Этот невроз является одним из трех основных, классических форм неврозов '(невроз навязчивых состоянии — ННС,. истерический и астенический невроз). Считается, что ННС развивается не раньше 10-летнего возраста (G.Nissen, 1974) и наиболее отчетливым становится в период пубертатного криза.
ННС очень часто являются продолжением невроза страха при его неблагоприятной динамике. Личностным фоном, облегчающим возникновение ННС, является психастения k двумя ее вариантами: тревожно-мнительным, по П.Б.Ганнушкину (1907) — С.А.Суханову (1912), и ананкастным (обсессивно-компульсивным), по P.Janet (1903). При описании тревожно-мнительного характера подчеркиваются такие особенности, как крайняя нерешительность, неуверенность в себе, недоверчивость, тревожность, утрированная деликатность, опасения по отношению ко всему новому и трудности при его усвоении, схваченность постоянными сомнениями. Этим личностям присуще ощущение неполноты жизни, преувеличение значения мелких фактов, постоянный самоконтроль, склонность к пессимистическим оценкам прошлого, настоящего и будущего, к навязчивым фобиям.
Ананкастный вариант аномальной личности, по П.Жане, характеризуется преобладанием ригидности психики, склонности к бесплодному мудрствованию и навязчивостям. К основным особенностям личности в этом варианте относятся чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности, озабоченность соблюдением правил, порядка, перфекционизм (болезненное стремление к совершенству), препятствующий завершению решения каких-либо жизненных задач, чрезмерная скрупулезность, педантичность, ригидность и упрямство, застревание на нежелательных мыслях и влечениях (МКБ-10, 1994). Указанные личностные особенности могут иметь место до воздействия психогенной травмы, но часто формируются в период преневроза, одновременно со становлением внутренних невротических конфликтов. В процессе развития невроза личностные расстройства становятся все более выраженными. ННС у детей и подростков начинается обычно при наличии акцентуаций личности по указанным двум типам.
|
В отличие от сверхценных страхов при неврозе страха, когда психотравмирующий фактор занимает незаконно большое, господствующее положение в сознании и страх остается длительное время понятным, страхи при ННС носят особый невротический характер, получивший название фобий.
Кроме навязчивых страхов, в клинической картине ННС преобладают навязчивые сомнения, мысли, воспоминания, счет, действия, воспроизводящие ситуацию или возводящие защитные баррикады от нее.
При ННС фобии не только отдалены от психогении и не соответствуют тяжести ситуации, но и не всегда по фабуле прямо отражают травмирующее обстоятельство. Поэтому нередко они кажутся непонятными. Различают два основных варианта ННС у детей и подростков: 1) с преобладанием навязчивых страхов — фобический невроз и 2) с преобладанием навязчивых движений и действий — обсессивный невроз, или невроз навязчивых действий. Первый из них чаще сочетается с тревожной мнительностью, второй — с ананкастным характером («умственная жвачка» по П.Жане). В детском возрасте фобии возникают на фоне пониженного настроения и часто сопровождаются однообразными действиями — ритуалами, которыми больной защищается от «беды», как заклинанием. Среди фобий, которыми изобилует ННС, и особенно его 1-й вариант, чаще всего встречаются следующие (приведем определения некоторых из них):
|
• агорафобии — боязнь открытых пространств, площадей, мест, где уже случался приступ;
• кардиофобии — приступообразная боязнь сердечного заболевания, включая смерть от остановки сердца; приступ обычно сопровождается тахикардией, прекардиальной болью;
• синдром Каспера — эритрофобия — боязнь покраснеть в присутствии посторонних, опасение, что это заметят;
• скоптофобия — навязчивый страх показаться смешным;
• мизофобии — навязчивая боязнь загрязнения;
• тафофобии — навязчивая боязнь быть захороненным в состоянии мнимой смерти;
• клаустрофобия — навязчивая боязнь замкнутых пространств;
• арифмомания — навязчивый счет;
• канцерофобия - навязчивая боязнь заболеть онкологическим заболеванием;
• дентофобия — боязнь зубоврачебного вмешательства;
оксифобия — боязнь острых предметов;
панфобия — глобальные страхи;
танатофобия — боязнь смерти;
арахнофобия — боязнь пауков;
герпетофобия — боязнь, змей;
антропофобия — боязнь людей;
фобофобия — боязнь возникновения страхов.
При неврозе навязчивых страхов содержание фобий зависит от возраста. У детей преобладают страхи заражения и загрязнения (больной ребенок крайне брезглив, все нюхает, беспрерывно моет руки — вплоть до образования ссадин, берется за незнакомые предметы через платок, вытирает ручки дверей, окон), острых предметов (старается прятать ножи, ножницы, иголки, вилки или перекладывать ножи острием от себя), закрытых помещений (не остается дома один).
|
У детей старшего возраста и подростков чаще встречаются навязчивые страхи, связанные с сознанием своего физического «я» (навязчивые страхи болезни и смерти — от удушья, остановки сердца), страх подавиться при еде, покраснеть, заснуть и не проснуться, страх заговорить (при заикании), страх потерять родителей, страх отвечать у доски, невозможность (из-за страха быть увиденным) помочиться в общественном месте.
В подростковом возрасте реже встречаются детские страхи (темноты, животных, страх оказаться за запертой дверью и пр.).
Наряду с навязчивостями в клинической картине ННС в подростковом возрасте часто появляются навязчивые ритуалы — запреты, символические действия, придуманные подростками и имеющие целью защиту от травматизирующей ситуации. Среди таких запретов чаще всего встречаются: приказ себе не наступать на крышки люков, на трещины в асфальте, входить в автобус с определенной ноги, пропускать транспорт с определенной цифрой в номере и т.п. Эти запреты строго соблюдаются, чтобы «чего-нибудь не случилось». Двигательные ритуалы также крайне разнообразны: повернуться вокруг себя на одной ноге, пройтись полусогнувшись, плевать в сторону, потереть ладони, дотронуться до какого-то предмета и т.д. Цель этих действий — та же, защитная. Ритуалы могут быть и более сложными — исключение из своих рисунков определенного цвета, из речи — слов, требование от собеседника, чтобы он повторил свой ответ трижды и пр. К обсессиям относят и навязчивые действия (счет определенных номеров и автомашин, автобусов, ступенек, окон, светильников в метро) с заранее задуманным концом — число должно быть четным или нечетным, кратным определенному числу и т.д.
В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики (подергивания отдельных групп мышц, чаще на лице), а также подергивания плечами, покашливание и пр. Как и все другие навязчивости, навязчивые движения могут наблюдаться не только в рамках ННС, но и при других заболеваниях в рамках неврозоподобных нарушений.
Кроме тиков наблюдаются также патологические привычные действия: навязчивое кусание ногтей, выдергивание бровей, волос, ресниц (трихотилломания). К навязчивым эти действия относят только в том случае, если они переживаются ребенком как чуждые, неотвязные, болезненные, мешающие нормальной жизни.
Навязчивыми могут быть неприличные мысли, лезущие в голову в самые неподходящие моменты.
Невротические обсессии тесно связаны с фобиями, и рассмотренные два варианта выделяются чисто условно, по преимущественному звучанию фобий иди обсессии. В клинической картине ННС могут иметь место и астенические симптомы (нарушенный сон, раздражительная слабость, непереносимость резких звуков, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность).
Описано 3 этапа динамики навязчивых страхов (Н.М.Асатиани, 1967), отражающие неблагоприятную динамику ННС. На 1-м этапе навязчивые страхи возникают только под действием травмирующего фактора, на 2-м — и в ожидании психогенной ситуации; в этот период болезненные переживания постепенно учащаются. На 3-м этапе фобии появляются и в нейтральной обстановке, возможны наплывы навязчивых представлений. В такие периоды больные предпочитают лежать, не общаются с окружающими. Возможны повышение АД, озноб, слезы, падение аппетита. Длятся такие состояния у подростков до нескольких часов и исчезают после сна.
При неблагоприятном течении ННС возможна генерализация страхов и усложнение ритуалов. Именно в таких случаях необходима дифференциация диагноза с неврозоподобной вялотекущей шизофренией.
Среди фобий, преимущественных для подросткового возраста, особое место занимают два психопатологических синдрома: дисморфофобии и нервная анорексия. Знакомство с ними важно не только в связи с их частотой, но и с подчеркнутой возможностью развития их в рамках хронических психических заболеваний.
ДИСМОРФОФОБИИ
В связи с особенностями их психопатологической структуры дисморфофобии относят или к ипохондрическим, или навязчивым, или к сверхценным и бредовым расстройствам, поскольку их основной радикал трактуется по-разному.
Важно отметить, что главным их содержанием являются фобии, которые могут носить и навязчивый, и сверхценный характер. При дисморфофобии имеет место патологическая убежденность либо в наличии у себя какого-либо физического недостатка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются. Для очерченного синдрома типична триада признаков: идея физического недостатка, идеи отношения, подавленное настроение. Если речь идет о «распространении запахов», имеют место телесные ощущения и обонятельные обманы восприятия.
Имеются данные, что дисморфофобии возникают в 80% случаев в период пубертатного криза. В случаях, когда они приобретают бредовый характер, предложено называть их дисморфоманией (М.В.Коркина, 1965).
В связи с убежденностью в мнимом или сильно преувеличенном дефекте больные фиксированы на этих переживаниях, могут быть охвачены ими, начинают упорно добиваться косметических операций, лечения у дерматологов (пористость кожи, веснушки, облысение, чрезмерное оволосение), стоматологов («неправильный прикус», «кривые зубы»), эндокринологов («низкий рост», «недоразвитие грудных желез»), гинекологов и андрологов («неправильное строение половых органов»). Большая настойчивость в этом отношении приводит к тому, что они «исправляют» свои «органы», но и после этого нередко возникают новые аналогичные страхи. Если больной направляется врачом не к ожидаемому им специалисту, а к психиатру, происходит разочарование в «официальной медицине» и обращение к не всегда безвредному самолечению (туго бинтуют грудь, «торчащие» уши, часами оттягивают или подпирают нос и пр.). Самолечение приводит к тому, что такие больные покрыты ссадинами, кровяными корочками, следами выщипанных волос, бровей, ресниц.
Подростки с дисморфофобией склонны к сокрытию своих болезненных переживаний (диссимуляция), в связи с чем важно знать два характерных симптома, которые могут быть выявлены у подростка и которые свидетельствуют о болезненном характере его страхов. Это прежде всего симптом «зеркала» (постоянное неотвязное разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии дефекта и попытаться подыскать Положение и поворот лица, скрывающие «уродство»). Зеркало носят с собой, вешают перед столом, чтобы «все время себя видеть».
Симптом «фотографии» — избегание фотографирования, укрытие своих фотографий, чтобы никто не мог зафиксировать свои «догадки об уродстве» больного.
Дисморфофобия чаще всего возникает у подростков с личностной акцентуацией по сензитивно-шизоидному, тревожно-мнительному или истерическому типам, является психогенно провоцируемой (эндореактивной) реакцией, возникает вслед за соответствующим замечанием собеседника («убери свой нос»). Расстройства в целомьпарциальны, частичны, не снижают работоспособности, успешности в учебе, проявляются лишь в особенно значимых для больного ситуациях (в компаниях, перед свиданиями, при желании понравиться). С возрастом они могут сглаживаться самостоятельно, без лечения, но могут приобретать и затяжной характер.
Бредовый вариант дисморфофобии (дисморфомания) может лежать в основе нервной анорексии, возникать при малопрогредиентной шизофрении. В этих случаях дисморфомания, может быть стойкой. С годами борьба с мнимыми дефектами становится чуть ли не содержанием жизни. При этом имеет место тенденция к расширению круга дис-морфоманических переживаний. Нарастают личностные изменения (сочетание ранимости с холодностью, стойкие тревожных депрессии с суицидальными поступками, сензитивный бред отношения — больные замечают, что все на них обращают внимание, замечают их дефекты, делают двусмысленные намеки, относящиеся к мнимому уродству). Позже эти переживания начинают сопровождаться идеями о неизлечимости болезни или о наличии «унизительной» болезни (сифилис).
НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ
Нервная анорексия — это прогрессирующее самоограничение в еде при снижении аппетита с целью похудения в связи со сверхценным или навязчивым страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе. Нервная анорексия занимает промежуточное положение между неврозами и психосоматическими расстройствами. Встречается преимущественно у девочек в подростковом возрасте.
Характерна триада признаков: отказ от еды, значительное похудание, аменорея. При нерезко выраженной анорексии речь идет о подростковом, психологически понятном, хотя и обостренном, интересе к своей внешности, недовольстве ею, болезненной чувствительности к оценке со стороны, опасениях по поводу своей непривлекательности. Чрезмерная полнота ассоциируется в сознании подростка с неповоротливостью, отсутствием изящества, что может служить поводом для насмешек.
Определяющим в формировании синдрома является страх несоответствия своему воображаемому или реальному идеалу. Пусковым механизмом становится неосторожное замечание педагогов, родителей, сверстников, воспринимаемое в силу личностной ранимости как особо значимое. Нередко нервная анорексия сопровождается депрессивным настроением, которое бывает маскированным. Если отказ от пищи частичный (например, исключаются высококалорийные продукты), резкого и стойкого похудания не отмечается. Однако это может быть начальным этапом, сменяющимся полным отказом от пищи, вызыванием рвоты, приемом слабительных, изнурительными физическими нагрузками. В тяжелых случаях развивается алиментарная дистрофия. Лицо становится бледным, подкожная жировая клетчатка исчезает, тургор кожи резко уменьшается, появляются сухость, Шелушение, живот становится впалым, изо рта запах ацетона. Нарушается менструальный цикл.
Случаи спонтанного выздоровления являются казуистическими. В 4—30% наблюдений это состояние заканчивается летально, при длительном течении высок риск самоубийства.
Распознавание болезни крайне затруднительно, так как подростки тщательно скрывают отказ от пищи. Больных месяцами водят по разным врачебным кабинетам в поисках источника истощения. Некоторым совершенно необоснованно проводят курсы гормональной терапии.
В МКБ-10 указаны признаки, определяющие достоверность диагноза:
сохранение веса тела на уровне ниже ожидаемого на 15% или индекс Кветелена (соотношение веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах) составляет 17,5 или менее;
потерю веса вызывает сам пациент, избегая пищи и применяя один из способов избавления от нее (рвота, слабительные, диуретики и пр.);
ужас перед ожирением сохраняется в виде глубоко укоренившейся сверхценной идеи; имеет место аменорея или потеря половой потенции;
при возникновении в препубертатном периоде (10—11 лет) начало пубертата задерживается или даже не наступает; при выздоровлении пубертация возобновляется.
При шизофрении анорексия сопровождается следующими признаками:
• нежелание есть превращается в невозможность принятия пищи (насильственная потребность вызывания рвоты после еды из-за появления непереносимого чувства переполненности желудка);
• появление вялой и витальной депрессии с подавлением жизненно важных соматических функций (голод, жажда, сексуальная неудовлетворенность);
• тревожная подозрительность, нарастание ипохондрической симптоматики, неряшливость в одежде, нарушение критики. Нередко возникают приступы ажитации и агрессивности.
Для иллюстрации нервной (непроцессуальной) анорексии приводим следующее наблюдение.
Больная С., 16 лет, из очень конфликтной семьи. В грудном возрасте перенесла тяжелую диспепсию, в дошкольном — корь, паротит, ветряную оспу. В периоды после инфекций на некоторое время теряла аппетит, худела. Была общительной, любила групповые игры, но отличалась обидчивостью, ранимостью, конфликтовала с детьми. Училась в школе хорошо, дружила с двумя девочками из класса. Одну из них часто ставили в пример как «изящную», женственную. Это вызывало зависть у С. Примерно с 13 лет стала прислушиваться к похвалам матери в адрес ее подруги, оценивала свои физические данные, сравнивала. Постепенно сложилось убеждение, что она физически ущербна, слишком неповоротлива, толста. Смотрелась в зеркало, старалась больше двигаться. Как-то подруга заметила вскользь, что ей «надо бы немного постройнеть». Мысли о своем несовершенстве зафиксировались. Стала фантазировать, представлять себя худой, стройной, пользующейся успехом у мальчиков. В 15 лет стала ограничивать себя в еде, крутила «хула-хуп». Перестала есть сахар, масло, хлеб, вторые блюда. Через несколько месяцев похудела. Упорно соблюдала диету, стала ощущать слабость, утомляемость. Изменился характер — появились вспыльчивость, раздражительность. После тяжелого гриппа похудела настолько, что была помещена в терапевтическое отделение, где отмечались истощение (вес 40 кг при росте 160 см), вялость, бездеятельность. За время пребывания в больнице, несмотря на то что больная ела немного и часто выбрасывала пищу, поправилась на 1,5кг. Ее выписали, посчитав, что она перенесла диэнцефальный криз. После выписки решила снова снизить вес и отказывала себе во всем, хота есть очень хотелось. Боязнь показаться паяной была так сильна, что она не надевала «толстой» одежды. На фоне частичного голодания и похудания появились зябкость, запоры, плохое настроение. Только после угроз родителей положить ее в больницу начинала есть лучше. Летом, предоставленная себе, опять похудела. В 9-м классе училась слабо — не хватало сил. Худела, появились боли в желудке после приема пищи. Менструации прекратились. Снова была стационирована, на этот раз в психиатрическую больницу.
Правильный психотерапевтический подход, общеукреп-ляющие средства, витамины, антидепрессанты привели к сдвигу в лучшую сторону. За 3 месяца девочка поправилась на 6 кг, изменились ее взгляды, стала адекватно рассуждать о своем будущем.
Последующая динамика состояния положительная, с полной нормализацией.
В приведенном наблюдении мы имеем дело с непроцессуальной нервной анорексией, развившейся в рамках пограничных состоянии и содержащей все признаки болезненного состояния. У девочки в пубертатном возрасте сначала возникают явления сверхценной дисморфофобии, а затем — нервной анорексии. Неблагоприятная динамика, имевшая место в начале заболевания, была прервана терапевтическими мерами.
АСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (Термин «невроз» выделен W.Cullen (1776) (НЕВРАСТЕНИЯ (Термин введен А.Крейндлером (1963) )
Выделяют реактивную неврастению, невроз переутомления, информационный невроз (по М.М.Хананашвили). Клинически все три формы идентичны. В детском возрасте встречается только психогенная форма, в подростковом реактивная неврастения преобладает, но наблюдается и неврастения переутомления (как вариант «школьного невроза»).
Астенический невроз чаще всего возникает на «почве» невропатии, ранней церебральной резидуально-органической недостаточности, у лиц из группы «тормозимых» со слабым типом нервной системы, у детей, ослабленных тяжелыми соматическими или психогенными заболеваниями (включая туберкулез, сепсис и пр.), перенесших острые шоковые психозы или затяжные реактивные состояния. В случаях психогений и при отсутствии личностной аномальности астенический невроз бывает кратковременным. Самый ранний возраст, в котором описана неврастения, составляет 2 года.
При описании динамики становления астенического невроза выделяют преневротическую стадию, которая представлена обычно соматогенной астенизацией, «предневрозным» характером по астеническому типу, кратковременными астеническими реакциями. В ней уже заложена готовность к развитию болезненного состояния. В это время ребенок пассивен, робок, неуверен в себе, не пытается преодолевать какие-либо трудности, несамостоятелен. Его внушаемость и подчиняемость очень велики и определяют на этом этапе согласие со всем, что бы его ни заставляли делать. Однако исполняет любое задание он плохо.
Начало клинически очерченного астенического невроза относится к периоду, близкому к психогенной травме. Роль последней в детском возрасте далеко не всегда исполняют сверхсильные «удары судьбы». На фоне описанной выше «почвы» и при возрастной неразвитости интеллекта и критики любой значимый для ребенка факт может стать травмирующим (помещение в детское учреждение, пропажа любимой собачки и пр.).
Внутренний конфликт в этих случаях проявляется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофизический потенциал значительно ослаблен. Поэтому такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут считать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое. В клинической картине астенического невроза на первом месте поэтому оказываются повышенная истощаемость, утомляемость и раздражительная слабость. Последняя проявляется как реакция ребенка на непосильные требования окружающих в виде вспышек раздражения с последующими слезами и раскаянием.
Наряду с утомляемостью и истощаемостью после интеллектуальных и нервно-психических нагрузок отмечается быстрое после начала любой деятельности снижение продуктивности (интенсивности и качества), неспособность 'к длительному сосредоточению, отвлекаемость. Характерны тензионные (сдавливающие) головные боли с ощущением стягивающей голову каски («каска неврастеника»), нарастающие по мере утяжеления и сопровождающиеся головокружением, озабоченностью своим неблагополучием. В такие периоды отмечаются безрадостное настроение, подавленность и тревожность.
Возможно присоединение разнообразных навязчивостей, но они никогда не занимают ведущего положения и обычно кратковременны. Отмечаются также нарушения сна с трудностью засыпания, гиперсомния (излишняя сонливость), пробуждение с чувством разбитости, вялости, неспособности сразу включиться в какие-либо занятия. Такие дети «приходят в себя» только к середине учебного дня, а к концу уроков они опять выглядят и чувствуют себя переутомленными, всегда нуждаются в дневном сне.
Всем перечисленным симптомам обычно сопутствуют явления вегетодистонии по гипотоническому типу, с потливостью, холодными кистями и стопами, сердцебиениями, болями в животе. У таких детей часты нарушения кишечной перистальтики, спазмы пищевода, разных протоков кишечника. Нарушения функций внутренних органов (соматизированные неврозы) помогают ребенку убегать от трудностей. От него ничего не требуют, его опекают, жалеют. Некоторые авторы даже считают характерным для астенических невротиков «бегство в болезнь». Старшие дети и подростки с неврастенией слывут слабыми, незаметными, но все знают, что неожиданно они могут «напрячь свои силы» и в каком-то рывке сделать то, что непосильно способным ученикам. Они замкнуты, но жаждут общения, нерешительны, но честолюбивы, ранимы. Часто и много фантазируют, но никто не знает, как им хочется стать героем, сверхчеловеком, душой общества.