ВАЛЕРИЙ ФИЛИППОВ «ГОРОДА И ГОДЫ»
К 55-летию художника
Музей истории Кронштадта
(Кронштадт, Якорная пл., 2А)
Августа — 30 сентября 2019 года
Открытие 10 августа в 15.00
Как добраться из Санкт-Петербурга:
• от ст. м. «Черная речка» - маршрутное такси №405;
• от ст. м. «Проспект Просвещения» - маршрутное такси №407;
• от ст. м. «Старая деревня» - автобус №101.
Петербургский живописец и график Валерий Филиппов в третий раз экспонирует свои работы в кронштадтском музее. Первая выставка, «В тишине непарадного Петербурга», которую художник посвятил памяти матери, уроженки Кронштадта, стала знакомством с картинами автора, в основном написанными в Петербурге и «о Петербурге». На втором вернисаже были представлены графические работы художника, объединенные в тематические серии «по местам странствий». Это давало возможность почувствовать процесс рождения работы по впечатлениям от поездок, перед посетителями разворачивался своего рода «путевой дневник», подготовительный материал, зарисовки и наброски.
Нынешняя третья, юбилейная выставка включает живописные полотна и ряд графических работ В. Филиппова. Все они, по словам автора, являются результатом художественного осмысления, освоением и пластическим выражением впечатлений, полученных художником не только в Петербурге, но и в многочисленных путешествиях. Так, из серии графических листов, созданных художником в поездке по Центральной России, со времен родилось эпичное живописное полотно «Заброшенная обитель», а из зарисовок, сделанных на севере — картина «Соловецкий пленэр».
Название выставки — «Города и годы» — неслучайно. Страсть к путешествиям, «охота к перемене мест» у Валерия в крови — мать художника из военной семьи, кочевавшей по стране. По отцовской линии все служили на флоте. Сам Валерий, уйдя в армию, часть военной службы провел в Вологде — в родных местах своего деда. За годы творческой деятельности художник побывал в дальних уголках и разных городах как в России, так и за рубежом.
|
Русский Север, черноморское побережье, уголки Средней полосы — места, где приходилось бывать на пленэрах, одному или с коллегами по цеху — находят отражение в полотнах художника. Разные по цветовому решению, технике и стилю исполнения, все они отмечены общей особенностью — умением художника вглядеться в объект изображения, поймать образ, почувствовать настроение и тщательно, любовно передать его на холсте.
Еще в ранней юности художник встал перед выбором — заняться архитектурой или посвятить себя изобразительному искусству. Победила живопись, но увлечение зодчеством оставило яркий след в творчестве живописца. Изображения домов и городов на полотнах Валерия приобретают мощное звучание, будь то ветхий деревянный дом под Вологдой или венецианский Ponte dei Sospiri, петербургский газгольдер в окружении доходных домов или средневековый городок Матэра в Южной Италии, словно растекающийся от суровых крепостных башен в заснеженную долину.
Архитектура старинных городов, монастырей и церквей на полотнах В. Филиппова обладает характером — словно бы брутальным и на первый взгляд немногословным. Однако, чем больше вглядываешься в работы живописца, тем больше деталей — архитектурных, цветовых, композиционных — находишь, будто постепенно, не спеша, открываешь всё новые и новые грани натуры интересного собеседника.
|
«Портреты домов», как сам художник называет свои архитектурные пейзажи, доминируют в творчестве В. Филиппова, однако среди его произведений встречаются пейзажи, «как таковые» (это и графические листы с видами Русского севера, и суровые ландшафты Балтийского побережья), и работы с жанровым уклоном (серия работ, выполненная на пленэрах в Крыму). В крымских полотнах живописец выплескивает на холсты буйство красок, создавая из обобщенных, почти условных «частностей» яркий витражный орнамент, залитый солнцем.
Как человек творческий, ищущий, помимо странствий, В. Филиппов черпает вдохновение в петербургских музеях, тщательно изучая технику и манеру старых мастеров. Поэтому в некоторых работах живописца можно найти аллюзии, явные или скрытые. Пластические, линеарные и объемные сопоставления планов, плоскостей и деталей, их колористическое соединение позволяют автору создавать как монументальные, почти монохромные композиции, тяготеющие к стилистике кубофутуризма («Благовест»), так и легкие, даже несколько зыбкие за счет игры света и тени работы в духе импрессионизма («Плёс. Дом на набережной»).
Свет и цвет — главные игроки на полотнах Филиппова. Они позволяют выстраивать на холсте многомерные, сложнейшие по объему и одновременно устойчивые композиции, точно соизмерять разномасштабность изображаемых объектов, придавая даже небольшим работам эпическое звучание. Некоторые произведения могли бы показаться даже слишком жесткими, если бы не виртуозное перетекание линий, мягкость цветовых переходов, тончайшие оттенки колорита, придающие изображению удивительно эмоциональный, лирический характер. Этот лиризм, чуткость, проникновенная любовь к объекту характеризуют все творчество Валерия Филиппова.
|
Именно проникновенность, желание поймать и запечатлеть «уходящую натуру» мы видим в цикле петербургских пейзажей художника. Промышленные здания в Московском районе, которые в наши дни сносятся до основания или, в лучшем случае, оказываются спрятанными за зеркальными фасадами новостроек, дворы и крыши Петроградки, каналы и улочки городского центра, на которых всего в двух шагах от Невского проспекта течет неспешная жизнь… «Элеватор на Киевской», «На пике Коломны», «Газгольдер» доносят до зрителя образ непарадного Петербурга, любимого и бережно сохраняемого мастером в своих полотнах.
Нашлось место в экспозиции и пейзажу, сделанному Валерием в нашем городе. Вид на Морской собор, несмотря на обобщенность и условность изображения, весьма узнаваем. «Витражность» колористического решения, прозрачность и легкость композиции, «фиксация» утраченных сегодня деревьев, еще недавно стоявших перед фасадом Музея истории Кронштадта — в одной работе воедино сплавлены все профессиональные приемы художника. И настроение пейзажа — тихое, не пафосное — включает этот холст в общий ряд представленных на выставке живописных полотен и графических листов. Относящиеся к разным периодам, соответственно названию выставки, все они создают единое полотно жизни и творчества тонкого и проникновенного лирика, высокого профессионала.
Валерий Филиппов — признанный мастер живописи, активный участник современной художественной жизни Петербурга. Его работы хранятся в музеях и частных собраниях более чем 50 стран. Эта выставка — всего лишь «часть пути», небольшая остановка в художественных поисках и странствиях Валерия, и стоит надеяться, в кронштадтском музее она не последняя.
Наталия Смазнова, Музей истории Кронштадта
Хештэги:
#валерийфилиппов #музейисториикронштадта
Телефон для справок:
(812) 435-08-73