Теория и методика воспитания. Социальная педагогика: тестовые задания по курсу / Н. С. Даведьянова, М. В. Назарова. – Ч. I.– Владимир: ВГГУ, 2010. – 58 с.
Данное издание является Частью I учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», разработанного в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования и адресованного студентам педагогических специальностей.
Структура работы включает две части. Часть I содержит пояснительную записку, тематический план курса, 3 раздела с тестовыми заданиями первого и второго уровней для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения учебного материала, а также список источников. Часть II содержит ключи к тестам. Тематика тестовых заданий ориентирована на содержание 4 семинарских и 4 лабораторно-практических занятий (согласно учебной программе курса). Издание адресовано как преподавателям, так и студентам педагогических специальностей гуманитарных вузов.
Рецензенты:
Т.А.Сухова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики
Владимирского государственного гуманитарного университета
Е.А.Тополова, учитель высшей категории МОУ СОШ №8 г.Владимира
Ответственный за выпуск:
Е.Н.Селивёрстова, доктор пед. наук, профессор,
заведующая кафедрой педагогики
Владимирского государственного гуманитарного университета
© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный
гуманитарный университет», 2010
© Даведьянова Н. С., Назарова М. В., 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное издание, содержащее тестовые задания для проведения контроля усвоения учебного материала по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования для студентов, изучающих педагогику в гуманитарном вузе.
|
Тематика тестовых заданий ориентирована на учебную программу и разработанное на её основе содержание учебного курса, включенного в изданное в 2006 г. учебно-методическое пособие «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» (авторы – Н.С.Даведьянова, М.В.Назарова), а также на соответствующие методические рекомендации (этих же авторов), изданные в 2007 г. и на методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, изданные в 2008г. Часть тестовых заданий была заимствована из материалов тестирования Министерства образования РФ, проведенного в ВГПУ в 2008г.
Работа состоит из двух частей. Часть I включает пояснительную записку, тематический план курса «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», в соответствии с которым осуществляется контроль усвоения учебного материала, 3 раздела с тестовыми заданиями первого и второго уровней для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля и список источников. Наиболее полные списки литературы см. в любом из указанных выше источников.
Поясним, что тесты первого уровня предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов из предложенных. В тестах второго уровня студенту необходимо либо вставить пропущенные данные, либо дополнить незаконченное определение того или иного понятия. На наш взгляд, педагогически целесообразно осуществить промежуточный контроль лишь однажды – после изучения первых четырёх тем. В части II представлены ключи к соответствующим разделам и вопросам.
|
Авторы-составители
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
Лекции | Семин. занятия | Лабор.-практ. занятия | Самостоятельная работа | ||
1. | Актуальные проблемы воспитания на современном этапе развития общества и системы образования. | ||||
2. | Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. | ||||
3. | Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. | ||||
4. | Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. | ||||
5. | Сущность воспитания: системный подход. Ценности, цели, закономерности, принципы, содержание и технология воспитания. | ||||
6. | Современные теории воспитания и развития личности. Национальное своеобразие воспитания: гуманистический и христианский подходы. | ||||
7. | Содержание воспитания как составляющая процесса формирования базовой культуры личности. | ||||
8. | Воспитательная система школы. | ||||
9. | Личность ребенка в воспитательной системе школы. Педагогическое взаимодействие в воспитании. | ||||
10. | Педагогическое мастерство и педагогическая техника учителя. | ||||
11. | Теория и практика воспитания в коллективе. | ||||
12. | Влияние социальных групп на развитие личности ребенка. | ||||
13. | Организация воспитания: содержание и технология. | ||||
14. | Работа классного руководителя в современной школе. | ||||
15. | Воспитательное мероприятие (ролевая игра). | ||||
16. | Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы воспитывающей деятельности. | ||||
17. | Социальное воспитание в деятельности классного руководителя. | ||||
18. | Сотрудничество семьи и школы как актуальное направление в работе классного руководителя. | ||||
19. | Педагогическое просвещение родителей в современной школе. Родительское собрание. | ||||
20. | Семья как институт социализации ребенка. Ценности, цели, содержание и методы семейного воспитания. | ||||
21. | Формирование культуры межнационального общения в современной школе. | ||||
Итого: 66 часов |
|
Раздел I
ТЕСТЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Семинар 1. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ:
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
1. Выберите правильные ответы. Воспитание – это:
а) культурно-исторический феномен; | г) процесс создания условий для развития личности; |
б) категория педагогической науки; | д) формирование личности. |
в) стихийные воздействия социальной среды; |
2. Выберите правильные ответы. Воспитание как педагогическая система состоит из следующих структурных компонентов:
а) ценности и цели воспитания; | г) социализация личности; |
б) принципы воспитания; | д) технология воспитания. |
в) содержание воспитания; |
3. Выберите правильный ответ. На основе какого педагогического подхода построено большинство современных концепций воспитания:
а) гуманистический подход; б) религиозный (христианский) подход; | в) либерально-демократический подход. |
4. Выберите правильный ответ. Процесс воспитания в большинстве современных школ строится на основе следующих ценностей:
а) общечеловеческие ценности; | в) личные ценности педагога. |
б) религиозные ценности; |
5. Выберите правильные ответы. К целям воспитания относятся:
а) гармоничное развитие личности; б) воспитание культурного человека; в) подготовка к выполнению системы социальных ролей; | г) поощрения и наказания школьников; д) формирование навыков здорового образа жизни. |
6. Выберите правильные ответы. Воспитание строится на следующих принципах:
а) гуманизация; | д) культуросообразность; |
б) наглядность; | е) личностный подход; |
в) природосообразность; г) проблемное изложение; | ж) систематичность и последовательность. |
7. Выберите правильный ответ. Ведущим фактором развития личности является:
а) социальная среда; б) воспитание; | в) окружающая природа; г) наследственность. |
8. Из нижеперечисленных признаков воспитания три
являются существенными, а четвертый – не столь значимым.
Найдите его:
а) целенаправленность, наличие образца, социально-культурного ориентира;
б) соответствие хода воспитательного процесса социально-культурным ценностям;
в) осуществление воспитательного процесса в рамках специально организованного учреждения (детского сада, школы и т.п.);
г) присутствие определенной системы организуемых влияний.
9. Выберите правильный ответ. Воспитание – это:
а) процесс и результат стихийных воздействий социальной среды;
б) процесс и результат освоения знаний, умений и навыков;
в) формирование системы ценностей;
г) изменение внешних проявлений личности.
10. Выберите правильный ответ. Внедрение в воспитательный процесс народных традиций, возрождение традиционных национальных праздников обусловлено принципом:
а) природосообразности; | в) персонификации; |
б) культуросообразности; | г) дифференциации. |
11. Выберите правильный ответ.
Разделение воспитанников на группы с учетом
их возможностей и интересов обусловлено принципом:
а) природосообразности; в) персонификации;
б) культуросообразности; г) дифференциации.
12. Выберите правильный ответ. Воспитание понимается как:
а) воздействие воспитателя на воспитанника;
б) взаимодействие воспитателя и воспитанника;
в) неформальное общение воспитателя и воспитанника;
г) самоактуализация воспитанника, не зависящая ни от каких внешних влияний.
13. Выберите правильный ответ. Признание самоценности личности, реализация ее внутренней и внешней свободы
– это принцип:
а) гуманизма; в) целостности;
б) непрерывности; г) демократизации.
14. Выберите правильные ответы. Ведущими тенденциями современного развития мирового образовательного
процесса являются…
а) регионализация; г) информатизация;
б) централизация управления; д) глобализация.
в) интеграция;
15. Выберите правильный ответ. В рамках субкультуры действует ________________ механизм социализации;
а) стилизованный; в) межличностный;
б) культурный; г) этический.
16. Механизм социализации, действующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами:
а) традиционный; в) институциональный;
б) стилизованный; г) межличностный.
17. Механизм социализации личности, предполагающий усвоение человеком норм и ценностей поведения, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения:
а) традиционный; в) институциональный;
б) стилизованный; г) межличностный.
18. Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на социальное воспитание детей:
а) механизмы социализации; в) факторы социализации;
б) институты социализации; г) теории социализации.
19. Выберите правильный ответ. Социализация – это …
а) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;
б) оказание обществом помощи нуждающимся людям;
в) активное участие в жизни общества;
г) борьба против общественного неравенства.
20. Выберите правильный ответ. Каким процессом является социализация?
а) стихийным; в) внешним;
б) целенаправленным; г) государственным.
21. Выберите правильный ответ. Обстоятельства, побуждающие человека к действию, называются ______________ социализации:
а) методами; б) факторами; в) агентами; г) механизмами.
22. Выберите правильный ответ. Подросток дома берет забытые отцом сигареты и закуривает, потом звонит товарищу и, воспроизводя отцовскую фразу, говорит: «Заходи – покурим» Здесь действует механизм:
а) идентификация и подражание; в) рефлексия, переживание и
б) стилизация, зависимость осознание;
от субкультуры; г) самоактуализация.
23. Выберите правильный ответ. В повседневной жизни у ребенка не было примера следования нормам этикета. И, несмотря на то, что в школе велись уроки этикета, он эти нормы постоянно нарушал. Какой механизм социализации для него оказался более действенным:
а) институциональный; в) стилизованный;
б) традиционный; г) межличностный.
24. Выберите правильный ответ. К мегафакторам социализации относятся…
а) космос, планета, мир; в) общество, этнос, страна;
б) планета, город, село; г) мир, страна, этнос.
25. Выберите правильный ответ. Микрофакторы социализации – это:
а) семья, группы сверстников; в) страна, общество, государство;
б) средства массовой коммуникации; г) тип поселения, этнос.
26. Выберите правильный ответ. Макрофакторы социализации – это:
а) семья, группы сверстников; в) страна, общество, государство;
б) средства массовой коммуникации; г) тип поселения, этнос.
27. Приспособление индивида к реально существующим условиям среды обитания, социальным нормам, ролевым функциям:
а) интеграция; в) обособление;
б) адаптация; г)воспитание.
28. Выберите оптимальный вариант связи школы с внешней средой:
а) процесс адаптации к изменению среды;
б) влияние на окружающую среду;
в) опережающая реакция на изменение среды;