Предлагаю вам серию уроков в рамках образовательно-познавательно-игрового-история-театрального проекта «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ».
Что от вас требуется?!
Прочитать и осмыслить предложенную вам информацию, может быть найти более подробную информацию по тем темам, которые вас особенно заинтересовали. Если захотите, можете выполнить задания, выделенные красным шрифтом (по-моему, они забавные).
2) Обязательное письменное задание на оценку!
Напишите, какие еще театральные (в широком смысле) слова, понятия термины на буквы А-Б-В-Г вы знаете. Это может быть что угодно так или иначе относящееся к театру: люди театра (драматурги, актеры, художники, режиссеры и т.д.), предметы, философские понятия, пьесы, спектакли… да мало ли что еще….
Даете определение с описанием. Примерно так, как это сделано в «словаре».
Кто предложит наибольшее количество слов и понятий, получит наивысшую оценку)))))
Свои ответы высылайте в беседу или мне на почту rat-foger@mail.ru в формате вордовского документа! Обязательно подписывайте документ (Ф.И. и класс)!!! Срок выполнения задания до следующего четверга!!!
Ваша Н.Е. Набатова
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
С историями и заданиями
Представление началось, и виноваты в этом древние греки. Это они придумали большинство слов и понятий, которыми мы пользуемся сегодня, чтобы называть вещи своими именами. За примером далеко ходить не нужно: «театрон» означает «место для зрелищ», «драма» - «представление, действие». Если кто-то где-то смотрит представление, это и есть театр. Аплодисменты, будьте добры!
Ах, подождите… Есть еще кое-что.
Театр – это вид искусства, который объединяет в себе многие другие: литературу. Музыку, танец, архитектуру, живопись. Фотографию и даже кино. В театре ставят трагедии, комедии, сатиры, фарсы и другие жанры, которые трудно как-то назвать – они не соответствуют никаким традиционным определениям.
|
Театр – это и постановка на профессиональной сцене, и импровизация на ковре, расстеленном посреди пустыни. Иллюзия ли театр или нет, но он – самая удачная метафора мира, потому что он словно показывает человеку его самого. И не будем забывать о том, что театр это то – что не выразить словами, а только действиями и символами. Одни нас развлекают и отвлекают, другие – будоражат сознание и сохраняются в памяти. Театр нуждается только в трех участниках: актер, персонаж и зритель. А как же другие? После 20-го века, после Брехта и многочисленных кризисов идентичности, человечество уже ни в чем не уверено. Разве только в одном: театр – это своего рода «химия», которая возникает в одном конкретном месте между тем, кто что-то представляет, и тем, кто на это смотрит.
А
АБСУРД
В 1948 году Эжен Ионеско(1909-1994) начал брать уроки английского языка, где ему пришлось разучивать разные фразы типа «the ceiling is up, the floor is down” («потолок наверху, пол внизу»). Найдя это смешным и увлекательным, Ионеско в итоге бросил английский и занялся драматургией. Его первая пьеса «Лысая певица» была поставлена в 1950-м, и это событие считается официальным рождением нового жанра – театра абсурда. В этом театре искажаются пространство и время, персонажи похожи больше на манекены, чем на живых людей, движения их беспорядочны, речь лишена эмоций и смысла. Все это подчеркивает потерянность и одиночество человека в огромном безумном мире.
|
См. также Беккет и Рассерженные молодые люди
ЕЖИК В ТУМАНЕ
Теперь, когда ты знаешь, что такое абсурд, посмотри на любимые мультфильмы другими глазами. И ты поймешь, что «Ежик в тумане» Юрия Норштейна – это настоящая драма абсурда, наполненная страхом и одиночеством.
АКТ
Как когда-то выразился французский драматург Жан-Франсуа Мармонтель (1723-1799), длительность диалогов измеряется секундами, сцен – минутами, а актов – часами. Таким образом, акт – это единица театрального времени, часть драматического произведения. Конец акта, как правило, обозначается закрытием занавеса или затемнением света в зале, а иногда и тем и другим. Количество актов зависит от общей длительности спектакля. До появления электричества число актов определялось числом замен прогоревших свечей. В классических спектаклях обычно получалось от трех до пяти актов, и в перерывах заодно меняли и декорации. А в наше время режиссеры стараются уложиться в один акт, чтобы зрители не разбежались в антракте.
См. также Антракт, Длительность спектакля, Картина, Повествование и Сцена
АКТЕР
Поначалу единственным действующим лицом в театре был хор. Феспис стал первым hypokriters – ипокритом, тем, кто вступил с хором в диалог. Одно из значений этого слова – «лицемер». В Древней Греции актеры, особенно трагедийные, были подобны жрецам, ведь они служили богу театра. Даже в военное время они имели право беспрепятственно пересекать границы между враждующими государствами. Позже все изменилось. В Средние века церковь считала актеров слугами Сатаны (видимо, кроме тех, кто играл в литургических представлениях). Во Франции на них смотрели как на смутьянов без принципов и морали и запрещали хоронить на освещенной земле кладбищ. Лишь 25 декабря 1789 года вышел указ, присвоивший актеру статус гражданина. Настоящими кумирами публики были авторы пьес. А те, кто произносил чужой текст и изображал чувства за вознаграждение, считались жалкими передатчиками замысла драматурга. С появлением режиссуры и изменением статуса тетра в 19-ом веке стало меняться и отношение к актерам. Но настоящую народную любовь им принес кинематограф, благодаря которому звезды кино затмили своей популярностью королей.
|
См. также Голос, Звезда, Мимесис, Перформанс, Разминка, Репетиция, Феспис и Хор
СЦЕНИЧЕСКОЕ ОБАЯНИЕ
Хорошего актера отличает не только крепкая память, но и умение присвоить себе чувства и логику своего персонажа, быть абсолютно достоверным, естественным, органичным. Е менее важно в театре сценическое обаяние – способность привлечь и удерживать внимание зрителя даже во время пауз. Посмотри фильм Константина Худякова «Успех» (1984) и обрати внимание, как его герой. Режиссер спектакля «Чайка», добивается от актеров максимальной достоверности на репетициях.
АКУСТИКА
Задача акустики - в том, чтобы каждый звук и каждое слово, произнесенное со сцены, были услышаны зрителями. В древнегреческих театрах бывало до 30 тысяч мест под открытым небом. Это требовало различных акустических ухищрений, таких как полукруглый зрительный зал, сиденья под наклоном в 30 градусов и специальные резонирующие сосуды. Говорят. Что в театре древнегреческого города Эпидавр акустика была настолько совершенной, что. Если бы на сцене чиркнули спичкой, это было бы слышно в последнем ряду.
См. также Голос, Звук, Маска и Эпидавр
ШУМ И ЯИЧНЫЕ КОРОБКИ
Если твои репетиции становятся слишком шумными, обшей стены упаковками из под яиц. Их неровная угловатая поверхность не отражает, а наоборот, поглощает звуки, уменьшает эффект эха и резонанс.
АЛЛЕГОРИЯ
Чтобы понять. Что такое аллегория, нужно суметь прочесть ненаписанное, услышать несказанное и увидеть непоказанное. Только так можно постичь мораль рассказанной истории. Аллегория – это иносказание, когда за фабулой, то есть рассказанной или показанной историей, скрыт второй смысл, более важный, чем первый. Аллегория объясняет абстрактные идеи конкретными реалиями – прием, который часто можно встретить в моралите – назидательных пьесах средневекового театра. В драматургии 20-го века яркий пример аллегории – пьеса Евгения Шварца «Дракон»
См. также Жил Висенте, Подтекст, Уи и Фабула
АМПЛУА
Подобно тому как мы делим музыкантов в оркестре по группам инструментов, так актеров можно поделить в соответствии с их амплуа. Хотя деление на амплуа встречается все реже, определенные физические качества и темперамент актеров нередко определяют их «специализацию» на том или ином сценическом типаже. Некоторые актеры и актрисы становятся заложниками своего амплуа – они из роли в роль играют королей, героев-любовников, сводников, доверенных лиц, ловеласов, наивных простушек, служанок, кокеток и так далее. Хотя давно известно, что все комики мечтают сыграть Гамлета, а трагики – Труффальдино.
См. также Архетип, Звезда и Халтура
КАКОЕ У ТЕБЯ АМПЛУА?
Подумай и составь список своих актерских качеств. Какую роль ты мог бы сыграть, исходя из них? В какой пьесе?
АМФИТЕАТР
Когда зрительские места расположены по кругу – это амфитеатр. Если они образуют полукруг. Напоминая подкову – это театр. Словом «театрон» древние греки называли место для зрелищ а приставка «амфи» означает «вокруг». Больше всего амфитеатров построили древние римляне. Но, в отличие от греческого, в центре древнеримского амфитеатра находилась не сцена-орхестра, а арена. Покрытая песком, хорошо поглощавшим влагу. Поэтому в Древнем Риме здание в форме амфитеатра часто называется ареной. Еще слово «арена» тебе может встретиться как синоним цирка, такого, как, например, Колизей. А то сооружение, что называется Римским цирком, было ипподромом, с лошадьми, но без клоунов. В современных театрах с классическим зрительным залом амфитеатром называют часть рядов непосредственно за партером.
См. также Колизей, Сцена и Цирк
ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ РИМЛЯНИНОМ
Сходи в цирк, где арена и зрительный зал мало чем отличается от древнеримского амфитеатра.
АНТРАКТ
Он нужен, чтобы зрители могли сходить в туалет, актеры – отдохнуть, монтировщики – поменять декорации, а буфет – немного заработать. И хотя антракты нужны, их не стоит слишком затягивать, чтобы зритель не успел задуматься, стоит ли ему идти на второе действие.
См. также Акт, Время, Длительность спектакля и Французский
А ЧТО ЕСЛИ… в антракте тоже устраивали бы представление? Оказывается, в театре бывало и такое: когда смена декораций, костюмов и грима требовала куда больше времени, чтобы публика не заскучала, в антрактах разыгрывали короткие пьесы, часто комического содержания, которые назывались интермедиями, интерлюдиями или интермеццо.
АНШЛАГ
В фойе толпа, зал битком, свободных мест нет – это полный аншлаг. То есть, мечта любого театра, особенно если у него нет внешнего финансирования и зарплата сотрудников зависит от количества проданных билетов. А еще аншлаг – настоящий кошмар для начинающих актеров, по крайней мере, до тех пор, пока они не ослепнут от света прожекторов и не забудут о «тысячеглазом чудовище», как иногда не слишком лестно называют публику.
См. также Дерьмо, Зрительный зал, Публика и Финансирование
БИЛЕТОВ НЕТ
Когда ты устроишь дом представление кукольного театра, чтобы обеспечить аншлаг, купи конфет и пригласи друзей.
АПЛОДИСМЕНТЫ
В искусстве бить в ладоши важно найти золотую середину. Тем, кто еще минуту назад дремал и вот уже вскочил, яростно аплодирует и кричит «браво!», стоит чуть успокоиться. А тем кто хлопает так, будто размазывает масло по ладоням, пожелаем больше воодушевления. Что касается продолжительности аплодисментов, то здесь надо понимать, что больше трех вызовов на сцену – явный перебор: к этому моменту актеры хотят только принять душ и выпить бокал вина. В греческой мифологии кентавр Кротос (по одной из версий именно он стал созвездием Стрельца) был большим почитателем муз и, как считается, придумал аплодисменты, чтобы выразить им свою признательность. Аплодисменты бывают и постановочными. Некоторые театральные залы привлекают так называемых клакеров, специальных зрителей, обученных аплодировать, чтобы другие, глядя на них, полагали, что спектакль прошел с успехом «Валете эт плаудите! » - обращались в зал римские комедианты по окончании спектакля, что значит «Прощайте и рукоплещите!». В японском театре Но не принято, чтобы актеры выходили на поклоны и вообще возвращались на сцену после спектакля. Короткие аплодисменты с длинными паузами выражают зрительскую иронию и даже сарказм, как ив интернет чатах «ржунимагу(( «в ответ на чью-то бездарную шутку.
См. также Провал и Публика
АППИА
Швейцарский сценограф, режиссер и теоретик театра, глубоко изучавший психофизику актера и его возможности в трехмерном пространстве сцены. Адольф Аппиа (1862-1928) был убежден, что актерскому искусству созвучны скульптура и архитектура. Поэтому он проектировал пространство сцены на нескольких уровнях, создающих разные ритмы. Он первым использовал свет, как один из ключевых элементов постановки, «музыку пространства», благодаря которой возникает глубина, тень и объем. Он освободил оперы Вагнера от плоских двумерных декораций. Повлиял на развитие конструктивизма и экспрессионизма, изменил подходы к познанию театра.
См. также Живопись, Искусство, Режиссер, Свет и Сценография
АРИСТОТЕЛЬ
В трактате «Поэтика» Аристотель (384-322 до н.э.) определил совокупность принципов построения драматического текста. В соответствии с его теорией драматическое повествование, также именуемое поэтикой, состоит из четырех частей: 1) вступление, или протазис, 2) конфликт, или эпитазис, 3) кульминация. Или катастазис, 4) развязка, или катастрофа. Кроме того, Аристотель устанавливает. Что в драме должно быть шесть элементов: фабула. Характеры и образ мыслей, сценическая обстановка, красноречие и музыкальная композиция. Но эти правила касались трагедии, которую Аристотель считал единственным достойным жанром, поскольку она подражает жизни (мимесис) выдающихся людей и, вызывая у зрителя чувство страха и сострадания, очищает его душу (катарсис), развивает эмоции и помогает ему разобраться в самом себе, в то время как комедия рассказывает о жизни людей самых обычных.
См. также Катарсис, Комедия, Мимесис и Трагедия
АРИСТОФАН
Великий комедиограф Древней Греции прозванный «отцом комедии». Автор более сорока пьес, в которых он критиковал пороки своего времени, будь то властолюбивые правители или дурные привычки простых афинян. Сюжеты комедий Аристофан (450-385 до н.э.) брал из жизни. Его самого Платон вывел в диалоге «Пир». Комедия «Лисистрата», которую Аристофан написал в 411 году до н.э., рассказывает о том, как женщинам удалось остановить войну при помощи «сексуальной забастовки». Наряду с «Лягушками» (405 до н.э.), комедией о роли театра в жизни афинских граждан, «Лисистрата» до сих пор пользуется огромным успехом у публики и чаще других пьес Аристофана ставится в театрах.
См. также Комедия
АРКА ПРОСЦЕНИУМА
Благодаря театру мы оказываемся в другом времени, в другой стране, параллельном пространстве или другой планете. Можно сказать, что вход в другие миры лежит через арку просцениума – широкий проем в несуществующей четвертой стене, через который мы смотрим на сценическое действие.
См. также Верхняя сцена, Занавес, Колосники, Просцениум и Четвертая стена
АРТО
К имени прозаика, поэта, основателя сюрреалистического «Театра Альфреда Жарри» Антонена Арто (1896-1948) современники нередко прибавляли определение «проклятый» или «мечтатель». В 1938 году он выпустил фундаментальный труд «Театр и его двойник» о тотальном театре, театре как ритуальном, почти религиозном или магическом действии. Арто утверждал, что театр – это сфера не литературы, а чувств, и его цель – сделать зрителя соучастником действия, обращаясь к его подсознанию. Позже концепция получила название «театр жесткости» или «крюотический театр» и оказала огромное влияние на театральную контркультуру. Даже после ухода Арто из жизни. Среди последователей Арто – такие имена, как Питер Брук и Ежи Гротовский.
См. также Гротовский, Пантомима, Пустота, Ритуал и Убю
АРХЕТИП
В театре есть архетипы, типажи и стереотипы. Архетипы – это идеи, живущие в коллективном бессознательном, обобщенные «вечные» образы, уходящие своими корнями в глубь истории человечества. Они встречаются нам в мифах и легендах, мечтах, в реальных людях и персонажах – повсюду и во все времена. Героини пьес Островского – Катерина в «Грозе», Лариса в «Бесприданнице», Юлия в «Последней жертве» - это типаж «обманутой женщины». Это типичные персонажи, чьи индивидуальные качества были принесены в жертву обобщению. Типажи встречаются в комедии дель арте, в фарсах, в пьесах Мольера и Лопе де Вега. Когда персонажи становятся слишком типичными, они превращаются в стереотипы, не оставляющие места для воображения, как сваха из «Женитьбы» Гоголя, да и еще из целого рядя комедий и водевилей.
См. также Амплуа, Водевиль, Жил Висенте, Лопе де Вега и Мольер
АФИША
Из нее мы прямо на улице можем узнать о предстоящих премьерах. Некоторые люди собирают и хранят старые афиши давно уже закрытых постановок. В прежние времена актеры сами ходили по улицам, били в барабаны, трубили в трубы, сообщая публике о скором представлении. В Средние века в английском театре даже существовала особая должность зазывалы, ходившего со штандартом, на котором было написано название спектакля. Афиши давно уже стали обычным явлением, теперь они висят почти на каждом столбе, отсюда их другое название – постеры, от старого значения английского слова post – столб. Во второй половине 19-го века, с изобретением литографии, а афишах появились цвет и иллюстрации. Такие художники, как француз Тулуз Лотрек (1864-1901) и участники движения арт-нуво, превратили афиши в новый вид искусства.
См. также Актер и Кино