Стремление к устойчивости.




Название условно, так как душа всегда требует разрешения ситуации - устойчивости. В этот раз это свойство душии связанный с ним блок желаний и страстей вызывается телесным характером человека. Стремление к устойчивости это стремление к спокойному состоянию души от воздействия внешних и внутренних факторов. Стремление к устойчивости от внешних воздействий – самосохранение, от внутренних воздействий – желание удовлетворения потребностей. Это свойство души, очевидно, близко к рефлекторной части тела человека и, поэтому близко к животным инстинктам.

Внешние воздействия – воздействия со стороны окружения человека. Это со стороны людей - их взаимоотношения, политика различных структур и государств, со стороны природы – инфекции, климат, катастрофы, бури и т.д. Если эти воздействия отрицательны для жизни человека, они рождают в нём соответствующие реакции для организации противодействия возмущающим факторам, чтобы обрести спокойствие – это и есть процесс обретения невозмущённого, устойчивого состояния души. Не зря говорят - душа не на месте. При этом рождаются душевные реакции, как отмечалось ранее - испуг, боль, трусость, отчаяние, неприязнь, агрессия и т.д. Сила таких реакций зависит от личных физических и моральных качеств человека.

Внутренние воздействия – по З.Фрейду – побуждения, которые навязывает человеку самая неизменная и архаическая часть души – подсознание (Оно) и, которые она постоянно фильтрует, но не всегда успешно, другая часть – Я. Я сравнивает требуемые Оно побуждения с приемлемыми правилами и ситуациями во внешнем мире и посильно осуществляет соответствующий контроль. Здесь, в Оно, рождаются желания сексуального характера, удовлетворения аппетита, желания комфорта и т.д. Очень важна степень этих желаний и их проявлений во внешнем мире. В обществе по поводу удовлетворения потребностей люди вступают в различные отношения, рождая чувства любви, ревности, зависти, ненависти (если кто-либо мешает удовлетворению), жажды превосходства, славы и роскоши и, снова, агрессии, гордости, честолюбия, лени и т. д. Здесь почва для прорастания пороков и аморальных поступков. Заметим, что агрессия рождается, как при внешнем, так и при внутренним воздействиях. В первом случае это защита, во втором – нападение. Ясно, что второе аморально, да и законом всегда осуждается. Недаром истинные христиане поддерживают аскетизм - ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти"), как путь избавления от пороков, путь к спасению.

Я уже говорил ранее, что все воздействия на человека создают для него проблемы, рождают в нём чувства беспокойства и возбуждения. Преодоление этих чувств и есть стремление к устойчивости. Чревато при этом отдаваться на волю неконтролируемым, «импульсивным» действиям, к которым нас начально побуждают дикие инстинкты. В цивилизованном мире многие такие действия уголовно наказуемы. Очевидно, что у людей стремление к устойчивости должно соизмеряться сознанием, в пределах разумного. Это связано с умственной деятельностью, что во многом и отличает нас от животных. Когда весь сознательный опыт бессилен и обретение устойчивости проблематично, человек уповает на высшие силы, на небеса. Значит вера для человека необходима, ибо это обусловлено свойствами его души. И здесь, опять очень важно: организация высших сил (религиозная концепция) не должна выводить человека из рамок разумного – не вредить человечеству.

Проявленные желания одного человека для другого человека являются внешними воздействиями. В зависимости от силы и характера проявления рождаются межличностные и др. конфликты, которые в своём протекании также стремятся к устойчивому состоянию, т.е. к конечному разрешению конфликта. Кто-то должен победить или принять удобный для сторон компромисс. Положительному результату, который, хотя бы, не уменьшил жизненные ресурсы какой либо из сторон, в этих случаях помогает присутствие и влияние чувства прекрасного (ещё, кроме совести).

Это чувство можно отнести к особому свойству человеческой души, отличающей нас от животных и, оно занимает особое место в нашей душе на пути её стремления к устойчивости. Оно сформировалось за долгие жизни и деятельности поколений человека в обществе и, также влияет на самооценку «Сверх Я». По И.Ефремову красиво то, что нам напоминает о жизни. Это чувства гармонии, пропорции линий, цветов, форм, отношений людей. Как производное чувства прекрасного является чувство жалости. Жалость вызывают страдающие люди, животные у которых снижены жизненные ресурсы. Это происходит потому, что страдающие, в свою очередь, ущемляют наше чувство прекрасного.

Так, как характер и нравы различных человеческих обществ и народов различны, отличаются и их понятия о прекрасном. Это подтверждается многообразием различных культур во времени и пространстве планеты Земля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: