Джон Дьюи: «Образование — это уже жизнь, а не подготовка к ней»




Образование и наука

В чём заключалась научная революция XVI—XVII вв.? Какую роль в образовании и науке сыграло Просвещение?

Грамотность и школа. Одним из главных завоеваний XIX в. являлось распространение начального образования и почти полная ликвидация неграмотности во многих странах Европы и в США.

Это произошло не сразу. На протяжении многих веков грамотными были верхи общества, которые использовали грамотность для укрепления своей власти. При этом низы сами не слишком стремились к образованию, поскольку оно мало что давало им в обыденной жизни. Реформация подтолкнула людей к самостоятельному чтению религиозных текстов, а затем Просвещение постепенно начало менять отношение к образованию. Однако качественный поворот в развитии

грамотности произошёл именно в XIX в. — она приобрела массовый характер. Причиной этому стали перемены в жизни общества и в экономике. Грамотность отныне приносила очевидную практическую пользу. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

Главным средством распространения грамотности являлись школы. Ситуация с начальным школьным образованием значительно различалась в отдельных странах. В ряде германских государств, в том числе в Пруссии и немецкой части Австрии, обязательное начальное образование было введено в конце XVIII в., в Швеции и Швейцарии — в середине XIX в. С одной стороны, во многих штатах США существовало бесплатное начальное школьное образование, как правило, необязательное. С другой стороны, в Англии еще в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах.

Во Франции начальное образование находилось в руках церкви и местных общин, вследствие чего к 1850 г. неграмотными оставалось почти 40 % мужского населения. В большинстве стран решающие перемены произошли в последней трети XIX в.: начальное школьное образование повсеместно становилось светским, обязательным и бесплатным (в Италии в 1879 г., во Франции в 1882 г. и т. д.).

Среднее и тем более высшее образование оставалось платным. Его могли себе позволить только дети из буржуазных семей. Например, во Франции в начале XX в. рабочий получал в год в среднем 2000 франков, а годовая оплата обучения в гимназии составляла около 500, в университете — около 2000 франков.

К 1910 г. фактически полная грамотность населения была достигнута лишь в Англии, Германии и Нидерландах, во Франции было 87 % грамотных, в то время как в Испании — 50 %, а в Португалии — 25 %. Внутри отдельных стран также существовали значительные региональные различия — так, в западных провинциях Австро-Венгрии неграмотных к 1900 г. было лишь около 1 %, в то время как в некоторых восточных регионах их численность доходила до 70 %.

«Век чтения». Благодаря распространению грамотности в XIX в. произошла вторая в европейской истории «читательская революция». Первая пришлась на раннее Новое время и заключалась в секуляризации чтения: теперь люди читали не только церковные, но и нерелигиозные, светские книги. Однако круг читателей был очень узким.

В результате второй «читательской революции» чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества. Этому способствовало увеличившееся предложение печатной продукции, связанное с новыми технологиями в производстве бумаги и типографском деле. Чтение стало более доступным для народных низов и потому, что теперь было не обязательно покупать толстые и дорогие книги. Большинство новых романов печаталось в виде приложений к газетам и журналам. Такие приложения стоили дёшево, а интригующая надпись «продолжение следует» в конце каждого выпуска разжигала читательский интерес. Бесплатными, а значит, более

доступными для низов стали многие библиотеки. Постоянно возрастал спрос на печатную продукцию. В те времена, когда не было ни телевидения, ни Интернета, печатное слово играло

в жизни каждого человека несравнимо бóльшую роль, чем сейчас. Оно являлось главным источником информации и образования. Чтение было и важным видом развлечения.

Успехи естественных наук. XIX век считают веком развития научных знаний. В этот период наука стала более профессиональной. Раньше она не была так чётко отделена от других видов духовной де-

ятельности и являлась для многих скорее увлечением. Активно шёл процесс её дифференциации, т. е. чёткого выделения отдельных наук и их отраслей.

Не случайно именно в XIX в. такие термины, как «биология», «физика», начали использоваться в качестве наименования научных дисциплин. Наука стала более тесно связанной с производством. Открытия учёных всё чаще применялись на практике. Например, открытие электромагнитной индукции М. Фарадеем (1791—1867) и электромагнитных волн Дж. К. Максвеллом (1831—1879) позволило А. С. Попову и Г. Маркони в 1894—1897 гг. изобрести радио. Опираясь на теорию Максвелла, В. К. Рентген (1845—1923) открыл всем нам хорошо знакомые рентгеновские лучи.

В химии исследования Ю. Либиха (1803—1873) привели к появлению искусственных удобрений, повысивших урожайность, а изобретённый им хлороформ избавил людей от страданий во время операций. Работы Л. Пастера (1822—1895) и Р. Коха (1843—1910) не только положили начало

микробиологии, но и способствовали развитию медицины и пищевой промышленности. Например, пастеризация (нагревание до определённой температуры) оберегала от скисания молоко и вино.

Важнейшими исследовательскими учреждениями в XIX в. становились университеты, само назначение которых заметно изменилось. Отныне они были нацелены не столько на сохранение существующих знаний, как раньше, сколько на приобретение новых. Теперь преподаватель университета был одновременно исследователем, а само преподавание связывалось с результатами

его изысканий. Особенно быстро становление новой университетской системы шло

в Германии, где основанный в 1810 г. Берлинский университет стал первым воплощением и образцом новой концепции исследовательского университета, а также во Франции. В то же время университеты в Италии, Испании и Англии долгое время сохраняли многие устаревшие черты, например ограничения на доступ в Оксфорд и Кембридж по религиозному принципу.

Открытия способствовали колоссальному авторитету, который получила наука в XIX в. Постепенно она приобретала функцию объяснения окружающего мира. Настоящий переворот не только в биологии, но и в общественном сознании произвело эволюционное учение Ч. Дарвина (1809—1882). Оно оказало огромное влияние на современников.

Включение человека в бесконечную цепь живых существ подвергало сомнению христианское учение о его божественном происхождении. Скоро возник социал-дарвинизм — перенесение открытых Дарвином законов борьбы за существование и выживание сильнейшего на человеческое общество, политику, отношения между государствами.

Учреждение в 1901 г. Нобелевской премии привлекло общественный интерес к достижениям науки и росту её престижа. Наука проникала всё глубже в тайны природы, открывая невидимое глазу.

Огромную роль сыграла революция в физике, происходившая на рубеже веков. В 1898 г. французские учёные супруги П. Кюри и М. Склодовская-Кюри открыли радиоактивные химические элементы радий и полоний. Исследование радиоактивности заложило основы проникновения в мир элементарных частиц и появления ядерной физики. Дж. Томсон, Э. Резерфорд и Н. Бор создали теорию о сложном строении атома.

Новые открытия изменили прежнюю механистическую научную картину мира. Материя отныне состояла из бесконечно сложных атомов. Свет распространялся не «эфиром», а электромагнитными волнами. Квантовая теория М. Планка (1858—1947) разрушила преж ние представления о непрерывности природных процессов. Даже время и пространство, казалось бы, такие очевидные,

были по-новому осмыслены теорией относительности А. Эйнштейна (1879—1955).

Гуманитарные науки. Глубокие социальные изменения и принесённые естественными

науками новые знания об окружающем мире требовали осмысления и понимания их последствий для человека и общества. Особую роль играла история, считавшаяся «наукой века». Она объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ той веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему, которая пронизывала сознание людей той эпохи. Историческая наука также укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь того или иного народа от его истоков до современности. Постепенно история становилась более чётко и строго очерченной областью научного знания, не удовлетворяясь просто рассказом о прошлом. Немец Л. Ранке (1795—1886), один из ведущих историков XIX в., выдвинул требование объективности в истории: тщательно ра-

ботая с источниками, следовало показать, «как это, собственно, было». Работы Ранке и его коллег оказали влияние на С. М. Соловьёва и других известных русских историков.

Всё больше исследователей задумывалось не только о событиях прошлого, но и о том, как устроено общество, а также о невидимых глазу движущих силах исторического процесса. Ф. Гизо (1787—1874)

и другие французские историки разрабатывали представление о классах и классовой борьбе. Однако самое большое влияние не только на историческую мысль, но и на общественные настроения оказала философия немца Ф. В. Гегеля (1770—1831). Он считал историю результатом развития «мирового духа», в основе которого лежит борьба противоположных идей. Эта борьба и приводит к закономерной смене исторических эпох. На эту теорию опирался Маркс, заменив борьбу идей борьбой классов. Возглавляемая Гегелем школа «классической немецкой философии» являлась ведущим философским направлением в первой половине XIX в.

Успехи естественных наук оказывали сильное влияние на гуманитарные. Всё более прочные позиции завоёвывал позитивизм (от лат. —«положительный»), основоположник которого О. Конт (1798—1857) требовал отказаться от обобщений в пользу точного установления фактов для достижения подлинного («позитивного») знания.

Революция в физике на рубеже XIX—XX вв. также имела последствия для гуманитарных наук. Главный вывод, который делали для себя современники, — мир чрезвычайно сложен и не таков, каким он нам кажется. Поэтому проблема познаваемости мира как никогда остро стала звучать в философии. Представители «философии жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей, Ф. Ницше) считали, что разум — это лишь один из способов познания, не менее важны чувство и интуиция.

Под влиянием естественных наук заметно пошатнулось преклонение перед человеческой личностью, которое было принесено ещё Просвещением. Биология подчеркнула животное начало в человеке, а психология, появившаяся в последние десятилетия XIX в. (на стыке естественных и гуманитарных наук), всё больше отказывала ему в праве считаться в полной мере разумным существом. Обнаружилось, что рациональное сосуществует в человеке наряду с иррациональным и эмоциональным. В психоанализе австрийца З. Фрейда (1856—1939) разум и вовсе был оттеснён так называемым подсознанием. Другая новая наука — социология, возникшая как ответ на глубокие изменения социальной структуры общества и связанная с именами Э. Дюркгейма (1858—1917) и М. Вебера (1864—1920), рассматривала человека не столько самого по себе, сколько в качестве члена какой-либо социальной группы. В целом на протяжении XIX в. образ человека изменился разительно. Прежний «венец творения», наделённый разумом и нравственным чувством, часто низводился до размеров безликой статистической величины либо изображался движимым страстями и ин-

стинктами.

В XIX в. был сделан огромный шаг вперёд в распространении грамотности. Чтение стало превращаться в массовый феномен. Наука окончательно превратилась в особый род человеческой деятельности и достигла колоссальных успехов. Особенно важными являлись связь естественных наук с производством и влияние на сознание людей наук гуманитарных.

 

1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX — начале XX в.? Почему среднее и высшее образование получала лишь небольшая доля населения?

2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать? 3. Как складывалась новая научная картина мира? 4. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете? 5. Почему история считалась «наукой века» и какие с ней происходили изменения? 6. Как развитие науки повлияло на отношение к человеку?

 

1. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким

образом они могли влиять друг на друга? 2. Девизом научной революции XVI—XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание — сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в. 3. Повлияло ли изменение представлений о человеке на идею прогресса? Если да, то каким образом? Ответ аргументируйте.

 

Джон Дьюи: «Образование — это уже жизнь, а не подготовка к ней»

Большое влияние на формирование средней школы оказал Джон Дьюи, ставший наиболее известным американским педагогом и философом конца XIX — начала XX в. Он считал, что школьные программы должны исходить из интересов ребёнка и именно подросток должен быть в центре внимания школы. «Образование, — полагал Дьюи, — это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школулабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказывания заученных материалов дети изучали камни и насекомых, мастерили всякие поделки с помощью молотка и пилы, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Великой

целью Дьюи было развитие, развитие каждого гражданина, а труд, с его точки зрения, — средством развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: