Опросник «Эмпатические компетенции»




(Т. Е. Яценко, Н. И. Олифирович, Ж. В. Рзаева)

Опросник базируется на положениях целостного (Т. Durand; М. Hamilton, В. Richardson и В. Shufond; D. Deardorff; Р. Hodkinson и М. Issitt; разработчики проекта Tuning) и лингво-психологического (И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур) подходов к пониманию компетенций. Эмпатическая компетенция рассматривается как сложное системное образование, имеющее трехкомпонентную структуру: когнитивный компонент (знание и понимание), операциональный или функциональный компонент (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, умение действовать), ценностный (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте).

 

Инструкция (для психологов). Укажите, в какой степени описываемое в суждениях поведение, свойственно Вам в профессиональном взаимодействии с другими людьми: 5 — веду себя так всегда; 4 — веду себя так часто; 3 — веду себя так периодически (50/50 %); 2 — веду себя так редко; 1 — практически никогда так себя не веду.

Инструкция (для педагогов). Укажите, в какой степени описываемое в суждениях поведение, свойственно Вам во взаимодействии с обучающимися: 5 — веду себя так всегда; 4 — веду себя так часто; 3 — веду себя так периодически (50/50 %); 2 — веду себя так редко; 1 — практически никогда так себя не веду.

 

Стимульный материал (версия опросника для психологов)

 

1. Я не замечаю и не понимаю переживаемые собеседником чувства.

2. Если собеседник с гордостью сообщает о своих достижениях, то я улыбаюсь и говорю: «Я очень рад(а) за тебя!».

3. Если я солидарна с собеседником, испытывающим сильные отрицательные эмоции (например, гнев, обиду), я выражаю это, помогая ему справиться с ними, найти выход из ситуации и т.д.

4. Я принимаю негативную эмоциональную реакцию собеседника как возможную в сложившейся ситуации и говорю ему об этом, даже если она отличается от моей реакции.

5. Прежде чем оказывать поддержку собеседнику, пережившему стресс, я стараюсь понять, какой помощи я бы ожидал на его месте.

6. Чтобы утешить собеседника, я рассказываю ему что-либо приятное или представляю пугающую его ситуацию так, чтобы он смог посмотреть на нее с юмором.

7. Я спрашиваю у собеседника, правильно ли я понимаю его настроение или чувства, которые вызывают у него другие люди / события.

8. Я не трачу время на прояснение того, какой смысл имеет для собеседника неприятная ситуация, произошедшая с ним.

9. Если собеседник упрекает меня в чем-либо, я говорю ему, что понимаю чувства, стоящие за его поведением.

10. Даже если в глубине души мне жаль собеседника, который является неудачником, я не вмешиваюсь в его жизнь.

11. Мне трудно определять силу испытываемых собеседником эмоций в ситуации, о которой он мне рассказывает.

12. Я говорю собеседнику, у которого неприятности, о том, что мне жаль его и что я сожалею о случившемся.

13. Беседуя с другим человеком, я не стараюсь распознать положительные эмоции и чувства, которые, как мне кажется, он испытывает.

14. Слезы и жалобы другого человека вызывают у меня раздражение, которое я не скрываю.

15. Я предлагаю собеседнику вместе попытаться разрешить неприятную для него ситуацию, разграничив мою и его ответственность.

16. У меня не получается сразу замечать несколько эмоций и чувств, одновременно проявляемых другим человеком в ситуации.

17. Если кто-либо рассказывает о пренебрежительном отношении со стороны учителей или обучающихся, я показываю ему, как сильно меня возмущает такое их поведение.

18. Анализируя свой опыт общения с конкретным человеком, я строю предположение о том, чего он добивается своими эмоциональными откровениями.

19. Если человек признается, что нервничает из-за важного для него события, то я тоже начинаю испытывать тревогу и говорю ему об этом.

20. Если нужно, я привлекаю обучающихся или учителей для поддержки расстроенного ученика (педагога).

21. Мне не нужны объяснения другого человека, чтобы понять, почему он именно так эмоционально реагирует на ситуацию, поскольку мне достаточно собственного опыта.

22. Я прямо, но спокойно говорю собеседнику, какие отрицательные эмоции у меня вызывает его признание или поведение.

23. В ситуации, когда ученик (педагог) просит о помощи, я все равно сохраняю позицию нейтралитета и не вмешиваюсь в его напряженные отношения с другими участниками образовательного процесса.

24. Я обращаю внимание собеседника на то, что он выражает противоречивые эмоции и чувства в ситуации или по отношению к какому-либо человеку: радость и зависть, любовь и ненависть.

25. Когда другой человек говорит о ненависти или отвращении к человеку, которого следует уважать, я уверяю его в том, что он ошибается и не может испытывать такие чувства.

26. У меня не получается поднять настроение ученику (педагогу), который сильно расстроен.

27. Я выражаю эмоциональную реакцию на поведение собеседника так, чтобы не травмировать его и не задеть его самолюбие.

28. Я обращаю внимание на то, как сильно радуется другой человек какому-либо событию.

29. Когда кто-либо по поводу ученика (педагога) явно выражают сильные негативные эмоции, я обычно чувствую себя очень неуютно и стараюсь любым способом это прекратить.

30. Я замечаю в поведении других людей проявления сложных, комплексных чувств и могу описать их.

31. Чтобы убедить другого человека в том, что он неадекватно эмоционально реагирует на ситуацию, я привожу ему в пример его сверстников, которые в схожих ситуациях демонстрировали другие эмоции.

32. Если другой человек говорит, что недоволен психологической помощью, а я уверена, что все получилось отлично, то я с обидой и негодованием обещаю впредь не помогать.

33. Я расспрашиваю другого человека о том, какое значение имеют для него, для его отношений с другими людьми неприятные события, выбившие его из равновесия.

34. Если я сочувствую кому-либо, то стараюсь помочь ему советом или реальным поступком.

35. Я разъясняю собеседнику, что он испытывает именно ту эмоцию, которая, как мне кажется, очевидна из его слов, даже если он отрицает это.

36. Я чувствую и открыто выражаю положительные эмоции при виде радости, бурно выражаемой собеседником, рассказывающим о позитивных событиях своей жизни.

37. Если собеседник радостно сообщает о хороших событиях в его жизни, я отвечаю спокойно и неэмоционально.

38. Я узнаю нюансы и оттенки эмоций и чувств, проявляющиеся в словах и поведении собеседника: радость/счастье/ликование, неприязнь, отвращение / омерзение, сожаление/вина/раскаяние.

39. Если я вижу, что мое поведение обижает и эмоционально задевает другого человека, я начинаю вести себя иначе.

40. Если кто-либо возмущается по поводу моего поведения, я напоминаю ему о правилах поведения и субординации.

41. Когда кто-либо жалуется на несправедливое отношение других участников образовательного процесса (педагоги, администрация, обучающиеся), я первым делом начинаю выяснять, какова его вина в случившемся.

42. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы понять, для чего человек рассказывает мне о своих переживаниях и чего ожидает от меня.

43. Я обычно помогаю педагогу (ученику), у которого неприятности так, как считаю нужным.

44. Если кто-либо злится на меня, то я стараюсь поставить себя на его место и понять, какие за этим могут стоять причины.

45. Я принимаю на себя ответственность за решение проблем другого человека, которые вывели его из эмоционального равновесия.

46. Мне трудно понять, что я чувствую по отношению к человеку, который пребывает в плохом или хорошем настроении, поэтому я не выражаю никаких эмоциональных реакций.

 

Стимульный материал (версия опросника для педагогов)

 

1. Я не замечаю и не понимаю переживаемые учеником чувства.

2. Если ученик с гордостью сообщает о своих достижениях, то я улыбаюсь и говорю: «Я очень рад(а) за тебя!».

3. Если я солидарна с учеником, испытывающим сильные отрицательные эмоции (например, гнев, обиду), я выражаю это, помогая ему справиться с ними, найти выход из ситуации и т.д.

4. Я принимаю негативную эмоциональную реакцию ученика как возможную в сложившейся ситуации и говорю ему об этом, даже если она отличается от моей реакции.

5. Прежде чем оказывать поддержку ученику, пережившему стресс, я стараюсь понять, какой помощи я бы ожидал на его месте.

6. Чтобы утешить ученика, я рассказываю ему что-либо приятное или представляю пугающую его ситуацию так, чтобы он смог посмотреть на нее с юмором.

7. Я спрашиваю у ученика, правильно ли я понимаю его настроение или чувства, которые вызывают у него другие люди / события.

8. Я не трачу время на прояснение того, какой смысл имеет для ученика неприятная ситуация, произошедшая с ним.

9. Если ученик упрекает меня в чем-либо, я говорю ему, что понимаю чувства, стоящие за его поведением.

10. Даже если в глубине души мне жаль ученика, который является неудачником, я не вмешиваюсь в его жизнь.

11. Мне трудно определять силу испытываемых учеником эмоций в ситуации, о которой он мне рассказывает.

12. Я говорю ученику, у которого неприятности, о том, что мне жаль его и что я сожалею о случившемся.

13. Беседуя с учеником, я не стараюсь распознать положительные эмоции и чувства, которые, как мне кажется, он испытывает.

14. Слезы и жалобы ученика вызывают у меня раздражение, которое я не скрываю.

15. Я предлагаю ученику вместе попытаться разрешить неприятную для него ситуацию, разграничив мою и его ответственность.

16. У меня не получается сразу замечать несколько эмоций и чувств, одновременно проявляемых учеником в какой-либо ситуации.

17. Если ученик рассказывает о пренебрежительном отношении со стороны учителей или одноклассников, я показываю ему, как сильно меня возмущает такое поведение коллег и учащихся.

18. Анализируя свой опыт общения с детьми, я строю предположение о том, чего добивается ученик своими эмоциональными откровениями.

19. Если ученик признается, что нервничает из-за важного для него события, то я тоже начинаю испытывать тревогу и говорю ему об этом.

20. Если нужно, я привлекаю одноклассников или учителей для поддержки расстроенного ученика.

21. Мне не нужны объяснения ученика, чтобы понять, почему он именно так эмоционально реагирует на ситуацию, поскольку мне достаточно собственного опыта.

22. Я прямо, но спокойно говорю ученику, какие отрицательные эмоции у меня вызывает его признание или поведение.

23. В ситуации, когда ученик просит о помощи, я все равно сохраняю позицию нейтралитета и не вмешиваюсь в его напряженные отношения со сверстниками и учителями.

24. Я обращаю внимание ученика на то, что он выражает противоречивые эмоции и чувства в ситуации или по отношению к какому-либо человеку: радость и зависть, любовь и ненависть.

25. Когда ученик говорит о ненависти или отвращении к человеку, которого следует уважать, я уверяю его в том, что он ошибается и не может испытывать такие чувства.

26. У меня не получается поднять настроение ученику, который сильно расстроен.

27. Я выражаю эмоциональную реакцию на поведение ученика так, чтобы не травмировать его и не задеть его самолюбие.

28. Я обращаю внимание на то, как сильно радуется ученик какому-либо событию.

29. Когда сам ученик или другие учителя по поводу ученика явно выражают сильные негативные эмоции, я обычно чувствую себя очень неуютно и стараюсь любым способом это прекратить.

30. Я замечаю в поведении ученика проявления сложных, комплексных чувств и могу описать их.

31. Чтобы убедить ученика в том, что он неадекватно эмоционально реагирует на ситуацию, я привожу ему в пример его одноклассников, которые в схожих ситуациях демонстрировали другие эмоции.

32. Если ученик говорит, что недоволен моей помощью, а я уверена, что все получилось отлично, то я с обидой и негодованием обещаю впредь не помогать.

33. Я расспрашиваю ученика о том, какое значение имеют для него, для его отношений с родителями и сверстниками неприятные события, выбившие его из равновесия.

34. Если я сочувствую ученику, то стараюсь помочь ему советом или реальным поступком.

35. Я разъясняю ученику, что он испытывает именно ту эмоцию, которая, как мне кажется, очевидна из его слов, даже если он отрицает это.

36. Я чувствую и открыто выражаю положительные эмоции при виде радости, бурно выражаемой учеником, рассказывающим о позитивных событиях своей жизни.

37. Если ученик радостно сообщает о хороших событиях в его жизни, я отвечаю спокойно и неэмоционально.

38. Я узнаю нюансы и оттенки эмоций и чувств, проявляющиеся в словах и поведении ученика: радость/счастье/ликование, неприязнь, отвращение / омерзение, сожаление/вина/раскаяние.

39. Если я вижу, что мое поведение обижает и эмоционально задевает ученика, я начинаю вести себя иначе.

40. Если ученик возмущается по поводу моего поведения, я напоминаю ему о правилах поведения и субординации.

41. Когда ученик жалуется на несправедливое отношение учителей, я первым делом начинаю выяснять, какова его вина в случившемся.

42. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы понять, для чего ученик рассказывает мне о своих переживаниях и чего ожидает от меня.

43. Я обычно помогаю ученику, у которого неприятности так, как считаю нужным.

44. Если ученик злится на меня, то я стараюсь поставить себя на его место и понять, какие за этим могут стоять причины.

45. Я принимаю на себя ответственность за решение проблем ученика, которые вывели его из эмоционального равновесия.

46. Мне трудно понять, что я чувствую по отношению к ученику, который пребывает в плохом или хорошем настроении, поэтому я не выражаю никаких эмоциональных реакций.

 

Обработка результатов

По каждой компетенции подсчитывается сумма баллов. Поведенческие индикаторы отражают сформированность эмпатических умений, выступающих составляющими операционального компонента эмпатических компетенций (Таблица 18, 19, 20, 21, 22).

 

 

Таблица 18 — Компетенция «Быть способным к эмпатическому пониманию» (К1)

 

Шкалы (поведенческие индикаторы) Прямые пункты Обратные пункты
     
     
     
     
     
     
     
     

Таблица 19 — Компетенция «Быть способным к эмоциональному отклику» (К2)

 

Шкалы (поведенческие индикаторы)[1] Прямые пункты Обратные пункты
1.1 1.2    
     
     
4.1 4.2    
     
     
     

 

Таблица 20 — Компетенция «Уметь оказывать эмпатическую заботу» (К3)

 

Шкалы (поведенческие индикаторы) Прямые пункты Обратные пункты
     
     
     
     
     
     

 

Таблица 21 — Инверсия ответов по «обратным» пунктам

 

Ответ испытуемого на пункт          
Присваиваемый ответу балл          

Таблица 22 — П еревод «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены Для психологов     Для педагогов
Компетенции     Компетенции
К1 К2 К3     К1 К2 К3
Баллы Баллы Баллы     Баллы Баллы Баллы
  1 – 43 1 – 36 1 – 29     1– 44 1 – 39 1 – 32
  44 – 47 37 – 39 30 – 31     45 – 48 40 – 41 33 – 35
  48 – 50 40 – 41 32 – 33     49 – 51 42 – 43 36 – 38
  51 – 54 42 – 44 34 – 35     52 – 55 44 – 46 39 – 40
  55 – 57 45 – 47 36 – 37     56 – 58 47 – 48 41 – 42
  58 – 61 48 – 49 38 – 39     59 – 62 49 – 50 43 – 45
  62 – 65 50 – 52 40 – 41     63 – 66 51 – 52 46 – 47
  66 – 68 53 – 54 42 – 43     67 – 69 53 – 54 48 – 50
  69 – 72 55 – 57 44 – 45     70 – 73 55 – 57 51 – 52
  73 – 80 58 – 70 46 – 60     74 – 80 58 –70 53 – 60

 

По каждой компетенции составляется профиль, входящих в нее умений. Определяются пики профиля (умения, получившие наибольшие и наименьшие баллы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: