Даведьянова Н.С., Назарова М.В.




Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: тестовые задания по курсу / Н. С. Даведьянова, М. В. Назарова. – Ч. I.– Владимир: ВГГУ, 2010. – 58 с.

 

Данное издание является Частью I учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», разработанного в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования и адресованного студентам педагогических специальностей.

Структура работы включает две части. Часть I содержит пояснительную записку, тематический план курса, 3 раздела с тестовыми заданиями первого и второго уровней для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения учебного материала, а также список источников. Часть II содержит ключи к тестам. Тематика тестовых заданий ориентирована на содержание 4 семинарских и 4 лабораторно-практических занятий (согласно учебной программе курса). Издание адресовано как преподавателям, так и студентам педагогических специальностей гуманитарных вузов.

Рецензенты:

Т.А.Сухова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики
Владимирского государ­ственного гуманитарного университета

Е.А.Тополова, учитель высшей категории МОУ СОШ №8 г.Владимира

 

Ответственный за выпуск:

Е.Н.Селивёрстова, доктор пед. наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики
Владимирского государ­ственного гуманитарного университета

 

 

© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный
гуманитарный университет», 2010

© Даведьянова Н. С., Назарова М. В., 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное издание, содержащее тестовые задания для проведения контроля усвоения учебного материала по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования для студентов, изучающих педагогику в гуманитарном вузе.

Тематика тестовых заданий ориентирована на учебную программу и разработанное на её основе содержание учебного курса, включенного в изданное в 2006 г. учебно-методическое пособие «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» (авторы – Н.С.Даведьянова, М.В.Назарова), а также на соответствующие методические рекомендации (этих же авторов), изданные в 2007 г. и на методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, изданные в 2008г. Часть тестовых заданий была заимствована из материалов тестирования Министерства образования РФ, проведенного в ВГПУ в 2008г.

Работа состоит из двух частей. Часть I включает пояснительную записку, тематический план курса «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», в соответствии с которым осуществляется контроль усвоения учебного материала, 3 раздела с тестовыми заданиями первого и второго уровней для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля и список источников. Наиболее полные списки литературы см. в любом из указанных выше источников.

Поясним, что тесты первого уровня предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов из предложенных. В тестах второго уровня студенту необходимо либо вставить пропущенные данные, либо дополнить незаконченное определение того или иного понятия. На наш взгляд, педагогически целесообразно осуществить промежуточный контроль лишь однажды – после изучения первых четырёх тем. В части II представлены ключи к соответствующим разделам и вопросам.

Авторы-составители


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Название темы Количество часов
Лек­ции Семин. занятия Лабор.-практ. занятия Самостоятельная работа
1. Актуальные проблемы воспитания на современном этапе развития общества и системы образования.        
2. Социализация как контекст социаль­ного воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.        
3. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.            
  4. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.        
5. Сущность воспитания: системный подход. Ценности, цели, закономерности, принципы, содержание и технология воспитания.        
6. Современные теории воспитания и развития личности. Национальное своеобразие воспитания: гуманистический и христианский подходы.          
7. Содержание воспитания как составляющая процесса формирования базовой культуры личности.          
8. Воспитательная система школы.        
9. Личность ребенка в воспитательной системе школы. Педагогическое взаимодействие в воспитании.        
10. Педагогическое мастерство и педагогическая техника учителя.        
11. Теория и практика воспитания в коллективе.        
12. Влияние социальных групп на развитие личности ребенка.        
13. Организация воспитания: содержание и технология.        
14. Работа классного руководителя в современной школе.        
15. Воспитательное мероприятие (ролевая игра).        
16. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы воспитывающей деятельности.        
17. Социальное воспитание в деятельности классного руководителя.        
18. Сотрудничество семьи и школы как актуальное направление в работе классного руководителя.        
19. Педагогическое просвещение родителей в современной школе. Родительское собрание.        
20. Семья как институт социализации ребенка. Ценности, цели, содержание и методы семейного воспитания.        
21. Формирование культуры межнационального общения в современной школе.        
  Итого: 66 часов        

 


Раздел I

ТЕСТЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Семинар 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ:
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

1. Выберите правильные ответы. Воспитание – это:

а) культурно-исторический феномен; г) процесс создания условий для развития личности;
б) категория педагогической науки; д) формирование личности.
в) стихийные воздействия социальной среды;  

2. Выберите правильные ответы. Воспитание как педагогическая система состоит из следующих структурных компонентов:

а) ценности и цели воспитания; г) социализация личности;
б) принципы воспитания; д) технология воспитания.
в) содержание воспитания;  

3. Выберите правильный ответ. На основе какого педагогического подхода построено большинство современных концепций воспитания:

а) гуманистический подход; б) религиозный (христианский) подход; в) либерально-демократический подход.

4. Выберите правильный ответ. Процесс воспитания в большинстве современных школ строится на основе следующих ценностей:

а) общечеловеческие ценности; в) личные ценности педагога.
б) религиозные ценности;  

5. Выберите правильные ответы. К целям воспитания относятся:

а) гармоничное развитие личности; б) воспитание культурного человека; в) подготовка к выполнению системы социальных ролей; г) поощрения и наказания школьников; д) формирование навыков здорового образа жизни.

6. Выберите правильные ответы. Воспитание строится на следующих принципах:

а) гуманизация; д) культуросообразность;
б) наглядность; е) личностный подход;
в) природосообразность; г) проблемное изложение; ж) систематичность и последовательность.

7. Выберите правильный ответ. Ведущим фактором развития личности является:

а) социальная среда; б) воспитание; в) окружающая природа; г) наследственность.

8. Из нижеперечисленных признаков воспитания три
являются существенными, а четвертый – не столь значимым.
Найдите его:

а) целенаправленность, наличие образца, социально-культурного ориентира;

б) соответствие хода воспитательного процесса социально-культурным ценностям;

в) осуществление воспитательного процесса в рамках специально организованного учреждения (детского сада, школы и т.п.);

г) присутствие определенной системы организуемых влияний.

9. Выберите правильный ответ. Воспитание – это:

а) процесс и результат стихийных воздействий социальной среды;

б) процесс и результат освоения знаний, умений и навыков;

в) формирование системы ценностей;

г) изменение внешних проявлений личности.

10. Выберите правильный ответ. Внедрение в воспитательный процесс народных традиций, возрождение традиционных национальных праздников обусловлено принципом:

а) природосообразности; в) персонификации;
б) культуросообразности; г) дифференциации.

11. Выберите правильный ответ.
Разделение воспитанников на группы с учетом
их возможностей и интересов обусловлено принципом:

а) природосообразности; в) персонификации;

б) культуросообразности; г) дифференциации.


12. Выберите правильный ответ. Воспитание понимается как:

а) воздействие воспитателя на воспитанника;

б) взаимодействие воспитателя и воспитанника;

в) неформальное общение воспитателя и воспитанника;

г) самоактуализация воспитанника, не зависящая ни от каких внешних влияний.

13. Выберите правильный ответ. Признание самоценности личности, реализация ее внутренней и внешней свободы
– это принцип:

а) гуманизма; в) целостности;

б) непрерывности; г) демократизации.

14. Выберите правильные ответы. Ведущими тенденциями современного развития мирового образовательного
процесса являются…

а) регионализация; г) информатизация;

б) централизация управления; д) глобализация.

в) интеграция;

15. Выберите правильный ответ. В рамках субкультуры действует ________________ механизм социализации;

а) стилизованный; в) межличностный;

б) культурный; г) этический.

16. Механизм социализации, действующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами:

а) традиционный; в) институциональный;

б) стилизованный; г) межличностный.

17. Механизм социализации личности, предполагающий усвоение человеком норм и ценностей поведения, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения:

а) традиционный; в) институциональный;

б) стилизованный; г) межличностный.

18. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на социальное воспитание детей:

а) механизмы социализации; в) факторы социализации;

б) институты социализации; г) теории социализации.

19. Выберите правильный ответ. Социализация – это …

а) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;

б) оказание обществом помощи нуждающимся людям;

в) активное участие в жизни общества;

г) борьба против общественного неравенства.

20. Выберите правильный ответ. Каким процессом является социализация?

а) стихийным; в) внешним;

б) целенаправленным; г) государственным.

21. Выберите правильный ответ. Обстоятельства, побуждающие человека к действию, называются ______________ социализации:

а) методами; б) факторами; в) агентами; г) механизмами.

22. Выберите правильный ответ. Подросток дома берет забытые отцом сигареты и закуривает, потом звонит товарищу и, воспроизводя отцовскую фразу, говорит: «Заходи – покурим» Здесь действует механизм:

а) идентификация и подражание; в) рефлексия, переживание и

б) стилизация, зависимость осознание;

от субкультуры; г) самоактуализация.

23. Выберите правильный ответ. В повседневной жизни у ребенка не было примера следования нормам этикета. И, несмотря на то, что в школе велись уроки этикета, он эти нормы постоянно нарушал. Какой механизм социализации для него оказался более действенным:

а) институциональный; в) стилизованный;

б) традиционный; г) межличностный.

24. Выберите правильный ответ. К мегафакторам социализации относятся…

а) космос, планета, мир; в) общество, этнос, страна;

б) планета, город, село; г) мир, страна, этнос.

25. Выберите правильный ответ. Микрофакторы социализации – это:

а) семья, группы сверстников; в) страна, общество, государство;

б) средства массовой коммуникации; г) тип поселения, этнос.

26. Выберите правильный ответ. Макрофакторы социализации – это:

а) семья, группы сверстников; в) страна, общество, государство;

б) средства массовой коммуникации; г) тип поселения, этнос.

27. Приспособление индивида к реально существующим условиям среды обитания, социальным нормам, ролевым функциям:

а) интеграция; в) обособление;

б) адаптация; г)воспитание.

28. Выберите оптимальный вариант связи школы с внешней средой:

а) процесс адаптации к изменению среды;

б) влияние на окружающую среду;

в) опережающая реакция на изменение среды;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: