Глава пятая ИРОКЕЗСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ




Естественное образование конфедераций. — Они основываются »а общих родах и общности языка. — Ирокезские племена. — Их поселение в штате Нью-Йорк. — Образование конфе-дерации. — Ее структура и огкозакия. — Учреждение пятидесяти сахемов. — Оки сделаны наследственными в определенных родах. — Число сахемов, установленных для каждого пле-мени. — Эти сахемы образуют совет конфедерации. — Гражданский совет. — Порядок вер-шения дел. — Единогласие как необходимое условие его деятельности. — Траурный совет. — Порядок поднятия сахемов. — Высшие военачальники. — Эта должность является зародышем высшей исполнительной власти. — Умственные способности ирокезов.

Тенденция к объединению для взаимной защиты должна была вполне естественно существовать у родственных и соседних племен. Когда выгоды та-кого союза были оценены на опыте, организация, сначала союза, постепенно цементировалась в федеральное единство. Состояние беспрерывных военных действий, в котором они жили, должно было усилить эту естественную тенден-цию у племен, по своему уму и производствам достаточно развитых для того, чтобы оценить благодеяния такого соединения. Это было не что иное, как раз-витие из низшей организации в высшую путем распространения того принципа, который соединял роды в племя.

Как можно было ожидать, в различных частях Северной Америки, в эпоху ее открытия, существовало несколько конфедераций; некоторые из них по своим основным чертам и структуре были весьма замечательны. Из их числа следует упомянуть: Конфедерацию ирокезов, состоявшую из пяти независимых племен, Конфедерацию криков из шести племен, Конфедерацию оттава из трех племен, Лигу дакота из «семи огней совета», Конфедерацию моки в Новой Мексике из семи пуэбло и Ацтекскую конфедерацию из трех племен в долине Мексики. Весьма вероятно, что оседлые индейцы в других частях Мексики, а равно в Центральной и Южной Америке были повсеместно организованы в конфеде-рации, состоявшие из двух или более родственных племен. Это направление прогресса было естественно обусловлено природой их учреждений и законом, управляющим их развитием. Тем не менее образование конфедерации из та-ких материалов и при таком непостоянстве территориальных отношений было трудным делом. Всего легче было его осуществление у оседлых индейцев, бла-годаря близости их пуэбло и малым размерам занятых ими областей; но в не-которых случаях конфедерации организовывались и у племен, стоявших из низшей ступени варварства, в частности у ирокезов. Образование конфедера-ции само по себе служило доказательством большого умственного развития народа.

Два наиболее выдающихся примера индейских конфедераций в Северной Америке представляют ирокезы и ацтеки. Благодаря признанному превосход-ству их военных сил и их географическому положению эти конфедерации до-стигли замечательных результатов. Наши сведения о структуре и основаниях первой конфедерации точны и полны, относительно последней — далеко ке достаточны. Конфедерация ацтеков была так неисторично описана, что остается под сомнением, была ли она просто наступательным и оборонительным союзом трех родственных племен или постоянной конфедерацией, подобной ирокез-ской. То, что правильно по отношению к последней, вероятно, в сбщем пра-вильно и по отношению к первой, так что, зная одну, мы сможем понять и другую.

Условия, при которых конфедерации возникают, и принципы, на которых они основываются, чрезвычайно просты. Конфедерации развиваются с течением времени совершенно естественно из предшествующих элементов. Где племя распалось на несколько подразделений, занимавших независимые, но соприка-сающиеся территории, конфедерация вновь объединила их в более высокую организацию на основе их общих родов и родства диалектов, на которых они говорили. Сознание родства, воплощенное в роде, общее происхождение родов и их диалекты, еще понятные взаимно, составляли существенные элементы кон-федерации. Основой и центром конфедерации были таким образом роды, а гра-ницы ее определялись основным языком. Ни одна из известных нам конфеде-раций не вышла за пределы диалектов одного общего языка. Если бы эта есте-ственная граница была нарушена, то в организацию вторглись бы инородные элементы. Бывали случаи, что остатки неродственного по языку племени, на-пример наче г, принимались в уже существующую конфедерацию, но это исклю-чение не нарушает общего правила. Образование на американском континенте индейского государства путем объединения племен, организованных в роды, их достижение им всеобщего господства было невозможно, если эти племена ке развивались из одного ствола. Множественность основных языков является ис-черпывающим объяснением этой невозможности. Только участие в роде и пле-мени и общность языка давали возможность принадлежать к конфедерации.

Здесь следует заметить между прочим, что на низшей, средней и высшей ступенях варварства, при родовых учреждениях, ни в одной части света не могла возникнуть естественным путем монархия. Я нахожу нужным указать на это уже в начале настоящего исследования, чтобы тем резче оттенить струк-туру и основы древнего общества, организованного в роды, фратрии и племена. Монархия не совместима с гентилизмом. Она принадлежит позднейшему пе-риоду цивилизации. В некоторых случаях у греческих племен, стоявших на высшей ступени варварства, возникали деспотии, но они основывались на узур-пации, считались народом беззаконными и в действительности были совер-шенно чужды идеям родового общества. Греческие тирании были деспотиями, произносятся на ряду с другими, как дань уважения к их памяти. Таким образом общий совет состоял только из сорока восьми членов.

Каждый сахем имел сахема-помощника, который избирался родом его начальника из *шсла его членов и вводился в должность с теми же формальностями и церемс ниями. Он назывался «помощником». Его обязанностью было стоять позади своего начальника при всех церемониях, служить ему вестником
и вообще быть в его распоряжении. Это давало помощнику звание вождя и делало вероятным его избрание в преемники своему начальнику после смерти последнего. На своем образном языке ирокезы называли этих помощников сахемов «Подпорками в длинном доме», символизировавшем конфедерацию.

Имена, данные сахемам первоначально, стали навсегда именами их преем- ников. Например, по смерти Ga-ne-o-di'-yo, одного из восьми сахемов сенека, его преемник должен был быть избран в роде Черепаха, в котором это сахем-ство было наследственным, и при его поднятии общим советом часть церемонии состояла в том, что он получал зто имя вместо своего собственного. Я не-сколько раз имел случай присутствовать на их советах для поднятия сахемов в резервациях онондага и сенека и был свидетелем относящихся сюда церемо-ний. Хотя теперь осталась только тень старой конфедерации, она сохраняет полностью свою организацию с ее сахемами и их помощниками, за исключе-нием только племени мохавков, которое около 1775 г, переселилось в Ка-наду. Как только открываются вакансии, они замещаются и созывается общий совет для введения в должность новых сахемов и их помощников. Современные ирокезы отлично знакомы со структурой и принципами древней конфедерации. Во всех делах племенного управления пять племен были независимы друг от друга. Их территории были разделены постоянными границами и их племен-ные интересы были различны. Восемь сахемов сенека вместе с другими вождями сенека образовывали совет племени, управлявший его делами, при чем каждому из остальных племен было предоставлено таким же порядком ведать своими частными делами. Договор конфедерации не ослабил и не обезличил племя, как самостоятельную организацию. Каждое племя в своей обособленной сфере жило полной жизнью, представляя собой некую аналогию с нашими собствен-ными штатами в рамках объединяющей их республики. Следует вспомнить, что еще в 1775 г. ирокезы рекомендовали нашим предкам устроить союз колонии, подобный их собственному. В общих интересах и в общем языке различных ко-лоний они видели элементы для конфедерации, представлявшей собой то, за пределы чего их проницательность уже не могла проникнуть.

Племена, входившие в конфедерацию, занимали совершенно равное поло-жение по своим правам, привилегиям и обязанностям. Особые льготы, предо-ставленные тому или иному племени, не означают нарушения договорного ра-венства или допущения привилегий. Существовали, правда, некоторые органи-ческие положения, дававшие по внешности отдельным племенам большую рласть, чем другим; так, например, окондага имели четырнадцать сахемов, а сенека только восемь, и большее число сахемов должно было естественно ока-зывать большее влияние в совете, чем меньшее число. Но в данном случае не было перевеса во власти, так как сахемы каждого племени имели при голосо-нании одинаковый голос, а равно право вето по отношению к другим племенам. В совете голосовали по племенам, и единогласное решение было необходимо для каждого общественного акта. Онондага были назначены «Хранителями вампума» и «Хранителями огня совета», мохазки — «Сборщиками дани» с поко-ренных племен и сенека — «Хранителями дверей» Длинного дома. Эти и другие подобные положения были направлены к общей пользе.

Связующий принцип конфедерации не вытекал исключительно из выгод союза для взаимной защиты, но имел более глубокое основание в узах кров-ного родства. Внешним образом конфедерация опиралась на племена, в основе же — на общие роды. Все члены одного и того же рода, все равно мохазки, онейда, онондага, кайгога или сенека, были братьями и сестрами друг друга в силу своего происхождения от едкого общего предка и признавали это вза-имное родство с совершенной сердечностью. Когда ирокезы встречались, то первый вопрос касался имени рода каждого, а следующий — родословной их сахемов, после чего они обыкновенно были в состоянии определить по своей своеобразной системе кровного родства взаимное родство1. Три рода, именно-Волк, Медведь и Черепаха, были общими у пяти племен; эти же роды и еще три других были общими у трех племен. Действительно, род Волк, вследствие разделения первоначального племени на пять, состоял теперь из пяти частей, находившихся по одной в каждом племени. То же самое произошло с родами Медведь и Черепаха. Роды Олень, Кулик и Ястреб были общими у сенека, кай-юга и онондага. Между разобщенными частями каждого рода, хотя члены их говорили на разных диалектах одного и того же языка, существовала братская связь, соединявшая нации неразрывными узами. Если мохавк из рода Волк признавал онейда, онондага, кайюга и сенека того же рода своими братьями и если члены других разделившихся родов поступали так же, то родство было не идеальным, а реальным, основанным на кровных узах и вера в достоверную ро-дословную, более древнюю, чем их диалекты, и современную их общенародному единству. По представлению ирокеза, каждый член его рода, к какому бы пле-мени он ни принадлежал, был с ним в таком же бесспорном родстве, как и его собственный брат. Это перекрещивающееся родство между лицами, принадле-жащими к одному и тому же роду в различных племенах, до сих пор сохра-няется и признается ими во всей своей первоначальной силе. Этим объясняется та стойкость, с которой еще держатся обломки старой конфедерации. Если бы какое-нибудь из пяти племен отделилось от конфедерации, это порвало бы родственную связь, хотя дало бы себя чувствовать весьма слабо. Но если бы произошло столкновение, род Волк выступил бы против своих родичей. Мед-ведь — против Медведя, одним словом, восстал бы брат на брата. История-ирокезов демонстрирует реальность и прочность родственных уз и верность, с которой они соблюдались. В течение долгого времени существования конфе-дерации они никогда не впадали в анархию и не ломали своей организации.

«Длинный дом» (Ho-de'-no-sote) сделался символом конфедерации, и они называли себя «Народом длинного дома» (Ho-cle'-no-saii-nee). Это было един-ственное имя, которым они себя называли. Конфедерация создала родовое общество более сложное, чем общество отдельного племени, но все же это было чисто родовое общество. Она была ступенью прогресса по пути к образованию нации, ибо национальность создается еще при родовых учреждениях. Слияние-составляет последнюю стадию этого процесса. Четыре афинских племени сли-лись в Аттике в одну нацию вследствие смешения племен на одной территории л постепенного исчезновения географических границ между ними. Племенные имена и организации продолжали существовать в полной силе, как и прежде, но лишились основы в виде территориальной независимости. Когда было учреждено политическое общество на основе дема или городской общины и все обитатели дема, независимо от их рода или племени, стали одним политическим целым, слияние завершилось.

Слияние латинских и сабинских родов в римский народ и нацию было ре-зультатом такого же процесса. Точно таким же образом род, фратрия и племя были первыми тремя стадиями организации, за ними последовала конфедера-ция в качестве четвертой. Но, повидимому, как у греческих, так и у латинских племен в позднейший период варварства она была не более как непрочным оборонительным и наступательным союзом. Наши сведения о природе и част-ностях организации греческих и латинских конфедераций ограничены и не-полны, так как факты скрыты во мраке легендарного периода. Процесс слияния

1 Дети братьев—тоже братья и сестры; дети этих последних точно так же—братья и сестры и т. д. до бесконечности; то же самое—дети и потом ки сестер. Дети брата и сестры—двоюрод-ные братья и сестры; дети последних—тоже двоюродные братья и сестры и т д. ло бесконеч-ности. Знание взаимного родства никогда не утрачивается у «ленов одного и того же рода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: