Психологическая реабилитация




Депрессия возникает более чем у половины больных после перенесенного инсульта. Она значительно затрудняет процесс реабилитации пациента, осложняет уход за ним и его контакт с окружающими людьми. Депрессия может проявляться головными болями и другими неврологическими нарушениями, которые иногда ошибочно расцениваются как прогрессирование сосудистого поражения головного мозга. Для лечения депрессивного синдрома используются психотерапия и (или) антидепрессанты, например амитриптилин по 25—75 мг/сут. на ночь или 2—3 раза в день, тианептин (коаксил) по 25—37,5 мг/сут. или флуоксетин (прозак) по 20 мг 1 раз в день.

Психологическая реабилитация занимает существенное место среди различных видов реабилитации. Для практики психологической реабилитации важно отношение к здоровью и болезни, направленность на скорейшее выздоровление, возвращение к труду, общественной жизни.

При составлении программы реабилитации учитываются следующие положения:

1) любое заболевание развивается на фоне определенного психического статуса, который может быть не отягощен (здоровая личность с присущими ей особенностями характера) или же отягощен (психопатические черты характера, неврозы, психозы);

2) в процессе развития нарушения мозгового кровообращения возможны различные изменения психики, которые либо являются следствием самой болезни, либо особенностями реагирования человека на болезнь.

Важное место принадлежит беседам информационного, разъяснительного, убеждающего содержания.

Важно обучить больного переоценке ценностей, попытаться переключить внимание с болезни на другие проблемы, в частности, на интересы родных и близких, друзей, коллектива. Работа проводится не только с пациентом, но и с членами его семьи.

Оптимальная психологическая среда в домашних условиях способствует быстрейшему восстановлению. Терпеливое, мягкое обращение позволяет больным приспособиться к своему заболеванию, избежать тяжелых депрессивных состояний, помогает радоваться жизни, строить планы на будущее с учетом своего нового состояния. Общаясь с пациентами, необходимо подчеркивать, что заболевание ухудшает качество жизни, но не является в настоящий момент угрозой для нее.

 

Режим дня больного должен включать привычные для него занятия, это поможет ему сохранить ощущение уверенности и защищенности.

Важно попытаться помочь пациенту сохранить чувство собственного достоинства. В присутствии больного следует воздерживаться от обсуждения его состояния, так как слова и поступки окружающих могут вызвать беспокойство и обиду.

Если до болезни человек любил работать в саду или на даче, ему может доставить удовольствие использование сохранившихся навыков. Недопустимо привлекать внимание пациента к его неудачам.

 

 

Применяются следующие мероприятия:

1) индивидуальная психотерапия. Этот вид лечения оказывает помощь пациенту в разумном разрешении его психотравмирующей ситуации, изменении его положения и отношения к нему окружающих. Необходимо помочь больному правильно себя вести, относиться к болезни для быстрейшего восстановления утраченных функций организма;

2) групповая терапия находит более широкое применение в практике специализированных учреждений. В группе больных, объединенных похожими заболеваниями, возникают особые условия общения, позволяющие открыть новые возможности психотерапевтических методик. Эффект зависит и от воздействия врача на группу больных, и от воздействия больных друг на друга.

Особый вариант коллективной терапии – семейная психотерапия, которая направлена на устранение эмоциональных расстройств в семье, установление изменившихся в связи с болезнью члена семьи новых отношений;

3) психотерапия с использованием иглорефлексотерапии и других методов немедикаментозного лечения;

4) аутогенная тренировка как метод психотерапии показана в плане психологической реабилитации с целью формирования большей уверенности в своих силах, возможностях, воле. Аутогенную тренировку можно рассматривать как один из вариантов самогипноза.

Особо следует отметить успокаивающее воздействие аутогенной тренировки на эмоциональную сферу.

Однако не должно быть пассивно-безразличного успокоения, сонного состояния. Обязательно следует культивировать насыщенную положительными эмоциями веру в свои силы, а также в лечебные возможности методики, вселять оптимизм;

5) библиотерапия с использованием специальной подборки литературы («Воля в борьбе с болезнью» и т. д.), а также альбомов, отражающих конкретные достижения в реабилитации отдельных пациентов;

6) культуротерапевтические мероприятия в виде просмотров фильмов и театральных спектаклей со специально подобранной тематикой, литературных диспутов, организации праздничных вечеров с участием пациентов в подготовке программы;

7) психогимнастика с использованием ритмики, пантомимы, танцев показана в группах лиц с нарушениями способности самостоятельного передвижения (как при начальных проявлениях недостаточности мозгового кровообращения, так и после инсульта);

8) организация клубов «бывших пациентов» и т. д. с проведением различных форм психотерапии (культуротерапия, слушание музыки, аутогенная тренировка, взаимопомощь и взаимовлияние и др.) с использованием кружковой системы работы и т. д. Это способствует восстановлению и сохранению личного и социального статуса.

Проведение психологической реабилитации при сосудистых заболеваниях головного мозга способствует повышению общей эффективности лечебных мероприятий и средств медицинской и социальной реабилитации. Отмечается более благоприятное течение основного заболевания, повышение уровня и полноты реабилитации.

Рекомендации, которые помогут больным настроиться на борьбу за восстановление утраченных функций организма:

1. Конкретизация действий. Человек, перенесший инсульт, чувствует себя аналогично человеку, попавшему в беду или оказавшемуся в экстремальной ситуации, он чувствует себя растерянным. Больному трудно даже представить себе, как он сможет справиться с огромным объемом «работы», которая на него свалилась вследствие болезни.

Выход довольно простой: нужно не рассуждать и думать, а действовать совершенно конкретно.

Необходимо (вместе с врачом) составить план конкретных действий, лучше календарный (он может меняться в зависимости от особенностей течения болезни и быстроты реабилитации). Сам факт составления плана мобилизует больного, не дает ему «уйти в болезнь» и т. д. За выполнением плана должны следить родственники и врачи.

2. Сравнение с теми, кому еще хуже. Это прием, который можно назвать также методом контрастирования, когда для совершенно беспросветной проблемы подбирается еще более темный фон. Можно найти пример еще более страшного несчастья, с которым человек справился, благодаря оптимизму, физическим упражнениям и т. д.

3. Помощь другим. Человек в болезненно-стрессовой ситуации – нередко эгоист. Он «ковыряет свою кровоточащую рану», бесконечно муссирует свои проблемы, все глубже и глубже погружаясь в свою болезнь.

Один из способов выведения его из этого порочного круга – переключение его на заботу о близких, нуждающихся в помощи, иногда даже о домашнем животном. Это «растворяет» собственные проблемы. Конечно, эта помощь должна быть посильной для больного. Самое главное, убедить больного, что он нужен, необходим, любим и т. д.

 

Необходимо приспособиться к реальному создавшемуся положению, не уходить в свой собственный мир, пытаться освободиться от тревог и волнений, лишь тогда можно будет надеяться на возвращение к полноценной жизни. Порой это сделать гораздо сложнее, чем причитать или услышать, но без этого, поверьте, восстановление будет медленным и неполным. Кроме того, беспокойство воздействует на сердце, от этого может повыситься артериальное давление, снизиться иммунитет, обостриться хроническое заболевание.

 

Социальная реабилитация:

Медико-социальная реабилитация — это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

1) социально—бытовая адаптация:

–информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи;

–обучение пациента самообслуживанию;

–адаптационное обучение семьи пациента;

–обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

–организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида);

–обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента);

–сурдотехника;

–тифлотехника;

–технические средства реабилитации;

 

2) социально—средовая реабилитация:

–проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

–осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости);

–содействие в решении личных проблем;

–консультирование по правовым вопросам;

–обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: