Глава четвертая ИРОКЕЗСКОЕ ПЛЕМЯ




Племя как организация. — Оно состоит из родов, говорящих на одном диалекте. — Террито-риальное разъединение вело к образованию различий в языке и к сегментации.—Племя — естественное образование.— Иллюстрации. — Атрибуты племени.—Территория и каззание.— Особый диалект. — Право назначать и смещать сахемов и вождей. — Верования и культ. — Совет вождей. — В некоторых случаях — верховный вождь пламени. — Три последователь-ные формы родового управления: первая — правление одной власти; вторая — двух властей;

третья — трех властей.

Трудно охарактеризовать индейское племя на основании его положитель-ных составных элементов. Тем не -менее оно ясно очерчено и представляет собой конечную организацию большинства американских туземцев. Большое число независимых племен, на которые они распадались путем естественного процесса сегментации, является характерной чертой условий их существования. Каждое племя имело свое название, особый диалект, свое высшее управление и обладало отдельной территорией, которую оно занимало и защищало как свою собственную. Племен было столько, сколько и диалектов, так как разде-ление становилось полным только тогда, когда появлялись диалектологические различия. Таким образом индейские племена представляют собой естественные образования путем разделения одного и того же народа на занятой ими терри-тории, в результате чего возникли различия языка, сегментация и независимость каждого племени.

Мы видели, что фратрия была не столько органом управления, сколько об-щественной организацией, тогда как род, племя и конфедерация были необхо-димыми и логическими стадиями прогресса в развитии идеи управления. Кон-федерация не могла существовать в родовом строе без племен как своего осно-вания, равным образом племена не могли существовать без родов, хотя они могли существовать без фратрий. В этой главе я попытаюсь показать, каким образом возникли эти многочисленные племена, — предположительно, от одного начального ствола, — причины, вызвавшие их непрерывную сегмента-цию, и, наконец, главнейшие атрибуты, отличавшие индейское племя как орга-низацию.

Исключительное обладание определенным диалектом и территорией дало повод для применения термина нация ко многим индейским племенам, не взирая на немногочисленность каждого из них. Однако термины племя и н а-ц и я никоим образом не тождественны. Нация при родовых учреждениях воз-никает лишь после того, как несколько племен, объединенных одним управле-нием, сольются в один народ, как слились четыре афинских племени в Аттике, три дорических племени в Спарте и три латинских и сабинских племени в Риме. Федерация предполагает наличие независимых племен на отдельных террито-риях; слияние же представляет собой более высокий процесс, происходящий на одной и той же территории, хотя бы тенденция к локальному разделению по родам и племенам продолжала существовать. Конфедерация является бли-жайшим подобием нации, однако не тождествена ей. Где существует родовая организация, там органический ряд дает все термины, необходимые для точ-ного ее описания.

Индейское племя состоит из нескольких родов, развившихся из двух или более начальных родов, все члены которых перемешались путем брака и гово-рят на одном и том же диалекте. Посторонний глаз видит племя, но не род. Среди американских туземцев имеются крайне редкие случаи, когда племя объ-единяет народы, говорящие на различных диалектах. Если такие случаи встре-чаются, то они являются результатом соединения более слабого с более силь-ным племенем, говорящим на родственном диалекте, например, соединение Миссури с ото после покорения первых. Тот факт, что большинство туземцев было разделено на независимые племена, иллюстрирует медленность и трудность развития идеи управления при родовых учреждениях. Только незначительная часть их достигла высшей из известных у них стадий развития, а именно конфедерации племен, говорящих на диалектах одного и того же основного языка. Случая слияния племен в нацию в Америке не произошло нигде.

Постоянная тенденция к разделению, бывшая таким препятствием к про- грессу у диких и варварских племен, коренилась в элементах родовой органи- зации. Она усиливалась дальнейшей тенденцией к образованию различий в языке, неизбежной в условиях их общественного состояния и обширности за- нятых ими территорий. Устная речь, замечательно устойчивая в своем словес- ном составе и еще более устойчивая в своих грамматических формах, не может все-таки оставаться неизменной. За территориальным разобщением народа еле- довало с течением времени изменение языка, а это, в свою очередь, вело к раз- делению интересов и в конечном счете к полной самостоятельности. Это не было делом короткого периода времени, а ряда столетий, складывавшихся в тысяче- летия. Образование множества диалектов и основных языков в Северной и Южной Америке, происшедших, вероятно, за исключением эскимосского, от одного первоначального языка, потребовало времени, измеряемого тремя этни- ческими периодами.

Новые племена, равно как и новые роды, образовывались постоянно пу-тем естественного роста, при чем этот процесс значительно ускорялся большим протяжением американского континента. Процесс этот был весьма прост. Сна-чала происходил постепенный отлив людей из какого-нибудь перенаселенного географического центра, обладавшего большим запасом средств существования. Несколько это продолжалось из года в год, в некотором отдалении от перво-начального местопребывания племени вырастало значительное население. С те-чением времени интересы и чувства эмигрантов должны были обособиться, и наконец возникало также различие в языке. За этим следовало разобщение и независимость, хотя территории их и граничили между собой. Так создавалось новое племя. Это — краткое изображение того процесса, путем которого обра-зовались племена американских туземцев, представляющегося вместе с тем про-цессом всеобщим. Он повторялся из века в век во вновь занятых, равно как и в старых областях, и должен считаться столь же естественным, как и неизбеж-ным результатом родовой организации, а вместе с тем и потребностей со-ответствующего состояния. Когда увеличение населения сокращало средства существования, избыточная часть уходила на новое место, где она легко об-основывалась благодаря совершенному управлению каждого рода, равно как и любого числа родов, соединявшихся в союз. У оседлых индейцев то же самое происходило несколько иным образом. Когда деревня оказывалась перенасе-ленной, колония уходила вверх или 'вниз по течению той же реки и основывала новое селение. Так как это повторялось время от времени, то возникало не-сколько таких селений, из которых каждое было независимо от другого и пред-ставляло собой самоуправляющееся общество, связанное, однако, с другими в лигу или конфедерацию в целях взаимной защиты. Наконец, должны были возникнуть диалектологические различия, и таким образом совершалось их развитие в отдельные племена.

Путь, по которому племена развивались одно из другого, может быть по-казан на непосредственных примерах. Факт разделения устанавливается частью на основании преданий, частью из того, что в каждом племени имеется извест-ное число одинаковых родов, и, наконец, частью из родства их диалектов. Пле-мена, образовавшиеся путем разделения первоначального племени, должны были иметь известное число общих родов и говорить на диалектах одного и того же языка. По прошествии нескольких столетий после разделения они все еще должны были иметь несколько одинаковых родов. Так, гуроны, ныне виан- доты, имеют шесть родов, носящих те же имена, что шесть родов сенека-ирокезов спустя по меньшей мере четыреста лет после их разделения. У потаваттами имеется восемь родов одноименных с восемью родами оджибве; при этом, первые имеют пять, а последние четырнадцать родов с различными именами; это показывает, что в каждом племени со времени их разделения возникали путем сегментации новые роды. У еще более древнего отпрыска оджибве или общего для обоих прародительского племени миами есть только три рода общих с первым, а именно: Волк, Гагара и Орел. Вся социальная история темен ганованской семьи целиком заключена в жизни и росте родов. Если исследование когда-нибудь будет направлено по этому пути, то сами роды явятся надежными путеводителями при изучении порядка разделения племен, принадлежащих к одному основному стволу, а возможно, к большим основным стволам туземцев.
Следующие примеры откосятся к племенам, находящимся на низшей ступени вгрзарства. В эпоху их открытия восемь племен Миссури занимали берега реки Миссури на протяжении более тысячи миль, вместе с берегами ее притоков, Канзаса и Платты, а равно меньших рек Иовы. Они занимали также запад-
кый берег Миссисипи вплоть до Арканзаса. Их диалекты показывают, что до последнего разделения они состояли из трех племен, а именно: во-первых, пунка и омаха, во-вторых, нова, ото и миссури, и в-третьих, кау, оседж и кваяпа. Эти три племени были, несомненно, подразделениями одного началь-
ного племени, так как их диалекты еще и теперь гораздо ближе друг к другу, чем к какому-либо другому диалекту основного языка дакота, к которому они принадлежат. Налицо таким образом лингвистическое подтверждение их общего происхождения от одного начального племени. Постепенное распростра- нение из одного пункта на этой реке вдоль ее берегов, как вниз, так и вверх по течению, должно было, с увеличением расстояния между их поселениями, повести к расхождению интересов, различиям в языке и, наконец, к независимости. Народ, распространявшийся таким образом по степной местности вдоль берегов реки, мог распасться сперва на три, а затем на восемь племен, при чем организация каждого подразделения могла оставаться совершенно законченкой. Такое разделение не представляло собой потрясения и не считалось бедстзием, а было разъединением, обусловленным естествекным распространением по обширной территории, за чем последовала полная сегментация. Самым северным племенем по Миссури были пунка, обитавшие у устья реки Ниобрара, а самым южным — кваппа, обитавшие при впадении Арканзаса в Миссисипи, при чем их разделяло около полуторы тысячи миль. Область, лежавшая между ними, ограниченная узким поясом лесов вдоль Миссури, была занята остальными шестью племенами. Это были чисто приречные племена.
Другой пример дают племена Верхнего озера. Оджибве, отава* и потаватами являются подразделениями одного начального племени, при чем оджибве представляют основной ствол, так как они остались на первоначальном месте, у больших рыбных ловель, на рукаве озера. Более того, они титулуются осталь- ными двумя племенами «старшим братом», тогда как отава называется «сред- ним братом», а потаваттами — «младшим братом». Племя потаваттами отдели- лось первым, а отава — последним, как это видно из относительного объема диалектологических различий, наиболее сильно выраженных у потаваттами. В эпоху их открытия, в 1641 г., оджибве жили у порогов, на рукаве Верхнего озера, откуда распространились по южному берегу этого озера до местности Онтонагои, вдоль ее северо-восточной границы, а также вдоль реки Сен-Мари, по направлению к озеру Гурон. Их местоположение было замечательно благо- приятно для добывания рыбы и дичи, составлявших, посколько они не возде- лывали маиса и овощей, их главную пищу2. В этом отношении не может сравниться никакая местность в Северной Америке, за единственным исклю-
чением долины Колумбии. При таких преимуществах они беспрепятственно могли развиться в сильную индейскую народность и высылать одну за другою орды переселенцев, которые становились независимыми племенами. Потаваттами занимали область на границах между Верхним Мичиганом и Висконсином, откуда в 1641 г. их пытались вытеснить дакота. В то же самог время отава, первоначально обитавшие, вероятно, на реке Отава в Канаде, двинулись на запад и поселились затем у залива Георгия, на островах Манитулайн и близ Макинау, откуда они распространились к югу по нижнему Мичигану. Составляя первоначально один народ с одними и теми же родами, они сумели занять боль-
шую. территорию. Разобщение и отдаленность одного от другого их поселений повели задолго до их открытия к образованию диалектов и к независимости племен. Три племени, территории которых соприкасались, основали союз для взаимной защиты, известный у американцев под названием «Отавской конфе-
дерации». Это был, вероятно, наступательный и оборонительный союз, а не настоящая конфедерация, подобная ирокезской.

Еще до этих разделений другое родственное племя, миами, отделилось от оджибве или общего материнского племени и переселилось в средний Илли-нойс и Западную Индиану. По пути этих миграций последовали иллинойсы, дру-гой и более молодой отпрыск того же ствола, позднее разделившиеся на пеори, каскаски, уйв и пианкешау. Их диалекты, точно так же как и миами, находятся в наиболее близком родстве с диалектом оджибве и далее — с диалектом кри *. Выселение всех этих племен из начального центра их обитания у крупных рыб-ных ловель на Верхнем озере представляет собой знаменательный факт, иллю-стрирующий, каким образом племена возникают в связи с естественными цен-трами источников средств существования. Алгонкины Новой Англии, Делавара, Мериленда, Виргинии и Каролины, по всей вероятности, произошли из того же источника. Потребовался ряд столетий для образования всех вышеперечислен-ных диалектов и возникновения тех различий, которые они теперь обнару-живают.

Предыдущие примеры показывают тот естественный процесс, путем кото-рого происходило развитие одних племен из других или из одного материн-ского племени, занимавшего благоприятное положение. Каждая выселявшаяся орда представляла собой, если можно так выразиться, род военной колонии, эмигрировавшей в поисках новой территории, но поддерживавшей первона-чально и по возможности долго связь с материнским племенем. Стремясь путем таких последовательных переселений расширить свои соединенные владения, они затем отражали вторжения чужих народов в занятую ими область. Обра-щает на себя внимание тот факт, что индейские племена, говорящие на диалек-тах одного основного языка, обыкновенно занимают пограничные области, как бы ни была обширна их общая территория. То же самое в общем относится и ко всем человеческим племенам, связанным между собою лингвистически. Это происходит потому, что люди, распростаняясь из какого-нибудь географиче-ского центра и ведя тяжелую борьбу за существование и за обладание своей новой территорией, поддерживали связь с родиной, чтобы иметь защиту во время опасности и убежище в несчастии.

Требовались исключительно благоприятные условия в смысле источников средств существования, чтобы какая бы то ни было область сделалась исходным пунктом расселения постепенно накоплявшегося избытка народонаселения. Та-ких естественных центров было не много в Северной Америке, а именно — только три. Из них на первом месте стоит долина Колумбии, одна из самых замеча-тельных стран на земле по разнообразию и обилию средств существования, даже еще до возделывания маиса и овощей'; во-вторых, полуостров между озерами Верхним, Гуроном и Мичиганом, местность, занятая оджибве, и колыбель многих индейских племен; и в-третьих, страна озер в Миннезоте, родина современных племен дакота. Это — единственные области Северной Аме-рики, которые могут быть названы естественными центрами источников средств существования и естественными источниками образования избыточного насе-ления. Есть основание думать, что Миннезота была частью страны алгонкинов, прежде чем она была занята дакота. Когда появилось возделывание маиса и

овощей, оно локализировало и поддерживало население на меньших терри-ториях, содействуя вместе с тем его росту; но оно не смогло дать господ-ство над континентом наиболее развитым племенам оседлых индейцев, сущeствование которых основывалось почти исключительно на земледелии. Ого-родничество распространилось среди наиболее значительных племен, находив-шихся на низшей ступени варварства, и существенно улучшило их положение. В эпоху открытия Северной Америки они вместе с племенами, не знавшими ого-родничества, занимали обширнейшие пространства и постепенно заселяли весь континент2.

Размножение племен и диалектов было обильным источником постоянных междуусобных войн туземцев. Как правило, наиболее ожесточенная борьба ве-лась между племенами, говорившими на разных языках, например, между иро-кезскими и алгонкинскими племенами, а также между ирокезами и дакота. На-против, племена алгонкинов и дакота жили обычно в мире. Если бы дело об-стояло иначе, они не занимали бы смежных областей. Самым худшим исключе-нием были ирокезы, которые вели войну до.полного истребления против род-ственных им племен эри, нейтральной нации, гуронов и сускеханнок. Племена, говорящие на диалектах одного и того же основного языка, могут вступать между собой в устные переговоры и таким образом улаживать свои споры. Они привыкли также, в силу их общего происхождения, полагаться друг на друга как на естественных союзников.

 

Число жителей определенной области было ограничено объемом доставляемых ею средств существования. Когда рыба и дичь составляли основную пищу, требовались громадные пространства для прокормления небольшого племени. После того как к рыбе и дичи прибавилась мучная пища, область, которую за-

1 Представляя собой соединение леса и степи, эта страна была необыкновенно богата дичью. Род хлебного корня, камаш, рос в большом количестве в степях. Летом всегда было изобилие ягод. В этом отношении, однако, эта страна не имела преимуществ перед другими областями. Что особо отличало ее от всех других, это—неисчерпаемый запас лососей в Колумбии и других рекях побережья. Лососи кишели в этих реках миллионами и в известное время года ловились легко и в величайшем изобилии. Разрезанные в длину и высушенные на солнце, они укладывались
и развозились по селениям, служа главной пищей в течение большей части года. Кроме того, на берегу производилась ловля раковин, дававших большое количество пищи в зимние месяцы.
Помимо всех этих благоприятных условий, климат страны был мягкий и ровный в течение всего года, подобный климату Тенесси и Виргинии. Это был рай для племен, не знавших еще хлебных растений.

2 Можно считать весьма вероятным, что долпна Колумбии была колыбелью ганованской семьи и что отсюда в прошедшие века шел непрерьшный поток мигрирующих орд, пока не были заняты обе части материка. Далее, можно утверждать, что эти обе части продолжали заселяться изтого же источника вплоть до эпохи открытия Америки европейцами. Это можно вывести из физических причин, сравнитетьных условий существования и лингвистического родства индейских племен. Обширные степи, которые тянутся непрерывно на расстоянии свыше тысячи пятисот миль с севера к югу и более чем на тысячу миль с востока на запад, составляли большое препятствие длч сношеаий между тихоокеанской и атлантической частями северо-американского континента. Весьма вероятно поэтому, что первоначальная семья, выйдя из долины Колумбии и продолжая миграцию под влиянием физических причин, могла достичь Патагонии раньше, чем Флориды. Все известные факты так настоятельно указывают на эту страну как на первоначальную родину индей-ской семьи, что даже незначительное количество новых доказательств сделает данную гипотезу вполне убедительной.

Открытие и возделывание маиса существенно не изменило хода событий и не устранило влияния ранее действующих причин; все же оно сделалось важным фактором увеличения средств существования. Происхождение этого американского злака неизвестно, но, по общему мнению,

 

-72-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: