Двадцать первый пример, объединяющий в себе все сказанное ранее.




Краткое разъяснение достоинств Ислама.

 

 

Автор: АбдуРрахман ибн Насир ибн Саади, да смилуется над ним Аллах (1307 – 1376 гг. х.)

—™

 

Оглавление:

Вступление. Стр.: 2.

Первый пример. [Вера в Аллаха и то, что было ниспослано посланникам Аллаха]. Стр.: 3.

Второй пример. [Польза и мудрость намаза, заката, поста и хаджа]. Стр.: 4.

Третий пример. [Соблюдение единства мусульман, и запрет раскола]. Стр.: 5.

Четвертый пример. [Милосердие и проявление добра к людям]. Стр.: 5.

Пятый пример. [Ислам религия соответствующая здравому разуму]. Стр.: 6.

Шестой пример. [Призыв к одобряемому, и удержание от порицаемого]. Стр.: 6.

Седьмой пример. [Дозволенность торговли и других взаимоотношений между людьми и запрет того что ведет к вреду людям в этих сделках]. Стр.: 7.

Восьмой пример. [Дозволенность всего, кроме того, что приносит вред религии, разуму, телу и имуществу человека]. Стр.: 8.

Девятый пример. [Установление прав людей, как право родителей, соседей, детей ]. Стр.: 9.

Десятый пример. [Наследство и завещание покойного]. Стр.: 9.

Одиннадцатый пример. [Наказание за преступление]. Стр.: 9.

Двенадцатый пример. [Лишение прав на распоряжение имуществом, для сохранения имущества]. Стр.: 10.

Тринадцатый пример. [Инструменты для сохранения прав людей]. Стр.: 10.

Четырнадцатый пример. [Благодеяние своим имуществом, при этом ты получаешь награду у Аллаха, а имущество к тебе возвращается, как например дать деньги долг и т.д.]. Стр.: 10.

Пятнадцатый пример. [Правила для решения спорных вопросов]. Стр.: 11.

Шестнадцатый пример. [Призыв советоваться с людьми]. Стр.: 11.

Семнадцатый пример. [Забота о мирской и духовной жизни человека]. Стр.: 12.

Восемнадцатый пример. [Знание и религия призваны подправлять власть]. Стр.: 12.

Девятнадцатый пример. [Шариат Аллаха пригоден для всех времен и мест]. Стр.: 12.

Двадцатый пример. [Победа Ислама, и его распространение, не смотря на козни врагов]. Стр.: 13.

Двадцать первый пример, объединяющий в себе все сказанное ранее. Стр.: 14.

 

 

_______________________________________________

 

[Название глав в квадратных скобках в оригинале отсутствует, добавлены они для пользы].

Вступление.

 

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милующего!

Всей хвалы достоин лишь Аллах, Его мы восхваляем, Его молим о помощи и прощении, перед Ним каемся и к Нему прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах наставляет на верный путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он оставляет без руководства, того никто не наставит! Я сви­детельствую, что нет бога, достойного покло­нения, кроме Аллаха, Единственного, не имеющего сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник, да пребудут над ним благословения и многочисленные приветствия Аллаха!

 

А затем: Религия Ислам, с которой явился в мир Мухаммад, да благословит его Аллах и при­ветствует, — самая совершенная и луч­шая, самая высокая и великая из всех религий. Содержа­щиеся в ней прекрасные достоинства, совер­шенство, праведность, порядок, милость,

спра­ведливость и мудрость являются подтвержде­нием абсолютного совершенства Аллаха, Его всеобъемлющего знания и бесконечной муд­рости. Также они являются подтверждением того, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — истинный посланник Аллаха, правдивый и получавший правду, ко­торый не говорил по пристрастию, ибо произ­носимое им было «не иначе как внушаемым ему откровением» (Ан-Наджм, 53: 3,4).

 

Исламская религия является самым непре­ложным и великим доводом, доказывающим единственность Аллаха и принадлежность Ему всякого абсолютного совершенства, и

под­тверждающим истинность посланниче­ской мис­сии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его правдивость.

 

Целью данного моего разъяснения явля­ется доведение до людей известных мне пре­имуществ этой великой религии. Признавая безусловную недостаточность моих знаний для того, чтобы раскрыть даже часть того величия, той красоты и того совершенства, которые со­держатся в Исламе, и осознавая слабость моей способности излагать мысль для того, что разъ­яснить все это даже в общем, не говоря уже о подробном изложении, я, вместе с тем, сле­дую правилу, что при невозможности достичь чего-то полностью или дойти в чем-то до пре­дельной точки, все же не стоит отказываться от осуществления той части, которая тебе по си­лам, ибо Аллах не возлагает на душу то, что сверх ее возможностей, и Он сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей» (Ат-Та­габун, 64:16).

 

Мое решение осветить эту тему объясня­ется тем, что ее познание заключает в себе це­лый ряд преимуществ и польз, а именно:

1. Посвящение времени этой теме, которая является самой почетной и важной, — одно из лучших праведных деяний. Ее постиже­ние и изучение, размышление над ней, ис­пользование всех путей, ведущих к ее по­знанию, — лучшее, чем может занять себя раб Всевышнего. Часы, которые ты потратишь на нее, выступят в твою пользу, а не против тебя.

 

2. Признавать милости, дарованные Аллахом, и рассказывать о них приказано Аллахом и Его посланником, и это входит в число самых великих праведных деяний. Вне всякого сомнения, исследование данной темы является формой признания самой великой из милостей, оказанных Аллахом Его рабам, рассказом и размышлением о ней. Эта милость — религия Ислам, кроме которой Аллах ни от кого не принимает в качестве религии ничего другого. Рассказ о ней представляет собой выражение благодарности Аллаху за нее и желание получить еще большую долю ее долю.

 

3. Люди очень сильно отличаются друг от друга по степени веры и уровню ее совершенства. Чем больше кто-либо знает об этой религии, чем сильнее ее возвеличивает, чем больше радуется ей и восторгается ее великолепием, тем совершеннее его вера и прочнее убежденность, поскольку указанные свойства служат очевидным показателем отношения человека ко всем столпам и основам веры.

 

4. К самым главным способам призыва людей к Исламу относится разъяснение им его красоты и достоинств, которые принимаются и признаются каждым, кто обладает здравым умом и неискаженным естеством. Если за призыв к этой религии возьмутся мужи, способные разъяснять людям ее истинную сущность и указывать им заключенную в ней пользу, то этого будет вполне достаточно для привлечения их к ней, поскольку призываемые увидят, что Ислам отвечает религиозным и мирским интересам и обеспечивает внешнюю и внутреннюю праведность. Это избавит от необходимости опровергать несостоятельные аргументы оппонентов Ислама или вскрывать пороки религии тех, кто ему противится, потому что Ислам сам по себе является опровержением всяким ложным аргументам, выдвигаемым против него. И как может быть иначе, если он представляет собой истину, сопряженную с ясным разъяснением и непреложными доводами, ведущими к убежденности?! Раскрытие некоторых фактов об этой религии — самый главный аргумент, побуждающий к ее принятию и заставляющий отдать ей предпочтение перед всеми другими учениями.

 

5. Достоинства исламской религии проявляются во всех ее аспектах и доводах, в ее общих и частных положениях, в предо­став­ляемых ею знаниях, связанных как с ре­лигиозным законами и нормами, так и с мирозданием и социальными вопросами. В данной работе я не ставлю своей целью охватить и проанализировать все эти сферы, поскольку ее реализация требует очень обширного изложения. Моя цель заключается лишь в приведении нескольких полезных примеров, которые послужат указателем на отношение Ислама к остальным вопросам и приоткроют дверь для желающих в нее войти. Эти примеры подобраны так, что касаются разных областей религии: общих (основных) положений и частных (практических) установлений, обрядов поклонения и вопросов взаимоотношений между людьми. Я приступаю к их упоминанию, полагаясь на помощь Аллаха и на­деясь, что Он направит и научит меня, раскроет для меня сокровищницы Его щедрот и великодушия, благодаря чему придут в порядок мои дела, и будут верными мои слова и поступки.

 

 

Первый пример. [Вера в Аллаха и то, что было ниспослано посланникам Аллаха].

Исламская религия зиждется на основах веры, упомянутых в словах Всевышнего:

«Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся”» (Аль-Бакара, 2:136).

Эти великие основы, приказанные Аллахом Его рабам, представляют собой те самые принципы, которых придерживались все пророки и пос­ланники. Они заключают в себе величайшие знания и убеждения, выражающиеся в вере во все, что сообщил о Себе Всевышний устами Своих посланников, и в приложении всех усилий для снискания Его довольства.

 

•Религия, основанием которой является вера в Аллаха, а плодом — усердное стремление ко всему, что Он любит и чем доволен, и искреннее посвящение этого усердия только Ему — разве можно представить себе религию лучше, величественнее и дос­тойнее этой?!

 

•Религия, повелевающая верить во все, что дано Божьим пророкам, принимать и подтверждать их посланническую миссию, признавать истину, с которой они явились от их Господа, не проводить различия между ними, твердо веря, что все они — правдивые посланцы Аллаха и Его искренние поверенные, — какое возражение или порочение может быть направлено в ее сторону?!

 

•Эта религия повелевает все истинное, признает всякую правду, подтверждает все религиозные истины, опирающиеся на Откровение, данное Аллахом Его посланникам, соглашается со всеми полезными истинами и фактами, на которые указывают здравый разум и неизвращенное естество. Она ни в каком виде не отвергает истину, не признает ложь, не подвергается влиянию неправды. Она является критерием и эталоном, по которому судят об истинности или ложности воззрений всех остальных религий.

 

•Эта религия повелевает прекрасные деяния, благородные нравственные качества, печется об интересах людей, побуждает к спра­ведливости, великодушию, милосердию и доб­ру, строго запрещает беззаконие и несправедливые притеснения, посягательство без права, низкие нравственные черты. Любое совершенное качество или деяние, одобренное пророками и посланниками, непременно одобряется и утверждается ею; все вещи, несущие пользу религиозной или мирской жизни людей, к которым призывают религиозные учения и

законо­да­тельства, обязательно нашли место среди ее наставлений. Напротив, все, что может принести людям вред, нашло отражение в установленных ею запретах, и она приказывает отдалиться от этого.

 

Таким образом, убеждения, предписанные этой религией, таковы, что именно они очищают сердца, исправляют души, формируют благородные нравственные черты и побуждают к

пре­красным деяниям.

 

Второй пример. [Польза и мудрость намаза, заката, поста и хаджа].

Самыми главными предписаниями Ислама после веры являются: совершение молитвы (салят, намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост в месяц Рамадан (саум Рамадан) и паломничество к Заповедному Дому (хадж).

 

Задумайтесь об этих великих предписаниях, их огромной пользе, усердии ради довольства Всевышнего, к которому они обязывают, наг­радах в земной и вечной жизнях, к которым они ведут.

 

•Задумайтесь о том, что заключает в себе молитва, а это: искренность в отношении Аллаха, полная устремленность к Нему, Его восхваление, мольба к Нему, смиренная покорность Ему. Она также необходима для древа веры, как необходимы для сада уход и полив: если бы не молитва, совершаемая на протяжении дня несколько раз, то высохло бы дерево веры, зачахли его ветви. Но благодаря тем видам служения Создателю, которые она в себя включает, дерево веры растет и обновляется. Также необходимо учесть, что молитва занимает человека поминанием Аллаха, а это превыше всего, и удерживает от мерзостей и порицаемых поступков.

 

•Задумайся о мудрых предназначениях закята, о том, что его выплата способствует приобретению человеком таких благородных черт, как щедрость и великодушие, и отдаляет его от низких и презренных качеств, о том, что закят является выражением благодарности Аллаху за Его дары, оберегает имущество от материального и мораль­­ного ущерба, представляет собой благодеяние к людям и сочувствие к нуждающимся, помогает решению насущных проблем людей.

Закят заключает в себе избавление бедняков и малоимущих от нужды, помогает делу распространения религии и обес­печению глобальных жизненных интересов мусульманского общества, препятствует распространению бедности и уве­личе­­­нию количества бедняков. Закят является проявлением доверия Аллаху, убежденности в том, что Он даст взамен потраченного лучшее, надежды на Его награду и веры в Его обещание.

 

•Что касается поста, то он приучает душу к отказу от любимых и привычных для неё вещей ради любви и приближения к Аллаху, вырабатывает в человеке стойкость, силу воли и терпение. Пост помогает укрепить искренность как побудительный мотив, воплотить превознесение любви к Аллаху над любовью к самому себе. По этой причине, пост принадлежит исключительно Аллаху: Он отнес его к Себе и поставил его у Себя на особое место среди всех остальных деяний.

 

•Что касается хаджа, то он включает в себя трату имущества, перенесение сложностей, встречу с возможными опасностями и труд­ностями — и все это ради обретения благосклонности Всевышнего, возможности быть Его гостем, раболепного служения Ему в Его доме и Его святых местах. Разнообразные виды поклонения в этих обрядовых долинах — это трапезы, накрытые Создателем для Его рабов, для гостей, прибывших к Его дому.

 

Перечисленные обряды содержат в себе возвеличивание Всевышнего, абсолютное подчинение Ему, напоминание о состояниях, пережитых пророками и посланниками, людьми избранными и очищенными, которое укрепляет веру в них и делает сильной любовь к ним.

 

Данные обряды способствуют знакомству мусульман друг с другом, объединению их на одном слове, обеспечению согласия между ними в вопросах, касающихся их интересов — общих и частных, и многому другому, что невозможно перечислить. Все это относится к самым прекрасным достоинствам религии и самым значимым пользам, получаемым верующими.

Упомянутое нами является лишь кратким указанием, призванным обратить внимание читателя на обсуждаемый предмет.

 

 

Третий пример. [Соблюдение единства мусульман, и запрет раскола].

 

Им является то, что Законодатель приказал мусульманам непременное соблюдение единства и сплоченности и побудил их к этому, и запретил им раскол и разобщенность и предостерег их от этого.

 

Большое количество религиозных текстов Корана и Сунны содержат указание на этот важный принцип. Любой мало-мальски разумный человек понимает полезность данного повеления, вытекающие из него религиозные и мир­ские выгоды и устраняемый им вред.

Также небезызвестно, что это является основным стержнем, вокруг которого вращается духовная сила, построенная на истине.

Бесспорным фактом является и присущее мусульманам в начале Ислама неукоснительное следование религии, их благое положение и величие, которых в такой степени не достигал никто, кроме них, что объясняется их приверженностью этому принципу, подлинным его соблюдением и крепкой убежденностью в том, что он является духом их религии.

Яснее понять сказанное поможет следующий (четвертый) пример.

 

 

 

Четвертый пример. [Милосердие и проявление добра к людям].

 

Поистине, Ислам — религия милосердия, благодати и совершения добра, побуждающая приносить пользу человечеству.

 

Присущие этой религии милосердие, побуждение к хорошему обхождению с людьми, призыв к совершению добра, запрещение всего, что противоречит этому, — вещи, которые сделали ее светом и сиянием во мраке беззакония, притеснения, дурного обхождения и попирания неприкосновенных прав.

Именно эти вещи привлекли к Исламу сердца людей, бывших до знакомства с ним его злейшими врагами, и они вошли под его благодатную сень.

Ислам проявил сочувствие и благоже­ла­тель­ность к своим последователям так, что милосердие, снисходительность и доб­ро­та стали изливаться из их сердец на их слова и поступки, и распространились на врагов этой религии, заставив их превратиться в ее друзей. Среди них были те, кто вошел в нее посредством мудрого и проницательного разума и силы интуиции, и те, кто подчинился ей и ус­тремился к ее установлениям, отдав им предпочтение перед законами своих единоверцев, потому что нашел в них справедливость и милосердие.

 

 

Пятый пример. [Ислам религия соответствующая здравому разуму].

 

Ислам — это религия мудрости, религия соответствия здравому естеству, религия разума, благого порядка и счастья.

 

Данное утверждение доказывается заключенными в исламской религии общими (основными) и частными законоположениями, которые принимаются естеством и разумом. Здравый разум подчиняется этим установлениям, побуждаемый видением их истинности и правиль­ности, совершенства и прекрасной упорядоченности, их применимости и пригодности для любой эпохи и любого места.

Все сообщения, переданные Исламом, являются истиной и правдой, и никак не могут быть опровергнуты или поставлены под сомнение сведениями, которые были получены в прошлом или станут известными в будущем. Они поддерживаются и подтверждаются всеми истинными науками и знаниями, что служит неопровержимым доказательством их правдивости.

Беспристрастные исследователи удостоверились в том, что Коран содержит ясное, несомненное указание на любое полезное знание — религиозное, мирское или политическое.

В исламском вероуставе (шариате) нет ничего, что здравый разум мог бы счесть несостоятельным. Напротив, всякий чистый рассудок свидетельствует о его правдивости, полезности и благотворности.

Все повеления и запреты Ислама справедливы и не имеют ничего общего с без­законием и несправедливостью. Что бы ни приказал Ислам, оно непременно несет абсолютное благо и чистую пользу, либо благо и польза являются в нем преобладающими. Что бы он ни запретил, это непременно является чистым злом и вредом, либо вред этого преобладает над пользой.

Чем больше размышляет разумный человек над его установлениями, тем больше верит в данное утверждение и убеждается в том, что Ислам — учение, снизошедшее от Мудрого и Достохвального Творца.

 

 

Шестой пример. [Призыв к одобряемому, и удержание от порицаемого].

 

Принесенные этой религией борьба на пути Всевышнего, повеление призывать людей ко всему одобряемому и удерживать их от всего порицаемого.

 

Борьба на пути Всевышнего, с которой пришел Ислам, подразумевает отведение агрессии тех, кто покушается на права этой религии и на возможность призыва к ней. И это самый лучший вид борьбы, потому что ею движут не алчность и не корыстные цели.

Всякий, кто обратит внимание на доводы этой основы и познакомится с историей отношения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников к их врагам, поймет, что джихад входит в категорию необходимых вынужденных мер и служит средством для отражения агрессии преступников.

То же самое касается призыва к одоб­ряемому и удержания от порицаемого: нормальное существование этой религии невозможно без настоящего соблюдения ее приверженцами установленных ею принципов и положений, без подчинения ее повелениям, которые несут в себе максимум пользы и блага, и без отстранения от запрещенных ею вещей, которые приносят максимум зла и нечестия. Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого необходимы для соблюдения мусульманами всех этих рамок, поскольку души, которым свойственна греховность, могут склонить часть людей отважиться на нарушение некоторых запретов Всевышнего и небрежное отношение к выполнению предписанных обязанностей. Вот почему повеление людям одобряемого и удержание их от порицаемого относятся к самым важным достоинствам религии, самым необходимым факторам для ее существования. Этот исламский принцип обеспечивает исправление и воспитание членов исламской общины, отклонившихся от праведности, их отведение от порочного и побуждение к высокому. Если же предоставить этим людям, которые обязались соблюдать религию и придерживаться ее установлений и предписаний, полную свободу, то это будет самой великой несправедливостью по отношению к ним и принесет им и всему обществу безусловный вред, особенно, если речь идет о правах, соблюдение которых является обязательным с точки зрения религии, разума и сложившихся традиционных представлений.

 

 

 

Седьмой пример. [Дозволенность торговли и других взаимоотношений между людьми и запрет того что ведет к вреду людям в этих сделках].

 

Принесенное этой религией разрешение на различные виды купли-продажи, сдачи в аренду, партнерских отношений, многообразные формы торгово-финансовых взаимоотношений между людьми, касающихся обмена товаров и денег, предоставления и взятие средств в долг, предоставления и получения услуг и т.д.

 

Совершенное исламское религиозное законодательство (шариат) объявило о дозволенности для людей данного аспекта деятельности и их праве на его свободное осуществление, поскольку это затрагивает их интересы, являющиеся либо жизненно необходимыми, либо относящимися к потребностям или вещам, улучшающим жизнь. Шариат предоставил людям простор, давший возможность прийти в по­рядок их делам и обстоятельствам, приведший в норму их материальное положение.

 

При этом для дозволенности тех или иных торгово-финансовых взаимоотношений шариат выдвинул в качестве условий обоюдное согласие сторон, наличие в соглашениях ясности и известности, определенность предмета и вида договора, известность условий, вытекающих из него. Шариат не позволяет те формы взаимоотношений, которые несут в себе вред и

не­справедливость, а именно все то, что представляет собой тот или иной вид азартных игр, ростовщичества или неопределенности.

 

Всякий, кто объективно изучает взаимоотношения, установленные шариатом, убеждается в их тесной связи с пользой и благополучием в религиозном и мирском планах и признает об­ширность милости и совершенство мудрости Всевышнего, дозволившего Своим рабам все благое, будь то способы заработка, виды пищи и питья, и установившего для них правильные и безупречные пути достижения благ.

 

 

 

Восьмой пример. [Дозволенность всего, кроме того, что приносит вред религии, разуму, телу и имуществу человека].

 

Принесенное шариатом разрешение всего благого, будь то виды пищи, питья, одежды, брачных отношений и т.д.

 

Всякая благая и полезная пища — всевозможные злаки и плоды, мясо всех морских и ос­новной части сухопутных животных — сделана шариатом дозволенной. Он запретил только все мерзкое, способное нанести вред религии, разуму, телу и имуществу человека.

Дозволение Аллахом чего-либо является проявлением Его доброты и благости Его религии. Точно так же запрещение Им чего-либо указывает на Его доброту (поскольку Он запретил людям лишь вредное для них) и под­черкивает красоту и благость Его религии, ибо красота и благость — производные от мудрости и способности позаботиться о пользе и предот­вратить вред.

Данная особенность шариата касается и вопроса брака: человеку дозволяется жениться на приятных ему женщинах — двух, трех и четырех, поскольку это отвечает интересам обеих сторон и защищает обе стороны от вреда. Ему не позволено жениться больше чем на четырех свободных женщинах, потому что это ведет к притеснению и нарушению справедливости. Если же он опасается, что не сможет справедливо относиться ко всем женам и соблюдать установленные Аллахом правила брачных уз, то шариат побуждает его для достижения данной цели ограничиться одной женой.

И как брак относится к величайшим милостям Всевышнего и насущным потребностям человека, так же и дозволенность развода — милость Аллаха, избавляющая человека от необходимости жить с тем, кто ему не подходит, проводя свои дни в стеснении и мучительных тяготах. В Коране сказано: «Если же они (супруги) расстанутся, то Аллах наделит каждого из них из Своей щедрой милости. Аллах — Объемлющий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:130).

 

 

Девятый пример. [Установление прав людей, как право родителей, соседей, детей и т.д.].

 

Права, установленные Аллахом и Его посланником между людьми, являющиеся воплощением принципов праведности, благого порядка, добра, благодеяния, справедливости, честности и недопущения беззакония и притеснений.

 

Сюда входят права родителей, детей, родственников, соседей, товарищей, компаньонов, суп­ругов, которые предоставлены им шариатом и соблюдение которых вменено мусульманам в обязанность.

Все эти права и обязанности, как насущно необходимые из них, так и дополнительные, видятся прекрасными и правильными любому неискаженному естеству и чистому рассудку. Они обеспечивают самое совершенное обращение людей друг с другом, когда происходит взаимообмен пользами и выгодами в соответ­ствии с положением и степенью каждого обладателя права.

 

Чем больше размышляешь об этих правах и обязанностях, тем больше видишь содержащееся в них благо и устраняемое ими зло, обнаруживаешь в них общественную и личную пользу и осознаешь, что они фактор сплочения и совершенных взаимоотношений между людьми. Все это заставляет тебя свидетельствовать о том, что эта религия и ее шариат — залог счастья в обоих мирах. Ты убеждаешься, что эти права и обязанности актуальны во все времена, в любом месте, при любых обстоятельствах и традициях. Ты видишь, как они приносят выгоду верующим, обеспечивают их интересы и полноценное сотрудничество в религиозных и мирских вопросах, привлекают друг к другу сердца, устраняют вражду и ненависть.

Убедиться в сказанном об этих правах можно путем их исследования и изучения в соответствующих источниках.

 

 

 

 

Десятый пример. [Наследство и завещание покойного].

 

Принесенные шариатом законоположения о переходе прав человека на имущество после его смерти и распределении наследства между наследниками.

 

Всевышний указал на их мудрый смысл, сказав: «Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:11).

 

Эти законоположения были установлены Самим Всевышним в соответствии с Его знанием о близости и пользе родственников друг для друга, о том, куда, как правило, человек желает передать свое имущество, и какое распределение наследства является наиболее благочестивым и велико­душным. Шариат принес такую систему распределения наследства, которая заставляет здравые умы безоговорочно признать ее правильность и целесообразность. Если бы Аллах предоставил решение этого вопроса мнениям людей, их страстям и желаниям, то это привело бы к такой путанице, несуразности и нецелесообразности, к таким неправильным предпочтениям, что положение было бы близко к хаосу.

 

Всевышний Законодатель предоставил человеку право завещать часть своего имущества на благочестивые и богоугодные цели, с намерением извлечь из этого пользу в вечной жизни, но ограничил это право, постановив, что завещать можно лишь одну треть от всего имущества или меньше этого, в пользу кого-то, кто не входит в круг наследников. Это сделано для того, чтобы имущество, которое Аллах даровал людям в качестве средства для существования, не стало предметом несерьезного отношения со стороны неразумных и мало ре­лигиозных людей при покидании ими земного мира. Что же касается нахождения человека в добром здравии и полном уме, когда он опасается бедности и банкротства, то такое состояние, как правило, удерживает его от вредных для него имущественных трат.

 

Одиннадцатый пример. [Наказание за преступление].

 

Установленные Божественным законодательством наказания и их неодинаковость в зависимости от тяжести преступления.

 

Необходимость наказаний объясняется тем, что преступления и посягательство на права Аллаха и права Его рабов относятся к самым тяжелым формам беззакония, нарушающим благой порядок. Из-за них приходят в расстройство и религия, и мирская жизнь людей. Установленные Всевышним Законодателем меры наказания за преступления и дерзкие посягательства на Его установления (казнь, отсечение руки, побитие плетью и различные виды воспитательных мер) предназначены для того, чтобы служить острасткой и сдерживающим фактором и уменьшить количество преступных случаев. Все меры наказания несут в себе множество пользы — общей и личной, благодаря чему каждый разумный человек убеждается в бла­гости шариата. Полноценно противостоять злу и предотвращать его невозможно без тех мер наказания, которые установлены Законодателем в соответствии с тяжестью преступлений или их количеством.

 

 

 

Двенадцатый пример. [Лишение прав на распоряжение имуществом, для сохранения имущества].

 

Принесенная шариатом мера, заключающаяся в лишении владельца имущества права на распоряжение своими средствами, если таковое способно нанести вред ему самому или другим.

 

Сюда относится наложение запрета на распоряжение имуществом такими категориями лиц, как умалишенные, несовершеннолетние дети, неразумные люди и др., а также наложение зап­рета на имущество должника в интересах кредиторов. Данное предписание шариата относится к одному из его достоинств, поскольку лишить человека права на свободное распоряжение личными средствами, которое, в своей основе, относится к его неотъемлемым правам, в ряде случаев, когда оно приносит больше вреда, чем пользы, и зло от него превышает благо, становится необходимым. В таких случаях Законодатель наложил запрет на самостоятельное распоряжение владельца его имуществом, с целью его полезного применения и побуж­де­ния людей использовать свои средства с тол­ком, избегая всех вредных трат.

 

 

 

Тринадцатый пример. [Инструменты для сохранения прав людей].

 

Узаконивание шариатом механизмов, подтверждающих и обеспечивающих права.

 

Сюда относится такой механизм, как привлечение свидетелей, позволяющий людям добиться того, на что они имеют право, предотвратить непризнание законных прав, устранить возникновение сомнений.

Сюда относятся также залог, гарантирование и поручительство, роль которых состоит в обеспечении посредством них имущественного права людей, которые сталкиваются с невоз­можностью возвращения своих средств теми, кто им должен.

Несомненно, наличие таких механизмов приносит много разнообразной пользы, обеспечивает соблюдение прав, способствует расширению и развитию торгово-финансовых взаи­­мо­отношений, наполнению их справедливостью, честностью, порядком и правиль­ностью.

Если бы не эти механизмы, большая часть взаимоотношений оказалась бы приостановленной. Они полезны по целому ряду известных аспектов, как для того, кто стремится посредством них обеспечить свои права, так и для того, на ком лежит обязательство их удовлетворения.

 

 

 

Четырнадцатый пример. [Благодеяние своим имуществом, при этом ты получаешь награду у Аллаха, а имущество к тебе возвращается, как например дать деньги долг и т.д.].

 

Побуждение шариатом к таким благодеяниям, которые позволяют совершающему их заработать награду у Аллаха и благодарность со стороны людей, после чего к нему возвращается его имущество — либо само, либо его эквивалент — и, таким образом, эти благодеяния позволяют получить самый великий доход без испытания какого-либо вреда.

 

К данному виду благодеяний относятся дача средств в долг, безвозмездное предоставление имущества во временное пользование и другие подобного рода поступки. Невозможно сосчитать, сколько пользы они приносят, сколько проблем решают, от скольких печалей избавляют, сколько блага и добрых дел позволяют достичь.

Совершивший их получает назад свое имущество, приобретя щедрое вознаграждение от своего Господа и оставив у своего брата память о сделанном для него добре и прек­расном поступке, следствием которого становятся благополучие и благодать, прекрасное расположение духа и установление сплоченности и любви.

Что же касается безвозмездного предоставления имущества без условия его возвращения, то на мудрое предназначение такого полного и чистого благодеяния мы указывали ранее, когда говорили о закяте и милостыни.

 

 

Пятнадцатый пример. [Правила для решения спорных вопросов].

 

Правила и принципы, установленные шариатом для разрешения тяжб, развязывания спорных ситуаций, отдачи предпочтения одной из тяжущихся сторон перед другой.

 

Эти принципы построены на справедливости и непреложных доказательствах, учете принятых у людей устоявшихся правил, соответствии здравому естеству. Шариат требует предоставления доказательства от каждого, кто предъявляет претензию на какую-то вещь или какое-то право, и если тот предоставляет доказательство, дающее перевес его стороне и укрепляющее его позицию, то ему присуждается оспариваемое им право, если же у него нет доказательств, а лишь голословная претензия, то тот, кому он ее предъявляет, обязан принести клятву для отведения от него обвинения (иска), и никаких иных обязанностей в отношении обвиняющей стороны на него не возлагается.

Шариат установил в зависимости от категории предметов доказывания различные виды доказательств, причислив к ним косвенные доказательства и устоявшиеся правила, принятые у людей.

Доказательство (аль-баййина) — это название для всего, что проясняет истину и ука­зы­вает на нее.

При неясных ситуациях и паритете тяжущихся сторон шариат установил такую процедуру как справедливое полюбовное соглашение (мировая), которая подходит для любой ситуации в качестве способа разрешения споров и конфликтов.

Любой способ, в котором нет притеснения и несправедливости, и который не толкает людей на ослушание Аллаха, являясь при этом полезным для них, приветствуется шариатом, поскольку способствует окончанию тяжб и прекращению раздоров.

Шариат уровнял во всех правах, связанных с судом, сильного и слабого, правителя и под­данного. Он удовлетворил тяжущиеся стороны тем, что указал им справедливые пути и воспрепятствовал несправедливости.

 

 

 

Шестнадцатый пример. [Призыв советоваться с людьми].

 

Шариат повелел мусульманам советоваться друг с другом и похвалил верующих за то, что все свои религиозные и мирские дела, внутренние и внешние, они решают в совете.

 

Этот великий принцип единодушно воспринимается всеми разумными людьми как благой и прекрасный и рассматривается как единственный способ прийти к самому усп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: