Кафедра фортепианного исполнительства




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова»

Кафедра фортепианного исполнительства

 

Составная двухчастная барочная форма (на примере пьесы Ф. Куперена

«La Rafraichissante»)

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Музыкальная форма»

 

 


Выполнила:

Музыкально-инструментальное искусство

Фортепиано

Трунова Виктория Андреевна

Проверил:

Преподаватель Вихорева Т.Г.

 

 

Волгоград
2018

Содержание

1. Составная двухчастная барочная форма. Общая характеристика…..3

2. Характерные черты составной двухчастной формы эпохи Барокко на примере пьесы «La Rafraichissante» Ф. Куперена……………………..4

3. Заключение………………………………………………………………..5

Список литературы…………………………………………………….…6

Нотное приложение…………………………………………………….….7


4.

1. Составная двухчастная барочная форма. Общая характеристика

Теория музыкальной формы эпохи Барокко получила отражение в трудах таких исследователей, как В. Холопова, Т. Кюрегян, Вл. Протопопов и др.

Составная двухчастная форма эпохи Барокко в общих чертах довольно близка составной песенной форме, а именно – сложной двухчастной. Отличие касается внутреннего устройства частей и степени их контраста, который чаще всего сосредоточен в ладовой сфере и почти не распространяется на тематизм как таковой.

Составная двухчастная барочная форма встречается обычно в музыке французских клавесинистов (Ж.Ф. Дандрие, Ф. Даженкура, Л.-К. Дакена, Ф. Куперена, Ж.-Ф. Рамо и др.); в иных областях инструментальной музыки она почти не употребляется.

Составная двухчастная форма эпохи Барокко – это форма, расцвет которой пришелся на период с VII в. по 1-ю половину XVIII в. Она состоит из двух частей, которые обозначаются Premier Partie – Seconde Partie. Форма частей, как правило, какая-либо малая (двухчастная или трехчастная того или иного вида) или куплетное рондо.

По величине части соотносятся по-разному: они могут быть либо практически равны, либо различны (и при этом масштабно перевешивает всегда первая часть).

Вторая часть всегда пишется в одноименной тональности, что создает ладовый контраст между частями. Но тематически вторая часть, как правило, связана с первой: в одних случаях она сохраняет характерный ритм и фактуру, в других – цитирует мотивы первой части. А если же вторая часть самостоятельна по тематизму, то она неконтрастна первой (редкий пример относительного контраста частей – это пьеса «Амур-Гименей», ordre №16 Ф. Куперена: первая часть – «величественно», вторая часть – «галантно»).

2. Характерные черты составной двухчастной формы эпохи Барокко на примере пьесы «La Rafraichissante» Ф. Куперена

Перечисленные выше характерные черты составной двухчастной барочной формы мы можем обнаружить в пьесе Ф. Куперена «La Rafraichissante» («Освежающая»), ordre №9 (см. нотное приложение).

Она состоит из двух частей с типичными обозначениями Premier Partie – Seconde Partie. Тональность первой части – a-moll, а второй – как и полагается – A-dur.

По величине части неравны: вторая часть перевешивает в 1,5 раза (22 т. и 34 т.)

Первая часть написана в трехчастной барочной форме, сочетающей принципы развертывания и песни: на месте ядра находится обычный песенный период повторного строения с каденцией на D (затакт – т. 8, 4+4), развертывание проявляет себя во второй части формы (тт. 8-14), а с т. 14 начинается реприза.

Вторая часть представляет собой двухчастную барочную форму, сочетающую принципы развертывания и песни. Тематически она не контрастна первой, поскольку развитие основано на мотивах и интонациях, экспонированных в первой части. Также – сохраняется ритмический рисунок (четверть + восьмая). Контраст между частями достигается благодаря контрасту в ладовой сфере (минор – мажор).

3. Заключение

Изучив характерные черты составной двухчастной формы эпохи Барокко, можно сделать вывод, что пьеса Ф. Куперена «La Rafraichissante» («Освежающая»), ordre № 9 является образцом составной двухчастной барочной формы.

 

 

Список литературы

1. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. Москва "ТЦ Сфера", 1998.

2. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: 2001.

3. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XII — начала ХIХ века. М.‚ 1979.

4. Катунян М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко // Музыка. Научно-реферативный сборник (Ииформкулътура). М. 1980. Вып. 4.

5. Пэрриш К. Оул Д. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до И.С. Баха. Л., Издательство „Музыка". 1975.

 

 

Нотное приложение

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: