Цель: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии.
1. Диктант:
«В лесу».
Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.
Диктанты оценивались по 10-тибалльной системе.
2. Цель: выявить уровень сформированности грамматической стороны устной речи детей (11 заданий, за каждый правильный ответ начислялся 1 балл).
1 задание.
Цель: установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов – 4 балла.
В этом задании используются пары картинок. На одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой — несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.
Лежит на столе (что?)... (тетрадь). Лежат на столе (что?)... (тетради).
Стоит на окне (что?)... (цветок). Стоят на окне (что?)... (цветы).
2 задание.
Цель: установить, различает ли школьник мужской и женский род у глаголов прошедшего времени – 2 балла.
Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой — упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково – Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит экспериментатор — о мальчике или о девочке, и показать.
Женя упала. Женя упал.
3 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник значения префиксальных изменений глагольных форм – 7 баллов.
|
На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит!
Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
Где самолет улетает, а где прилетает?
Какой мальчик раздевается, а какой одевается?
Где машина подъезжает, а где она уезжает?
Какая дверь закрыта, а какая открыта?
Какая машина нагружена, а какая разгружена?
4 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник залоговые отношения – 5 баллов.
Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.
Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.
Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?
Где девочка купается, а где девочку купают?
5 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник глаголы совершенного и несовершенного вида – 9 баллов.
Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
Лексический материал:
рисует — нарисовал
пишет — написал
снимает — снял
вешает — повесил
стирает — выстирал
режет — разрезал
пилит — распилил
льет — разлил — вылил.
6 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) – 9 баллов.
а) На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
|
б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок экспериментатор кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Экспериментатор предлагает взять или достать предмет:
Возьми кружок из коробки.
Возьми кружок из-под коробки.
Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.
Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
7 задание.
Цель: Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных – 4 балла.
- Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.
Красные цветы. Красный цветок.
Зеленые мячи. Зеленый мяч.
8 задание.
Цель: Установить, различает ли школьник грамматические формы рода прилагательных – 9 баллов.
Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Экспериментатор предлагает закончить фразу.
— О ком я говорю: Большой кто? Большая кто? Большое что?
9 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник родовые признаки предметов, выраженные местоимениями в косвенных падежах – 2 балла.
Экспериментатор предлагает ребенку запомнить две книги и два платка. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает экспериментатор: «Убери его в ящик».
|
10 задание.
Цель: Установить, понимает ли школьник некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой – 6 баллов.
На стол кладут карандаш, ложку, платок.
Затем предлагают ребенку показать:
- ложкой карандаш,
- ложку карандашом,
- платок ложкой,
- карандашом платок,
- карандашом ложку,
- ложкой платок.
11 задание.
Цель: Экспериментатор предлагает повторить фразу «Собака бежит за мальчиком» и далее спрашивает: «Кто бежит впереди?» - 5 баллов.
Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?
Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?
Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше — пошел в кино или прочитал книгу?
После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес — до дождя или после?
Итого: максимально 62 балла.
Высокий уровень – 50-62 балла;
Средний уровень – 36-49 баллов;
Низкий уровень – 0-35 баллов.
Диктант:
орфографические ошибки:
- составляют ошибки на правописание безударных гласных,
- звонких и глухих согласных,
- сомнительных согласных,
- мягких согласных,
- предлогов и приставок.
- не могут производить подбор однокоренных слов и выбор из них того слова, которое может выступать в качестве проверочного.
- много ошибок, проявляющихся в смешениях, заменах, пропусках букв; встречаются искажения звукобуквенной структуры слова.
Распространенные ошибки:
- окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
- падежных и родовых окончаний количественных числительных;
- личных окончаний глаголов;
- окончаний глаголов в прошедшем времени;
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.