Как доводить начатое до конца. Кривая Бандуры




Знание некоторых механизмов помогает адекватному восприятию происходящего. Если бы я знала про это в детстве, или в самом начале своей преподавательской деятельности, перфекционист внутри меня не был бы таким несчастным, и я бы спокойнее воспринимала свои неудачи, откаты и снижение скорости обучения. Теперь хочу поделиться этой пользой с вами.

Мне лично эта информация помогает, когда я уже готова сдаться, и когда мне очень не хватает силы воли. Я просто вспоминаю, что со мной все нормально, что я человек, и живу по тем же законам, что и все остальные. Именно в эти моменты я учусь терпению и тренирую волю.

Механизм был описан Альбертом Бандурой, преподавателем Стэнфорда еще во второй половине 20ого века.

Кривая Бандуры отражает реальный ход процесса обучения, а не такой, каким мы его изначально ожидаем увидеть. Вместо ожидаемого постепенного развития и закрепления навыков, мы получаем неравномерные рывки, периодически напоминающие "2 шага вперед - один назад".

Этот феномен работает абсолютно в любой сфере, где возможно развитие и обучение.

Первый этап обычно проходит в эйфорическом состоянии. Человек учится самым простым вещам, они быстро получаются, есть очевидные измеримые параметры, (например, в вокале увеличивается диапазон, звук становится приятнее на слух, приходит понимание основной терминологии). Но результат вдруг перестает удовлетворять, так как с ростом навыков, растут и ожидания, причем несоизмеримо быстрее.

Начинается небольшое плато, в течение которого изменений практически не наблюдается, упражнения не помогают, от занятий толку нет. Ожидания же продолжают расти, открывая поле для занижения самооценки и самоуничижительных высказываний: "я слабак", "я тупой", "я ни на что не годен", "у меня нет таланта", "не надо было и начинать".

Эту ситуацию мы воспринимаем как НЕУДАЧУ и переживаем очень ее очень тяжело. В период плато навыки могут не только стоять на месте, но и ухудшаться на какое-то время, что приводит нас к фрустрации. В этот момент мы опускаем руки, отчаиваемся, оставляем дальнейшие попытки и чаще всего бросаем дело на полпути.

Плато может оказаться вовсе не плато, а даже регрессией к первоначальным навыкам, а то и хуже. И только по достижению барьера преодоления, развитие начинается вновь. Сила воли больше всего нужна именно на пути от точки регрессии до точки бифуркации (барьера преодоления).

Знание такого механизма, как "Кривая Бандуры", позволяет легче переживать откаты, снизить уровень самокритики и продолжить занятия. Для преподавателя это не менее важно, потому как если человек прикладывает много усилий, а очевидных изменений нет, значит, необходимо сменить подход к обучающемуся. Отсутствие результатов сигнализирует о неправильно выбранном методе, а не о несостоятельности студента или его профнепригодности.

Если продолжить двигаться в направлении цели, со временем результат снова начнет радовать.

Итак, что можно сделать:

1. Помнить о том, что плато и откаты, хоть и переносятся с трудом, но они не вечны.

2. Стараться отслеживать и контролировать рост своих же ожиданий

3. Сравнивать свои результаты с первоначальными, а не с "ожидаемыми", иначе это сравнение никогда не будет в вашу пользу.

4. При ошибках или сложностях избегать самокритики. (Вербальной и ментальной)

5. При положительном результате обязательно использовать систему вознаграждений и поддерживающую обратную связь (похвалу).

6. Помнить о том, что процесс самосовершенствования — бесконечен, поэтому вслед за ростом обязательно снова приходит барьер.

Один из отличных вариантов, способных помочь в переживании плато - сделать паузу в обучении (например, пару недель). Когда я училась в Консерватории, преподаватели ненавидели прогульщиков и тех, кто часто болел. Это считалось чуть ли не смертным грехом проболеть несколько дней, и не ходить на "специальность" - вокал. Сейчас я преподаю уже много лет и с уверенностью могу сказать, что почти всегда редкие болезни и отпуски идут только в плюс, очень многие навыки усваиваются в "состоянии покоя".

Баланс между ростом ожиданий и оценкой реальных результатов одинаково важно соблюдать ученикам и тренерам. Только так можно сделать процесс обучения комфортным и экологичным, что в свою очередь, сказывается положительным образом на его эффективности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: