Раис Ахметович Фатхутдинов, доктор экономических наук, профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.
Принцип — основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.
Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.
Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.
Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору, рабочему) — еще проще.
Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.
|
При формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из посылок:
1. комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
2. ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3. дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.
Ниже приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.
Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
1. Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:
воспроизводства системы жизнеобеспечения;
правовой регламентации управления;
социальной ориентации развития экономики;
научной обоснованности системы управления;
системности управления;
ориентации экономики на инновационный путь развития;
сохранения собственных сырьевых ресурсов;
ранжирования объектов управления по их важности;
единства теории и практики управления;
сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;
рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления;
организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.);
|
рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.);
обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т. д.)
2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю. Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:
общая подготовка;
экономико-правовая подготовка;
профессиональная подготовка в области менеджмента;
умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;
умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
умение общаться с людьми, быть коммуникабельным;
практический опыт и навыки.
3. Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления относятся:
методы принуждения;
методы побуждения;
методы убеждения.
По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.
4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы).
Система менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.
5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:
|
40% времени — стратегическим задачам;
25% — тактическим;
35% — оперативным.
6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.
7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя). Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.
8. Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.
9. Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:
поощрять открыто;
наказывать конфиденциально;
награждать перспективные решения, а не сиюминутные;
награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;
награждать творческую работу, а не слепое подчинение;
награждать за качество работы, а не за объем;
награждать упрощения, а не бесполезные усложнения;
награждать за качество, а не быструю работу;
награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.
10. Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника.
11. Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы НОТ:
всегда будь активен, инициативен, энергичен;
работай по расписанию, плану;
в помещении разговаривай мало и негромко;
не кури в рабочем помещении;
определенное место для каждого и каждый на своем месте;
экономь время;
никогда не раздражайся;
будь дисциплинирован;
ясно представляй цель, задачи;
будь кратким;
имей чувство юмора;
не стыдись элегантности;
на рабочем месте ничего лишнего;
умей преодолевать трудности;
не бойся экспериментировать;
цени чужое мнение;
хорошее настроение сохраняет здоровье.
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным.
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
совершенствование товара должно быть постоянным;
постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
создайте систему подготовки кадров;
уничтожайте разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;
прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;
устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
создайте систему успешного руководства, а не надзора;
ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения;
отсутствие давления руководителей на подчиненных;
информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень сопереживания;
высокая степень ответственности.
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления.
17. Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:
первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
примерно через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
обеденный перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч после начала работы;
за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.
18. Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.
***
Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.
К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:
исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;
инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
честность, порядочность;
стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.