Методические рекомендации. Рисование — один из любимых видов детской деятельности




Рисование — один из любимых видов детской деятельности. Боль­шинство детей смело берется за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувст­вуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь малень­кому человеку!

Не все дети — будущие художники, и этого не изменят даже самые лучшие педагогические методики. Но у всех детей есть предрасположен­ность к овладению графическими навыками, и в ваших силах помочь ребятам раскрыть свой изобразительный потенциал.

В данном пособии дается доступная ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов методика обучения рисованию по ал­горитмическим схемам. Предложенные алгоритмы просты, рациональны. Схемы изображения в значительной степени стилизованы, условны, но совершенно очевидно обозначают конкретное животное, а потому без­ошибочно узнаются детьми. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.

Существует опасение дать обучающимся «графические штампы», сте­реотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и твор­чества. Однако не следует бояться стереотипности детского рисунка. Ис­следователи детского изобразительного творчества рассматривают сте­реотипность как неотъемлемое качество рисунка ребенка, органично присущее ему на всех этапах развития и являющееся реальным проявле­нием подражательности и самостоятельности в изобразительной деятель­ности.

На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмически­ми схемами препятствует развитию детского художественного творчества, созданию оригинального рисунка. Но это лишь на первый взгляд. Сте­реотипные схематичные рисунки (или графические штампы) присущи изобразительной деятельности детей на разных возрастных этапах.

 

Младенческие (традиционные) стереотипы дети приобретают в ран­нем возрасте, у самых истоков овладения рисованием (например: сол­нышко с глазами, человечки — «точка, точка, запятая...», домик с тре­угольной крышей и трубой и т.д.). Случается, они так и не получают себе достойной замены в течение последующего обучения. Традицион­ными они называются потому, что эти устойчивые штампы передаются из поколения в поколение.

Контактные стереотипы заимствованы непосредственно из рисунков окружающих, часто они не предлагаются ребенку в качестве образца, а бывают просто подсмотренными. Вероятность закрепления таких сте­реотипов во многом зависит от авторитета рисовальщика, у которого они заимствованы ребенком.

Идеологические (исторические) стереотипы — это стереотипы, по­рождаемые в большинстве своем средствами массовой информации, про­паганды и рекламой. Кроме того, каждый исторический промежуток по­рождает свои характерные стереотипы, по которым достаточно просто атрибутировать детские рисунки, даже не обращаясь к пометкам на ра­ботах. Привлекательность этих образов для детей вполне объяснима, так как они обладают динамичность (преимущественно для мульт-образов), эмоциональностью, часто' связанной с радостью узнавания, и кроме того, за этими образами стоит занимательный сюжет.

Следует помнить, что стереотипы бывают положительные — опорные и отрицательные — акреативные. Опорные в дальнейшем трансформи­руются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных, предметов и т.д. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию.

Задача взрослого состоит в том, чтобы убедить ребенка, что искусство подразумевает не только самостоятельное изображение, но и самосто­ятельное сочинение образа.

Только помните, что увлекаться одной схемой рисования не сле­дует. Старайтесь дать детям как можно больше алгоритмов рисования одного и того же животного, а потом просите дорабатывать художе­ственный образ особенностями внешнего вида конкретного животного в соответствии с вашим сюжетом. А для этого ваш рассказ должен быть эмоционально насыщенным, интересным для ребенка, чтобы вызвать у него желание оживить его на бумаге. Было бы хорошо, если бы вы каждую новую схему облачали в сказочную канву. Ска­зочная канва быстро и непринужденно организует детское внимание на нужном объекте изображения. Ведь сказка — это всегда ожидание чуда, волшебства, и очень важно не обмануть ребенка в его ожида­ниях. Необычные превращения геометрических фигур, знакомых пред­метов в новые, неожиданные образы, осуществленные в русле ска­зочного повествования, воспринимаются детьми более эмоционально, живо, глубже переживаются. Дети быстро и прочно запоминают ска­зочный сюжет, а вместе с ним и осваивают технические навыки и формообразующие движения.

Алгоритмические сказки вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Ребенок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания сложного изображения — жи­вотного. Рисование, «привязанное» к сказочному сюжету, сокращает время объяснения приемов рисования в начале занятия, проводимого в традици­онной форме. Поэтому, когда вы закончите рисовать сказку, у вас останется время для развития творческой активности детей — предложите, например, нарисовать сюжетную картинку по сказке или дополнить сказку, изменить.

Сказка может «прийти в гости» на одно-два занятия, а может стать и методическим приемом, организующим внимание и восприятие до­школьников и младших школьников в течение всего года. Когда дети поймут принцип рисования по алгоритмическим схемам, они начнут сами сочинять сказки.

Принято считать, что дети обладают неограниченной фантазией. Но в действительности развитие воображения требует больших усилий, как от ребенка, так и от заинтересованного в этом взрослого. И развитие каждой грани воображения нуждается в особых средствах.

Если нарисовать овал, то он будет выглядеть как буква «О» или яйцо. Яйцо превращается в туловище цыпленка — новую ступень воображе­ния. Именно работа с ассоциациями служит фундаментом для развития воображения. Так, нарисованное яйцо может быть похоже на маленького лягушонка, стул может превратиться в жирафа, а камень у калитки — в бегемота. И это уже творческое воображение.

Используя сказочные сюжеты, взрослый может создавать театрализо­ванные ситуации, при которых дети уподобляются героям сказок, действу­ют в воображаемых условиях. Игровые импровизации лучше проводить под музыкальное сопровождение, что оживит занятие, сделает его эмоциональ­но насыщенным. По мнению профессора Б. П. Юсова, ребенок по природе своей предрасположен к восприятию одновременно многих искусств, то есть «изначально полихудожественен». Поэтому дети с удовольствием слу­шают, рисуют сказочные сюжеты и импровизируют одновременно.

 

 

Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Когда вы начинаете показывать алгоритм рисования животного, дети узнают эти формы и радуются от того, что они уже умеют их рисовать. Приятно встретить что-то знакомое. Незнакомое, неизвест­ное — непонятно. Оно раздражает, даже пугает. Понятно поэтому, на­сколько высоко ценит ребенок то, что уже освоил, тем более то, что он может манипулировать по желанию — поворачивать круги в разные сто­роны: и вот уже уточка то смотрит вперед, то назад, то вниз, в воду.

 

 

 

Именно по отношению к использованию стереотипов намечается два психотипа рисовальщиков, соответствующих двум основным раз­новидностям, на которые мы условно делим стереотипы, опорным и акреативным.

Первый тип — это обучаемые, получающие удовлетворение от само­стоятельного решения проблем, создания чего-то нового своими усилия­ми. Если направить это свойство ребенка в нужное русло, то можно получить интересную, творческую личность. Такие люди если и пользу­ются стереотипами, то чаще всего индивидуальными, а заимствованные преодолевают достаточно легко, пользуясь ими как опорными для даль­нейшей трансформации образов.

Второй тип — обучаемые, ориентированные на использование уже готовых схем. Если лишить такого ребенка возможности использовать стереотипные заготовки, то это, скорее всего, выльется в отказ от вида деятельности. И это вовсе не означает, что дети такого типа ущербны. Они просто другие. Они могут с равномерным усердием выполнять такую монотонную работу, от которой творчески ориентированная личность в свою очередь стала бы разрушаться и бунтовать. Таким обучаемым уп­рощенные приемы рисования помогают освоить программные задачи занятия, получить удовольствие и радость, а, следовательно, и в дальней­шем они будут работать более уверенно и не испытывать насмешек своих друзей из-за неудавшегося рисунка.

Проблема определения путей и способов формирования развития творческой активности детей при опоре на их подражательность является в настоящее время актуальной, но до конца не решенной. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца с большей или меньшей степенью сознательности, активности и творчества (Г. Кириллова).

Одни исследователи прямо или косвенно отрицают позитивную роль подражания в детском творчестве (М. М. Рыбакова, О. С. Ушако­ва), другие считают, что оно включает в себя элементы творчества (А. М. Агальцев, А. Г. Ковалев, А. Г. Просецкий), третьи подчеркивают подражательный характер детского творчества (Л. С. Выготский, А. Я.Дудецкий). Ряд авторов, рассматривая подражание и творчество как взаимосвязанные явления, вместе с тем отмечают противоречивую роль подражания в продуктивных видах деятельности (Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина). Работы Т. И. Горбатенко, А. В. Запорожца, В. А. Просецкого показывают, что характер подражания детей зависит от сформи­рованное™ их графических умений и навыков. По мнению Т. С. Ко­маровой, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладевают техническими навыками и формообразующими движениями.

Некоторые педагоги, занимаясь с детьми рисованием, считают, что развивать графические и технические навыки не следует, так как тем самым ребенок якобы отвлечется от образного решения. Исследование Т. С. Комаровой, направленное на внимательное изучение специфики возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка, пока­зало ошибочность подобной точки зрения. Более того, ею замечено, что ребенок с удовольствием повторяет многократно то или иное движение руки с карандашом, он как бы отрабатывает свободное и уверенное формообразующее движение. Ребенок испытывает эмоциональное поло­жительное чувство, удовлетворение, когда-то или иное движение удается ему, когда он оказывается способен управлять своей рукой, подчинять ее выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать связывают с умением изображать.

На первых порах, когда ребенок только осваивает основные формо­образующие движения, ему бывает очень трудно нарисовать ровный круг, овал и т. д. Помогите ему. Есть много способов. Напомним неко­торые из них.

Сделайте картофельные матрицы. Для этого возьмите картофелину такого размера, чтобы ребенку удобно было держать ее в руках. Раз­режьте ее пополам и предложите ребенку обмакнуть срез в блюдце с краской. Затем отпечатайте круги в соответствии с вашей алгорит­мической схемой. Например, для рисования кота вам может пригодиться схема из трех кругов, расположенных вертикально, — «снеговика».

 

 

 

После того как дети отпечатают «снеговика», дайте им кисточки или фломастеры и попросите дорисовать остальные детали образа кота. В следующий раз «уроните снеговика», и кот у вас окажется в ле­жачем положении.

Матрицы можно сделать также из картона, поролона, пробок и т.д.

 

 

Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических форм, вырезанных из картона. Пусть дети обводят эти формы по внешнему краю. Только следите, чтобы ка­рандаш рисовал по бумаге, а не по шаблону. Когда дети научатся обводить отдельные геометрические формы, можно предложить им подвижные шаблоны, состоящие из двух-трех деталей, например овалов. Детали можно скрепить проволокой (диаметр проволоки — 0,3—0,5 мм, длина — 8—10 см). Наложите одну деталь на другую и в сантиметре от края проколите отверстие шилом или толстой иглой. Проволоку проденьте в полученное от прокола отверстие на половину длины проволоки и зафиксируйте концы, закручивая их по спирали вокруг прижатого к месту прокола карандаша или пальца. Полученный подвижный шаблон располагают на бумаге, обводят и дорисовывают. Одним таким шаблоном можно нарисовать разных жи­вотных.

Не забывайте, что все хорошо в меру. Поэтому не злоупотребляйте обведением шаблонов, как только почувствуете, что дети могут самосто­ятельно рисовать геометрические формы, переходите к самостоятельному рисованию. И не беда, если поначалу круг будет похож на лужу, а квадрат на картошку.

Если познакомить детей лишь с одной алгоритмической схемой рисования какого-либо животного, возникнет опасность сформировать у них графический штамп. Чтобы этого не произошло, сделайте для них каталог технологических карт с алгоритмическими схемами. На занятиях по сюжетному рисованию дети часто используют изображе­ния животных. Если они будут затрудняться в изображении того или иного животного, предложите найти в каталоге нужную карту, взять с собой за стол и срисовать. Успешное повторение увиденного ранее изображения доставляет ребенку большое удовлетворение. Это создает ощущение причастности к созданию художественного образа.

Мы знаем, что дети большие фантазеры, но не всегда могут свои фантазии отразить на бумаге из-за недостатка изобразительного опыта.

 

Однажды мальчик получил за урок по рисованию двойку только потому, что его листок оказался чистым. Когда все дети исправно рисовали с натуры чашку, он мысленно «видел, как утром мамонт просыпается», но нарисовать этого не смог. У ребенка был образ пред­мета, достаточный для его узнавания, но слишком неотчетливый для его изображения. А ведь учитель мог помочь ему, если бы показал, как можно нарисовать мамонта, разложив образ на элементы, уже знакомые ребенку, например сравнив форму тела мамонта с огромной горой, а голову с уже знакомой головой слона, а потом дополнить рисунок характерными деталями.

К сожалению, мы не узнаем, как выглядел мамонт, которого уви­дел тогда малыш. Сейчас он сам взрослый. Возможно, он научился рисовать, а может, по-прежнему испытывает затруднения, когда его сын или дочь просят помочь отразить свои фантазии на листочке бумаги. Было бы хорошо, если бы наша книжка попала в руки таким родителям. Удачи!

 

 

Примерные

Алгоритмы

Рисования

Животных

Лдж

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: