Лизинг в международном экономическом обороте: анализ преимуществ и недостатков




 

Отношения по использованию машино-технических изделий в международном хозяйственном обороте все чаще основываются на специфической договорной форме, получившей наименование договора лизинга (contract of leasing). Различные авторы спорят по поводу истоков происхождения лизинговых отношений, однако бесспорно, что в современной его форме лизинг возник и получил широкое применение в деловой практике фирм США начала 1950-х, а с 1960-х его начали применять в Англии, ФРГ, Франции, других странах Западной Европы и в Японии. В настоящее время он используется практически во всем мире.

В промышленно развитых странах на основе лизинга осуществляется до 30% и более инвестиций в национальную экономику, а по отдельным отраслям этот показатель значительно выше (в основном это технологически емкие отрасли, такие как приборостроение, производство вычислительной техники, транспортных средств, средств связи и другие отрасли с регулярно обновляемой технологией производства).

Лизинговые операции в настоящее время осуществляются в двух формах:

прямой зарубежный лизинг, когда арендная сделка заключается между юридическими лицами различных стран;

косвенный зарубежный лизинг, при котором стороны договора являются юридическими лицами одной страны, однако в капитале арендодателя участвуют иностранные компании или финансовые учреждения.

Косвенные лизинговые операции занимают доминирующее положение в системе международного лизинга, причем большая их часть контролируется транснациональными банками и корпорациями.

По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, как развитых, так и развивающихся.

Независимо от формы международной лизинговой сделки ее предметом обычно является оборудование, импортируемое в страну арендатора.

Данные об объемах экспорта, осуществляемого по каналам лизинга, большинство стран не публикует, однако их можно оценить в размере $45-50 млрд в год (по состоянию на конец 2007 г.).

Лидирующее положение по масштабам экспортных лизинговых операций занимают США (около $15-20 млрд в год), Япония ($8-10 млрд), Великобритания ($5-7 млрд). Эти цифры выглядят достаточно скромно в сравнении с показателями всего машино-технического экспорта указанных стран: в США лизинговые операции составляют 8-11% стоимости вывозимых машин и оборудования, Японии - 2-4%, Великобритании - 1,5-4,5%, а в целом по развитым странам - 3-4,5%.

Доля лизинга в экспорте пока значительно ниже показателя, характеризующего его роль на внутренних рынках машин и оборудования, и существуют значительные резервы для наращивания экспортных лизинговых операций. Эти резервы связаны не только с увеличением объемов взаимной торговли арендными услугами между развитыми странами, но и с расширением масштабов лизинга в развивающихся и новых индустриальных странах с достаточно емкими внутренними рынками. Очевидно, значительная часть потребностей этих стран в лизинговых услугах будет покрываться за счет их импорта.

Так, инвестиции в новое оборудование, сдаваемое в аренду в Бразилии, Индии, Индонезии, Малайзии, Южной Корее, в середине 1990-х годов превысили аналогичные показатели ряда западноевропейских стран (Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Швейцарии). В Бразилии, например, они достигли в 1996 году $2695 млн, что соответствовало уровню Италии и Швеции. Около 20-30% указанного объема приходилось в то время на иностранные источники. Для Южной Кореи доля импорта в лизинге еще выше: в 1996-1998 годах она составляла 55-75% при объемах лизинговых инвестиций около $1 млрд. Следует отметить динамичное развитие рынка арендных услуг КНР, который арендодатели развитых стран считают особенно перспективным. В 1998 году сумма контрактов, заключенных китайскими лизинговыми фирмами, приблизилась к $1 млрд, а в настоящее время составляет около $15 млрд. Многие из 50 крупных действующих лизинговых компаний созданы с участием иностранного капитала и занимаются сдачей в аренду оборудования как иностранного, так и местного производства.

Несмотря на активизацию лизингового бизнеса в развивающихся странах, ведущие позиции в этой области сохраняют развитые капиталистические государства, прежде всего США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Австралия. В 2009 году их доля составляла свыше 75% объемов всех новых инвестиций в арендуемое оборудование, которое оценивалось в $200 млрд. Около половины этих инвестиций приходится на США, 14,1% - Японию, 4,6% - ФРГ, 3,8% - Великобританию.

Следует отметить, что в большинстве развитых стран в течение последнего десятилетия наблюдается стабильный рост объемов лизинга.

С чем связано столь стремительное развитие в послевоенный период мирового рынка лизинговых услуг?

Причины "бума лизинга" заключаются не только в противоречиях экономики, диспропорциях в сфере производства и торговли, но и в преимуществах применения лизинга как эффективного средства сбыта продукции машиностроения и решения инвестиционных проблем участниками хозяйственного оборота.

После Второй мировой войны почти во всех развитых капиталистических государствах была введена ускоренная амортизация, то есть постепенное возвращение стоимости основных фондов путем регулярных амортизационных отчислений, составляющих впоследствии амортизационный фонд, который, в свою очередь, используется для восстановления основного капитала. При ускоренной амортизации предприятия возвращают основную часть капиталовложений в первые годы эксплуатации оборудования.

Помимо ускоренной амортизации в настоящее время во многих странах действует так называемая налоговая инвестиционная скидка, которая была введена в 50-60-е годы ХХ столетия. Она предоставляется корпорации в год приобретения основного оборудования и устанавливается в процентах к общему объему капиталовложений в новое оборудование. В США, например, она составляет 10%.

Все это и предопределило широкое применение лизинговых сделок в хозяйственном обороте. Лизинговым фирмам они обеспечивают высокий уровень прибылей, прежде всего за счет оплаты пользователями эксплуатации техники, так как устанавливаются повышенные расчетные нормы амортизации объектов, сдаваемых внаем. Кроме того, государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.

Среди наиболее часто упоминаемых достоинств лизинга можно отметить следующие:

лизинг позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры, оперативно обновлять основной капитал, не производя крупных разовых инвестиций, организовывать новое производство без мобилизации больших финансовых ресурсов;

обеспечивает 100%-ное финансирование сделки, тогда как обычное кредитование предусматривает, как правило, частичную оплату наличными; кроме того, арендные ставки оказываются в ряде случаев гораздо ниже процента по кредиту;

дает возможность мелким производителям, не имеющим наличных средств, использовать необходимое им оборудование, не приобретая его в собственность (следовательно, и не прибегая к кредитам);

в случае международных операций позволяет арендатору пользоваться налоговыми льготами (если таковые существуют) страны арендодателя, что достигается путем снижения арендных ставок;

дает возможность арендатору пользоваться дополнительными услугами (главным образом в случае оперативного лизинга) арендодателя (например, техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его обслуживанию, передача "ноу-хау", поставка запчастей и т.п.);

освобождает арендатора от процедур и расходов, связанных с владением имуществом, поскольку право собственности на оборудование принадлежит арендодателю;

дает возможность осуществлять платежи за счет поступлений от реализации продукции, произведенной на полученном по лизингу оборудовании, заменять морально устаревшие средства производства новыми без каких-либо убытков, связанных с досрочным списанием;

арендуемое оборудование не берется на баланс предприятия, а арендные платежи рассматриваются как текущие расходы.

Однако, международные лизинговые операции являются более сложными по сравнению с внутринациональными лизинговыми сделками, и в этой связи возникает ряд дополнительных проблем.

Во-первых, трудности в определении платежеспособности зарубежного клиента-лизингополучателя, поскольку в международном лизинге получение дополнительных гарантий, связанных с собственностью на имущество, которая остается за компанией, сдающей объект лизинга внаем, осложняет реализацию сделки. Затруднены также сбор информации и анализ финансового положения зарубежных компаний, возможно существенное удорожание операций.

Во-вторых, возникают политические риски в том смысле, что лизинговая компания должна учитывать социально-политическую и экономическую обстановку в стране лизингополучателя, а также отношение судебных органов этой страны к иностранцам и реальные возможности принудительного выполнения условий контракта в случае невыплаты клиентом лизинговых платежей.

В-третьих, юридические нормы и юридические положения, по которым совершаются лизинговые сделки в различных странах, значительно отличаются. В ряде государств существует специальное законодательство, регламентирующее заключение соответствующих контрактов и деятельность компаний, их осуществляющих. В некоторых странах лизинговые операции лишь частично регламентированы законодательно или лизинг же как таковой вообще не регламентируется торговым кодексом.

В-четвертых, особенности налогового законодательства в различных странах различны.

В-пятых, неизбежно приходится учитывать валютные аспекты международных лизинговых сделок. В контракте непременно должно указываться, в какой валюте будут производиться лизинговые платежи: в валюте лизингодателя, лизингополучателя или в валюте третьей страны. Кроме того, необходимо страхование валютных рисков, поскольку обычно речь идет о долгосрочных или среднесрочных контрактах, требующих форм страхования, не принятых на обычном валютном рынке.

На наш взгляд, финансовое поощрение лизинга государством служит стимулом для фирм-пользователей к постоянному обновлению производственных фондов, а для лизинговых фирм - к увеличению капиталовложений в эти операции, что в значительной степени снимает нагрузку с государства при финансировании тех или иных отраслей экономики.

 


Заключение

 

Итак, соотношение понятий «внешнеторговая сделка» и «внешнеэкономическая сделка» - это условное деление, которое не имеет ни научного, ни прикладного значения. Для того чтобы унифицировать российское законодательство с международным, в то же время исключить существующее противоречие в нормах российского права, сделки, возникающие во внешнеэкономической сфере между хозяйствующими субъектами, необходимо обозначать общим термином - «международные коммерческие сделки», который отражает сущность таких отношений, их смысл заложен уже в самом понятии, и позволяет четко разграничить сделки коммерческого и потребительского характера в международном частном праве.

Определив:

«Международная коммерческая сделка - сделка, возникающая в процессе осуществления коммерческой деятельности и имеющая юридическую связь с правопорядками двух и более государств».

При рассмотрении особенностей классификации международных
коммерческих сделок нами было установлено следующее: во-первых, международные коммерчески сделки - это осознанные, целенаправленные, акты поведения (действия) физических и юридических лиц, посредством которых они стремятся к достижению определённых правовых результатов.

В зависимости от числа сторон, совершивших сделку, они делятся на односторонние и двух- и многосторонние; во-вторых, международные коммерческие договоры как основная разновидность международных коммерческих сделок являются двусторонними, возмездными и консенсуальными договорами.

Наиболее распространены во внешнеэкономической деятельности следующие виды контрактов: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки.

Контракт внешнеторговой купли-продажи является наиболее распространенной юридической формой внешнеэкономической сделки, опосредующей взаимоотношения российских и зарубежных предпринимателей. Его разработка, выработка условий и составление проекта, заключение и исполнение требуют специальных знаний и навыков, учета специфических особенностей внешнего рынка.

Кроме того, данное соглашение, с одной стороны, определяет отношения между продавцом и покупателем товара, а с другой стороны, служит правовой предпосылкой возникновения иных правоотношений. С момента заключения контракта внешнеторговой купли-продажи товара его сторонам открывается правовая возможность вступить в прямые правоотношения с перевозчиком, кредитными организациями, страховщиками. Каждая часть данной триады есть самостоятельные договоры, имеющие в своем составе иностранный элемент. Только в комплексе, т.е. будучи вместе взятыми, они составляют конструкцию контракта внешнеторговой купли-продажи.

Для реализации контракта внешнеторговой купли-продажи товаров продавец должен провести комплексное исследование рынка и изучить прежде всего:

) конъюнктуру рынка товара, являющегося объектом договора, т.е. выявить осуществляемый и ожидаемый на него спрос, определить уровень цен, а также тенденции их изменения;

) торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара;

) систему государственного регулирования внешней торговли в стране-импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры-запреты и ограничения, квоты и лицензирование, сертификацию товара, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране покупателя, и т.п.;

) фирменную структуру рынка, определить организации, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть потенциальными партнерами либо конкурентами, исследовать формы и методы их работы на рынке.

Международный лизинг является формой лизинга, при которой лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации и регулируется Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Это означает, что при осуществлении лизингодателем, лизингополучателем и продавцом деятельности на территории государств- участников Конвенции, либо когда договор купли-продажи (поставки) и договор лизинга подчиняется праву одного из государств-участников Конвенции, то отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством стран.

Опираясь на проведенное исследование, выделим характерные черты договора международного финансового лизинга:

во-первых, лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, в основном не полагаясь на квалификацию и решение лизингодателя;

во-вторых, оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;

в-третьих, арендные платежи, подлежащие оплате по лизинговому соглашению, рассчитываются так, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования.

Кроме названных характерных черт договора финансового лизинга, в Конвенции специально подчеркивается, что она подлежит применению независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право купить арендованное оборудование. Следовательно, выкуп имущества арендатором не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Согласно Конвенции из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных (домашних) целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: