Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почвве достаточно)? Ответ поясните.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) в жаркий ветреный день транспирация увеличивается;
2) листовые пластинки сильнее нагреваются – это способствует испарению;
3) ветреная погода стимулирует этот процесс, испаряясь, вода охлаждает растение.
|
|
Ответ включает все названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает только один из названных выше элементов и
содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 2
|
Какие органы изображены на рисунке? В чем заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) на рисунке изображены видоизмененные конечности: плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;;
2) сходство заключается в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;
3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют разные функции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);
4) этот пример относится к сравнительно – анатомическим доказательствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; аналогично роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.
|
|
Ответ включает все названные выше элементов, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 2 из
названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. (2) В завязи цветка образуются гаплоидные и пыльцевые зерна. (3) Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. (4) Генеративное ядро делится на два спермия. (5) Спермии направляются к пыльнику. (6) Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. (7) В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм.
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок;
2) 5 – спермии направляются к завязи цветка;
3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках.
|
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит
неверной информации
|
|
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
|
|
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из
них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются
|
|
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены
неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни
одна из них
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трёх значений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) Приспособление к полету. Контурное перо делает форму тела обтекаемой. Маховые перья образуют крыло. На хвосте образуются рулевые перья.
2) Участвуют в терморегуляции (благодаря высоким теплозащитным свойствам перьев и воздушных прослоек между ними). Пух защищает от холода.
3) Защищает птицу от различных механических воздействий.
4) Перья предают птицам ту или иную окраску, которая часто носит покровительственный характер.
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
|
Ответ включает любые два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические элементы
|
|
Ответ включает только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Чем характеризуется биологическое разнообразие?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Элементы ответа:
1) генетической неоднородностью особей в популяциях;
2) разнообразием популяций, входящих в состав вида;
3) Разнообразием видов в экосистемах и экосистем в биосфере.
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает только один из названных выше элементов и
содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Схема решения задачи включает:
1) кодоны иРНК: УУЦ-УУА-ЦЦУ-АУУ-ГУУ;
2) аминокислоты: фен-лей-про-иле-вал;
3) фрагмент двухцепочечной ДНК:
1 ДНК: ААг-ААТ-ГГА-ТАА-ЦАА (определена по принципу комплементарности на основе иРНК)
2 ДНК: ТТЦ-ТТА-ЦЦТ-АТТ-ГТТ (по принципу комплементарности на основе первой ДНК)
|
|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит
биологических ошибок
|
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
|
Ответ включает только один из названных выше элементов и
содержит биологические ошибки, ИЛИответ неправильный
|
|
Максимальный балл
| 3
|
Потомство морских свинок, полученное от скрещивания гомозиготных по обоим признакам родителей: коричневых (А) с волнистой шерстью (В) самок и белых (а) с гладкой шерстью (в) самцов, скрестили между собой. Во втором поколении образовались четыре фенотипические группы животных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, их соотношение. Объясните причины появления четырех групп животных.