Взаимосвязь «Сольфеджио» и специального инструмента




Для выявления связи предметов теоретического цикла со специальностью используются уже ставшие традиционными формы работы. Работу на уроке сольфеджио можно построить путём интеграции со специальным предметом: репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста. Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности. Обучение игре на инструменте в ДМШ с первых же уроков оказывается связано с изучением нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения. Так, специфика обучения игры на инструментах низкого регистра с первых же уроков вызывает необходимость освоения таких трудных для ученика, особенно первого года обучения, моментов, как басовый ключ или ноты на нижних добавочных линейках; упражнения на звукоизвлечение на начальном этапе часто записываются с использованием целых нот - в то время как целые ноты, согласно некоторым учебным пособиям, в курсе сольфеджио проходятся несколько позже.

Есть проблема, с которой сталкивается преподаватель, связана с особенностями восприятияучащимися информации, когда важные познавательные моменты проходят «мимо ушей», услышанноене остаётся в памяти. Известно, что «наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим» [2, c.14].

Опыт воспитания и обучения учащихся в настоящее время убеждает в недостаточностимежпредметных связей внутри музыкально – теоретического цикла. Возникает необходимостьв дополнительной визуализации слышимого («видим» - 50%), закреплённого в мышечнойпамяти исполнителя («делаем» – 90%). Речь идёт о работе с клавиатурой, при взгляде на которую возникают конкретные представления о типовых мелодических моделях, абрисах аккордов, зафиксированных в памяти студента моторно-двигательными реакциями руки. Таким образом, становится весьма желательным использование в курсе сольфеджио форм, связанных с тренировкой рук, обязательных на занятиях в классе специального или общего фортепиано.

Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. С первых шагов игра простейших мелодий от разных звуков поспособствует быстрому практическому освоению интервалов, заданий по транспонированию и запоминанию знаков в тональностях, обнаружить которые помогут на слух знакомые мелодии. Одновременно с игрой ученику следует петь мелодии с названием нот, затем со словами. Образность облегчит и ускорит обучение.

Один из видов работы на уроках сольфеджио - анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся. Разбирается эпоху, в которой жил композитор, история написания произведения. Утверждается практика сближения сольфеджио и специальности: произведения, изучаемые в специальном классе, анализируются на сольфеджио с точки зрения формы, средств муз. выразительности, интервального, аккордового строения. Учащиеся разбирают строение каждой фразы, мелодическую линию. Это помогает им в работе дома. Главная проблема специалистов, это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уроку специальности. На уроке учащиеся все задания выполняют, играя на своих инструментах, используя знания, полученные на уроках сольфеджио.

Исполнение пьес учащимися на уроке делает его более живым и интересным, дает больший эффект в изучении и закреплении материала. Обращаясь к анализу исполняемой музыки, изучают на практике различные элементы музыкальной речи (ритм, темп, регистр, тембр, динамика, музыкальная форма и другие), её жанровые и стилистические особенности, т.е. развивают аналитические способности, учатся мыслить, сравнивать, обобщать. А это, в конечном счёте должно помочь исполнять музыку в соответствии со стилями, что является одной из важных составляющих изучения предметов как музыкально-исполнительского, так и музыкально-теоретического цикла.

Федеральные образовательные стандарты современного типа, которые являются результатом многолетних педагогических исследований, анализа теории и практики обучения, одну из задач сольфеджио видят в развитии сольного и ансамблевого музицирования. А оно, с его простотой, доступностью и увлекательностью, соответствующее природе учащихся младшего и среднего школьного возраста и принципам игровых методик не должно подменять предмет сольфеджио с его традиционными разделами: диктант, интонационные упражнения, слуховой анализ и т.д

Ценно, что исполнение музыки учащимися, опережающее изучение того или иного явления - один из главных современных методов проблемного обучения, который заключаются в том, что знания преподносятся не в готовом виде, а путём поиска ответа на поставленный вопрос.

4.2 «Сольфеджио» и музыкальная литература с использованием компьютерных ресурсов

Сольфеджио призвано научить понимать музыку, услышанное записать на бумаге, а увиденные нотные знаки правильно воспринимать и осмысленно исполнять. Главная цель курса сольфеджио научить ребенка музыкально мыслить, приблизить его к пониманию интонационного смысла музыки, а также дать ему практические навыки, необходимые для музицирования. Понятия «музыкальный язык», «музыкальная речь» давно вошли в научный обиход. Они употребляются как категории, в основе своей подразумевающие глубинную, внутреннюю связь языка вербального и музыкального. Важно учитывать, что музыкальная речь, в отличие от обычной речи, не функционирует вне художественного произведения. И русский язык, и сольфеджио, как учебные предметы, каждый в своей области формируют навыки владения языком путем освоения совокупности составляющих его элементов.

Формирование музыкального мышления в сольфеджио происходит, во-первых, посредством укоренения в речи учащихся музыкальных элементов, накопления интонационного багажа и, во-вторых, в ходе расширения представлений о том, как строится речь. Но в связи с довольно распространенной практикой использования не художественного, а инструктивного материала возникает естественный вопрос о том, какая речь укореняется в сознании учащихся. Кирнарская Д. К. цитирует Масленкову Л. М.: «Своей безликостью и однообразием он [ инструктивный материал ] не только не способствует развитию музыкальных представлений, но и наносит слуху ущерб, засоряя его антихудожественными конструкциями. Яркие же и определенные в стилевом отношении художественные образцы, наоборот, обогащают интонационный запас, расширяют музыкальный кругозор учащихся и развивают способность слуха различать исторически закономерные особенности музыкального языка» [8, с. 5 ].

Использование на занятиях сольфеджио материала, пройденного в курсе музыкальной литературы, происходит через традиционные слуховые и интонационные формы (диктант, чтение с листа и др.).

«Живая» музыка, в отличие от инструктивных образцов, призвана формироватьхудожественный и исполнительский вкус. Учебный материал занятия подбирается,как правило, с учётом синхронно изучаемых тем в курсе музыкальной литературы, с опорой на знания теории, полифонии, анализа музыкальных форм. Осмысленное исполнение, слушание и запоминание мелодий, отдельных разделов произведений невозможно без знаниязакономерностей музыкального синтаксиса, строения музыкальной формы. Поэтому в работенад диктантом, слуховым анализом преподаватель апеллирует к знаниям учащихся, полученнымв курсе элементарной теории музыки, анализа музыкальных произведений, полифонии, или объясняет ещё неизвестные им явления формообразования. Такова практика установления межпредметныхсвязей.

Многие классические произведения уже заведомо знакомы ученикам на слух, так как их можно услышать в кино или в рекламе, однако это часто сопровождается незнанием автора и названия самого произведения. Можно использовать приложения, позволяющие вести электронный интерактивный журнал, дневник, составлять каталог важных заметок и т.д. Использование планшетных и музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании ставит принципиально новые задачи, которые требуют поиска новых подходов к организации учебного процесса, создают необходимость разработки новых методик преподавания музыкальных дисциплин, реализующих возможность оптимального соответствия между сложившимися традициями и использованием новых информационных технологий в обучении музыке. Повышается интерес к урокам сольфеджио. А эффективность этого способа представления информации, сочетающего динамику, звук и изображение, заключается в том, что надолго концентрируется внимание учащихся [17, c. 56].

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся других школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов, изучить их биографию. Данная работа должна организовываться и контролироваться педагогом, т.е. рекомендовать к просмотру и прослушиванию проверенные ссылки и сайты. Немаловажную здесь роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре.

Можно воспользоваться всевозможными музыкальными справочниками, порталами, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Это такие энциклопедии как “Музыкальный справочник”[2], “Погружение в классику”[3], “Нотомания”[4] и другие. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений.

Работу над полифоний можно начинать с написания нотного текста полифонического произведения в нотном редакторе – например, Sibelius, Finale, CakewalkOverture и другие. Каждый голос ученик пишет на отдельном нотном стане. По окончании написания нотного текста, ученик подбирает каждому голосу наиболее подходящий тембр музыкального инструмента. Параллельно с этим учит на своем родном музыкальном инструменте голосоведение. Затем происходит синтез – ученик играет на своем инструменте один голос, а компьютер играет остальные голоса. Синтезатор также может озвучить полифонию разными голосами с помощью режима Split.

Внедряя современные методы и технологии на уроках, педагог делает курс «Сольфеджио» «привлекательным и востребованным для юного поколения музыкантов XXI века» [17, c.58]. При этом важно найти баланс между сложившимся традиционным музыкальным образованием и использованием новых информационных технологий обучения.

Сольфеджио» и хор

Сольфеджио призвано научить понимать музыку, услышанное записать на бумаге, а увиденные нотные знаки правильно воспринимать и осмысленно исполнять.Весь процесс обучения следует строить таким образом, чтобы помочь детям использовать полученные на уроках сольфеджио знания в хоровой исполнительской деятельности.На занятиях сольфеджио нужно стремиться, как можно быстрее развить, необходимые навыки пения по нотам во всех мажорных и минорных тональностях, научить детей свободно воспроизводить наиболее распространённые ритмические соотношения, выработать навыки чтения с листа, быстрой ориентировке на нотоносце. Всё это будет способствовать быстрейшему и более прочному освоению репертуара на хоровых занятиях и занятиях по фортепиано.

В свою очередь, работа в хоровом классе обязательно должна включать изучение хорового репертуара по нотным партиям или партитурам. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. В старших классах одним из видов сольфеджирования является исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам.Именно в этот момент особо важно освоение теоретического материала вести на прочной вокальной основе.

Пришедший в музыкальную школу ребенок приносит с собой некоторый музыкальный опыт, больший или меньший, в зависимости от окружающих его условий. Каждый ребёнок, если не пел сам, то слышал, как поют другие. С музыкой у ребенка связывается ряд представлений. Конечно, эти музыкальные представления ещё незначительны и, главное, недостаточно осознаны и осмысленны. Внести осознанность в музыкальные представления детей, научить их разбираться в своих музыкальных впечатлениях.

Для хорового отделения одна из первоочередных задач — быстро научить детей чисто интонировать. Общеизвестно, что современные дети поют мало. Из детей принятых в 1-й класс только четверть поют чисто, остальные — с различными отклонениями. Музыкальный инструмент (в основном — фортепиано) появляется у ребёнка не сразу и выработать чистоту интонации в короткие сроки бывает порой просто невозможно. Кроме того, при разнообразии музыкального материала дети не успевают хорошо его запомнить и поют с недочётами. Поэтому в процессе работы вполне допустимо использовать песни из хорового репертуара на уроках сольфеджио. Если начальный период обучения сольфеджиоработать в тесной связке с педагогом-хоровиком, то это благотворно сказывается на нашем общем деле - воспитании профессионализма, чистоты интонации, выразительности пения. А развитие в детях музыкальной памяти, координации между слухом и голосом способствует гармоничному развитию ребёнка, его дальнейшим творческим достижениям, придаёт юному музыканту уверенности в себе. Выпускники музыкальной школы должны уметь сыграть или спеть по нотам несложные произведения, уметь аккомпанировать пению. Раздел «Чтение с листа» вошел в учебные планы и программы всех дисциплин. Известно, что этот навык развивается очень медленно и требует большой и кропотливой работы. Вот тут-то педагогам – специалистам, теоретикам и хоровикам - необходимо объединить свои усилия и работать, отталкиваясь от общих методических положений. А именно, чтение с листа в специальных и теоретических классах требует предварительного анализа, оно опирается на ладовое восприятие мелодии, а для этого слух должен быть соответственно подготовлен. Нельзя допускать механического чтения от ноты к ноте, надо добиваться охвата учащимися музыкального целого. А «развивая слух, мы непосредственно действуем на звук»,- говорил Г.Нейгауз. В этих словах великого музыканта выражена сущность взаимосвязей уроков музыки.

Повседневный контакт между теоретиками, хоровиками и специалистами играет очень важную роль, так как у них одинаковые задачи: раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его многообразии, но достигается это своими специфическими средствами.

Совершенно очевидно, что всякая творческая деятельность в любом виде – слушание музыки, пение, игра на различных инструментах – все это способствует активному развитию музыкального слуха, который дает возможность ученику воспринимать и осознавать музыку, развивает у них гармонический слух. Известный ученый и педагог Н.Л. Гродзенская отмечала: «Гармонический слух следует развивать для того, чтобы дети слышали гармонию, понимали ее» [18, c. 19].

В хоре ученики постоянно слышат в живом звучании интервалы и аккорды, с которыми они имеют дело на уроках сольфеджио. В своей повседневной педагогической практике мы часто сталкиваемся с тем, что на различных занятиях (специальность, сольфеджио, хор, музыкальная литература и другие) педагогам приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание учащихся на одних и тех же моментах, работать над одними и теми же навыками.

 

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические принципы музыкально-педагогического обучения на основе межпредметных связей имеет большое значение не только для хорошего усвоения, но и могут пробудить настоящий, глубокий интерес учащихся к сольфеджио и другим предметам, стремление слушать, изучать музыку.

Межпредметная связь, ставшая основой педагогического процесса, выражается в комплексном подходе обучения детей на уроках cольфеджио в ДМШ и ДШИ. Преподавание курса выдвигает новые формы учебной работы как на уроке сольфеджио, музыкальной литературы, так и на уроках специальности и хора. Слияние всех музыкальных дисциплин в единый процесс обучения способствует развитию музыкального мышления и воображения, осознанного восприятия музыкальных познаний на основе мыслительной деятельности самого учащегося и применения полученных знаний и умений на практике. Межпредметные связи на уроке сольфеджио позволяют эффективно использовать рабочее время.

В настоящее время невозможно представить обучение без использования информационных технологий и музыкальных программ. Существенную помощь в преподавании сольфеджио могут оказать современные информационные технологии. Использование средств информатизации оказывает положительное влияние на эффективность обучения учащихся ДМШ и ДШИ. Это новая ступень организации учебного процесса. Однако педагогу необходимо заниматься самообразованием, чтобы разобраться в новых программах, смотреть обучающие уроки в Интернете.

Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И это поможет не столкнуться с непониманием и неприятием предмета сольфеджио со стороны преподавателей – инструменталистов, так как это неприятие может отразиться и на отношении самих учеников к предмету. Современные методики преподавания сольфеджио направлены прежде всего на то, чтобы помочь обучаемому в преодолении возникающих в процессе обучения трудностей как чисто методического, так и психофизиологического характера.

 

VI. Список литературы.

1. Барабошкина, А. В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе [Текст] / Под ред. Л. Н. Раабена. - Ленинград: Музгиз. [Ленингр. отд-ние], 1963. - 43 с.

2. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.А.Бергер. – СПб., 2004. - 368 с.

3. Гейнрихс, И.П. Музыкальный слух и его развитие / И. П. Гейнрихс. - М., Музыка, 1978. - 82 с.

4. Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио: учебное пособие для муз. вузов и учащихся муз. уч-щ / Е. В. Давыдова. - 2-е изд. - М: Музыка, 1986. - 160 с

5. Дядченко, М.С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков: дис. канд. иск./ М.С. Дядченко. – Ростов: Ростовская гос. консерватория, 2006. – 220 с.

6. Забавчик, Н. А. Возможность применения современных педагогических технологий на уроках сольфеджио / Н. А. Забавчик; Е. А. Клименок // Музычнае i театральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2011. - №1.– С.47-52.

7. Иванова, Н. В. О психологических особенностях развития музыкального слуха / Н. В. Иванова // Современные проблемы науки и образования: электр. журнал. – 2015. – № 1-1.

8. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

9. Котляревская-Крафт, М.А.Сольфеджио.Учебное пособие. - Л.: Музыка, 1987. – 42 с.

10. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 95 с.

11. Максимова, В. Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема // Сов. Педагогика, 1981. - №8. - с. 78-84.

12. Мажара, А. С. Комплексный подход в обучении сольфеджио и музыкальной литературы / А. С. Мажара // Музыка в школе. - 2015. – №4.- С. 43-46.

13. Масленкова, Л. М. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Союз художников, 2007. – 176 с.

14. Немыкина, И. Н. Основы музыкальной педагогики. - Екатеринбург, 1993г. - 60 с.

15. Привалов, С. Сольфеджио на материале музыкальной литературы. – М.: Классика – 21 век, 2009. - 36 с.

16. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова - 2-ое издание. - М.: Директ-медиа, 2014. - 279 с.

17. Шаповалова, Л. И. Новые методы подачи учебного материала на уроках сольфеджио / Л. И. Шаповалова // Музыка в школе. - 2015. - № 5. - С. 55-58.

18. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов. - М.: Музгиз, 1959. – 40с.

 

Электронные ресурсы:

1. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18244

2. https://mus-info.ru

3. https://intoclassics.net

4. https://www.notomania.ru/


[1] https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18244

[2] https://mus-info.ru

[3] https://intoclassics.net

[4] https://www.notomania.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: