Тема урока: «Современная физическая картина мира. Новейшие открытия в астрономии».
Цели урока:
Обучающая: сформулировать представления о современной картине мира, о месте Земли и человека во Вселенной.
Развивающая: развивать умение, диалектически подходить к анализу фактов.
Воспитательная: воспитывать чувство убежденности в познаваемости научно – материалистического понятия мира, показать могущество науки.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы урока: словесный (объяснение темы); наглядный: (демонстрация слайдов).
Межпредметная связь: химия «Элементарные частицы».
Средства обучения: интерактивное оборудование, компьютерная техника.Г.К Нургалиева «Электронный учебник по астрономии», 11 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
II. Опрос домашнего задания. а) работа по карточкам-заданиям; (1подгруппа). б) фронтальный опрос; (2 подгруппа). 1. Что такое элементарная частица? Что такое античастица? 2. Какими параметрами определяются свойства элементарных частиц? 3. На какие группы подразделяются элементарные частицы? 4. Какие взаимодействия называются фундаментальными?
III. Изложение нового материала.
План урока:
1.Современная физическая картина мира.
2. Влияние достижений физики на мировоззрение людей.
Успехи физики последних десятилетий позволяют представить, из чего устроен и по каким законам развивается окружающий нас мир.
Типы фундаментальных взаимодействий элементарных частиц:
1. Гравитационное взаимодействие.
3. Электромагнитное взаимодействие.
2. Сильное взаимодействие.
4. Слабое взаимодействие.
Гравитационное взаимодействие обеспечивает за счет обмена гравитона-частицы, являющей квантом гравитационного поля излучения.
|
Сильное взаимодействие переносится глюонами, которые, подобно фотонам, представляют собой безмассовые частицы.
Электромагнитное взаимодействие переносится фотонами-квантами электромагнитного поля.
Слабое взаимодействие происходит за счет обмена так векторных бозонов. Количество элементарных частиц (их общее число, включая античастицы) более 400 и имеет тенденцию роста за счет группы адронов. Физика первая из естественных наук сформулировала ряд эвристических принципов, которые являются общими для любого научного исследования и в этом смысле могут считаться философскими принципами:
причинности; инвариантности; неопределенности; относительности; дополнительности; наименьшего действия; сохранения; соответствия; симметрии.
2.Достижения физики существенно повлияли на культуру человечества, привели к созданию таких устройств и технологий, без которых трудно себе представить современный мир человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно упомянуть о современной энергетике, основанной на достижениях ядерной физики и электродинамики; технологии связи, основанной на достижениях теории электромагнитных волн и физики твердого тела; космической технике, использующей всю мощь классической механики и современной вычислительной техники.
IV. Закрепление. – Ответить на контрольные вопросы № 1- 4.
1.Что характерно для современной физической картины мира?
2. Какие основные уровни организации материи характерны для окружающего мира?
3. Как повлияли достижения физики на мировоззрение людей?
|
4. Что изменила астрономия в жизни людей?
V. Домашнее задание. § 46, прочитать; выучить основные понятия и термины.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок студентам с комментированием.
Дополнительный материал к уроку:
1.Астрономическая картина мира – совокупность современных научных представлений о структуре и эволюции мегамира; в основе астрономической картины мира лежат достоверные факты, полученные из наблюдений, а также теории и гипотезы, создание которых стало возможным, благодаря прогрессу в области естествознания.