Карельский период в жизни и творчестве Рерихов




Михайлова Л.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии

Петрозаводский государственный университет

 

Карельский период в жизни и творчестве Рерихов

 

Творчество одного из выдающихся русских мыслителей XX века, художника, писателя, археолога Николая Константиновича Рериха связано с Карелией – Западным Приладожьем и Валаамом. Ю. В. Линник пишет, что идея поисков «легендарной Шамбалы» родилась у Н К. и Е. И. Рерихов во время их пребывания в Карелии: «Голос Индии и ее махатм со всей настойчивостью прозвучал для Рерихов именно в Сердоболе (г. Сортавала – Л. М.), на берегах Ладоги. Некоторые рериховские записи этого времени – как стенограмма призыва, звучащего из пространства: «Вы сумеете вызвать к себе на помощь дух ваш. Он, ваш водитель, подскажет вам ближайший путь. Он поведет вас к радости, к победе. Но и к победе он поведет вас высоким путем, ступени которого скованы только знанием и искусством»[1]. Летом 1907 г. Н. К. Рерих путешествовал с семьей по Карелии и Финляндии. В декабре 1916 г. он поселился в Сортавале и провел в Приладожье более двух лет.

В цикле легенд о Шамбале Рериха нашла отражение реальность космической эволюции человечества (Рис. 1). Он писал: «Не преступайте законов! Ждите в пламенном труде, среди постоянного подвига, пока вестник Шамбалы не придет к вам. Ждите, пока Мощноголосый не произнесет: Калагия! Тогда вы можете невредимо углубиться в исследование этого вопроса. Поверхностное любопытство должно преобразиться в истинное изучение, в приложение высоких принципов в каждодневной жизни»[2].

 

 

.

 

 

Рис. 1. Н. К. Рерих. Шамбала. Урусвати

 

Как пишет исследователь творчества Рерихов Павел Федорович Беликов, в карельский период жизни Рерихи настроили себя на прием Вестей издали; «скажем больше − вся торжественная обстановка и вынужденное одиночество учили Рерихов прислушиваться к Голосу Безмолвия. Впервые он прозвучал для них именно среди природы Карелии. Она явилась для них рубежом между освоением плотного мира и сознательным началом достижения плана мира Тонкого»[3].

К карельскому периоду относится картина Н. К Рериха «Вечное ожидание», написанная в 1917 г. Это картина-символ. На переднем плане изображена маленькая избушка без окон и с необычным по форме замком, четыре фигуры: одна женская и три мужских, напряженно вглядывающихся в даль, в сторону озера. Людей окружают высокие синие скалы с фантастическим темно-розовым растением. Среди мчащихся пестрых облаков пробиваются солнечные лучи. Люди ждут вестей, ждут Знака из другого, «чужого» мира, скрытого за высокими скалами. Можно предположить, что четыре фигуры на картине − это Николай Константинович Рерих, его жена, Елена Ивановна, и два сына, Юрий и Святослав (Рис. 2). Тема ожидания выражена и в стихотворении «Время» того же периода.

Тему «вечного ожидания» Рерих повторил в картине «Ждущая», написанной в Индии, в 1941 г. (Рис. 3).

 

 
 

 

 
Рис. 2. Н. К. Рерих. Вечное ожидание. 1917 Рис. 3. Н. К. Рерих.Ждущая. 1941  

Находясь в Приладожье, с 1916 по 1918 г., Н. К. Рерих задумал картину о девушке. преданно ждущей своего возлюбленного, а также обо всей их семье, всеми помыслами стремящейся в Россию, ждущей возможности вернуться на Родину. Северная природа навеяла мысли о Сольвейг, ждущей скитающегося Пер Гюнта. На картине изображен северный пейзаж в удивительном сочетании синего с желтым. Фигура девушки устремлена вперед, в будущее, где на горизонте появляются облака, которые как бы сочувствуют ее скорби. Они не тяжелые, не давящие, а сострадающие, окрашенные в желтый цвет надежды. Они отражаются в голубоватой воде. Голубой – цвет радости, веры и надежды на возвращение любимого или на возвращение на Родину. Несмотря на ожидание, на картине нет хаоса, беспокойства и волнений. Девушка уверена, что дождется. И вся природа – небо, вода, горы, земля так же устремлены, как и сама Ждущая.

Сын Н. К. Рериха, Юрий Николаевич Рерих в 1917 году, во время пребывания с семьей в Приладожье, пишет картину «Сосны на берегу» (Рис. 4).

 

 

 


Рис.4. Рерих Ю. Н. Сосны на берегу. 1917

 

Сильное впечатление на всю семью Рерихов оказало посещение Валаамского монастыря, о котором впоследствии вспоминал другой сын Н. К. Рериха, Святослав Николаевич: «Это было памятное богослужение в подземном склепе двух великих русских Святых, проводимое всеми отшельниками (анахоретами), которые вышли для этого из мест своего уединения. Здесь, в этом храме, вокруг гранитного саркофага стояли в торжественных одеяниях отрешившиеся от мира старцы. Их неподвижные, суровые и добрые лица были скрыты под покровом схимнических одеяний, и виднелись только серые, серые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть еще значительнее, чем состояние духа, когда находишься среди подвижников и можешь к их молитве присоединить свою? Такие воспоминания не проходят, не тускнеют и вечно излучают свою благодать» («Мой источник вдохновения», индийская радиопередача 7 марта 1980 г.)»[4].

Философская мысль Рериха, его эстетические взгляды на отношение человека к окружающему его миру выражены мыслителем не только в его живописных полотнах карельского периода, но и в повести «Пламя», написанной в сентябре 1918 года. Рерих писал: «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, темные, не видим их»[5]. «Пламя» − автобиографическая повесть, сюжет которой основывается на определенных фактах жизни Рериха. «Пламя» ставит вопросы о нравственном измерении поступков человека. Рерих воспевает красоту повседневной жизни человека, окружающей его суровой природы, свою любовь к «острову». Призывом ко всему человечеству звучат его слова: «Вообще помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?»[6].

«Пламя» − это повесть о Валааме, который стал для Рериха символом природы Севера, Храмом, где могут сохраняться «достижения культуры нашей расы», «тайником знания», где возможно «великое творчество». На острове повсюду встречаются Знаки прошлого: «На огромном валуне кажется выбитою цифра 3 (три) или буква З»; «по лесам иногда представляются точно старые тропинки, неведомо как возникшие. Незаметно исчезающие»; «на одном месте камни напоминают старую основу жилища. Нам кажется, что раньше давно здесь уже кто-то жил»[7]. Какие знаки «цифру 3 (три) или букву З» увидел Рерих на Валааме, точно мы не можем сейчас утверждать, этот вопрос требует дополнительного исследования, мы можем предположить, что это были древние знаки, принадлежащие первобытной культуре. Подобные знаки на острове находили и иноки Валаамского монастыря: По мнению сардовальского пастора Самуила Алопеуса, описавшего Карелию, Валаам в древние времена населяли номады (кочевые народы − Л. М.). Жили они в пещерах. Иноки случайно находили высеченные знаки[8].

У Н. К. Рериха к знакам прошлого особенное отношение, он называет их «письменами», хранящими «мудрые тайны»:

Берегли

письмена мудрые тайны.

И вновь явно все. Все ново.

Сказка-предание сделалось

жизнью. И мы опять живем.

И опять изменимся. И опять

прикоснемся к земле. Великое

"сегодня" потускнеет завтра.

Но выступят священные знаки.

Тогда, когда нужно. Их не заметят.

Кто знает? Но они жизнь

построят. Где же священные знаки?

1915[9]

 

Мифический сюжет мы видим и в картине Н. К. Рериха «Святой остров» (1917), посвященной одному из островов Валаамского архипелага, известного также как «Старый Валаам» (Рис. 5).

 

 

Рис. 5. Н. К. Рериха. Святой остров. 1917.

 

На картине изображен остров, лишенный какой либо растительности. В изрезанной трещинами скале просматриваются лики, напоминающие нам изображения древних языческих богов. С левой стороны к острову подходит ладья с двумя старцами. Очевидно, это основатели мужского православного монастыря на Валааме преподобные Сергий и Герман. В действительности остров Святой − это высокая скала, поросшая вековым лесом. Предполагается, что именно здесь первоначально был основан монастырь, который позднее монахи перенесли на главный остров Валаамского архипелага − Валаам, ставший для них избранным. Изображенный Рерихом на картине остров созвучен его описанию острова в повести «Пламя», где в рассказе Рериха присутствует также бинарный архетип. С одной стороны, это обычный остров: «Массив нашего острова очень древен. По всем признакам вулканические образования давно закончились», с другой − это фантастическая страна, которую «пронизывает сказка тумана». Валаам представляется Рериху как мифический живой организм с «небесными всадниками», «героями», «страшными зверями», «волшебницами»: «На скалах выступают великие головы и величавые профили, грознее и больше изваяний Ассирии»[10].

В 1918 году Н. К. Рерих написал стихотворение о Валааме «Улыбка твоя».

На пристани мы обнялись и простились.
В волнах золоченых скрылась ладья.
На острове − мы. Наш − старый дом.
Ключ от храма − у нас. Наша пещера.
Наши и скалы, и сосны, и чайки.
Наши − мхи. Наши звезды − над нами.
Остров наш обойдем. Вернемся
к жилью только ночью. Завтра,
братья, встанем мы рано.
Так рано, когда еще солнце
не выйдет. Когда восток
зажжется ярким сияньем.
Когда проснется только земля.
Люди еще будут спать.
Освобожденными, вне их забот,
будем мы себя знать. Будем
точно не люди. К черте подойдем
и заглянем. В тишине и молчанье.
И нам молчащий ответит.
Утро, скажи, что ты проводило
во мрак и что встречает опять
улыбка твоя.

1918[11]

На формирование эстетических взглядов Н. К. Рериха оказали также влияние основные идеи русского символизма, одной из которых является признание красоты как высшей сущности мира. Красота для Рериха связана с искусством, с культурой. Идея Вечной женственности Вл. Соловьева воплощается у Рериха в образе Матери Мира, «звезде утра», «которая своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества»[12]. Философская мысль Рериха создает Образ Матери в традициях русского бинаризма: с одной стороны – это посланница звезд, неба, с другой − реальная женщина, ведущая за собой, указывающая путь людям.

 

Литература

 

Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). – Новосибирск: ИЧП Лазарев В. В. и О», 1994. – 334 с.

Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб.: Иждивением Валаамского монастыря: Типолитогр. И. Генералова, 1903. – 447 с.

Линник Ю. В. Елена Ивановна, Николай Константинович Рерихи // Север. 1989. № 11. − С. 105.

Рерих Н. К. Миф Атлантиды. − М.: Эксмо, 2012. − 384 с.

 

Рерих Н. К. Пламя / Н. К. Рерих. Избранное. − М.: Советская Россия, 1979. – С. 54−71.

Рерих Н. К. Пути благословения. − Минск: Университетское, 1991. – 103 с.

Рерих Н. Священные знаки // Н. Рерих. Цветы Мории. − М.: «Современник», 1988.

Рерих Н. Улыбка твоя. // Н. Рерих. Цветы Мории. − М.: «Современник»,, 1988.

 

 

Спин-код РИНЦ:4339-7706

Михайлова Лариса Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Адрес:185910 г. Петрозаводск. Республика Карелия, проспект Ленина, дом 33. Тел.8 (960) 213-39-11.

Эл. адрес: larisa.mihailova@gmail.com

Автор 72 научных публикаций, в т.ч. двух монографий, двух учебных пособий.

 


[1] Линник Ю. В. Елена Ивановна, Николай Константинович Рерихи // Север. 1989. № 11. С. 105.

 

[2] Рерих Н. К. Миф Атлантиды. М., 2012. С. 366.

[3] Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 143−144.

 

[4] Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 143.

[5] Рерих Н. К. Пламя /Н. К. Рерих. Избранное. М., 1979. С. 68.

[6] Там же. С. 56.

[7] Рерих Н. К. Пламя /Н. К. Рерих. Избранное. М., 1979. С. 55.

[8] Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 1903. С. 2.

 

[9] Рерих Н. Священные знаки // Н. Рерих. Цветы Мории. М., 1988.

[10] Рерих Н. К. Пламя /Н. К. Рерих. Избранное. М., 1979. С. 56.

[11] Рерих Н. Улыбка твоя. // Н. Рерих. Цветы Мории. М., 1988.

 

[12] Рерих Н. К. Пути благословения. Минск, 1991. С. 96.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: