Их деловых качеств
Определение тех, кто обладает потенциалом войти в состав высшего руководства, не является такой проблемой, которую можно решить на одном заседании. Таких людей обычно оценивают регулярно в течение всей их карьеры, чтобы иметь представление, способны ли они сделать следующий шаг. Тем не менее некоторая оценка потенциальных способностей на первоночальной стадии необходима, так как профессиональный рост тех, кто должен будет стать менеджерами нужно обязательно тщательно планировать; овладение всем объемом требуемых знаний и умений на высшем уровне - длительный процесс.
Ряд компаний изучали этот вопрос очень серьезно. Он также был предметом научных исследований. Полученные из этих источников данные предлагают некоторые ориентиры относительно того, какие черты искать у потенциальных менеджеров.
20 факторов, являющихся важным для менеджера:
· навыки в области социальных отношений;
· поведенческая гибкость;
· способность к организации и планированию;
· потребность в профессиональном росте;
· способность к принятию решений;
· личное влияние;
· творчество;
· навыки устной коммуникации;
· умение сопротивляться стрессу;
· энергия;
· работа как самая важная часть жизни;
· установленные для самого себя высокие нормы выработки;
· склонность к преподаванию;
· направленность интересов;
· реализм в оценке видов на будущее;
· объективность по отношению к самому себе;
· способности;
· способность отложить удовольствие на какое-то время;
· потребности в одобрении высшего руководства;
· гибкость целей;
· социальная объективность;
· объективность по отношению к другим;
· восприимчивость к чувствам других людей.
|
Все эти факторы, в конечном счете, можно свести к 6 главным элементам, существенным для того, чтобы добиться успеха в управлении:
1. Общая эффективность - безукоризненный трудовой стаж.
2. Управленческие навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, планирует и организует работу эффективно, с готовностью принимает решения, его решения отличаются высоким качеством.
3. Межличностные навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, производит сильное и приятное впечатление на других, обладает хорошими навыками устных презентаций, руководит другими на работе, меняет поведение, когда необходимо, чтобы достичь цели.
4. Владение своими чувствами. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, поддерживает эффективную работу в неопределенных и неконструктивных условиях, невзирая на стресс.
5. Интеллектуальные способности. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, с готовностью учится и имеет широкий спектр потенциалов.
6. Мотивация работы. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, находит удовлетворение от работы более важным, чем его коллеги, работающие в других областях производства; он хочет выполнять работу хорошо ради нее самой.
В результате исследования, проведенного Центром развития творческого руководства США, были установлены следующие черты успешно работающих руководителей.
· имели широкую диверсификацию в своей трудовой деятельности;
· хорошо выполняли различного рода задания;
· сохраняли самообладание в условиях стресса;
· переносили ошибки с достоинством и тактом;
|
· основное внимание уделяли трудностям и решали их;
· поддерживали хорошие отношения с разного рода людьми - были прямыми (искренними, но не неприятными).
Гипотетические принципы, выдвигаемые в качестве основы при определении потенциала, свидетельствуют о том, что школа и институт имеют большое значение.
а) Успехи на занятиях в престижном высшем заведении очень важны.
б) Значительную роль играет и общественная деятельность в университете.
в) Ценностные ориентации также имеют большое значение. Вообще говоря, те, кто добиваются успеха, имееют ценностные ориентации, связанные с новшествами, переменами, развитием, самосовершенствованием, служебными обязанностями, ответственностью и влиянием
г) Направленность на работу. Работа рассматривается как основное дело жизни.
д) Приверженность и убеждение в необходимости самосовершенствования.
е) Они обладают способностью учиться на ошибках, их управленческие навыки хорошо развиты, они имеют способности, умны и реально смотрят на вещи, хорошо относятся к другим людям и имеют репутацию успешно работающих руководителей.
Для того, чтобы определить, кто обладает этими чертами, требуется тщательное измерение, очень часто это нужно делать в течение долгого времени.
Типичные методы измерения включают следующие:
· собеседование
· тесты на проверку личных качеств
· деловые игры
· групповые упражнения
· биографические анкеты
Для развития навыков управленческой деятельности существует определенный
Виды навыков | Типы упражнений |
Управленческие навыки | Упражнения в форме обсуждения совокупности вопросов в группе |
Межличностные навыки | груповые упражнения по моделированию и групповые упражнения без руководителя, собеседования |
Интеллектуальная способность | тесты |
Стабильная деятельность | оценочные заключения и собеседования; упражнения на моделирование |
Мотивация работы | тесты на перспективную оценку и оценку личных качеств работающего |
Профессиональная мотивация | тесты и собеседования |
|
Другие упражнения включают: упражнения на развитие умений слушать, вести переговоры, презентации, деловые игры, а также письменные упражнения для проверки понимания и умения выражать свои мысли.
В последние годы возрасла популярность центров оценки, где используется множество различных уже описанных упражнений. Обычно этими центрами управляют хорошо подготовленные руководители высшего звена и профессиональные психологи.
Подготовка руководящих кадров сводится к развитию навыков и умений, неоходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил.
Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой специалист познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.
Другим важным приемом является подготовка руководящих кадров в процессе их работы. Некоторые фирмы поручают своим руководителям столь тривиальную работу, что они в ней разочаровываются. Сознавая эту проблему отдельные компании разработали программы, в соответствии с которыми перспективным новым руководителям с самого начала поручают достаточно ответственную работу, являющую испытанием их способностей, но, предположительно, приходящуюся им по силам. Обычно в начале такое назначение связано с ответственной оперативной деятельностью, а примерно через год предусматривает руководство постоянным подразделением.
В систему повышения деловой квалификации входят также:
· краткосрочные курсы при университетах;
· вечерние курсы;
· внутрифирменные курсы повышения квалификации менеджеров;
· центры повышения квалификации при университетах, учебных центрах;