Психопатологический аспект




В мире одержимость представляет собой психопатологическое явление. В книге французского психиатра П. Жане «Неврозы и фиксированные идеи» рассмотрены все известные в истории примеры беснования, среди которых имело место быть душевным расстройствам, а экзорцизму отдается роль внушения подобному при гипнозе. Данному аспекту П. Жане уделял особое внимание в своих работах, то есть обряд изгнания имеет эффект плацебо. Но данный вопрос требует длительной дискуссии, так как исход заболевания, психическое состояние в целом зависят от конституциональных особенностей психики самого больного, а также от заболевания. Например, при проведении обряда экзорцизма у одержимых без видимых результатов, может произойти усугубление состояния больного, связанное со самовнушением: единственная помощь от бесов была неэффективна, следовательно он оказался сильнее, и ничто не поможет. Данное явление может быть интерпретировано психиатрически: наличие или отсутствие критики к своему состоянию.

В современном мире очень часто наблюдаются в практике экзорцизма (отчитки) даже случаи со смертельным исходом:

23 июня 2012 года прокурором Кировского района г. Санкт-Петербурга было возбуждено уголовного дела в отношении Юрия Симакова.

23 июня 2012 года Симаков находился совместно со своей супругой в квартире жилого дома по Ленинскому проспекту в г. Санкт-Петербурге. Приготовил для совершения убийства три кухонных ножа. Затем, в ходе конфликта с супругой, начал поочередно наносить ей удары в область расположения жизненно-важных органов, втыкая ножи и оставляя в теле потерпевшей, полагая, что изгоняет из тела супруги дьявола. В ходе совершения особо тяжкого преступления, Симаков снял с потерпевшей все ювелирные украшения, после чего воткнул в голову потерпевшей отвертку, полагая, что все причиненные им повреждения заживут на теле потерпевшей сами по себе. Симаков с места происшествия скрылся. Бегал обнаженным по территории района, где и был задержан сотрудниками правоохранительных органов Кировского района Санкт-Петербурга.

26 марта 2012 года помощником прокурора Кировского района г. Санкт-Петербурга поддержано ходатайство следователя следственного отдела о помещении подозреваемого Симакова в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы, тем самым Симаков был изолирован от общества.

Данный случай не совсем типичный, так как мы видим, что жена, будучи вероятно неодержимой и психически здоровой, была убита мужем, который высказывал бредоподобные идеи об одержимости супруги, послужившие мотивом для преступления, и который в последствии был помещен в психиатрический стационар для проведения СПЭ.

Другой случай, произошедший в Румынии:

В одном из отдаленных женских монастырей Румынии монахиня скончалась после шокирующего жестокостью ритуала по изгнанию дьявола. По наставлению местного священника девушку распяли, заткнули рот кляпом и оставили на три дня в холодной комнате женского монастыря. При этом обитатели монастыря, находящегося на северо-западе страны, уверены, что Маричика Ирина Корничи была одержима дьяволом и что ее распятие было частью ритуала по его изгнанию.

Тело Корничи было обнаружено в среду на прошлой неделе. По данным, причиной смерти девушки стала асфиксия.

Священнику и четырем монахиням были предъявлены обвинения в лишении человека свободы, приведшей к гибели. По информации полиции, 23 летнюю монахиню привязали к кресту веревками и цепью, а рот заткнули полотенцем. На протяжении всего ритуала ей не давали ни есть, ни пить.

По сообщениям местных СМИ, она прибыла в этот отдаленный монастырь три месяца назад, первоначально она лишь хотела навестить подругу, но потом решила остаться. Маричика была сиротой и выросла в приюте в городе Арад на западе Румынии. Румынское агентство Mediafax сообщает, что Корничи страдала шизофренией и что это заставило священника и других монахинь предположить, что она одержима дьяволом.

Отец Даниил, священник, которого обвиняют в организации преступления, не признает свою вину.

"Господь совершил для нее чудо, наконец-то она освободилась от дьявола, – приводит его слова агентство AFP. – Не понимаю, почему журналисты поднимают вокруг этого такой шум. Экзорцизм – это распространенная практика в Румынской православной церкви, и мои методы хорошо известны другим священникам".

В случае, если его вина будет доказана, отцу Даниилу грозит 20 лет тюрьмы.

 

Варианты симптомокомплекса одержимости

Симптомокомплекс религиозно-мистических переживаний, к которым, в частности, относится симптомокомплекс одержимости, встречается при различных психических заболеваниях. Владение духом не признано как диагноз DSM-IV или ICD-10. Но при этом, данное явление было введено в классификацию:

DSM IV- V62. 89 Религиозные и духовные проблемы

В МКБ 10 выделяют раздел - F44.3 Транс и одержимость (ему соответсвует диссоциативный вариант одержимости, который будет рассмотрен ниже)

Люди утверждали, что находились в состоянии алкогольного опьянения, иногда возникают симптомы, характерные для психическими и неврологических расстройствах, таких как шизофрения, синдром Туретта, эпилепсия, и др. В целом, религиозно-мистические состояния как патологические явления можно рассматривать только в том случае, если они в качестве симптомокомплекса входит в структуру синдрома или имеется в клинической картине психических заболеваний.

В психопатологии бред одержимости принято относить к архаическому бреду и бреду овладения. Очень часто служит проявлением синдромом Кандинского-Клерамбо, который включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия (психологического и физического характера) и явления психического автоматизма (чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления). Также весьма важное место в психопатологии одержимости занимает бред метаморфозы: «превращение» больного, под влиянием воздействия извне, в то или иное животное, любое другое живое существо или в неодушевленный объект.

По В.Э. Пашковскому выделяют несколько клинических вариантов симптомокомплекса одержимости:

 

1. Диссоциативный вариант

В МКБ-10 выделяют расстройства F44.3 Транс и одержимость. При них имеет место временная потеря ощущения себя как личности и полная неосознанность окружающего. В эту рубрику включены только состояния транса, которые непроизвольны и нежелательны и возникают вне религиозных или культурно-приемлемых ситуаций. Именно по своей конституции диссоциативный вариант одержимости соответсвует данному расстройству. Он характеризуется временным сужением сознания, узкой концентрацией на стимулах окружающей среды, состояниями овладения.

 

2. Параноидно-ипохондрический вариант

При данном варианте характерны ощущения физического неблагополучия, психалгии, сенестопатии, синестезии: все эти явления интерпретируются больным, как результат порчи, проклятья. Люди убеждены в наличии неизлечимой болезни и уверены в том, что врачи им не смогут помочь: прибегают к помощи знахарей, целителей, священников, при этом отказываются от медицинского обследования. Возможно наличие моторных неврологических симптомов, трактуемых, как следствие овладения высшими силами.

 

3. Галлюцинаторно-бредовой вариант

Характерен при заболеваниях шизофренического спектра, при данном варианте наблюдается сочетание бреда воздействия и синдрома Кандинского-Клерамбо. Любые симптомы, при наличии критики к состоянию, трактуются больным, как «бесовские козни». К таковым относятся характерные псевдогаллюцинации, в большинстве своем слуховые, шперрунг, насильственный наплыв мыслей. Стержневым компонентом являются ассоциативные автоматизмы, которые интерпретируются как овладение дьяволом. Больные часто жалуются, что из-за «происков» сатаны в голову «вкладываются» мысли, оскорбляющие бога, священников. Как правило, к вышеописанному часто добавляются возникающие императивные галлюцинации, призывающие совершить грех. Нередко возникают сложные по своей феноменологии явление деперсонализации и дереализации. Примером тотальной деперсонализации является бред метаморфозы: переживания деформации скелета, рост рогов, копыт, хвоста и др. Бредовое поведение дополняется суицидальными намерениями, действиями, как способ избавиться от мучений, и желания совершить убийство, часто окрашенное ритуальной значимостью: жертвоприношение и тд., возможно при императивных галлюцинациях («бес повелевает убить»). Наиболее преобладающим в картине данного варианта симптомокомплекса одержимости является бред овладения: больные чувствуют себя марионеткой, объектами воздействия. В 1979 году Л. Рашка выделил синдром инкуба, как самостоятельный. Инкубы – демонические существа мужского пола, овладевающие женщиной. Также выделяют суккубов – демонов-женщин, проявляющих насилие в отношении мужчин. Очень важно, что инкубы и суккубы разрушительно действуют на христианскую веру. Если рассматривать это с точки зрения клиники, то к этому явлению можно отнести нарастание негативных психических расстройств.

 

4. Депрессивно-бредовой вариант

Характерно грустное настроение, тревога. Часто возникают идеи греховности, ничтожности. Часто наблюдается бред метаморфозы: «превращение в дьявола», «беса».

 

Клиническим примером психического расстройства, окрашенного религиозно-мистическими переживаниями, в частности, наличием внешнего воздействия, является случай приведенный В.Э.Пашковским в своей книге:

 

Больная С., 19 лет.

Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать по характеру мягкая, застенчивая, отец — с эпилептоидными чертами характера. Младшая сестра здорова, учится в вузе. Больная родилась недоношенной на 7-м месяце беременности, протекавшей на фоне острых респираторных заболеваний с фебрильной температурой; в родах стимуляция, масса тела 1500 г. Наблюдалась невропатологами, была выявлена спастическая диплегия, установлен диагноз «Детский церебральный паралич». Инвалид с детства. В первые годы жизни была беспокойна, возбудима, имелись нарушения сна. Навыки ходьбы с 4 лет. В психическом развитии не отставала от сверстников. По характеру формировалась мнительной, отзывчивой, искренне привязанной к матери девочкой. Училась в обычной школе по массовой программе. Однако испытывала трудности при письме, уставала после незначительных нагрузок. В 12—13 лет под наркозом производилась пластика сухожилий нижних конечностей. С 6-го класса была переведена на домашнюю форму обучения. Увлекалась игрой на гитаре, пыталась писать стихи, песни, была влюблена в рок-музыканта Б., собирала записи с его концертами. Близких друзей никогда не имела, в отношениях с одноклассниками держала дистанцию. В семье воспитывалась в обстановке гиперопеки. С 15 лет стала более замкнутой, ревнивой, конфликтной, часто ссорилась с младшей сестрой, которую считала менее красивой, чем она, резко сузился и без того незначительный круг общения, стала излишне суеверной, тревожной. Закончила 11 классов, в вуз не поступила. Свободное время проводила дома, в одиночестве, часто фантазировала, писала стихи.

С 17 лет появились чувство безразличия, отсутствие удовольствия, потеря интереса к различным занятиям, адинамия, снижение аппетита. Отмечала, что «перестали слушаться ноги, стало трудно передвигаться». Эти ощущения не сопровождались ухудшением неврологической динамики. Через полгода усилилась деперсонализационно-дереализационная симптоматика. Ощущала, что руки чужие, «ватные» не могла мыслить как раньше, собственную речь воспринимала как чужую, казалось, что предметы находятся на каком-то отдалении. Не могла сосредоточиться на обычной деятельности, нарушился сон. Затем появилась мысль, что нравится парню, который хочет познакомиться с ней с помощью сестры, завидующей ее красоте и также влюбленной в этого парня. Обращалась за помощью к психологам. По рекомендации своего остеопата обратилась к женщине-экстрасенсу, которая лечила ее по телефону в строго определенное время. Спустя два месяца во время занятий с экстрасенсом ощутила идущий от телефонной трубки «поток тепла», из-за чего возникали покалывания в ушах. Появилось предположение, что экстрасенс «заколдовала мысли». С осени 2002 г. состояние ухудшилось. Отмечала вкладывание или отнятие мыслей, их передачу на расстоянии. Говорила, что телепатически общается с экстрасенсом, которая ведет с ней внутренние диалоги, заставляет желать родителям зла, предрекает рак, скорую смерть. Иногда чувствовала, что и сама может воздействовать на других людей. («Я посмотрела на рок-музыканта, а у него пошел ток из глаз и изменился взгляд»). Затем присоединились неприятные ощущения внутри головы, «вибрация» во влагалище, анальном отверстии. Увидев однажды по телевизору передачу религиозного содержания, пришла к выводу, что экстрасенс — ведьма. Постепенно стало ясно, что вкладывания мыслей, неприятные ощущения в голове, матке не что иное, как воздействия нечистой силы, внедрившейся в ее тело под «энергетическим влиянием ведьмы». Рассказала, что вначале бесы предположительно находились в матке, голове, а затем растеклись по всему телу, вызывая тепло, онемение, жжение, а в дальнейшем «рак». Отметила, что за один день «стала вся синяя, состарилась, появились морщины». Обратилась в церковь, где ей подтвердили одержимость бесами, неоднократно ездила в Псков на групповое изгнание бесов, вызывала батюшку на дом, считая, что это должно помочь. При чтении вслух Евангелия испытывала неприятные ощущения в анальном отверстии, трактуемые как «выход нечистой силы». В течение полугода от начала манифестации заболевания за медицинской помощью не обращалась. К психиатру обратилась по настоянию родителей, была госпитализирована. В стационаре в течение месяца продолжала испытывать неприятные ощущения в теле, чувство собственной измененности, открытость, остановку, путаницу и наплывы мыслей в голове, высказывала идеи одержимости нечистой силой. Отмечался депрессивный фон настроения без признаков суточной динамики и витализации аффекта. Получала галоперидол, азалептин, рисполепт. Отмечалось уменьшение интенсивности продуктивной психопатологической симптоматики, на первый план в клинической картине вышли апатия, бедность речи, сглаженность эмоциональных реакций. В течение полугода амбулаторно лечилась хлорпротиксеном. Затем, в связи с нарастающей социальной отгороженностью, бездеятельностью, снижением продуктивности госпитализирована повторно.

При поступлении: сознание ясное. Во время беседы прикрывает глаза, избегая зрительного контакта. Эмоционально тускла, депримирована, хотя субъективно снижения настроения не подтверждает. Говорит, что «не понимает своих мыслей, чувствует расслабленность во всем теле». Обвиняет сестру в том, что она «навела» на нее экстрасенса, которая по телефону «стряхивала» на нее бесов. Не исключает, что страдает психическим заболеванием, может быть шизофренией, «но лекарства бессмысленны, так как болезнь привита экстрасенсом».

В первые недели пребывания в отделении большую часть времени проводила в постели, поднималась только в присутствии родственников. Проявляла пассивность, капризность. Было начато лечение рисполептом, однако в связи с появлением выраженной тревоги, беспокойства, нарушений сна препарат был отменен. На фоне лечения эглонилом с циклодолом стала менее тревожна, адаптировалась в условиях отделения, но продолжала ощущать путаницу мыслей, расслабленность во всем теле, не желала проявлять какую-либо активность. Эгло-нил был отменен, назначен коаксил, позже — ремерон с хлорп-ротиксеном, на фоне которых уменьшилась заторможенность, снизилась актуальность бредовой симптоматики, улучшились настроение и аппетит. По отделению стала передвигаться с поддержкой, выполняла гигиенические мероприятия, более тепло общалась с родственниками.

Экспериментально-психологическое исследование: в структуре интеллекта отмечается неравномерность: невербальный интеллект — 76 баллов, вербальный — 103. Общая оценка — 91. При исследовании мышления отмечается актуализация слабых признаков: так объединяет в одну группу предметы зонт, барабан, пистолет, поскольку они «издают звук». Исследование личности выявило трудности социальной адаптации, тенденцию к тревоге, связанную с неприспособленностью, ориентированностью на внутренние, субъективные критерии в оценке окружающего, отрыву от реальности.

На ЭЭГ: диффузные ирритативные изменения с вовлеченностью диэнцефальных структур, снижение функционального состояния коры, снижение лабильности нервных процессов и косвенные признаки ликвородинамических нарушений.

Неврологический осмотр: врожденная энцефалопатия (ДЦП, спастический нижний парапарез).

Соматически: повышенного питания, кожа чистая, бледная. АД 120/80 мм рт. ст., пульс 68 в 1 мин, границы сердца перкуторно в границах возрастной нормы. I тон на верхушке сердца приглушен. В легких хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются.

Диагноз: F20.0 Параноидная шизофрения.

Как мы видим с рождения девушка обладает энцефалопатией в виде детского церебрального паралича, что обуславливает высокий риск возникновения психических расстройств. Но несмотря на это, мы видим, что возникновение шизофрении по времени не связано с ДЦП. Мы видим, что активное нарастание симптоматики, идей одержимости началось после занятий с экстрасенсом, что возможно послужило причиной тому. Активно «возросла религиозная активность, больная приглашала на дом священников». Как мы видим в ходе терапии нейролептиками сгладилась продуктивная симптоматика, сменившаяся негативной, что характерно для течения шизофрении.

 

 

Явление «кликушества»

Данное явление можно рассматривать как частный случай синдрома одержимости.

Кликуши — люди, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи.

Первое сообщение о кликушах относится к 1606 году и сообщает об их появлении в Перми, но сообщения о бесноватых мужчинах и женщинах, не называемых кликушами, встречаются с XI века и особенно усиливаются в XVI веке. Апогей кликушества приходится на XVII—XVIII века и связывается с ростом суеверий на фоне церковного раскола после никоновских реформ. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание кликуши, которая, когда «нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать ».

По народным представлениям, во время припадка кликуша говорит от имени дьявола, и поэтому от неё можно получить в этот момент предсказание, узнать о пропажах и т. п. Считалось, что болезнь кликуши возникает как результат порчи, и поэтому в припадке она выкрикивает имя того человека, который «напустил» на неё болезнь. По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали.

В XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш (Пётр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей). Указ 1715 года: «ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать » (то есть допрашивать под пыткой). Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев. Указ 1737 года отметил «в Москве являются по церквям и монастырям кликуши которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются » и подтвердил обязанность архиереев по их розыску, а за недонесение о кликушах установил лишение их священного сана.

В психиатрии данное явление было рассмотрено Н. В. Краинским. По его словам, кликушество свойственно в основном женщинам. Данное явление для суеверных и религиозных личностей. Совершив греховный поступок или получив вещь, от, по их мнению, «колдуна», со временем они начинают себя считать «испорченым». Развивается болезнь в течение недели, характеризуясь наличием globus hystericus (боль под ложечкой), ползанием мурашек, неприятным ощущением в горле. Первый припадок публичный, как правило, во время богослужения. Больной издает крики, гавкает, кукарекает, икает. Звуки издает громко. Кликуша падает на пол, бьется головой о пол, мечется, катается. В конце приступа возникает расслабление мускулатуры. Бред и галлюцинации у кликуш не наблюдаются.

БРЕД МЕССИАНСТВА

Мессия - в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времён, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа божьего», посредник между богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия.

 

Опираясь на данное определение, в основе мессианского бредового симптома находится убеждения пациентом того, что он выбран богом для выполнения особой миссии: спасения человечества, искуплении всеобщих грехов. В основе фабулы лежат нарушения механизмов аутоидентификации.

 

Бред мессианства при религиозном помешательстве (paranoia religiosa) как отдельной болезненной форме описал В.П. Сербский. Он отмечал, что это заболевание чаще встречается у лиц неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествует экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. В сфере восприятия отмечаются зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают отверстое небо, лики Христа, святые, Божья Матерь; слуховые галлюцинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания. Содержанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины - пророки, мессии; женщины - Христовы невесты, Богоматери).

 

Бред мессианства – это как монофабула, так и составная часть мистического бреда, бреда колдовства, одержимости и реформаторства. Вполне полноправно бред мессии мы можем считать частью бредом величия, так как для первого характерно деструкция «Я» с наличием тотальной деперсонализации, выражающейся в перевоплощении в мифологические персонажи. Формирование мессианской бредовой фабулы происходит в структуре параноидно-галлюцинаторного синдрома и получает наибольшее выражение в структурах парафренного и онейроидного синдромов. Характер фабулы определяется формой шизофренического психоза.

 

Бред мессианства очень важен с социальной точки зрения. Он нередко сопровождается бредовым поведением. Больные убеждены в способности дьявола принимать облик других людей в сочетании с императивным галлюцинозом. Данный аспект требует повышенного внимания со стороны врача-психиатра.

 

Одной из частных форм бреда мессианства можно считать явление иерусалимского синдрома. Был описан в 1990-х годах как реакция на сообщения особенностей психопатологии туристов и паломников, посещающих святые места. Больные, связанные с иудейской культурой, наиболее часто дают психотические вспышки в Старом Городе Иерусалима, в местах, несущих наибольшую религиозную значимость. Наиболее выражены в местах, связанных с распятием и воскресением Христа.

 

По Пашковскому выделяют несколько типов иерусалимского синдрома:

1. Тип. Психотический: выявляется у лиц с ранее диагностированными эндогенными психозами

2. Тип. Пограничный: выявляется у лиц нетрадиционных религиозных образований и одиноких паломников. Имеется вера в магические вещи, могут одеваться в наряды, в которых, по их мнению, могли ходить апостолы.Не госпитализируются.

3. Тип. Дискретный: выявляется у людей без диагностированных ранее психических заболеваний. При посещении святых мест начинается ажитация, беспокойство. Громко распевают молитвы, псалмы. Галлюцинаторно-бредовых расстройств не наблюдается.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. В. Э. Пашковский «Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями», Санкт-Петербург, Издательский дом СБМАПО, 2006г.

 

2. Н. В. Краинский «Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни», Новгород, Губернская типография, 1900г.

 

3. В. Э. Пашковский «Религиозно-архаический бредовой комплекс», Санкт-Петербруг, Автореферат, 2011г.

 

4. Д. Е. Мелехов «Психиатрия и актуальные проблемы духоыной жизни», Москва, Филаретовская московская высшая православная – христианская школа, 1997г.

 

5. Сборник тезисов, Х международные чтения памяти Л.С. Выготского: «Камень, который презрели строители» культурно-историческая теория и социальные практики», Москва, 2009г.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: