СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ.




НЕ ВОШЕДШЕЕ В СБОРНИКИ.

ПЕРЕВОДЫ

 

 

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

 

Завтра день моего рожденья.

Я сама себе подарю

Не запястья и не каменья,

А коралловую зарю.

 

Подарю, как высокую радость,

Отраженный в воде дворец,

Ярко-красный рыбачий парус

И осла голубой бубенец.

 

Подарю все окна Галаты,

На веревках цветное тряпье,

Пыль столбом, и ветер лохматый,

Молодой, как сердце мое.

 

Когда-нибудь, через годы, –

В пятьдесят или шестьдесят, –

Этот ветер детской свободы

Потянет меня назад.

 

И я соберу все звенья,

Все запахи, всю зарю,

И заново, в день рожденья,

Сама себе подарю.

 

 

А СЛОВО – ЗДЕСЬ

 

Старинных кровель темный склон

В грозу отсвечивал зеленым.

Гроза неслась навстречу кленам,

И ямбы стройные колонн, –

Пять озаренных, темных пять, –

Лучами утренней лазури

Так не могли бы просиять,

Как в перекрестном блеске бури.

 

Угрюмый монастырский сад,

Помолодев, шумел листвою,

И грома первого раскат,

В глухом, косноязычном вое

Свой сон продолжив наяву,

Упал в смятенную траву

И, в ней катаясь, жаждал слова!

 

А слово – здесь. Оно готово

Дождем плеснуть в мои глаза,

Упасть плодом с ветвей мятежных…

 

Явись, нежнейшее из нежных,

Пока не кончилась гроза!

 

И вдруг – не вихрь, не блеск, не пламя,

А прямо ввысь, за облака, –

Две рифмы с острыми крылами,

Два белоснежных голубка.

 

 

Франция

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ХИМЕР

 

Есть женщина, заброшенная в небо

Огромным городом. Живет одна,

В высокой башне… Эту долю мне бы!

Но почему-то ей она дана.

Каморка служит и дуплом, и домом.

А глубоко внизу…

Но с давних пор

Был для нее ненужным, незнакомым

Парижской Богоматери собор.

Его воспели и поют доныне,

Но никогда наверх не доходил

Органный гул, гудение латыни

И перезвон серебряных кадил.

Да, готика… Но ей-то что за дело

До готики?.. Куда ни повернись,

Грозят, ощерясь, каменные стрелы,

И ящеры по сводам лезут ввысь.

Бьюсь об заклад: пожалуй, в мире целом

Днем с фонарем подобной не найти,

Чтобы сидеть в углу оледенелом

И службу необычную нести.

Церковный воздух древностью пропитан

И серой скукой. Но другим в пример

Ей дал Париж официальный титул

«Хранительницы» демонов-химер.

За малый грош, за пенсию, за право

На утлую кровать и связку дров

Она живет, своей не зная славы,

Среди полу-драконов, полу-львов.

С ней по соседству, за дубовой дверью,

Над бездною балкон повис гнездом.

В нем хоботы, и чешуя, и перья,

И клювы, и клыки… На Божий дом

Уселись фантастические птицы.

Она привыкла им служить с утра:

Почистит, поскребет и не боится

Ополоснуть водою из ведра.

Я не желаю гибели старухе,

Пусть воду льет, – химер не протрезвить

К ней не сойдут ни демоны, ни духи,

С ней ангелы не станут говорить.

Зато с поэтами другое дело,

Возможности поэтов велики.

Фантазии, не знающей предела,

Доступны все глухие тайники,

И мне легко, своим путем, – незримым, –

Проникнуть в башню и открыть ту дверь,

Откуда ночь ворвется черным дымом,

И каменный навстречу выйдет зверь.

Он поведет меня по всем притворам, –

Такой прогулки поджидал давно, –

И мы вдвоем надышимся собором,

Куда ему входить запрещено.

Сверкнет луна, катясь гигантским шаром

В гнездо химер, и белой станет ночь,

И камни оживут. Ведь я недаром

Пришла сюда, прикованным помочь. –

Летим! – скажу, и, повинуясь зову,

Стуча хвостом и чешуей звеня,

Они ответят, что давно готовы

Уйти в потоках лунного огня…

 

Что ж та, другая, с примусом на полке,

С копилкой, где монеты сочтены,

В окне законопатившая щелки,

Чтобы не видеть неба и луны?..

Нагрянут завтра, невзначай, туристы,

Ведь ей химер показывать должно.

О, ужас! На балконе пусто, чисто,

И неизвестно кем подметено!

Поняв с досадой, что входную плату

Собор не будет возмещать назад,

Нацелят гости фотоаппараты

На плиты опустевших балюстрад…

А мы летим… И, звезды обгоняя,

В глубокой синеве небесных сфер,

Я белый рой веду, еще не зная,

Что становлюсь химерой для химер.

 

 

ОКНА

 

Закат исчез. Испепелилось пламя,

И от неузнаваемой земли

Дома уходят, словно корабли,

Звеня антенн воздушными снастями.

 

Что делать городу, где нет домов?

Куда деваться сотням тысяч улиц?

И улицы качнулись, потянулись

На волю из панельных берегов.

 

Но и панели, соскользнув, уплыли

В потоке разливающейся мглы,

И фонари, впотьмах ища углы,

Которых нет, себя зажечь забыли.

 

Что делать городу, где ничего

Не остается, даже привидений?

Ведь он уже не город, – тень от тени,

Не помнящей названья своего.

 

Но в том, что было городскою ночью,

Беззвучно шевелилась тишина,

И черного овечьего руна

По ней ползли разрозненные клочья,

 

Потом слились громадою сплошной,

И воздуха последнего не стало,

Как будто шерстяные одеяла

Стояли неразрывною стеной.

 

Не подчинясь, висело каплей света

Мое невероятное окно.

Возможно, было и еще одно,

Чудесно сохранившееся где-то?

 

Они не зашатались, не ушли

За отступившим в дали караваном,

Но были оба спрятаны туманом

И знак подать друг другу не могли.

 

А на рассвете, важным занят делом,

Вернулся город, сам себя сложив,

Блестит на солнце, радуясь, что жив

И безупречно восстановлен в целом.

 

Как разыскать окно среди других?

То самое, что, не светя, светилось?

Оно с толпой других объединилось,

Таких же безразличных и пустых.

 

Отметинку бы, знак!.. Но, безответен,

Воскресший город заглушает зов,

И я иду, иду среди домов,

Не находя ни знаков, ни отметин.

 

 

ЛИСТ

 

Крепчает ветер. Рыщет, ищет,

Чего бы натворить спьяна.

Поднялся, взмыл – и сад расчищен,

И роща вмиг оголена.

 

Передохнув, идет на приступ

Других деревьев, в дол и лес.

Сообщник листьев, он неистов,

Разбойник и головорез.

 

Но я полет листа на волю,

Наверно, как никто, приму:

Ведь если проживет не боле

Коротких суток, что ему?

 

Как надоело быть зеленым,

С другими заплетенным в сеть,

Березам угождать и кленам,

И шелестеть, и шелестеть.

 

Полгода? Или полстолетья?

Что помнит он? Как различит?

Он знает ветви, ветви, ветви

И, в зной оцепенев, молчит.

 

Лишь утомленный монотонным

Зеленым пленом, он едва

Поймет, что сделался червонным

Для смерти или торжества.

 

А ветер ветви гнет, ломая,

Шумит крыло, и посвист рьян.

Умчись, сорвавшаяся стая,

В его осенний ураган!

 

И вот, не скован, не привязан

И больше не томим мечтой,

Лист в золотую радость разом

Влетает птицей золотой.

 

 

* * *

 

Перегореть, перестрадать, прожить

Черту кривую,

Взломанный зигзаг,

И в памяти сложить

Огромную любовь и боль, всегда живую,

И солнце счастья, и полночный мрак…

И вдруг увидеть, даже не скорбя, –

Чуть отойдя,

В каком-то сдвиге,

Что всё – не так… Что ты читаешь в книге

Чужой рассказ, в котором нет тебя…

 

 

КАВКАЗ

(Вступление к «Аттиле»)

 

Он встретил, как встретить ему полагалось.

Не дружба, не служба, не верность, не жалость.

Одно только слово: Кавказ!

 

Он встретил потерянных, нас

(Мы думали; спас!).

 

Нам горы раскрыли косматые бурки,

Из складок ущелий

Мы видели в щели

Огромные звезды, игравшие в жмурки…

 

Он, верный адатам,

Три года сиял театральным закатом,

Он вышел на сцену с кинжалом,

С шакалом, обвалом и шквалом,

С рубиново-алым

Гранатом

И с сине-зеленым, девятым

(По Айвазовскому) валом.

Летевшим из Черного моря…

 

И горы, и голод, и горе,

И скользкие, в пропасть, дороги,

И тур круторогий

Под елью.

Плясавший лезгинку с метелью,

И терпкое, злое вино, –

Всё щедро нам было дано.

 

Потом декораций не стало…

 

И он отвернулся устало

От ветхой своей бутафории,

Еще полыхающей в блеске,

Смахнул нас, как пепел, с черкески,

И выбросил в Черное море,

Туманы над ним закурив

И княжески нас одарив

Прощальной кавказскою розой, –

Горячкою сыпнотифозной…

 

 

ГРУЗИЯ

 

Над рекой, у пустого берега,

Развалины спят в траве.

Что, река, тебе прошлым вверено

О паденьях и торжестве?

 

Бездумно и успокоенно

Ты катишь воды свои,

А в них отражались воины,

Знамена, орлы, цари…

 

Сверкали мечи неистово,

И кружились в дыму щиты,

И рати вползали приступом

На каменные мосты.

 

Расскажи про века минувшие,

Про Тамару в белой чадре,

Что, спальню покинув душную,

Купаться шла на заре.

 

И в твоем уловлю я шелесте,

На могильные глядя мхи,

Много тихой, свирельной прелести,

Из которой сложу стихи…

 

К пустому берегу призраки,

Караванами облаков,

Начинали стекаться издали,

От реки ожидая слов.

 

Но, мелким играя жемчугом,

Забавляясь лунным лучом,

Она болтала, как женщина,

Сама не зная о чем.

 

 

* * *

 

И. А. Бунину

 

Никого, кому рассказать бы

О затишье русской усадьбы,

О том, как соломой прелой

И яблоком пахнет двор,

О том, как под вечер бор

От холода – сизо-белый,

Как детский крокетный шар

На рыхлом песке ночует,

Как мурлыкает самовар

И дальнего гостя чует,

Как прохладен полог из ситца,

Под которым всю ночь не спится!

 

 

ЗЕМЛЯ ДЕТСТВА

 

Когда я вспоминаю землю детства,

Для дедов и отцов уже не ту,

Уже больную, – для меня же – сказку,

Во всем очарованьи новизны,

Я неизменно вижу берег моря,

И маленькую розовую дачу,

И отблеск волн на каменном крыльце.

 

Когда я вспоминаю землю детства,

Я вижу три неповторимых чуда:

Ракушки с парусами, Млечный Путь

И радужные цепи бриллиантов,

Которые от весел льются в ночь…

 

Ракушки продвигались легкой стайкой

Вдоль розоватой полосы прибоя,

Поставив парус по теченью ветра,

И, если лечь щекою на песок,

На уровне игрушечной армады,

Покажется: идут на горизонте,

В лилово-розовых закатных далях,

Огромные, в полнеба, корабли.

А ночью, где-то в воздухе, беззвучно,

Как черный лебедь, проплывала лодка.

Рука невидимая поднимала

И опускала медленно весло,

И вдоль весла стекали бриллианты

В глубокий мрак…

 

И третьим чудом был

Гигантский звездный хвост, раскрытый в небе

И отраженный спящею водой…

О биллионы, триллионы точек.

Пыль белых искр внизу и наверху.

А между ними маленькая дача

(Так одиноко, так волшебно-тихо),

Где детское взволнованное сердце

От счастья плачет…

 

Люди говорят

Об изменениях земного шара:

Оттаивает Север… Пылкий Юг

Похолодел… И прежних нет зверей,

И рыбы мрут в отравленных озерах.

Леса уходят, уступив дорогу

Бульдозерам, заводам, небоскребам.

И в лисьих норах гибнут лисенята,

Захлебываясь нефтью…

Я сама

Живу, как все, в безвыходном «Сегодня»,

И жить хочу.

Но если кто-то скажет,

Что вывелись моллюски с парусами,

Что навсегда исчезли бриллианты

Полночных черноморских инфузорий,

Что в сторону давно ушла земля

От дома детства, и над Черным морем

Нет Млечного Пути, что он лежит

В пространстве, над неведомой планетой,

И ночь теперь, по-новому красива,

Сверкает электрическим огнем

Из тысяч тысяч одноглазых окон

Чудовищных, в полнеба, белых кубов,

Я не дослушаю…

Мне слишком странно…

Мне кажется, – дослушав, я умру…

 

1971, Переделкино

 

ЛУНА

 

Бетховен и Шуман, –

Сверканье и лед…

О, кем он задуман,

Безумный полет?

 

Диана, Селена,

Лампада веков.

Жемчужная пена,

Холмы облаков.

 

Селена, Диана –

Ее имена.

Сквозь волны тумана –

Луна.

 

О девственных лунах

Соната, сонет.

Алмазный на струнах,

Мерцающий свет…

 

Разрушив былое,

Свистя и глумясь,

Ракета стрелою

Взвилась.

 

Размерен и точен

Ракетный парад.

Колючих пощечин

Удушливый град,

 

И смрадною ватой

Окутанный вмиг,

От оспин щербатый,

Померкший лик…

 

Всё это не бредни,

Не к ночи рассказ!

 

Еще не последний,

Луна, твой час.

 

Есть время! Бескрайны

На небе пути,

Чтоб тихо и тайно

Уйти

К иным горизонтам,

К созвездьям иным,

И будет твой сон там

Ненарушим.

 

В углу потаенном,

От нас далека,

Будь только зеленым

Огнем светляка.

Вдали сиротливо

Горит изумруд…

 

Приливы, отливы

Умрут,

Лунатик устало

Падет на кровать:

Луна перестала

Сиять…

 

Когда-то, когда-то, –

Как страшно давно, —

Для Лунной сонаты,

Летевшей в окно,

Расколота в мире

На тысячи лун,

Была зажжена ты…

 

Для Лунной сонаты…

 

А что, если завтра?..

Кто знает… Кто знал…

Придумает Автор

Удачный финал, –

Какой-нибудь атом,

Чтоб выдержать стиль?..

Плеснет над закатом

Легчайшая пыль…

Пусть он и рассудит,

А мы не могли,

Но нет и не будет

Сгоревшей земли.

Когда-то плыла ведь

Среди облаков!

Что вынет прапамять

Из мертвых веков?..

И в огненной, синей,

Пустой тишине,

Вдруг – несколько линий

(Так плачут во сне):

Над кровлею плоской

Сухая лоза…

Венеры Милосской

Слепые глаза…

 

 

ЕЩЕ О ЛУНЕ

 

Может быть, в двадцать первом веке

Будет много новых затей.

Народятся сверх-человеки,

На луне наплодят детей.

 

Для детей понастроят школы,

Для больших откроют шинки,

И потянутся ледоколы

Вдоль какой-нибудь Лунь-реки.

 

Может быть, нашу землю сразу

(Для чего старый хлам беречь?)

Превратят в атомную базу,

Чтобы звезды другие сжечь.

 

Может быть, через стратосферу

Отвезут, под самый конец,

На Юпитер или Венеру

Ватикан и Зимний дворец…

 

Всё возможно… И очень скучно!

Но скучнейшее допустив,

У меня в душе однозвучно

Повторяется лейт-мотив:

 

По земному, пустому лику,

Где последний город смели,

Разбежались вольно и дико

Только рощи да ковыли.

 

Над болотною топью боры

Наклонили сквозную тень,

В голубые лесные озера

Опускает глаза олень…

 

Чередуются зимы и весны,

Чередуются снег и град,

И по-прежнему рубит сосны

Чудом спасшийся, — мой ли брат?

 

Он упрямо скрывался в ямах,

Зарывал под курганы кладь.

До юпитеров этих самых

Ему вовек не достать.

 

И не надо! Он беспечален,

Первобытные сны легки.

Вход в жилище бревном завален,

Стерегут его светляки.

 

Из медвежьей выйдя берлоги,

Он весной, в молодых полях

Проложит простые дороги,

С дождевой водой в колеях.

 

А когда поползут туманы,

Синим кутая вечера,

Заблестят посреди поляны

Космы пляшущего костра.

 

Отразит глубокое небо

Золотого огня волну…

Теплый запах смолы и хлеба

Донесется ли на луну?

 

Если да, – быть второму чуду:

Прекратив межпланетный бег,

Метеором слетит оттуда

На земную грудь человек:

 

Первый беженец!

– Всё изучено,

Всё наскучило, всё на слом!

Почитать бы мне снова Тютчева

При свече, над простым столом,

 

Побродить лугами несжатыми,

Раздвигая рукой ковыль,

И забыть навсегда об атоме,

Рассыпающем душу в пыль…

 

А ночами, над побережьями,

Где лежит в воде тишина,

Снова видеть, как светит прежняя

Незапятнанная луна.

 

 

* * *

 

Каменное безветрие,

Воздух острей ножа,

Черная геометрия

Мертвого чертежа.

 

Тусклыми негативами

Стали стволы берез.

Туго, жгутами сивыми

Ветви скрутил мороз.

 

Что это за безвременье!

Или, сойдя с ума,

Переодевшись теменью,

Выпила снег зима?

 

 

* * *

 

Не видя, я вижу. Не слушая, слышу: идет.

Подходит… И ветер несет

В холодном своем покрывале,

А вечер разрушил миры

Вчерашнего дня…

Она из-за снежной горы

В упор глядит на меня

И, стоя на перевале,

Над спуском в долину, молчит.

А сердце мое стучит,

А сердце мое кричит:

Подожди!

Мне надо дослушать дожди.

Зеленые шорохи рощ,

Мне надо успеть досказать

Про теплый, сверкающий дождь,

Успеть долюбить, дострадать,

Спасти заболевший цветок

И выпить последний глоток,

Как пьют долгожданное слово

Любви…

Сегодня меня не зови.

Приду, когда буду готова.

 

Февраль 1970

 

ИЮНЬ

 

Он седой, как лунь,

Он в тумане плачет.

Это ли нюнь?

Не назвать иначе!

Он насквозь промок,

Он придавлен тучей.

Почему не мог

Ждать он доли лучшей?

Спутал календарь

Сроки новолуний:

Жарким был январь,

А зима – в июне!

 

 

ВЕСНА

 

Какая странная весна…

Она бескровна и грустна,

А говорят: «Весна-красна»!

Но не о ней. Она иная,

И я другой такой не знаю.

Она лежит, едва дыша,

От неба прячется в тумане

И трогательно хороша

В своем уходе к смерти ранней.

 

А сестры-весны на земле

Живут, счастливые, в тепле,

В дыму дождей, в минутных грозах,

И ждут, чтоб почки на березах

Скорее в листья перешли,

Чтобы вернулись журавли…

 

Но эта, бедная, больна

И, обездоленных бездомней,

Офелией с речного дна

Глядит мучительно в окно мне,

Зовя на помощь грусть мою.

И я вполголоса пою,

Ей в утешенье, всё, что помню

Из сказок, где встает от сна

В гробу лежащая Весна.

 

Туман ползет и никнет между

Деревьями… Но я пою!

Я им по капле раздаю

Живое слово и надежду,

И хочется до боли мне,

Чтобы в ответ, на самом деле,

Глаза Весны в моем окне

Блеснули и зазеленели.

 

Что за чудо? Откуда, столбами,

Пеленами, несутся снега,

Как бесшумное белое пламя,

Поглощая леса и луга,

И мгновенно исчезнувший город?

Из каких облаков-чердаков,

Где тюфяк необъятный распорот,

Этот пух, эти перья снегов?

На последней неделе апреля

Стало стыдно весне: проспала!

И хозяйственно гонит метели,

И гуляет по небу метла.

Ты ли это, весна неживая,

Изнемогшая в мире теней,

Поднялась, ради Первого Мая,

Из холодной постели своей?

 

 

ВЕРБА

 

Купила на базаре связку вербы –

На красных ветках плюшевых котят.

Она была моею вербой первой

В чужом краю, где снобы не хотят

С лотка торговки слишком скромных прутьев.

Но остановятся пять-шесть людей

И смотрят… Почему не обмануть их,

Внушив, что вербы реже орхидей

И потому во много раз дороже?

Тут разыгрался пыл всегдашний мой,

Я заглянула в кошелек… и что же?

Купила редкость и несу домой.

Меняю воду в вазе и гадаю,

Когда котята выпустят листки,

Когда пробрызнут в воду корешки?

А верба всё живет, не опадая!

Упругих веток гибок темный шелк,

Детеныши на них неуязвимы.

Опять апрель… Год мимо нас прошел!

Мы с вербою начнем вторую зиму.

Я к ней привыкла, и она ко мне.

Не от нее ли в стих мой залетели

Апрели детства, вербные недели,

Капели с крыш и русский снег в окне?..

Однажды гость зашел. Сказал:

«Не тешьте Себя мечтой и присмотритесь к ней:

За целый год ни листьев, ни корней!

Возьмите ножницы да и подрежьте.

Не видите, что чересчур высок,

Усталый ствол достиг предельной точки,

И по нему дойти не может сок

До каменеющей от жажды почки?»

Послушалась. Напрасен был мой труд:

Тупятся ножницы и не берут!

Тогда, поняв, я сделалась суровой

Сама к себе и, не потупив взгляд,

Оборвала на вербе пластиковой

Ее седых нилоновых котят!

 

 

БЕЛАЯ ЧЕРЕПАХА

 

Я не люблю июля и боюсь.

Тот страшный день июлем был помечен,

И для меня навеки искалечен

Весь этот месяц… В нем такая грусть,

Такая тяжесть… Нестерпимо жаркий

Пылал июль, сгорев до желтизны.

Томились звери, от жары больны,

Павлины не кричали в зоопарке,

Но в стороне от страждущих зверей,

За голубыми стеклами дверей,

Ютился островок сырой прохлады, –

Нетронутый жарой питомник змей,

Где в полутьме блаженствовали гады.

Втекая в человеческий прибой,

Вползавший на бетонные ступени,

Вошла и я, с воскресною толпой,

Искавшей развлечения и тени.

Вошла и я… Но ад, представший мне,

Неведом Данту и рассказан не был:

Сияющий квадрат пробит в стене,

В квадрате – вся лазурь морей и неба.

Смертельно голубая, – нет такой

Лазури в мире, – эта, перед нами,

Беззвучной за стеклом лилась рекой

И легкими вскипала пузырьками.

Не белый герб на фоне голубом,

Расплющенный в застенке застекленном,

Живое существо, с покатым лбом,

Там шевелилось, в колыханье сонном.

Чудовищный пузырь, или нарыв,

Огромное всплывало кверху тело,

И, плавники как веера раскрыв,

Теченью отдавалось одурело,

И вместе с ним обратно вниз текло,

Неслышно ударяясь о стекло.

Лучом прожектор бил в него свирепо,

И врассыпную пузырьки неслись,

И в тесной глуби водяного склепа

От света было некуда спастись.

Но весело подсчитывая взмахи

Не ног, не лап, – резиновых плетей,

К застенку океанской черепахи,

Смеясь, тянули матери детей…

Забуду ли бессмысленную пляску

В пространстве ослепительно пустом

И маленькую гипсовую маску

С растянутым, окаменелым ртом

И белый щит… Как бился о стекло он!

Не гад морской, осмеянный толпой,

А очень старый, полупьяный клоун,

Сойдя с ума в пустыне голубой,

Смотрел вперед раскосо и незряче

(Затравленный так смотрит человек),

То расширяя мертвый взгляд, то пряча

В пергаментные створки белых век…

 

Опять июль плывет из сонной дали,

Померкли краски, им опалены,

Живет одна лазурь! Глаза устали

От нелюбимой мной голубизны.

Сквозь весь июль несу печаль с собою

И от лазури радости не жду:

Отравлен тот, кто видел голубое

Не только в небесах, но и в аду.

 

 

РАЙ

 

В небе дальнем, в небе синем

Белый, белый снегопад…

Крылья сблизим, крылья сдвинем,

Не оглянемся назад.

Ангел к ангелу… Осанна…

Белый, белый, белый снег…

Это рай?..

И вдруг, нежданно,

В темноте сомкнутых век

Полыхнуло смутным жаром:

Там, за тридевять земель,

Балаган был очень старым,

И кружилась карусель…

Ангел к ангелу… Осанной

Дышит воздух осиянный

От заката до восхода…

 

А шатер был полосатый,

С ярко-розовой заплатой,

С желтым клоуном у входа…

 

 

ДРОЗДЫ

 

В этой стране не летают дрозды,

Ходят пешком по траве и по льду.

Кто-то привесил к их лапкам пуды, —

Не полететь пешеходу-дрозду.

 

Он и не хочет. Но если лежит

Где-то червяк дождевой, еле жив,

Дрозд подкатиться к нему поспешит,

Лопасти крыльев смешно распушив.

 

Бросишь ли сверху накрошенный хлеб,

Сколько веселых слетается птах!

Самый последний, тяжел и нелеп,

Дрозд остается всегда в дураках.

 

Странная птица… Зачем?.. Почему?..

Хочется громко в окно закричать,

Чтобы помочь встрепенуться ему:

«Поупражнялся бы! Надо начать,

 

Надо понять, что не мотоциклет,

А вольнокрылая птица, как все.

Небо открыто, и радости нет

Вечно бродить по колено в росе».

 

Но оказалось, не слишком-то прост

Мой, воробьями осмеянный, дрозд.

 

Было еще не темно, но пора

Птицам по гнездам своим разойтись.

Долго весною светлы вечера,

И зеленеет пустынная высь.

 

Тут и случилось.

Смеркалось, когда

Я разглядела, что там, в вышине,

Дрозд прицепился, как к елке звезда,

К мачтовой, самой высокой сосне.

 

Выше нельзя…

Очень многих чудес

Не объяснить никогда, никому.

Тяжеловес на вершину залез,

К ночи доступную только ему.

 

Ждал ли он выхода первой звезды?

Кто его знает… Но тихо, потом

Стали слетаться другие дрозды

И неподвижно расселись кругом.

 

В эти часы нет пустой трескотни,

Птичьего гомона, писка вразброд.

Нет воробьев! Надоели они

В быстром мелькании взад и вперед.

 

В эти часы для дроздов-чудаков

Небо открыто, и дали ясны.

 

Так рассказали мне ночью, без слов,

Самые верхние ветки сосны.

 

 

* * *

 

Есть стихи-фазаны, есть павлины,

В радужном атласном опереньи.

Столько в них лазури и малины,

Что природа не дала им пенья.

 

Есть стихи мудреные, как числа

Высшей математики, как притчи,

Как сухой скелет сухого смысла,

Но не задушевнее, не гибче.

 

Есть стихи – триумф косноязычья.

 

Я люблю слова совсем простые,

Серенькие, скромные словечки.

Вольно льются песни золотые,

Сложенные в горле птицы певчей,

Часто безымянной и невзрачной,

Где-то в роще, над кустом сирени.

Птичье пенье и рассвет прозрачный –

Лучшее из всех стихотворений.

 

Что мне даст узора вычур дивный

И хитросплетенье филиграни?

Я люблю простой и примитивный

Камень для постройки вечных зданий.

 

Из таких камней взошло Толедо,

Пламенный пример земным твердыням.

И стоит Толедо, как победа,

И звучит поэмой в небе синем.

 

 

* * *

 

Это правда! Не стыдно признаться

На пороге раскрытых дверей,

Что труднее всего мне расстаться

С дружбой. Но не людей, а зверей.

 

Если я, уходя, и заплачу,

То, наверно, припомнив до слез

В доме детства – семейку собачью,

Ту, с которой так чудно жилось…

 

Или в тропиках… День был обуглен,

Словно дан на съеденье жаре,

И зайчиху с зайчонком, из джунглей,

Я нашла у себя во дворе.

 

Я кормила их свежей морковью,

Я водой окропила крыльцо…

Если это зовется любовью,

То взаимность была налицо.

 

Почему они выбрали дальний,

Совершенно не заячий дом,

Поселившись в машине стиральной,

За негодностью сданной на слом?

 

Или кот, постучавшийся ночью

(Уходя, я тот стук узнаю!),

Словно прыгнул с трубы водосточной

В жизнь чужую, отныне свою!

 

Пуст мой сад, и колодец мой высох,

Угасает за тучей звезда.

Всех доверчивых, всех бескорыстных

Уношу я с собой навсегда.

 

Никуда? Впрочем, кто его знает!

Может быть, никуда – это ложь?

Может быть, кто-то в небе залает,

Словно спросит: «Ну, как? Узнаешь?..»

 

 

ДРУГ

 

Он был от рожденья немой,

Незнакомый с лестью и ложью.

Он любил, как любить не может

Ни один человек…

Домой

Возвращалась я, и стыдливо,

Неуклюже, забыв себя,

Подходил он ко мне, любя,

Улыбался немного криво,

И смотрел на меня, смотрел

Немигающим, строгим взглядом,

Словно взять с собою хотел

В смерть.

И в смерти остаться рядом.

Охранять мой дом и покой

Не его ли случай поставил?

Но ведь о любви такой

И писал коринфянам Павел:

О любви, что не верит в зло,

Не противится и не ропщет.

И сложнее быть не могло,

И вовеки не будет проще.

Вот пишу о нем, и от слез

Уплывает в туман бумага…

Он был бесхитростный пес.

Дворняга.

 

 

ОРЕХ

 

Светлане Соложенкиной

 

На удивленье и на смех

Орехам грецким и кедровым,

Большой кокосовый орех,

Как будто сорван Гумилевым

На экзотической земле,

В саду заброшенного храма,

Где он созрел в горячей мгле,

Под бормотание там-тама.

Орех и думать не дерзал

В своей юдоли африканской,

Что будет снег, вагон, вокзал,

Москва и в ней бульвар Славянский,

И девушка…

Она о нем,

В воображении богатом,

Мечтала вечером и днем,

О буром, диком, волосатом,

О недоступном, о таком

Гогеновском, – с его полотен!

И вдруг орех вкатился в дом,

И ощутим, и кругл, и плотен.

Он прислан для любой игры.

Вот, например: ударом верным

Пробить в орехе две дыры,

Как в банке с молоком консервным,

И ждать, что струйка молока

Зеленовато-голубого

Польется в чашку. А пока

Питье такое не готово, –

Читать на память Гумилева.

Второй рецепт несложный есть, –

Ведь все рецепты в нашей власти:

Мякину разрубить ни части,

А после съесть, или не съесть.

Но вряд ли станет палачом

Та, что грустит о каждой мошке,

Поет о камушке речном,

Любуясь ивовой сережкой.

Хоть любопытство и не грех,

И мы его не судим строго,

Живым останется орех.

Орех Гогена и Ван Гога.

На полке, в гуще пестрых книг,

Приняв торжественную позу,

Он ляжет, бур, космат и дик,

И рядом с ним поставят розу,

Ему особый жребии дан,

Свое кокосовое чудо:

Быть мячиком для обезьян

И стать моделью для этюда!

 

 

ВОДОПОЙ

 

Голубело небо,

День был голубой…

Маленькие зебры

Шли на водопой.

 

От хвоста до шейки,

Не щадя чернил,

Нотные линейки

Кто-то им чертил.

 

В озере водица –

Брага в ендове!

Топали копытца

В голубой траве.

 

Молча бы напиться!

Только здесь и там

Топали копытца,

Как глухой там-там.

 

Замечтался кто-то,

Ноты позабыв.

Разбросала ноты

Тень плакучих ив.

 

Солнечный и резвый,

Зайчик заплясал.

Тремоло, диэзы

Золотом вписал.

 

Молча не напиться,

Если здесь и там

Стал в оркестр проситься

Быстрых ног там-там!

 

Черное на белом

Как не разглядеть!

Полосатым телом

Могут зебры петь.

 

Это всё – из неба,

Всё – само собой.

В зоопарке зебры

Шли на водопой.

 

 

АТЛАНТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

Над Атлантическим океаном

Иссиня-черная туча шла.

Низко ползла, к воде прилегла,

И стал океан стеклянным.

 

На пустом берегу пески, пески,

Седина без конца, без края…

Чахнут водоросли от тоски,

В тропической мгле сгорая.

Душный воздух стоит и спит…

 

На зеленой воде стоит

Фосфорический мост из семи цветов,

Из семи павлиньих хвостов.

 

Я лежу на песке, а вокруг меня,

В бархатистой пыли, возня:

Осторожно бисер течет,

И у ног моих холмик растет,

Вырастает крошка-вулкан,

Раскрывает черный глазок.

Летаргически спит океан,

Но проснулся, дыша, песок.

Он выталкивает бугорки,

Завивает в пыли дымки.

В каждом кратере завязь цветка,

И встают они из песка.

Вот из щелки ползет василек,

Пробежал два шага, прилег

И с песчинкою заиграл,

А за ним, как живой коралл,

Покатился, с размером в пятак,

Огневой, оранжевый мак.

Это крабы к воде спешат

И клешнями шуршат, шуршат…

Ведь от радуги души звучат

Атлантических паучат!

Не вскарабкаться крабам слабым

На светящуюся дугу.

Чем помочь неумелым крабам,

Если я сама не могу

Ни подняться, ни перейти

По мосту, к своему былому?

Он лежал через речку к дому,

И вели к нему все пути.

Из березовых бревен, прост,

Шаток был деревенский мост…

Далеко расстилались леса

И седые поля овса.

В овсяных просторах земли

Васильки и маки цвели…

 

Гаснет радуга… Ни следа!

О мостах, что сломались, забудь…

Отсияв, превратилась вода

В однотонную серую муть.

Крабов нет. Из последних сил

Океан их всех погасил.

Чахнут водоросли от тоски,

В душной пыли сгорая.

 

Атлантические пески.

Пустота без конца, без края…

 

1963 Флорида, США

 

ЛЯГУШКА

 

Лягушка в тинистом пруду

Соскучилась немало.

Хотела проглотить звезду

И не поймала.

Но был высок, широк прыжок, –

Теперь ей не вернуться

На тот постылый бережок,

Где комары толкутся,

Не окунуться в сонный пруд,

В его глухую темень.

Там караси внизу снуют,

Наверх подняться лень им…

И ночь прошла. Горит заря.

Куда ты, путь далекий?

Как два зеленых пузыря,

Надулись ветром щеки.

Лягушка прыг, лягушка скок,

Всю землю огибая.

Вдруг перед ней – простор, песок

И бездна голубая.

Голубизной ослеплена,

Пространством без предела,

На камень шлепнулась она

И вмиг окаменела.

К ней долетал глубинный шум

Из сине-голубого

И, вместе с ним, пришло на ум

Подслушанное слово.

Кто знает, сколько шалых слов,

Над прудом с карасями,

Порой бормочет рыболов,

Когда сидит часами

В зеленом обществе лягух,

Как будто спящих сладко?

Но у лягух оличный слух,

И память, и догадка.

В стоячий пруд, в росу, в туман,

В кувшинки на трясине

Упало слово «океан»,

И был он синий-синий,

Вот этот самый! Не узнать

Нельзя его, такого.

И повторяется опять

Подслушанное слово.

Туда уплыть и воду пить,

Да только в незнакомом

Опасно жить и гнезда вить,

Обзаводиться домом…

Заквакала, что было сил

(Ей показалось – спела!),

И кто-то из воды спросил:

Что за ква-ква? В чем дело?

И вот, над берегом взвилась,

Неведомо откуда,

Большая рыба – не карась,

А просто чудо-юдо,

Вся из литого серебра,

Не рыба – королева,

И плавники, как веера,

Раскрыла справа, слева.

Лягушка крякнула: – Ква-ква,

Ох, пересохло горло! –

И заболтала, чуть жива

От страха и восторга:

– Я вскачь пришла из темных стран.

Чего я жду от рыбы?

Про океан, про океан

Вы рассказать могли бы?

Как в океане?.. Там?.. У вас?.. –

А рыба и не знала.

Тараща на лягушку глаз,

Рассеянно сказала:

– Про океан?.. Какой такой?.. –

 

В прибой нырнула голубой

И под водой пропала.

 

 

УКРАИНСКАЯ КУКЛА

 

Соломенная кукла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: