процесс всеобщий | В) Большая часть воспитания связана с адаптацией, с саморегуляцией личности; другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей |
35. Установите соответствие понятия и определения:
|
1. Виктимизация | А) Предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств |
2. Виктимность | Б) Наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств |
3. Виктимогенность | В) Процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации |
36. Установите соответствие:
1. Воспитание в широком педагогическом смысле | А) Собственно воспитательная работа, проводимая с конкретной группой воспитанников |
2. Воспитание в узком педагогическом смысле | Б) Воспитание как общественное явление, как процесс формирования личности под влиянием окружающей социальной действительности |
3. Воспитание в широком социальном смысле | В) Целенаправленный учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебно-воспитательных заведений |
37. Установите соответствие между факторами, обусловливающими генезис асоциального поведения,
и их сутью:
1. Индивидный фактор | а) дефекты школьного и семейного воспитания |
2. Социально-психологический фактор | б) факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида |
3. Психолого-педагогический фактор | в) неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением |
38. Выберите правильный ответ. Воспитатель должен знать природу воспитанника «во всех отношениях» - характеристика ______________ принципа
|
а) культурологического; в) антропологического;
б) технократического; г) синергетического.
39. Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие……….
40. Целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождения ребенка в контекст современной культуры, становление его как субъекта собственной жизни получила название………
Семинар 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
1. Выберите более широкое понятие:
а) система воспитательной работы; в) система воспитательных
мероприятий;
б) воспитательная система; г) система коллективных
творческих дел.
2. Выберите правильный ответ. Педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класса, школы, дома,
двора и т.п.) – это:
а) воспитательная система; в) социализация;
б) воспитательное пространство; г) гуманистическая система.
3. Выберите правильный ответ. Какой из перечисленных этапов не вписывается в логику организации и осуществления коллективного творческого дела:
а) распределение педагогом поручений; в) коллективное действие;
б) формирование «совета дела»; г) итоговая рефлексия.
4. Что из нижеперечисленного не является структурным компонентом воспитательной системы школы:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
в) субъекты деятельности и рождающиеся в деятельности и общении отношения;
|
г) негативное влияние социальной среды и борьба с ним.
5. Выберите правильный ответ. Социально-педагогический комплекс, характеризующийся совокупностью таких компонентов, как ценности и цели воспитания, деятельность коллектива, отношения участников, среда, управление называется..
а) воспитательной системой; в) системой воспитательной работы;
б) воспитательной работой; г) воспитательным процессом.
6. Выберите правильные ответы. Гуманистическая воспитательная система характеризуется такими признаками, как…
а) ориентация на личность ребенка;
б) главный субъект системы – педагог;
в) социальная защищенность педагога;
г) проявление отношений доверия и доброжелательности;
д) обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка.
7. Выберите правильные ответы. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…
а) становление; г) завершение;
б) подготовка; д) коррекция;
в) стабильное развитие; е) обновление и перестройка.
8. Выберите правильные ответы. В воспитательной системе школы деятельность членов коллектива должна быть:
а) творческой; г) результативной;
б) интересной; д) полезной.
в) личностно-значимой;
9. Выберите правильные ответы. Основными видами деятельности в воспитательной системе школы являются:
а) игра; г) отношения;
б) соревнования; д) учение.
в) труд;
10. Выберите правильные ответы. Отношения участников как структурный компонент воспитательной системы школы предполагают совокупность следующих видов воспитывающих ситуаций:
а) ситуация свободного выбора; е) ситуация успеха;
б) ситуация авансирования доверием; ж) ситуация конфликта;
в) ситуация коррекции; з) ситуация поддержки;
г) ситуация наказания; и) ситуация соотнесения
д) ситуация новичка; (сравнения).
11. В рамках воспитательной системы школы предусматриваются воспитательные пространства, называемые _______________, побуждающие участников
к творческому свободному поиску.
12. Выберите правильные ответы. В воспитательной системе школы личность ребенка является:
а) целью; г) результатом и показателем эффективности;
б) объектом и субъектом; д) средством.
в) агентом социализации;
13. Установите соответствие между автором и созданной им воспитательной системой школы:
1. В.А.Сухомлинский | а) Школа самоопределения |
2. А.С.Макаренко | б) Павлышская средняя школа |
3. С.А.Рачинский | в) Детская школа-колония «Бодрая жизнь» |
4. С.Т.Шацкий | г) Татевская сельская школа |
5. А.Н.Тубельский | д) Школа-коммуна им.Ф.Э.Дзержинского |
14. Выберите правильный ответ. Назовите воспитательную систему школы, построенную на принципах православного воспитания:
а) Школа самоопределения; б) Русская школа; в) адаптивная школа.
15. Выберите правильные ответы. Какие тезисы относятся
к гуманистической воспитательной системе школы:
а) человек – «мера всех вещей»;
б) человек – абсолютная ценность;
в) главная цель – воспитание для жизни вечной;
г) свобода личности определяется нормами и законами человеческого общества;
д) главные средства воспитания – пост, покаяние, молитва;
е) свобода личности состоит в выборе собственного пути к Идеалу, Творцу;
ж) главные средства воспитания – труд, учение, игра и орудия труда и культуры, включенные в деятельность;
з) духовность личности тождественна ее нравственно-эстетической культуре;
и) духовность – это осознание Творца как высшего смысла жизни.
16. Перечислите общечеловеческие ценности в воспитании личности (по педагогической концепции В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой).
17. Выберите правильные ответы. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…
а) интерактивную; г) интегративную;
б) развивающую; д) регулирующую.
в) стимулирующую;
18. Выберите правильные ответы. Сложившиеся гуманистические воспитательные системы отличаются…
а) атмосферой конкурентности;
б) способами разрешения конфликтов внешними силами;
в) наличием педагогической концепции;
г) взаимодействием со средой;
д) здоровым образом жизни коллектива.
19. Выберите правильный ответ. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
а) профильной; в) профессиональной;
б) развивающей; г) авторской.
Семинар 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
В КОЛЛЕКТИВЕ
1. Выберите правильный ответ. Коллектив – это:
а) группа людей, объединенная общими целями, интересами;
б) группа людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций;
в) группа людей, объединенная на какой-то непродолжительный промежуток времени общими целями, интересами, общением, не противоречащими общественным нормам.
2. Воспитание, основная задача которого – расширение личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к жизни общества, - это:
а) коллективистское воспитание; в) аксиологическое воспитание;
б) прагматическое воспитание; г) свободное воспитание.
3. Воспитание, основанное на чувстве взаимной ответственности, взаимной помощи, имеющее целью педагогически целесообразное преобразование социальной среды, - это:
а) свободное воспитание; в) коллективистическое
воспитание;
б) прагматическое воспитание; г) индивидуалистическое
воспитание.
4. Молодой учитель поставил ученику заслуженную «двойку». Класс выразил протест: «Или ставьте «двойки» нам всем, или не ставьте никому: мы все за одного». Класс демонстрирует:
а) коллективизм; в) индивидуализм;
б) корпоративный эгоизм; г) взаимопомощь.
5. Можно предположить, что группа детей является коллективом, если:
а) группа примерно одного возраста;
б) в группе каждый знает свое поручение;
в) группа способна к самоорганизации и самоуправлению;
г) в группе все давно и хорошо знают друг друга.
6. Выберите правильные ответы. В структуру микросреды развития личности входят:
а) семья и родственники; г) неформальные объединения, компании;
б) культура общества и региона; д) средства массовой коммуникации.
в) коллектив класса и школы;
7. Класс можно считать хорошим коллективом, если:
а) он побеждает во всех конкурсах и соревнованиях;
б) он способен прийти на помощь другому классу;
в) в нем хорошая дисциплина;
г) есть постоянно действующий актив.
8. К признакам коллектива относят...
а) воспитанность членов коллектива; г) высокий уровень обученности;
б) сплоченность и гибкую структуру; д) общие цели и ценности.
в) совместную деятельность и общение;
9. Неотъемлемыми качествами лидера коллектива являются:
а) высокий уровень обучаемости; г) хорошие манеры;
б) предприимчивость; д) организаторские способности.
в) инициативность;
10. Группа, на образцы и нормы которой человек ориентируется, называется:
а) одновозрастной; в) референтной;
б) неформальной; г) группой принадлежности.
11. Человек, не способный противостоять общественному мнению, полностью адаптированный и растворившийся в нем:
а) девиант; в) конформист;
б) агент социализации; г) субъект социализации.
12. Ограниченное в размерах сообщество людей, выделяемое из социального целого на основе определенных признаков, называется…
а) группой; б) объединением; в) толпой; д) бригадой.
13. Выберите правильные ответы. Наиболее распространены классификации групп по…
а) степени группового влияния; г) непосредственности
взаимосвязей;
б) уровню обученности; д) размеру.
в) общественному статусу;
14. Выберите правильные ответы. Признаками группы являются ….
а) высокий уровень воспитанности участников группы;
б) осознание участниками своей принадлежности к группе;
в) внутренняя организация;
г) установление определенных отношений между участниками;
д) формальный статус.
15. Потребность заводить дружбу, испытывать привязанность, сохранять психологическую общность с группой – это:
а) адаптация; б) аффилиация; в) интеграция; г) компенсация.
16. Выберите правильный ответ. Дайте правильное определение понятия «развитие коллектива»:
а) процесс сплачивания хорошо организованного и подготовленного актива;
б) процесс развития коллективных отношений детей и педагогических требований;
в) процесс организации коллективной деятельности, формирование изменения отношений, процесс развития мотивов поведения.
17. Выберите правильный ответ. Кому принадлежит высказывание: «Цель воспитания – человек, а коллектив – лишь средство в достижении этой цели»?
а) А.С. Макаренко; б) В.А. Сухомлинский; в) Л.И. Новикова.
18. Выберите правильный ответ. Установите последовательность средств формирования коллектива по степени наибольшей важности:
а) дружный коллектив взрослых в детском учреждении;
б) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления;
в) этические беседы о дружбе, чтение художественной литературы, напоминания.
19. Какие понятия составляют центральную часть учения А.С.Макаренко о воспитании в коллективе:
а) закон движения коллектива; д) зона ближайшего развития;
б) культура общения; е) авансирование доверием;
в) мажорный тон в коллективе; ж) принцип параллельного действия;
г) метод перспективных линий; з) метод проб и ошибок.
20. Коллектив как ядро воспитательной системы школы – это…
21. Из каких первичных объединений состоит ученический коллектив? Назовите не менее 4 понятий.
22. Из каких этапов состоит коллективное творческое дело (КТД)? Отберите и перечислите их в хронологическом порядке:
а) коллективный анализ; д) ролевая игра;
б) критика и самокритика; е) коллективное действие;
в) коллективное планирование; ж) выборы совета дела;
г) «мозговая атака»; з) самоуправление.
23. Выберите правильные ответы. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:
а) определенную инструментовку педагогических требований;
б) опора на общественное мнение коллектива;
в) корректировку личностных качеств педагога;
г) отказ от педагогических требований в пользу свободного самоопределения учащихся;
д) адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся.
Семинар 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
1. Выберите правильный ответ. Метод – это…
а) направление воспитательной деятельности;
б) способ, путь достижения цели воспитания;
в) педагогический подход в воспитании;
г) технология воспитания.
2. Метод воспитания - это совокупность приемов воспитания:
а) да; б) нет.
3. Выберите правильные ответы. Выбор педагогом методов воспитания зависит от следующих факторов:
а) содержания воспитания; г) уровня воспитанности школьников;
б) возраста воспитанников; д) стажа педагогической деятельности
в) цели воспитания; воспитателя.
4. К средствам воспитания можно отнести …
а) слово педагога; г) отношения;
б) деятельность; д) противоречия.
в) произведения искусства;
5. Выберите правильные ответы. К методам воспитания относятся:
а) беседа; г) создание воспитывающих ситуаций;
б) игра; д) наглядные пособия и ТСО.
в) контроль и самоконтроль деятельности и поведения;
6. Назовите автора классификации методов воспитания, основанной на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком в школьном коллективе:
а) Ю.К.Бабанский; б) Л.И.Новикова;
в) В.А.Сухомлинский; г) Н.Е.Щуркова.
7. Выберите правильные ответы. Приемами самовоспитания являются:
а) самовнушение; г) самообслуживание;
б) самоодобрение; д) самообладание;
в) самокритика; е) самооценка.
8. Выберите правильный ответ. Какой метод основан на стремлении ребенка к подражанию?
а) убеждение; г) пример;
б) упражнение; д) поощрение.
в) приучение;
9. Выберите правильный ответ. Что не входит в содержание воспитания:
а) формирование базовой культуры личности;
б) система знаний, убеждений, качеств, черт и устойчивых привычек поведения личности;
в) формирование всесторонне и гармонично развитой личности;
г) подготовка к социальным ролям: гражданина, семьянина, работника;
д) личностная направленность воспитания.
10. Источником содержания воспитания является:
а) педагогическое сознание учителя;
б) возрастные особенности детей;
в) культура общества.
11. Установите соответствие между направлениями воспитания и целями воспитательной работы:
1.Умственное воспитание | а) формирование чувства национального достоинства; |
2. Нравственное воспитание | б) развитие способности ценить и создавать прекрасное; |
3. Эстетическое воспитание | в) развитие познавательных возможностей; |
4.Патриотическое воспитание | г) формирование прочной системы социально одобряемого поведения; |
5. Трудовое воспитание | д) деятельность, направленная на формирование трудовых умений, психологической готовности к труду и сознательный выбор профессии. |
12. Выберите правильные ответы. Составные компоненты гражданского воспитания – это:
а) политическое воспитание; в) правовое воспитание;
б) экологическое воспитание; г) патриотическое воспитание.
13. Выберите правильные ответы. Показателями нравственной воспитанности школьников являются:
а) знания, умения и навыки; д) тактичное, достойное поведение;
б) опыт творческой деятельности; е) готовность прийти на помощь;
в) неприятие любых форм зла; ж) владение хорошими манерами;
г) голос совести; з) активное участие в общественной
жизни.
14. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической (-им)…
а) концепцией; в) технологией;
б) процессом; г) системой.
15. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются…
а) достижение воспитательных целей;
б) способ воспитания;
в) «инструментарий» воспитания;
г) внешнее выражение процесса воспитания;
д) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.
16. Эмоциональное восприятие прекрасного есть задача:
а) умственного воспитания; в) эстетического воспитания;
б) нравственного воспитания; г) экологического воспитания.
17. Умственное воспитание предполагает:
а) честность, терпимость, скромность и деликатность;
б) формирование бережливости, предприимчивости, расчетливости;
в) знание своих прав и обязанностей;
г) самостоятельность, широту кругозора, способность к творчеству.
18. Основу нравственного воспитания составляет:
а) этика; б) эстетика; в) право; г) экономика.
19. Важнейшей задачей трудового воспитания является:
а) ориентация человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым;
б) накопление профессионального опыта, профессиональная ориентация;
в) формирование двигательных навыков, тренировка вестибулярного аппарата;
г) развитие памяти, мышления.
20. К коллективным формам воспитательной работы относятся:
а) классные часы; г) праздники искусств;
б) конкурс эрудитов; д) литературно-музыкальные вечера.
в) составление программ самовоспитания;
21. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия…
а) «ментальность»; в) «культура»;
б) «мировоззрение»; г) «образ жизни».
22. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется…
а) мышлением; б) характером; в) культурой; г) мировоззрением.
23. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами воспитательного процесса называются __________ воспитания
а) принципами; б) факторами; в) признаками; г) закономерностями.
24. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется….
а) сглаживанием; б) уклонением; в) компромиссом; г) принуждением.
25. Выберите правильные ответы. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….
а) бригадная; г) групповая;
б) парная; д) индивидуальная.
в) коллективная;
26. Выберите правильный ответ. Стимулирование положительных проявлений личности в ходе воспитания с помощью высокой оценки называется…
а) общественным мнением; в) убеждением;
б) поощрением; г) авансированием.
27. Выберите правильный ответ. Совокупность средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами, называется…
а) образованием; в) системой воспитания;
б) педагогической системой; г) педагогической теорией.
28. Выберите правильный ответ. Приобретение черт и свойств личности, необходимых для группового и собственного развития (по А.В.Петровскому), характерно для такой фазы социального развития, как…
а) детство; б) юность; в) старость; г) зрелость.
29. Выберите правильный ответ. К принципам семейного воспитания не относится…
а) оптимистичность взаимоотношений в семье;
б) ориентация на государственный заказ;
в) гуманность и милосердие;
г) последовательность в требованиях.
30. Выберите правильный ответ. Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, называется…
а) развитием; в) воспитанием;
б) обучением; г) преподаванием.
31. Выберите правильный ответ. Непрерывная цепь выявления и решения учителем педагогических задач в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса называется педагогической…
а) компетентностью; в) деятельностью;
б) технологией; г) системой.
32. Выберите правильный ответ. Формой педагогического проектирования воспитательной работы классного руководителя является…
а) тематическое планирование учебного курса;
б) воспитательная система школы;
в) разработка воспитательного мероприятия;
г) график контроля выполнения заданий.
33. Установите соответствие:
Методы | Основные приемы |
1. Методы формирования сознания | а) требование, общественное мнение, постановка перспективы, поощрения |
2. Методы организации деятельности | б) упражнения, приучения, поручения, игра, игровые ситуации |
3. Методы стимулирования положительного поведения | в) разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут |
34. Выберите правильный ответ. Разъяснение, беседа, лекции, различные ситуации, задачи на этические темы, упражнения в эстетической деятельности – это ___________ воспитания.
а) методы; б) формы; в) средства.
35. Выберите правильный ответ. Лектории, кинолектории, факультативы, встречи с деятелями искусств и прочее
– это ___________ воспитания.
а) формы; б) методы; в) средства.
36. Выберите правильный ответ. Каков главный критерий оценки результативной воспитательной деятельности?
а) уровень воспитанности детей;
б) разнообразие применяемых педагогом видов и форм деятельности детей;
в) систематическое и последовательное совершенствование личности ребенка.
37. Выберите правильный ответ. Кто открыл важную педагогическую закономерность – переход воспитания в самовоспитание?
а) А.С. Макаренко; б) В.А. Сухомлинский; в) Н.К. Крупская;
38. Выберите правильный ответ. Формирование каких качеств является ведущим компонентом содержания самовоспитания?
а) эстетических и нравственных качеств;
б) нравственных и волевых качеств;
в) трудовых и физических качеств.
39. Выберите правильный ответ. Самый эффективный прием педагога, направленный на формирование личной инициативы у подростков в общих интересах, - это:
а) навести на самостоятельное решение вопроса или проблемы; не торопиться высказывать свою точку зрения;
б) дать ответ;
в) порекомендовать новые книги, методическую литературу, где можно найти ответ на тот или иной вопрос.
40. Установите соответствие между автором и его произведением:
1. В.А. Сухомлинский | а) «О взрыве» |
2. А.С. Макаренко | б) «Убеждение и внушение как методы воспитания личности» |
3. Л.И. Новикова | в) «Коллектив» |
4. А.Г. Ковалев | г) «Методические проблемы формирования коллектива» |
41. Установите соответствие:
Компоненты воспитания | Характеристика деятельности |
1. Формирование сознания | а) мотивы, привычки, поступки |
2. Воспитание чувств | б) суждения, оценки, убеждения, понятия |
3. Формирование поведения | в) гуманистические, нравственные, эстетические, интеллектуальные компоненты |
42. Какие тезисы являются, на Ваш взгляд, неверными?
а) технология воспитания – это искусство воспитания;
б) технология воспитания основана на науке;
в) единицей технологии является КТД;
г) искусство воспитания основано на интуиции педагога;
д) конкретный опыт педагога всегда становится технологией воспитания;
е) воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников;
ж) технология воспитания тождественна воспитательной работе классного руководителя.
Лабораторно-практическое занятие 1.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ
1. Самыми простыми и в то же время продуктивными способами формирования профессионального идеала являются:
а) изучение своих возможностей;
б) знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов;
в) упражнение в профессиональном поведении;
г) чтение специальной литературы.
2. Совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воздействия, называется педагогической…
а) культурой; б) системой; в) техникой; г)компетентностью.
3. Педагогическая техника это…
а) совокупность способов организации образовательного процесса;
б) последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя;
в) совокупность технических средств (компьютеры, телевизоры, проекторы и т.д.), которые учитель может использовать на уроке;
г) владение учителем своим психофизическим аппаратом (мимикой, жестами, телодвижением, эмоциональным состоянием и т.д.).
4. Принцип ценностной ориентации в процессе педагогической деятельности реализуется через…
а) принятие ученика как ценность;
б) направленность деятельности педагога на выявление и раскрытие учащимся ценностного содержания окружающего мира, через «распредмечивание», наполнение личностным смыслом предъявляемого учебного материала;
в) выстраивание личностной системы ценностей у учащихся в некую иерархию;
г) уровень соответствия ценностной системы учителя ценностной системе ученика.
5. Принцип субъектности в педагогической деятельности реализуется через…
а) принятие ученика как субъекта педагогического взаимодействия;
б) создание условий, помогающих ученику осознавать себя субъектом, носителем знаний, воли, творчества, ценностей, созидателем собственной жизни;
в) выстраивание субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися;
г) раскрытие учащимся сущности понятий «объект» и «субъект».
6. Профессионально-педагогическая культура это…
а) культура мышления педагога;
б) культура общения педагога с субъектами педагогической деятельности;
в) культура внешнего вида педагога;
г) интегральное качество личности педагога, проектирующее его общую культуру в сферу педагогической деятельности.
7. Какой набор качеств из ниже представленных наиболее полно отражает профессионально обусловленные требования к личности педагога:
а) педагог должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками;
б) педагог должен обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками, педагогическими способностями, свойствами характера, помогающими ему занять гуманистическую позицию;
в) педагог должен обладать педагогической направленностью, системой педагогических знаний, умений, навыков, способностей, общей и профессиональной культурой, педагогическим мастерством, профессионализмом и компетенцией такими интегральными качествами, как индивидуальный стиль педагогической деятельности, творческий потенциал, педагогическое самосознание;
г) педагог должен быть эрудированным во многих областях знаний, гуманным, тактичным, владеть педагогической техникой, грамотно выстраивать общение с учащимися, у него должны быть развиты педагогическая интуиция, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия и т. д.
8. Педагогическое мастерство - это…
а) совокупность необходимых знаний, умений и навыков, помогающих учителю достигать оптимальных результатов в педагогической деятельности;
б) совокупность необходимых качеств, помогающих учителю грамотно выстроить урок и создать условия для развития у учащихся познавательной мотивации;
в) сплав личностно-деловых качеств педагога гуманистической направленности и профессиональной компетентности педагога, в основе которого лежит общая и педагогическая культура, что позволяет достигать оптимальных результатов в педагогической деятельности;
г) это уровень педагогической деятельности, к которому должны стремиться все педагоги.
9. Педагогическая компетентность - это…
а) единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности;
б) умения педагога, проявляющиеся в проективно-конструктивной, организаторской, коммуникативной и рефлексивной деятельности;
в) совокупность знаний и умений в области педагогики;
г) это синоним педагогического мастерства.
10. Педагогическое творчество - это…
а) потребность в применении нестандартных приемов педагогической деятельности, в созидании многообразных педагогических ситуаций, в формировании новых комбинаций знаний и умений;
б) владение педагогом совокупностью актерских качеств;
в) индивидуальный подход при взаимодействии с учениками, классным коллективом, с коллективом педагогов;
г) использование современных технологий в процессе конструирования урока.
11. Какая из ниже приведенных характеристик раскрывает сущность понятия «гуманистическая направленность педагогической деятельности»:
а) педагог – это профессия из категории «человек-человек»;
б) педагогическая профессия направлена на принятие ученика как ценность, признание его права на свободное развитие и проявление разных способностей;
в) педагогическая деятельность создает условия для формирования многосторонне развитой личности;
г) педагог – профессионал обладает совокупностью духовно-нравственных качеств.
12. Каково соотношение между понятиями «педагогическое мастерство» и «педагогическое новаторство»:
а) педагогическое мастерство лежит в основе педагогического новаторства;
б) педагогическое новаторство лежит в основе педагогического мастерства;
в) это совершенно не связанные между собой понятия;
г) это одно и то же понятие.
13. В какой из приведенных ситуаций учитель взаимодействует с учениками как с субъектами педагогической деятельности?
а) …. «А сейчас все быстренько открываем учебник на стр. 15 и читаем второй параграф»;
б)… «На доске несколько вариантов заданий, каждый из вас вправе выбрать любой вариант и спокойно работать до конца урока. Если у вас возникнут вопросы мы вместе попробуем на них ответить»;
в) … «Рты закрыли, убрали всё из рук и слушаем меня»;
г)… «Так, звонок звенит для учителя, а вам всем открыть дневники и записать домашнее задание».
14. Какие из приведенных ниже личностных образований учителя являются ядром личности и определяют ее целостность и готовность к педагогической деятельности:
а) организаторские качества (деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность и др.);
б) крепкое физическое и психическое здоровье;
в) коммуникативные качества (внимательность, приветливость, доброжелательность, тактичность и др.);
г) профессионально-ценностные ориентации как совокупность отношений учителя к педагогической профессии, к личности обучающихся, к самому себе.
15. Педагогическое взаимодействие – это:
а) результат педагогического влияния;
б) преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях;
в) привлечение родительского актива к жизнедеятельности класса;
г) организация жизнедеятельности класса по различным направлениям, формирование воспитательного пространства класса.
16. Выберите правильный ответ. Мысль «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени» высказал:
а) Я.А.Коменский; б) А.С.Макаренко; в) Н.К.Крупская.
17. Дополните. Комплекс умений и приемов личного воздействия педагога на детей называется ……
18. Выберите правильный ответ. К какому виду педагогических способностей относится следующая характеристика: способность человека проникать в психику другого, «читать по лицу», педагогическая наблюдательность?
а) перцептивные способности; в) креативные способности.
б) суггестивные способности;
19. Выберите правильный ответ. К какому виду педагогических способностей относится умение пополнять запас знаний, творчески решать проблемы учебно-воспитательного процесса, способность к соответствующей области знаний науки?
а) академические способности; в) дидактические способности.
б) креативные способности;
20. Фундамент педагогического мастерства – это……
а) любовь к детям, профессии, багаж профессиональных знаний, умений и навыков;
б) общая высокая культура и эрудиция;