Межпредметная связь - основа педагогического процесса




Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие. Межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - межпредметных знаний, позволяющих развивать концептуальный стиль мышления учащихся.

Создание условий деятельности учителей является важной задачей методистов, ученых-педагогов. Но отдельные важные вопросы межпредметных связей еще слабо разработаны. В музыкальных школах долгие годы существовала традиция преподавания этой дисциплины, сводившаяся к прохождению теоретических правил и закреплению их интонационными и слуховыми упражнениями, музыкальным диктантом и примерами для сольфеджирования. Программы учебных дисциплин были обособлены и не ставили своей задачей формирование целостного подхода, при котором в исполнительской деятельности активно работает слух, используются теоретические знания и аналитические навыки, приобретенные на сольфеджио и музыкальной литературе. Зачастую учащиеся не знают авторов тех произведений, которые они играют на инструменте, не говоря уже о тональности, форме, не могут выделить главные выразительные средства, затрудняются даже с определением музыкального образа [12, c. 43].

Поэтому вопрос межпредметных связей все более остро ставится на повестку дня педагогических советов, методических занятий педагогов. Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебного процесса. Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.

В музыкальной школе все дисциплины: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор, ансамбль, оркестр, слушание музыки, аккомпанемент - имеют общую основу - музыку, и преподавать эти предметы изолировано друг от друга было бы методически безграмотно.

3.2 Роль интеграции и межпредметных связей на уроке сольфеджио

 

Интеграция предмета сольфеджио с другими общеобразовательными предметами является средством расширения школьного образования, методического обогащения педагога. Современный мир, опирающийся на интегративную основу, требует разностороннего знания, компетентности, умения из потоков информации выбирать нужную и грамотно оперировать ею. Поэтому образование также должно строиться на интегративной основе, вводить человека в новый мир и помогать его освоить.

В рамках профессионального образования действует и развивается немалое число направлений, формируются новые методики, обсуждаются новые идеи. Дискуссии о роли и месте сольфеджио, методике его ведения, правомерности тех или иных критериев оценки его результатов, характере связи с другими дисциплинами специального цикла – актуальная тема периодических изданий. И это служит источником постоянного творческого поиска новых путей в методике и практике ведения курса [4, c. 4].

Главная проблема современного сольфеджио: как, не упрощая существо предмета, сделать его привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся. Один из способов решения данной проблемы – интегрированные уроки способствуют более глубокому погружению в мир музыки на активном уровне, развитию музыкальных и творческих способностей, практических навыков, способов действия. Их интеграция позволяет осуществить главное требование методики преподавания сольфеджио – направленность на восприятие музыки, на понимание музыкального языка, того, из чего «сделана» музыка.

Идет процесс интеграции и между предметами музыкально-эстетического и общеобразовательного циклов. Деятельность педагога-музыканта и педагога средней школы интегрирована уже изначально. Учитель музыки, как бы положительно он ни оценивал музыкальные способности ребенка, его успехи и перспективы, должен понимать, что чем выше достижения ученика в средней школе, тем лучше для его музыкального развития. Поэтому нельзя заниматься музыкой в ущерб общему образованию, за счет времени, необходимого для выполнения школьных заданий, чтения художественной литературы, физического развития. И, напротив, педагог средней школы не может отрицать, что осознание повышенной трудности обучения таких детей в двух школах и связанной с этим ответственности окажут положительное воздействие на формирование нравственных качеств ребенка. Возможность выступить на праздничном концерте или рассказать о музыке товарищам на классном собрании окажется той привилегией для этих детей, которую дает обучение в музыкальной школе. Музыкальная практика учащихся в средней школе – одна из форм сотрудничества двух учебных заведений, хороший стимул для занятий и средство развития самосознания учащихся. Наилучшим вариантом интегрирования уроков являются «взаимопроникновения» литературы, музыки, изобразительного искусства и эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силы.

Систематическое и планомерное осуществление интеграции на уроках теоретического цикла в ДМШ и ДШИ, установление взаимосвязи различных учебных дисциплин, построение и отбор материала, исходя из общих целей и задач образования, способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоническом развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: