ТЕМА: Вспомогательные формы обучения.




План.

1. Домашняя самостоятельная работа. Ее цель и функции.

2. Основная цель предметных кружков.

3. экскурсия. Подготовка и проведение экскурсий. Виды экскурсий.

4. Факультативы. Курсы по выбору.

5. Консультация. Положительные моменты.

 

Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

 

К числу основных и стабильных видов внешкольных заня­тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения.

Глав­ная ее цель — расширить и углубить знания, умения, получен­ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду­альные склонности, дарования и способности учащихся. До­машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь­ников, уровня их развития.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп­ределенные дидактические функции:

ü закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

ü расширение и углубление учебного материала, прорабо­танного в классе;

ü формирование умений и навыков самостоятельного вы­полнения упражнений;

ü развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про­граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося:

ü выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы­резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.

Серьезных доказательств бесполез­ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за­бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по со­держанию, методам работы, времени обучения и т. д.

Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся.

1. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору­чениям.

2. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами.

3. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа­ны.

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все­сторонне подготовиться:

1. Предварительно ознакомиться с объек­том и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач.

2. В плане экскур­сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне­ния заданий, подведение итогов экскурсии.

3. Методика проведе­ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

4. Экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто­ятельная работа по плану — наблюдение, составление соответ­ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма­териала и т. д.

Экскурсия может быть:

ü фронтальной,

ü групповой или мик­рогрупповой (бригадной).

ü учебные экскурсии планируются как по от­дельным предметам,

ü комплексные, включающие темати­ку нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие­ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото­вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб­щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли­тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про­изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче­том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак­тика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботани­ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му­зыки, художественной гимнастики и т. д.

При определении пе­речня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб­ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус­ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель­ности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации — учебной беседе, в которой во­просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все­го в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием.

Правильно организованная консультация помогает:

1. преодолевать трудности учащимся в овладении учебным материалом.

2. учи­тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само­стоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний.

3. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих­ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения.

4. консультация воспитыва­ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве­ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про­верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с те­кущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна­ружить пробелы в своих знаниях и устранить их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: