КРУПНЫМИ БКВАМИ НА АФИШЕ




Имя знаменитости на афише пишут крупнее остальных. Нарисуй театраальную афишу с тобой в главной роли. Изучи театральные афиши в твоем городе.

Б

БЕЗБИЛЕТНИК

Казалось, все при нем – нахальство и дерзость. Нет только одного – билета.

См. также Билет

ТЕТЕНЬКА, ПУСТИТЕ МЕНЯ

Придумай, как ты объяснишь отсутствие у тебя билета. Представь, что билетер на входе – это твой зритель, постарайся его завоевать. Фразу «билет съела моя собака» уже использовали много раз, надо будет немного поднапрячься. Если тебя пропустят, значит, ты в большей степени актер, чем зритель. На входе театра Баррака в Лиссабоне есть одна примечательная надпись, которая гласит: «Не просите нас отдать вам даром то единственное, что у нас есть на продажу».

 

БЕККЕТ

В 1938 году на ирландского писателя Самюэля Беккета (1906-1989) в Париже на улице без всякой видимой причины напал неизвестный с ножом и нанес ему несколько ударов в грудь. Когда судья спросил нападавшего, почему он это сделал, тот ответил: "Не знаю, мсье. Прошу прощения». Позже, в 1952 году, драматург написал пьесу «В ожидании Годо. Трагикомедия в двух действиях», в которой ее герои Владимир и Эстрагон оказываются на ведущей в никуда дороге, неподалеку от растущей здесь плакучей ивы. Ожидая того, кто так и не приходит. Бесконечно тянутся путанные разговоры о том о сем, диалоги, которые подчеркивают абсурдность человеческой жизни. В 1969 году в шведской королевской академии точно так же жали приезда Беккета для вручения ему Нобелевской премии по литературе, но он так и не появился.

См. также Абсурд и Ремарка

БЕККЕТ ПО-РУССКИ

Если хочешь узнать, как понимают творчество Беккета в России, посмотри фильм Алексея Балабанова «Счастливые дни». Только вместе с родителями!

БЕЛЫЙ ЛИСТ

Это когда ты… Черт, ну я же помнил! Вертелось прямо на кончике языка. Забыл… Вот невезуха!

См. также Импровизация, Провал и Суфлер

НАКЛАДКА

«Белый лист» у актера – это внезапный ступор, провал в памяти, когда он не может вспомнить слова, которые знал наизусть. Не путай «белый лист» с накладкой, когда замечтавшийся рабочий сцены забывает нажать на кнопку и опустить занавес. Если у тебя случился «белый лист», иди дальше, не останавливайся, авось не заметят. Если занавес не опустился вовремя – импровизируй!

 

БИЛЕТ

Часто, чтобы куда-то войти, нам нужен пропуск, разрешение или билет. Цена театрального билета зависит от места в зрительном зале – в партере, в ложе, на балконе и так далее. В прежние времена продавались билеты с местами на сцене, но вовсе не для того, чтобы лучше видеть игу актеров, чтобы показать себя. В древних Афинах власти выделяли средства на посещение театра гражданами: каждый зритель получал небольшой металлический жетон, симболон, на котором был выбит номер его постоянного места. В Англии 18-го века билеты продавались в день представления и, чтобы купить билет подешевле, нужно было приходить пораньше. Богатые люди могли позволить себе забронировать ложу на весь сезон, билетом служил особый номерок из слоновой кости. Журналисты и критики ходят на премьеры бесплатно, работники театра могут иногда пригласить своих друзей и родных, а для некоторых категорий зрителей есть скидки на билеты, например для пенсионеров или детей до определенного возраста.

См. также Безбилетник, Глобус, Зрительный зал и Сезон

ОЧЕРЕДИ

Если хочешь их избежать, покупай билет онлайн.

 

БОАЛ

Бразильский театральный режиссер, драматург и писатель Аугушту Боал (1931-2009) разработал новые театральные формы, предполагающие вовлечение самого обычного городского или сельского жителя в сценическое действие. В Театре угнетенных, как он сам его назвал, изменился характер взаимоотношений межу актером и зрителем: последний получил право голоса. В результате появился театр, в котором нельзя провести границу между жизнью и представлением, потому что зрительный зал состоящий из представителей гражданского общества, вносит в заранее срежиссированные обстоятельства фактор спонтанности, непредсказуемости. Аугушту Боал считал, что, «преобразуя что-то, человек преобразуется сам»»: Тот, кто перелагает прозу в стихи, превращается в поэта; тот, кто преобразует кусок глины в статуэтку, превращается в скульптора; а тот, кто преобразует общественные отношения в театр, превращается в гражданина. В основе популярного сегодня направления форум-театр лежат многие приемы, придуманные и использовавшиеся Боалом.

См. также Зритель, Общество и Перформанс

СТОП!

Собери нескольких друзей и попроси кого-нибудь рассказать ситуацию, когда он оказался в неприглядной роли оскорбленного. Попробуйте «театрализовать» этот эпизод, разыграть его по ролям между «жертвой» и «обидчиком», где первый пытается аргументированно отстаивать свои права. Тебе в этой сценке отводится функция «модератора, обладающего правом прервать диалог (Стоп!) и заменить исполнителей другими участниками из числа зрителей.

БОГ ИЗ МАШИНЫ

Это латинское выражение (deus ex machina) обозначает прием, придуманный еще древнегреческими драматургами. Чтобы одним махом разрешить накопившиеся конфликты, на сцену при помощи подъемного механизма спускался в корзине бог или герой и своей волей направлял действие в нужное русло. В свое время и Елизаветинский театр взял это прием на вооружение. Сегодня мы используем это выражение, говоря о неожиданном повороте событий, как правило, искусственном и неправдоподобном, с намерением разрубить запутавшиеся нити сюжета. Телевизионной пародией на этот театральный прием стала 16-тонная гиря, которая обрушивалась на персонажа британской скетч-группы «Монти Пайтон» каждый раз, когда сюжет заводил зрителя в тупик.

См. также Глобус, Конфликт, Машинист, Трагедия и французский

КУКЛА ВМЕСТО БОГА

Носи с собой куклу или любую яркую или необычную игрушку и доставай ее всякий раз, когда твой спор с друзьями окажется в тупике. Можно в самый эмоциональный момент надеть на себя смешную маску: очень помогает разрядить накалившуюся обстановку.

БРЕХТ

«Дамы и господа, на этой сцене все не правда!» Этими словами можно было бы предварять его спектакли. Все театральная «кухня» драматурга и режиссера Бертольда Брехта (1898-1956) выставлена напоказ, чтобы зрители почувствовали иллюзорность того, что творится на сцене, и дистанцировались от происходящего. И именно этот «эффект очуждения» или «эффект отстранения» в театре помогает воспитать в себе критическое мышление в реальной жизни. Брехт был великим режиссером эпического театра. Пришедшего в Германию вместе с Эрвином Пискатором через русских футуристов. В эпическом театре актеры – наблюдатели, а не участники истории, они рассказывают ее, стремясь заблокировать у зрителя эмпатию – осознанное сопереживание героям. В 1949 году Брехт создал театр «Берлинер Ансамбль», на сцене которого идут его пьесы, уже семь десятилетий демонстрируя миру социальное и политическое значение театра, его роль в процессе осознания обществом его прошлого и настоящего.

См. также Вайль, Пискатор, Политика. Уи, Хор и Экспрессионизм

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИ

Изучи репертуар театров в своем городе и выбери спектакли по пьесам Брехта. Самые популярные – «Трехгрошовая опера», «Добрый человек из Сезуана», «Барабаны в ночи», «Мамаша Кураж»

 

БРОДВЕЙ

Самая длинная улица Нью-Йорка, пересекающая весь Манхеттен, чье название стало синонимом театральной жизни города: здесь, на сравнительно небольшом отрезке, расположены 43 театра, собирающие ежегодно до 11 миллионов зрителей. Лампы и неоновые огни Бродвея горят с тех пор, как было изобретено электричество. Успешные постановки идут годами, по ним снимаются фильмы, как, например, по мюзиклу Les Miserables («Отверженные») (1985), побившему все кассовые рекорды Бродвея и Вест-Энда. Но тут ставят нее только мюзиклы. Премьера пьесы «Трамвай «Желание»» (1947) состоялась именно на Бродвее, открыв миру талант Марлона Брандо. Бродвейские залы обычно рассчитаны на 500 и более мест. Залы размером до 500 мест называются офф-Бродвеем, залы менее 100 человек – офф-офф-Бродвеем, Малые размеры позволяют здорово экономить, например, на электричестве.

См. также Свет, Станиславский, Теннесси Уильямс и Финансирование

ПОЙДЕМ НА БРОДВЕЙ?

Попробуй отыскать запись мюзикла «Продюсеры» (2001) Мела Брукса или посмотри поставленный им же в 2005 году фильм, где рассказывается о двух продюсерах, решивших поставить на Бродвее заведомо провальный спектакль, чтобы потом скрыться с деньгами инвесторов.

БУРЛЕСК

Рассказывает о серьезных вещав в комически преувеличенном тоне и высмеивает пошлость. Как и сатира, бурлеск критикует пороки общества, хотя он менее политизирован и практически лишен нравоучительности. Как и гротеск, бурлеск переворачивает все с ног на голову, однако гротеск мрачнее, потому что порой показывает нам звериное в человеке и человеческое в звере. Бурлеск пародирует и высмеивает действительность, иногда искажая ее до неузнаваемости. В самые разные времена бурлеск использовали многие авторы, например, Шекспир в пьесе «Сон в летнюю ночь».

См. также Пиранделло и Шекспир

 

БУФФОНАДА

Это забавное словечко уже само по себе вызывает желание шутить и рассказывать анекдоты, в том числе и не очень приличные, но мы не поддадимся этому искушению. Происходит оно от слова «Буффон», что в переводе с французского означает «комик» или 2шут2, и присутствует в названии комической оперы – оперы-буфф, в которой диалоги персонажей чередуются с пением.

См. также Мелодрама и Опера

БУФФ

Пьеса «Мистерия–буфф» (1969) итальянского драматурга Дарио Фо, состоящая из монологов против тирании власти, вдохновлена грубоватыми средневековыми фарсами и импровизациями в духе комедии дель арте. Название было позаимствовано автором у его любимого советского поэта Владимира Маяковского. Попробуй написать монолог-буфф в защиту права муравьев не быть задавленными людьми.

 

В

В ГУЩЕ СОБЫТИЙ

Это выражение пришло к нам из латыни (in medias res). Когда спектакль начинается с середины повествования, с наиболее интригующей или загадочной его части, н сразу же захватывает внимание зрителя. А дальше драматург может использовать так называемые флешбэки, то есть обращение к предшествующим событиям. Древнегреческий поэт Гомер (928-898 до н.э.) был первым, кто использовал данный прием в эпических поэмах «Илиад» и «Одиссея».

См. также Время

ВАЙЛЬ

Он был органистом в синагоге и пианистом в пивной, пока не нашел свое истинное призвание: сочинение опер, отличавшихся остросоциальной проблематикой и назидательностью. Славу ему принесли произведения созданные в соавторстве с Бертольдом Брехтом, в первую очередь – «Трехгрошовая опера» (1928) о жестоком бандите по кличке Мэкки-Нож и о коррупции в тогдашнем германском обществе. Курт Вайль (1900-1950) оказал огромное влияние на музыкальный театр, соединив драматическую форму с музыкальными номерами – зонгами. Ваиль, как и многие, подвергся нацистским преследованиям и иммигрировал их Германии в 1933 году, после чего ему удалось сделать успешную карьеру на Бродвее.

См. также Брехт, Бродвей, музыкальное оформление и Опера

 

ВАЯНГ

В Индонезии, особенно на островах Ява и Бали, с 9-10 веков получил распространение марионеточный театр теней Ваянг, происходящий, судя по всему, из Индии. Его персонажи, фигурки с подвижными конечностями, обычно делаются из дерева или кожи, а их движения проецируются на экран. Протагонистами этих спектаклей являются боги, духи, герои и шуты. Даланг – рассказчик и кукловод – комментирует представление, сюжет которого чаще всего основан на местных мифах, индийском эпосе или персидских легендах. Ваянг – театр религиозный, поэтому даланг одновременно философ, поэт, дирижер оркестр, музыкант и священник.

См. также Марионетка, Протагонист и Тень

НИТИ И ТЕНИ

Рзыграйте с друзьями актерский этюд н тему пьесы ибсена «Приведения». Придумайте, как сделать, чтобы призраки отличались от ообычных людей.

 

ВЕРСАЛЬ

Людовик 14 (1638-1715) управлял судьбами Франции из Версаля, дворца с 700 комнатами и 1250 каминами, всегда готового к приему столичной знати. Театр был одним из увлечений монарха, который сам неоднократно выходил на сцену в драме и балете. В отличии от других европейских дворцов, в Версале не было своего театра, но в его садах устраивались временные сцены. Грандиозные праздники и пиры, развлекая гостей, утверждали образ всемогущего Короля-солнце (прозвище, которое он получил после участия в «Балете ночи» (1653), где предстал в образе Аполлона, греческого бога Солнца). За 73 года правления Людовик проявил себя как великий актер, при котором Версаль стал великой сценой, а Мольер – великим драматургом.

См. также Мольер и Политика

 

ВЕРХНЯЯ СЦЕНА

Верхний уровень сценического пространства, скрытый от зрителя ламбрекенами, где ждут своей очереди подвешенные к колосникам занавесы, задники и другие детали декорации. Высота верхней сцены обычно в два раза больше высоты просцениума.

См. также Задник, Занавес, Колосники и Просцениум

 

ВЕСТ-ЭНД

Район в западной части Лондона, где «прописаны» около 50 театров, прославившиеся кассовыми успехами своих постановок, в первую очередь мюзиклов. Один из сценических долгожителей Вест-Энда – детективная пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» (1952), полная крови, тайн и черного юмора. За более чем шесть десятилетий спектакль, который сейчас идет на сцене Театра святого Мартина, увидели миллионы туристов. Наряду с Бродвеем, Вест-Энд является вершиной коммерческого (и по большей части натуралистического) театра, меккой англоязычного театрального искусства.

См. также Бродвей и Музыкальное оформление

 

ВОДЕВИЛЬ

Этим словом, буквально означающим «голос города», во Франции по началу называли народные городские песенки, в основном сатирические. Позже название перешло к комедийным пьескам с путанным сюжетом. Многочисленными остротами и вокальными номерами. В русском театре водевиль – один из самых популярных жанров, соединивший в себе элементы оперетты и мюзикла. В традиционных русских водевилях всегда есть любовная история, смешные куплеты и бесконечные переодевания. Водевиль был любимым жанром Антона Чехова, который говорил, что «водевиль приучает смеяться, а кто смеется, тот здоров».

См. также Русский репертуарный театр, Удача и Чехов

 

ВОМИТОРИЙ

Со временем боковые проходы в древнегреческих театрах (пароды) превратились в просторные крытые коридоры под трибунами, через которые толпы зрителей могли в считанные минуты и без давки покинуть театр, амфитеатр или римский цирк. Их название происходит от латинского vomito, означающего «извергать в виде рвоты». Из-за столь располагающего названия некоторые римляне использовали вомитории и по прямому назначению.

См. также Амфитеатр, Рим и Эпидавр

ВООБРАЖЕНИЕ

Драматург подстегивает его, чтобы придумать новые вселенные, образы и повороты сюжета; режиссер использует его, чтобы донести до зрителя то, что не написано в тексте; актер включает его, чтобы найти мотивацию поступков своего персонажа; сценограф воображение позволяет творчески осмыслить авторские ремарки и комментарии. Ну а зрителю остается только отпустить на волю свое собственное воображение, чтобы расшифровать символы, метафоры и подтекст того, что ему показывают (или скрывают от него) на сцене.

См. также Метафора, Подтекст, Пустота, Ремарка и Символизм

ФАНТАЗЕРЫ

Собери несколько друзей и предложи им потренировать свою фантазию. Вообрази, что в руке у тебя некий предмет. Начни с ним общаться, но не произноси в слух его название: изобрази, как ты его используешь, поговори, погладь или сомни, подбери или выброси. Все остальные должны отгадать, что это за предмет. Используйте с обеих сторон воображение на полную катушку.

 

ВРЕМЯ

Зритель приходит к началу спектакля и садится на свое место. Спектакль заканчивается, зритель встает и уходит домой. Время между этими двумя моментами определяет длительность спектакля. Конечно, зритель может уйти раньше, в том числе в силу обстоятельства, которое заставляет его спешно покинуть зал и не досмотреть спектакль. На сцене – свой отсчет времени, оно, при желании, может двигаться либо вперед (пролепсис), либо назад (аналепсис). Это так называемое драматическое время или время действия, способное перемещать зрителя в другие эпохи.

См. также В гуще событий, Длительность спектакля и Сиюминутность

ИЗ ТОГО ЛИ ТЫВРЕМЕНИ?

Представ, что тебе позволил выбрать время, в котором ты будешь жить. Какя это была эпоха? Если речь идет о прошлом, постарайсяя выяснить, как люди в то время одвались, говорили, как выглядело их жилье изнутри и так далее. Выбрав будущее, подумай, каким это все могло бы быть. А теперь осталось только придумать небольшую историю.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Жесты и движения актера на сцене никогда не бывают случайными. Жест может выражать внутреннее чувство или символически передавать понятие или событие. Так в театре Но рука, поднесенная к глазам, означает плач, а несколько шагов по сцене - долгий путь. Жесты размашистые или изящные, едва заметные движения пальцев, поднятая вверх бровь – все это средства актерской выразительности. Брехт считал язык тела социально выразительным жестом, то есть таким, в котором за внешним движением, скрывается выражение равенства или подчиненности между персонажами. Но каким бы ни был жест – эмоциональным, символическим или социальным, - в театре тело служит выразительности.

См. также Брехт, Но, Пантомима, Перформанс, Символизм и Танец

ПОДВЛЕНЫЙ

Понаблюдай з людьми находящимися в состоянии сильной усталости за их жестами и позами. Попробуй перед зеркалом повторить их. Узнай в своем городе о курсах актерского мастерства, где тебя могли бы научить использовать свое тело, как средство самовыражения.

 

Г

 

ГАЛЕРКА

Не всякая галка долетит до галерки, хотя без билета ее туда все равно не пустят. Те из зрителей, кто не готов платить за билет слишком много, отправляются именно на галерку, самый верхний ярус театрального зала, часто без сидячих мест, но зато с прекрасным видом на макушки актеров. Не рекомендуется лицам страдающим головокружениями.

См. также Зрительный зал

 

ГАМЛЕТ

Самая популярная пьеса в мире. Гамлета, наследного принца датского. Мучают интриги, лицемерие окружающих, жажда мести, кризис собственной личности, отец-призрак и знаменитая дилемма «быть или не быть». Первым актером, сыгравшим роль Гамлета в 1601 году в театре «Глобус», был друг и соратник Шекспира Ричард Бёрбедж. Образ мятущегося одинокого принца, вступившего в конфликт прежде всего с самим собой и стремившегося понять самого себя, оказался настолько привлекателен для театра, что на протяжении веков постановщики и актеры постоянно предлагали новые его трактовки. В 1912 году режиссерский дуэт Крага-Станиславского заново переосмыслил и поставил Гамлета в Московском Художественном Театре. Не смотря на то, что первый из режиссеров был сторонником символизма, а второй – психологического реализма, их совместное видение пьесы изменило существовавшие в то время взгляды на драматическую архитектуру спектакля. Вместо статичных декораций использовались легкие передвижные панели, разделявшие сцену и служившие пространственной метафорой состояния духа главного героя. «Гамлет» - еще и самая большая пьеса Шекспира: поставленная без сокращений, она может идти до пяти часов. Написанный в свое время под влиянием Эсхиловской «Орестеи», «Гамлет» вдохновил такие постановки, как «Гамлет-машина» Хайнера Мюллера (1929-1995) и «Гамлет. Монолог» (1995) Роберта Уилсона, помимо целого ряда других произведений, спектаклей и их зрителей, доказав, что все в этой трагедии остается актуальным и сегодня.

См. также Глобус, Гордон Крэг, Символизм, Станиславский, Сценография и Шекспир

 

ГАСТРОЛИ

Со времен Фесписа актеры регулярно отправляются на гастроли или, на французский манер в терне. И именно в дороге, переезжая из одного города в другой, выступая перед самой разной публикой, акробаты, глотатели огня, жонглёры, музыканты, танцоры, мимы, шуты и театральные актеры приобретают профессиональный опыт. На закате Римской империи и вначале Средневековья можно было часто встретить бродячие труппы акробатов, устраивавшие нехитрые импровизированные представления на городских площадях, ярмарках и возле храмов. Современные театры, крупные и алые, тоже ездят на гастроли, а многие частные антрепризы, не имеющие своего постоянного помещения, проводят н гастролях всю жизнь.

См. также водевиль и Феспис

ГЕНЕЗИЙ

Считается, что святой Генезий был нотариусом из французского города Арль, но известны еще, по крайней мере трое святых, носящих это имя, - из Барселоны, Кордовы и Рима. Римский Генезий, согласно преданию, был актером и комедиантом. После смерти его стали почитать своим покровителем нотариусы, секретари, стенографы, адвокаты, воры, комедианты, актеры, а так же люди, страдавшие эпилепсией. 25 августа – это его день. Однако, в 1914 году, судя по всему, он был у него выходным, поскольку святой Генезий так и не смог уберечь лиссабонский театр Сан-Луиш от опустошительного пожара. Тогда уцелела лишь небольшая статуэтка неизвестного святого из театрального реквизита. С тех пор она как реквизит храниться за кулисами театра, нареченная святым Амиантом (разновидность асбеста, материала, который не горит).

См. также суеверия

 

ГИБРИС

В античных трагедиях, когда главный герой впадает в гибрис (излишнюю уверенность в своих силах, заставляющую его полагать, что он равен богам), он совершает трагическую ошибку – гамартию, приводящую к несчастью. Он должен осознать свою ошибку, чтобы пережить момент утраты прежних иллюзий, анагноризис. Последующее непредвиденное событие, перепетия, вызовет страдания – патос, которые приведут героя и историю к кульминационной точке, ее трагическому концу, или катастрофе. Та, в сою очередь, вызовет у зрителя чувство эмоционального очищения, катарсис. Если же трагические события происходят под влиянием высших сил, а не в результате самоуверенности героя, тогда нет ошибки, нет ее осознания, и поэтому трагедия не может достигнуть нужного эффекта. По крайней мере так полагал признанный эксперт в этих делах Аристотель.

См. также Катарсис, Критика, Повествование и Протагонист

 

ГИСТРИОН

В Средние века это был человек-оркестр – певец, музыкант, чтец-декламатор, стендап-комик, жонглер, мим и комический актер. Другие имена Гистриона – дурак, лицедей, клоун, скоморох и прочее. Не путать с шутом, который состоял при короле или ином знатном человеке и под видом шутки говорил безнаказанно то, что другим стоило бы головы.

См. также Буффонада, Жил Висенте, Комедия дель арте и Пародия

ГЛОБУС

У входа собралась дурно пахнущая толпа. На башне поднят черный флаг, знак того, что сегодня дают трагедию. Звучат трубы. Ворота открываются. Те, кто идет в «колодец» - на арену – и будет вынужден все представление стоять, платит один пенс, а кто хочет подняться выше, платит по пенсу за каждый ярус. На третьем ярусе расположились элегантные дамы и горожане при деньгах, имеющие право сидеть на лавках. Женщин-актрис пока еще мало, поэтому их роли исполняют юноши-травести. Поговаривают, будто сам Уильям Шекспир сегодня играет роль призрака. На галереях, прямо над сценой, когда они не заняты под декорации, устраивают самые роскошные места. Внизу, среди дыма от трубок с вест-индским табаком, торгуют вином, пивом, яблоками и орехами. Световых трюков не будет, поскольку на улице солнце, а у театра нет крыши. Однако, звуковое оформление спектакля отлично продумано – в батальных сценах используются настоящие пушки. Представление заканчивается салютом.

См. также Гамлет, Елизаветинский театр, Сцена, Травести и Шекспир

ВЛЮБЛЕННЫЙ ШЕКСПИР

В фильме Джона Меддена «Влюбленный Шекспир» (1998) ты увидишь, как был устроен театр «Глобус», и поймешь, зачем главная героиня переодевалась в мужское платье.

 

ГЛОРИИ

Традиционным апофеозом представления театра эпохи барокко была сцена, когда актеры, одетые в костюмы святых, апостолов или самого Христа, прикрепленные к «летающим» облакам, спускались с колосников на сцену с песнопениями во славу Божью. Такое театральное действо называлось «Славословие в небесах» или «глории». Вертеп (в устаревшем смысле – пещера) – еще одна христианская театральная традиция, приуроченная к рождественским праздникам, когда с помощью кукол или живых актеров разыгрывалась сцена рождения Христа. Вертеп как театр соединял элементы ярмарочных представлений, народных гуляний и церковных ритуалов.

См. также Комедия дель арте, Колосники и Саббатини

ГОЛОС

Наполняет текст драматурга жизнью. Любое слово можно произнести со множеством разных интонаций и модуляций: шепотом или прокричать. Со сдержанной иронией или отчаянием. помимо эмоциональности. Голос должен быть поставленным и сочетаться с правильным дыханием, чтобы он «посылался» в зал и не истощался от спектакля к спектаклю. Отвары из шалфея или луковой шелухи, конечно же, помогают голосу, но иногда мешают зрителям первого ряда. Многие исследователи, такие как польский актер и профессор Зигмунт Молик (1930-2000), говорили, что звучание актерского голоса исходит от тела.

См. также Акустика, Разминка и Реплика

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ЖИВОТОМ

Легкие, диафрагма и мышцы живота, сокращаясь, вызывают движение воздуха, давящего на гортань, которая вибрирует, и голосовыми складками воспроизводит звук. Этот звук усиливается ротовой полостью, носоглоткой и артикулируется, губами, языком, небом и нижней челюстью. Существует много упражнений для разогрева голоса и тренировке дыхания, однако главная хитрость здесь в том, чтобы сократить мышцы живота, вытолкнуть воздух вверх, активизировать диафрагму и воспроизвести звук с-с-с-с-с в момент прохождения воздуха через рот.

 

ГОЛЬДОНИ

Венецианец Карло Гольдони (1707-1793) был великим мастером итальянской комедии 18-го века. Благодаря его творчеству персонажи комедии дель арте обрели глубину, актеры стали уважительнее относится к тексту пьесы и отложили в сторону театральные маски во имя новых реалистических форм. На превосходных диалогах и сюжетах более чес 250 пьес Гольдони лежит отпечаток его интеллекта. Наиболее яркие из них – Трактирщица» (1752) с незабываемой Мирандолиной, «Веер» (1765), в которой этот предмет помогает общаться влюбленным героям, и «Комический театр» (1750), где группа актеров репетирует фарс, пьесу внутри пьесы, - прием, который Гольдони использовал, чтобы показать театр и его проблемы изнутри.

См. также Драматург и Комедия дель арте

 

ГОРДОН КРЕГ

Сын малоизвестного архитектора и Эллен Терри, прославленной актрисы, Эдвард Гордон Крег (1872-1966), актер, сценограф, режиссер и изобретатель, стал одним из самых ярких театральных мыслителей своего времени, В творчестве, он считал, следует избавляться от всего, что нельзя назвать абсолютным и необходимым. Символ – вот настоящая цель творчества, которая превращает театр почти в ритуал, в котором актеру отводится лишь участь сверх-марионетки, полностью подвластной режиссеру. Гордон Крэг был настолько экспериментатором, что видел будущее театра без текста и актеров. В 1912 году он поставил «Гамлета» только для того, чтобы доказать, что текст пьесы не пригоден для режиссуры.

См. также Гамлет, Режиссер и Станиславский

 

ГРЕЦИЯ

Каждый раз, когда мы здесь упоминаем Грецию и греческую трагедию, мы подразумеваем античный город-государство Афины и так называемую аттическую трагедию (Аттика – область вокруг Афин). Здесь на протяжении короткого отрезка времени (межу 439 и 338 годами до н.э.) примерно в сто лет проживала целая плеяда гениев: философы Сократ, Платон и Аристотель, драматург Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и другие. Их идеи заложили основы западной цивилизации. Эта эпоха получила название «век Перикла», афинского хорега (мецената), политика и военного, который. Помимо политических и общественных заслуг, был известен своей поддержкой различных искусств. В его понимании, искусство способствовало формированию в афинянах этики, гуманизма, мужества и, конечно, демократии. Родившейся там же, где и театр. Сегодня западный театр и западная цивилизация у нас ассоциируются с другими странами, но мы не должны забывать, что их колыбель – Греция, точнее, Афины.

См. также Аристотель, Аристофан, Еврипид, Софокл, Хор и Эсхил

 

 

ГРИМ

Уже более шести тысяч лет мужчины и женщины пользуются косметикой, преследуя великую цель – показать различие между повседневностью и церемонией. Магия грима может обратить актера-мужчину в женщину, старика – в добра молодца или, наоборот, лысого в лохматого, героя любовника – в ужасного горбуна. А девушку с веснушками – в роковую соблазнительницу. В то время как макияж подчеркивает отдельные черты лица актера, грим преобразует их. Маска и грим имеют между собой много общего, так как заимствуют технику друг у друга. Грим помогает актеру преобразить лицо и тело, расширяя возможности для самовыражения.

См. также Катхакали, Маска и Травести

ЗАГРИМИРУЙ СЕБЯ САМ

Нанеси себе грим, создай новый образ, сделай селфи.

 

 

ГРИМАЛЬДИ

За долгие годы выступления в пантомиме Джозеф Гримальди (1778-1837) стал самым знаменитым клоуном Англии с лицом в белом гриме и костюме Арлекина. Среди сохранившихся в истории его номеров – сценка на скользкой лестнице, кража «оживших»» сосисок и песенки без логики и смысла, которыми Гримальди сопровождал свои выступления. Его сценический псевдоним Джой стал синонимом профессии клоуна. Джой и сегодня работает театральным приведением, подгоняя пинками техников и актеров в лондонском Друри-Лейн, самом старом театре Великобритании, основанном в 1633 году. В современном театре клоуны, и богатые, и бедные, выступают с политическими и философскими монологами в стиле стендап-комедии, и с традиционным репертуарным набором «коверного» - силовыми комедийными трюками, каламбурами и огромными клоунскими ботинками.

См. также Вест-Энд, Пантомима, Призрак и Травести

 

ГРИМЕРНАЯ

В постоянных театрах у каждого актера есть своя гримерная, на двери которой написано его имя. Чем известнее актер, тем комфортнее его личное пространство. В гримерной, грим-уборной или просто гримерке актеры переодеваются, гримируются, отдыхают перед спектаклем и входят в образ. Именно здесь, перед зеркалом, обрамленном лампочками, они через какое-то время перестают быть самими собой и превращаются в персонажей. А их самые-самые преданные поклонники рано или поздно прорываются сюда, чтобы попросить у любимых актеров автограф или подарить им цветы.

См. также Актер, Грим и Персонаж

БУДУ ИЛИ НЕ БУДУ?

Сядь перед зеркалом и представь себе, что через несколько минут – твой выход. Тебя ждет полный зрительный зал. Будет ли все хорошо? Не забудешь ли текст? Как тебя воспримет публика? Ты уже в образе? Что ты чувствуешь?

ГРОТОВСКИЙ

Польский режиссер и теоретик театра Ежи Гротовский (1933-1999) рассматривал театр как действо одновременно и биологическое, и духовное, в котором нужно учиться быть. А не исполнять. Он требовал от актеров полной отдачи. Эмоциональной, интеллектуальной и физической. Как если бы они принимали участие в религиозном таинстве. В отличии от обычного актера, в его определении – «актера проститутки», стремящегося впечатлить публику своей игрой, актер Гротовского – «святой». Который должен приносить себя в жертву, выставляя на показ свою боль зрителю. Поэтому театральный текст Гротовский считал хирургическим скальпелем, который вскрывает актера, демонстрируя то, что было спрятано, в том числе и от него самого. В манифесте «К бедному театру» режиссер настаивал, что театр должен находится на линии взаимодействия между актером и зрителем, а все остальное – вторично.

См. также Маска, Первобытный театр и Ритуал

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: